Разработка собрания в младшей группе детского сада на тему Общение детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание в ДОУ, в младшей группе.

«Общение детей дошкольного возраста»

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. «За чашечкой чая» родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта. Данная форма проведения родительского собрания была наиболее эффективной, т.к. в ходе родительского собрания все родители смогли внести свой вклад.

Тема: Общение детей дошкольного возраста.

Цель: Познакомить родителей с процессом формирования общения у детей 3 -4 лет, с его основными компонентами. Показать родителям важность общения и совместных игр в семье для ребенка.

Форма проведения - за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию:

  • Приглашение родителей на собрание.

  • Размещение информации на стенде «Правила общения с детьми».

  • Анкетирование детей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь дома».

  • Подготовка рекомендаций для родителей по теме «Обучение детей навыкам общения в домашних условиях».

  • Создание картотеки считалок, мирилок и игр на развитие общения в домашних условиях.

Оборудование и ТСО:

  • Магнитофон с фонограммой песен.

  • «Волшебный микрофон»

  • На столе приготовлены памятки для родителей, картотека считалок, мирилок и игр на развитие коммуникативных навыков.

  • «Клубок вопросов».

№ п/п

План собрания:

Ответственный

I

Упражнение «Давайте поздороваемся!»

Родители
Воспитатель

II

Дискуссия на тему «Что такое общение?»

Родители
Воспитатель

III

Сообщение «Основные направления работы с детьми 3-4 лет в формировании коммуникативных умений»

Воспитатель

IV

Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

Родители
Воспитатель

V

Сообщение «Обучение детей навыкам общения в домашних условиях».

Родители
Воспитатель

VI

«Клубок вопросов».

Родители

Воспитатели

VII

Блиц - интервью.

Родители

VIII.

Подведение итогов родительского собрания.

Воспитатели

Литература:

  • Т.С.Зенина "Родительские собрания в детском саду".

  • А. Любимов "НЛП: мастерство коммуникации".

  • О.С.Ушакова "Придумай слово".

  • С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

Ход собрания:

I.Упражнение «Давайте поздороваемся».

Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Давайте поздороваемся». (Сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который находится рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

II. Дискуссия на тему «Что такое общение? ».

Сегодня тема нашего собрания «Общение детей дошкольного возраста». Я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает, что такое «Общение». (Родители по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы все правильно сказали общение это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга. Общаясь, мы познаем мир; потребность в общении - одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий. "Общество" и "общение" - однокоренные слова, ведь любое общество - это не что иное как система различных уровней и форм общения людей. Ежедневно мы сталкиваемся с многочисленными ситуациями, в которых можем наблюдать все разнообразие человеческого общения.

Общение - сложное социальное явление, и, хотя оно представляет собой целостный акт, в нем можно выделить три стороны:

коммуникативная сторона (коммуникация ~ передача информации) - это обмен информацией, в процессе которого от человека к человеку передаются знания, умения, эмоции;

перцептивная сторона (перцепция - восприятие) - это восприятие человека человеком и их взаимопонимание;

интерактивная сторона - взаимодействие людей друг с другом.

Общаемся не только мы взрослые, но и наши маленькие дети. И с этим у них возникает немало проблем: маленький словарный запас, отсутствие навыка и умения общения. И наша задача сегодня разобраться с этим вопросом и помочь детям научиться общаться, чтобы в дальнейшем они чувствовали себя комфортно в обществе.

III. Сообщение «Основные направления работы с детьми 3-4 лет в формировании коммуникативных умений»

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления. Именно к 3-4 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая деятельность. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.
Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений. Давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 3-4 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.

1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, зависящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей 3 - 4 лет входят:

- информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
- умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности.

IV. Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

Исходя из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы общаетесь со своим ребенком дома?». (Дискуссия родителей)

Подводя итог нашей дискуссии, ознакомлю вас с полученными результатами анкетирования детей на тему: «Как общаются с ребенком дома» :

На вопрос: что вы с родителями делаете вечером дома? 12% ответили играем, 74% сказали, что смотрят телевизор, а 14% затруднились с ответом.

На второй вопрос: «Читают ли тебе на ночь?» 57% ответили «да», остальные - «нет».

На следующий вопрос: «С кем больше всего любишь проводить время? 23% ответили - с мамой, 15% - с папой, 22% - с бабушкой, 18% - с дедушкой, 22% - с друзьями.

V. Сообщение «Обучение детей навыкам общения в домашних условиях».

Обычно детям не требуется специального обучения общению. Обучение общению - процесс естественный. Ребенок учится общаться, подражая тому, как это делают родители. Сами родители должны показывать ребенку образцы правильного общения. В общении со взрослыми он узнает, как нужно: говорить и делать правильно; слушать и понимать другого; усваивать новые знания.

А для этого необходимо:

  • Разговаривать друг с другом. Если общение не происходит, Вы отдаляетесь друг от друга.

Рассказывать им о себе. Пусть Ваши дети знают, что Вы открыты для откровенного разговора.

Уметь поставить себя на их место. Ребенку часто кажется, что с теми проблемами, которые возникли у него, никто раньше не сталкивался. Хорошо, если у Вашего ребенка не будет сомнений в том, что Вы его понимаете.

Быть рядом. Детям важно знать, что дверь к Вам всегда открыта, что всегда есть возможность поговорить или просто побыть с Вами.

Быть твердым и последовательным. Не предъявляйте требования, которые невозможно выполнить. Будьте предсказуемы для своего ребенка. Старайтесь все делать вместе. Планируйте интересные дела вместе с ребенком, участвуйте в его жизни.

Дружить с его друзьями. Ребенок часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения. Убедитесь в том, что Вы знаете, с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями - это позволит избежать многих проблем.

Помнить, что каждый ребенок особенный. У каждого человека есть сильные и слабые стороны. Помогите своему ребенку поверить в себя.

Выслушивать ребенка. Способность слушать - ключ к нормальному общению. Разговаривая с Вами, рассказывая о себе, ребенок не ждет оценок или критики. Учитесь просто слушать, не перебивая и не настаивая на своем. Вашему ребенку необходимо, чтобы его выслушали.

  • Чаще играть с ребенком в интеллектуальные и подвижные игры.

Взаимодействуйте со своим ребенком в игре. Подчиняясь ее правилам, родитель снисходит с позиции непогрешимого и всегда правого взрослого, а ребенок получает возможность ощутить себя важным и значимым. В процессе игры между членами семьи устанавливается новый стиль общения по правилам союзников, так как родителю необходимо понять мотивацию действий своего ребенка, его логику, ощущения и эмоциональное состояние. В результате маленький человек, с полным доверием погружаясь во взаимодействие с родителем, начинает ощущать значимость своей личности. В такой атмосфере творческое самовыражение дошкольника может раскрыться особенно полно и одновременно возрастает его ощущение ответственности за происходящее. Полная свобода в творческом проявлении себя вкупе с поддержкой родителя и отсутствием страха наказания является мощным стимулом в повышении самооценки ребенка, в укреплении его психологического здоровья и формировании всех необходимых коммуникативных навыков.

Взаимодействуя в игре и наблюдая за своим ребенком, родители начинают подмечать такие характерные черты, которых они не замечали в реальной жизни. Такие занятия учат сотрудничеству со своими детьми, помогают с пониманием относиться к их маленьким победам и поражениям и дают толчок к совместному творчеству в игре, которое впоследствии непременно займет достойное место и в реальной жизни семьи.

VI. «Клубок вопросов».

Воспитатель записывает вопросы родителей по теме на узкие полоски бумаги, которые сматывает в один общий клубок. А потом предлагает родителям размотать его. Родитель начинает разматывать клубок и отвечает на вопрос, если он затрудняется, то может передать вопрос следующему. Также всем помогает ответить воспитатель. Один родитель может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше, пока не будут рассмотрены все вопросы.

1. Вопрос. Как лучше развивать связную речь у ребенка, считаясь с его индивидуальными особенностями?

Ответ. Связную речь можно развивать в процессе обучения ребенка пересказу по описанию. Лучше всего это делать, учитывая индивидуальные особенности детей, их интересы (лепить, ставить спектакли и др.).

Происходит естественный диалог в играх-драматизациях, инсценировках, в ходе сюжетно-дидактических игр, в процессе диалогов на темы из личного опыта, в рассуждениях при отгадывании загадок и др. У детей в условиях интересных увлечений само собой происходит словесное выражение собственных мыслей

2. Вопрос. Почему, общаясь со сверстником, даже непонятливым, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Ответ. Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.

3. Вопрос. При каких условиях ребенок растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным?

Ответ. Если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь, то в такой атмосфере у ребенка развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Малыш в таком случае усваивает особенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он настроен конструктивно.

4. Ситуация: Единственный сын (4 года) растет необщительным. Его родители считают, что ему пора бы уже много разговаривать, а он все молчит. Как можно разговорить ребенка?

Решение. Исследования показывают, что число детей, страдающих от собственной неконтактности, или, иными словами, от аутизма, становится все больше. Рост потока информации, обострение социальных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы.

В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в книге В. Е. Кагана «Преодоление: неконтактный ребенок в семье». Автор дает рекомендации по устройству повседневной семейной жизни, целительной для ребенка; рассказывает о развитии общения и сотрудничества.

5. Ситуация. Дима (4 года) и Коля (4 года 1 месяц) играли поодиночке, каждый со своей игрушкой. Родители обратили внимание на то, что сверстники мальчиков не принимали их в совместные игры. Психолог, обследовавший этих детей, сказал родителям, что причина тому в недостаточной развитости речи у их сыновей.

Решение. Дети, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательное общение. Им становится скучно друг с другом. Они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем.

VII. Блиц - интервью.

Каждый участник дает короткое высказывание, пожелание о родительском собрании в двух - трех предложениях.

VIII. Подведение итогов родительского собрания.

Сегодня мы приготовили для вас подарок - считалки, мирилки, картотеку игр и памятки по обучению детей навыкам общения в домашних условиях. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему, формировать свое умение общаться.

Спасибо всем за участие!

Памятка родителям от ребенка.

Когда я живу в понимании и дружелюбии,

я учусь находить любовь в этом мире.

Когда меня поддерживают, я учусь уважать и ценить себя.

Когда я расту в честности, я учусь быть справедливым.

Когда я живу в безопасности, я учусь принимать других и верить в людей.

Когда меня подбадривают, я учусь верить в себя.

Когда меня хвалят, я учусь быть благодарным!

Памятка для родителей «Правила общения с детьми»

1. Если Вы не в настроении - остановитесь и сосчитайте до 10.

Для ребенка важно, чтобы Вы были спокойны.

2. Уважайте ребенка, даже если он совсем маленький, как независимую личность.

3. Все дети разные - сравнивать их не всегда полезно.

4. Удовлетворяйте потребности ребенка так же, как и свои.

5. Не требуйте от ребенка больше, чем он может.

6. У ребенка такие же, как и у Вас чувства и эмоции.

7. Родители нуждаются в поддержке - не бойтесь просить помощи у специалистов или других родителей.

8. Заботьтесь о ребенке так же, как о себе и своем здоровье.

9. Если настроение не изменилось - начинайте считать снова…

Памятка для родителей

Если Ваш ребенок с проявлениями замкнутости, то:

1. Не принуждайте ребёнка к общению.

2. Старайтесь не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, и не пытайтесь общаться "за ребёнка"

3. Введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребёнка; не раздражайтесь на то, что ваш ребёнок отказывается от общения.

4. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой ("сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера")

5. Старайтесь быть примером эффективно общающегося человека.

6. Привлекайте ребёнка к "вынужденному" общению: попросите сделать покупку, узнать, который час и т.д.

7. Если ребёнок захотел пообщаться с вами, постарайтесь отложить все свои дела и поддержите это желание.

8. Заведите дома животное. Посещайте выставки животных, цирковые представления с их участием.

9. Будьте снисходительны к ошибкам своего ребёнка.

"Как помочь ребёнку поддерживать дружеские отношения с детьми"

1. Настраивайте ребёнка на положительное общение со сверстниками, выражайте уверенность в том, сын или дочь смогут поиграть не поссорившись.

2. Постоянно пополняйте словарь детей словами и выражениями, которые помогут им вступать в контакт со сверстниками: "Давай играть вместе", "Пожалуйста, ходи первым", "Будь добр, уступи мне" и т.д.

3. В процессе игры или общения детей интересуйтесь "как идут дела" (если Вы рядом).

4. Оценивая ребёнка, делайте акцент на его поступках, а не на личности. Правильно сказать не "ты плохой - обидел Марину!", а "ты поступил нехорошо - обидел Марину, попробуй исправить свою ошибку!"

5.Обязательно спрашивайте у ребёнка, какие чувства и ощущения у него остались после встречи с другом. Заострите внимание на эмоционально- положительных моментах общения.

6. Чаще играйте, что-то делайте вместе с ребёнком. Ставьте себя в роль ведущего и ведомого. Полученные навыки такого общения с Вами очень пригодятся ребёнку во взаимоотношениях с детьми.

7. Обращайте внимание на дружеские взаимоотношения героев произведений художественной литературы, обсуждайте особо яркие моменты.

8.Будьте настоящим, верным другом своему ребёнку! Только тогда он по-настоящему научится ценить дружбу и дорожить ею!

Мирилки.

Выберите 3-5 мирилок, которые больше всего понравятся Вам и Вашим детям и выучите их . Сами используйте мирилки, если вдруг кого-то обидели (в семье, во дворе- словом, в повседневной жизни). Тогда и малыш станет тоже использовать мирилки в общении с людьми. Это так важно - простить и забыть все обиды и снова жить в ладу с собой и другими людьми!

Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.

***
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
***
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!

Считалочки.

Вышли мышки как - то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре -
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

***
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы ≈
Ты пойди-ка
Поводи!

***
Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке -
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

«Игры на общение».

Давай поговорим (автор - Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой. Количество играющих: 2 или больше человек. Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игрусловами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение изавязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Ладонь в ладонь (авторы - Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Найди отличие (авторы -Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения - они меняются ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так и в медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

Ау! (авторы - О. Хухлаев., О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые (автор - О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке - в добрых волчат, а на левой - в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

"Проснись" (3-4 года).
Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: "Проснись, моё солнышко!" и т.п. Взрослый. Давай поиграем. Я - как будто дочка (сынок) - и сплю. А - ты мама (папа) - меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом "просыпающийся" может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и "маме". При повторе участники игры меняются ролями.

"Прошу - не надо" (3-4 года).
Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения, помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова "прошу"- рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым "не надо" - кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута "от себя").


© 2010-2022