Тренинг для педагогов-дошкольников Воспитатель-режиссер детского театра

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила:

старший воспитатель

МБДОУ № 9 «Жар-птица» г. Симферополь

Прохасько Ольга Владимировна

ТРЕНИНГ «ВОСПИТАТЕЛЬ- РЕЖИССЕР ДЕТСКОГО ТЕАТРА»


ЦЕЛЬ:

• познакомить участников с театрализованными упражнениями, которые помогают работать над усовершенствованием режиссерских умений; побуждать к созданию собственных сценариев.

Оборудование: карточки с заданиями, маркеры, листы белой бумаги, набор картинок с изображениями животных, стикеры, флипчарт, раздаточный материал для каждого участника (виды театра и атрибуты для театрализованных игр дошкольников).

ХОД ТРЕНИНГА:

1 ЧАСТЬ

Упражнение «Правила для группы»

Цель:

• напомнить правила работы группы для эффективного ее функционирования.

Старший воспитатель: Для того чтобы мы могли эффективно работать, необходимо принять правила. Это - законы группы, по которым она живет во время тренинга.

Упражнение «Ожидания»

Цель:

  • настроить на тематическую работу, на восприятие информации тренинга.

Старший воспитатель предлагает каждому участнику написать и озвучить свои ожидания от тренинга.

2 ЧАСТЬ

Работа в группах

  1. Упражнение «Веселый диалог»

Цель:

  • Работать над усовершенствованием режиссерских умений; побуждать к созданию собственных сценариев.

Материалы: карточки с перечнем персонажей.

Старший воспитатель делит участников на подгруппы по 4 человека, каждой из которых раздает карточки с перечнем персонажей.

Задание: участникам нужно придумать веселый содержательный диалог между этими персонажами (для каждого - по 5 реплик) и воспроизвести его в игре-драматизации. Героев представляет ведущий «за кадром».

Особые указания:

• позаботьтесь о том, чтобы «зрители» сидели полукругом, а «актеры» чувствовали себя на настоящий просторной сцене;

• побуждайте «зрителей» в бурных аплодисментах и поддержки «актеров»;

• дайте участникам на подготовку не более 10 минут.

Карточки с перечнем персонажей, которые предлагает тренер:

• Медведь, Страус, Сом;

• Ежик, Слон, Сова;

• Ослик, Коза, Лягушка;

• Корова, Пчела, Лебедь.

Обсуждение.

  • Рассказать о своих ощущениях, чувствах во время подготовки и выполнения этого упражнения.

  • Что было наиболее трудным в этом задании?


  1. Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель.

  • Познакомить участников с театрализованными упражнениями, в которых используется мимика, жесты и пантомима.

Материалы: карточки с названием эмоции или черты характера (радость, грусть, жадность, коварство), музыка, соответствующая этим эмоциям или чертам характера.

Старший воспитатель делит участников на подгруппы по 4 человека.

Задание: представитель каждой группы вытягивает карточку с заданием. При помощи мимики, жестов, пантомимы и соответствующей музыки, ему необходимо создать нужный образ, который должны угадать остальные члены команды.

Карточки с названием эмоции или черты характера, которые предлагает тренер:

  • радость

  • грусть

  • жадность

  • коварство

Обсуждение.

  • Столкнулись ли вы с трудностями в этом задании?

  • Легко ли было угадать эмоцию, черту характера?

Мини-лекция «Воспитатель - режиссер детского театра» (приложение 1)

(перед лекцией раздать приложение 2)


  1. Упражнение «Разыграй сказку»

Цель.

  • Закрепить навыки режиссерского мастерства, полученных теоретических знаний.

Задание: выбрать вид театра, используя домашние задание; презентовать вид театра; разыграть сказку.


  1. Упражнение «Веночек»

Цель.

  • Создать положительную эмоциональную атмосферу, повысить самооценку участников тренинга.

Задание: передавая венок по цепочке, сказать комплимент участнику, отмечая его достоинства во время выполнения упражнений тренинга.

3 ЧАСТЬ

Упражнение «Чемодан»

Цель:

• проанализировать полученную информацию.

Материалы:

• ватман, на котором изображен чемодан, цветные стикеры для каждого участника семинара.

Старший воспитатель предлагает участникам записать на стикерах положительные моменты, которые могут быть использованы в дальнейшей работе.

Приложение 1

Мини-лекция «Воспитатель - режиссер детского театра»

Цель этого тренинга познакомить педагогов-дошкольников с основами режиссерского мастерства. Организация и проведение тренинга «Воспитатель - режиссер детского театра» позволит педагогам усовершенствовать собственные режиссерские умения и методику проведения театрализованных игр.

Писательница и международный лектор Чери Фуллер (Сьего Риииег), считает, что лишь творческий подход, проявление педагогом жизнерадостности и терпения позволит воспитать у детей эстетический вкус и положительное, творческое мировосприятие. И, безусловно, лучше с этой задачей справится воспитатель - режиссер. Именно поэтому каждый воспитатель должен помнить, что его задачей и обязанностью является постоянная работа над усовершенствованием режиссерских умений.

Термин «режиссер» появился еще в первой половине XIX века и до сих пор обозначает название одной из самых творческих и ответственных профессий. В обязанности режиссера входит постановка представления, а это значит, что режиссер ответственный за:

• подбор или собственную разработку сценария спектакля;

• подбор актеров;

• предоставление сценографических предложений;

• идеи музыкального оформления и т.д.

Организуя занятия, игры или развлечения с детьми, воспитатель неоднократно выступает в роли режиссера и, особенно, ему нужны навыки умелой постановки в процессе организации театрализованных игр: при привлечении детей в режиссерские игры и игры-драматизации, навыки культуры речевого общения, правильно звучащая связная речь.

Рассмотрим понятие «режиссер детского театра». В словаре театральных терминов режиссера характеризуют как автора представления, детский театр - как театр, в котором актерами являются дети. Итак, режиссер детского театра - это автор спектакля, роли в котором исполняют дети. Режиссер должен тонко владеть принципами и методами режиссуры - «процесса создания художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля» (Анатолий Баканурский).

Выступая в роли режиссера детского театра, педагог должен обратить внимание на несколько основных принципов режиссуры:

• педагогически правильный выбор пьесы;

• учет психофизиологических особенностей дошкольников в процессе распределения ролей;

• умелое привлечение детей и их родителей к изготовлению декораций, атрибутов и других сценографических средств;

• эффективное управление процессом подготовки представления во время репетиций;

• организация тесного сотрудничества с музыкальным руководителем в процессе подбора музыкального сопровождения к театральному произведению.

Что должно предшествовать постановке спектакля с детьми? Конечно, организация театрализованных игр, ведь игра занимает очень важное место в жизни ребенка и поэтому рассматривается современными педагогами как одно из важнейших средств воспитания.

Доктор педагогических наук, профессор Любовь Артемова предлагает все театрализованные игры разделить в зависимости от ведущих средств эмоциональной выразительности, с помощью которых разыгрывают определенный сюжет, и разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским автор классификации относит настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе, к играм-драматизациям - собственно драматизацию, игры-драматизации с пальчиками, би-ба-бо и импровизацию. В режиссерских играх ребенок, или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, а игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать би-ба-бо или пальцы, применяя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. (Приложение № 2).

Воспитателю следует всячески привлекать дошкольников к процессу театрализации и, воспитывая в них актерские умения, быть ловким и профессиональным режиссером. Ведь именно дошкольный педагог и родители первыми могут обнаружить зародыши детской одаренности и художественные наклонности. Так, Оксана Комаровская считает, что «актерская одаренность ... поддается диагностике уже с детства. Она проявляется в устойчивом интересе к театру и необходимости посещать театр, участвовать в театральном действии, а также в музыкальности, пластичности, ощущении слова, устойчивости внимания и крепкой памяти, высоком уровне развития эмоционально-чувственной сферы, интеллекте как умении анализировать, оценивать отношения людей в коллективе и т.д.».

Приложение 2

ВИДЫ ТЕАТРА И АТРИБУТЫ ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ

Вид

Атрибуты

Изготовление кукол

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ

Стендовый

На фланелеграфе:

плоские игрушки.

фланелеграф( кусок ковролина)

Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются. С обратной стороны картона приклеивается небольшой кусочек липучки.

Магнитный:

магнитная доска,

плоские игрушки

Так же, вместо липучки кусочки магнитной ленты

Теневой:

плоские игрушки,

экран,

проектор (фонарик)

Персонажи нарисованы в виде силуэта черного цвета (тени), вырезаны и наклеены на картон.

Крепятся на трубочку или палочку с обратной стороны силуэта.

Плоскостной:

плоские игрушки, декорации

Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части. Устанавливаются фигурки на пластмассовые пробки.
Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части и намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.
Подставки могут быть деревянные, картонные, но можно обойтись и без них - фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом.

Театр игрушки

(готовый, самодельный):

объемные игрушки сделанные из бумаги, картона,

декорации

Для основы берется конус или цилиндр, который можно сложить по типу оригами или склеить. На верх цилиндра надевается голова, сделанная из теннисных шариков, слепленная из теста или папье-маше

Настольный

Магнитный:

легкие игрушки из бумаги, поролона, картона,

декорации

Игрушки, сделанные из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов.

Из природного материала:

объемные игрушки,

декорации

Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.
Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).
Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений.

ДРАМАТИЗАЦИИ

Театр на руке

Пальчиковый:

пальчиковые куклы,

небольшая ширма,

декорации

Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы. Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из различных видов тканей.

Пальчиковый театр из бумажной массы.

Пальчиковый театр из теннисных шариков, на которых рисуются лица.

Вязанные фигурки.

Перчаточный:

куклы на руку,

ширма,

декорации на ширму

Персонажей можно сделать из старых перчаток.

Из носка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, раскрывать рот и разговаривать.

Из варежек, пришив к ним головки от ненужных мягких игрушек.

Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка - туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки).

Живых теней:

стена,

прожектор (солнечный луч)

«Живые» тени можно создавать с помощью своих рук - театр ручных теней. Движения при этом должны быть выразительными и четкими, исполнители не заслоняют друг друга.

Верховой театр

На ложках:

ширма,

куклы,

декорации

Игрушка делается из деревянной ложки. На выпуклой части рисуется лицо или мордочка. К ручке крепиться ткань. Ребенок держит куклу за ручку, под тканью.

Театр Би-ба-бо:

ширма большая по росту ребенка,

куклы,

декорации

Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец - головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше.

Тростевые куклы:

ширма большая по росту ребенка,

куклы,

декорации

Голова прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Головы делаются из папье-маше, ткани. Платья украшаются тесьмой, кружевом, лентами, которые приклеиваются или пришиваются.
Плоские тростевые куклы выполняются из картона. Принцип изготовления такой же, как и для кукол теневого театра, только делаются они крупных размеров, расписываются красками, оформляются аппликацией.

Напольный театр

Марионетки:

куклы,

декорации

Персонажи театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки, также можно использовать коробки , шары, мячи разной формы, ткань.

Принцип действия такими игрушками - благодаря леске, привязанной к крестовине.

Театр живой куклы

Театр масок:

декорации,

маски

Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали.

Также маски могут быть из картона и бумаги.

Большая кукла:

декорации,

атрибуты

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) - у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.


© 2010-2022