• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Эстетические и нравственные функции литературы посредством отбора произведений и организации процесса литературного развития ребёнка в детском саду

Эстетические и нравственные функции литературы посредством отбора произведений и организации процесса литературного развития ребёнка в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эстетические и нравственные функции литературы посредством отбора произведений и организации процесса литературного развития ребёнка в детском саду.

Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Читательская культура лежит в основе социального, познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического и в целом - духовного развития ребёнка. Не случайно, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой должно быть «направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг». Для реализации цели предполагается решение следующих задач: «формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса»

Вместе с тем, на сегодняшний день существуют ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно-исторического опыта и утратой его ценности, как в культуре детей, так и в читательской культуре взрослых.

Результаты исследования среди дошкольников свидетельствуют о крайне низком рейтинге чтения книги и занимают лишь 5-е место среди других интересов ребёнка. Более высокий рейтинг занимают такие формы детской занятости, как игры на компьютере (1-е место), просмотр телепередач и видеофильмов (2-е место), сюжетно-ролевые игры со сверстниками (3-е место), использование игровых приставок (4-е место).

Очевидно, что детские предпочтения в выборе деятельности для заполнения свободного времени сыграли не последнюю роль в определении места и роли книги в образовательном процесс современного детского сада. В последние годы возникло явное противоречие между провозглашением в Федеральных государственных требованиях чтения как универсального культурного механизма приобщения детей к национальной культуре и сложившейся практикой образования, решающей с помощью чтения в основном задачи прикладного характера: литература остается важным средством для развития речи детей, книга - способ знакомства детей с новым познавательным содержанием. Поэтому в содержании литературных центров (книжных уголков) в группах детского сада в последнее время все большее место занимают книги познавательной направленности - детские энциклопедические издания, рассказы познавательного содержания.

Однако художественная литература - это прежде всего вид искусства, выполняющий эстетическую и нравственную функцию в жизни общества.

Природа и сущность искусства находят отражение в его эстетической и гедонистической функциях. Литература как вид искусства призвана показать читателю действительность с новой, необычной позиции, которую предлагает автор, удивить необычностью авторского восприятия.

Гедоническая функция искусства предполагает переживание бескорыстного духовного наслаждения от общения с книгой, от совместного с героями произведения «проживания» событий, описанных автором, от эмоционального соучастия в них.

Для воспитания интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста принципиально важной становится нравственная (воспитательная) функция художественной литературы, которая способствует становлению духовного мира маленьких читателей

Для воспитания интереса к чтению в соответствии с деятельной природой дошкольника особое значение будет иметь активное включение литературного опыта ребёнка в его творческую деятельность, в частности, в театрализованную игру.

Таким образом, в качестве важнейших факторов воспитания у детей интереса к книге можно рассматривать усиление эстетической и нравственной функции литературы посредством отбора произведений и организации процесса литературного развития ребёнка в детском саду.




© 2010-2022