Анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС ДО

Донос Н.А.

ЛПИ - филиал СФУ

Задачей нашего исследования является анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО. Для анализа мы выбрали следующие программы: «Мозайка» (Авторы: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева), «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Радуга» (Авторы С. Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова), «Истоки» (Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н.¸ Иванкова Р.А., Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н., Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунтаева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В) , «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.











Таблица

Анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО

ПАнализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДОрограммы

ФГОС ДО

Истоки

Радуга

От рождения до школы

Мозаика

Мир открытий

Цели

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей,

имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

  • Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка

  • Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

создание благоприятных условий для

полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,

к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 расширение возможностей развития личностного потенциала

и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

Накопление ребенком культурного опыта

деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с

окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем

(в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании

целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию,

саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Анализ

целей

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что главной целью является равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, которая совпадает только с программами «Истоки» и «Мозайка».

Задачи


  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

  • определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого)

обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей,

имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной

программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное

и

эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени

и при переходе к обучению в начальной школе


  • обеспечивать охрану здоровья

  • Способствовать физическому развитию

  • Способствовать физиологическому развитию

  • Способствовать становлению деятельности

  • Способствовать становлению сознания

  • Закладывать основы личности

  • Создавать атмосферу социального комфорта

  • Создавать условия для творческого самовыражения


  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.


  • обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

  • приобщение детей через соответствующие их индивидуально-

возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

  • развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

  • реализация вариативных образовательных программ;

  • соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного- разовательного процесса

Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и

психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание

комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок

чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают

таким, какой он есть;

• развитие социальных, нравственных,

физических, интеллектуальных,

эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для

гармоничного развития

детей

в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и

творить самого себя в основных формах человеческой деятельности,

готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

формирование общей культуры личности ребенка, в том числе

ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности,

инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной

позиции;

• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,

взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и

идеалов, прав свободного человека;

• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости

за ее достижения

на основе духовно

- нравственных и социокультурных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

человека, семьи, общества

формирование

социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• объединение воспитательно -

оздоровительных ресурсов семьи и

дошкольной организации на основе традиционных духовно

-

нравственных

ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с

семьей, оказание ей психолого

-

педагогической поддержки, повышение

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей;

• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания

образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности

образования

на всех этапах жизни человека.

Анализ задач

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что со стандартом совпадает большинство задач проанализированных программ, которые направлены на охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка ; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ ; формирования социокультурной среды.

Принципы

поддержки разнообразия детства;

● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как

важного этапа в общем

развитии человека;

● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного

детства, амплификации (обогащения) детского развития;

● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого

ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

особенностями

и склонностями;

● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития

детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

● формирования познавательных интересов и познавательных действий

ребёнка через

его включение

в различные виды деятельности;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте

заключается в том, что всякое частное должно вы

ступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений,

на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети

в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них

объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогноз

проигрывать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный подход к организации содержания.

2.Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа,

родной язык, рисование и др.), а с другой- существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное

поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений

как

вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие

смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

3.Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных

с отсутствием у

ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления

и воображения

4.Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости

и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и

т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

5.Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами:

Как самостоятельного, до предъявления взрослым какой

-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широка

я ориентировка в свойствах

материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную

на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

6.Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность,

уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его

эмоциональному благополучию.

7.Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой

на зрительное восприятие (визуальное), другие- на слуховое (аудиальное), а третьи - на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то

же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить

его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8.Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании,

в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9.Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более

успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано

(эмоционально или нет), а мальчики

-

на смысл; в движении девочки более выразительны,

а мальчики

-

более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании,

что может привести к искаженным представлениям.

10.Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий


  • Принцип комплексности: в программе объединены элементы арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики.

  • Органическое сочетание обучения с воспитанием

  • Развивающий характер обучения, который предполагает активное использование методов моделирующих действий.

  • Эмоционально- деятельностный подход и сотворчество воспитателя и детей.

  • Практическая направленность занятий математикой и их привлекательность для дошкольников.

  • Всесторонний учет возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Преемственность содержания обучения в детском саду с примерной программой по математике в начальной школе.

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может

быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-

ного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости

от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

1.Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2.Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3.Реализация Программы в формах, специфических для детей

данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4.Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями.

5.Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим

миром.

6.Вариативность организации дошкольного образования

Совместная с семьей забота о сохранении и формировании

психического и физического здоровья детей.

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

(амплификация) детского развития.

• Учет индивидуально-

психологических и личностных особенностей

ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида

темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия

способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе,

активности ребенка и т.д.).

•Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и

саморазвитию всех участников образовательных отношений

•Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей),

признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

•Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

(игровой, коммуникативной, познавательно

-

исследовательской,

изобразительной, музыкальной и др.)

•Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства

•Формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности

•Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

•Учет этнокультурной ситуации развития детей

•Построение партнерских взаимоотношений с семьей

•Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего

образования.

Анализ принципов

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что в целом со стандартом совпадают только 2 программы - «Мозайка» и «Мир открытий», по принципам сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями; сотрудничества детей и взрослых; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.



© 2010-2022