- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОНТЕССОРИ – ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОНТЕССОРИ – ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ильиных А.С. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
Ильиных А.С.
Воспитатель
МБДОУ ДС № 335
Основополагающими принципами Федерального государственного стандарта дошкольного образования является «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», « формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Монтессори - педагогика отвечает в полной мере этим принципам, так как выпооняет следующие условия:
-представляет ребенку свободу выбора,
-позволяет малышу развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям,
-использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую специально разработанные монтессори - материалы развивающего и исследовательского характера;
- помогает педагогу и родителю понять реальные потребности ребенка и определить, в каком «чувствительном» периоде он находиться;
- помогает раскрытию потенциала каждого ребенка.
Именно поэтому, создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе детей младшего дошкольного возраста, мы учитывали требования Монтессори - педагогики. Так, в нашей группе оборудована наша развивающая Монтессори - среда, которая включает следующие зоны развития:
- зона для самых маленьких, где ребенок получает массу представлений о внешнем мире, которые пытаются упорядочить своими действиями.
- зона сенсорного развития является одной из самых важных для детей до четырех лет. С самого рождения ребенок осваивает сенсорные эталоны: он узнает, что такое длина, ширина, цвет, потом учиться различать оттенки цветов, силу звука.
- зона навыков практической жизни дает ребенку возможность освоиться с предметами и действиями обыденной жизни. Здесь ребенок уточняет и утончает свои движения, развивает мелкую моторику, получает необходимые навыки, например, учится застегивать пуговицы и молнии.
- зона языкового развития - это и расширение словарного запаса, и подготовка руки к письму, и развитие мелкой моторики.
- зона упражнений с сыпучими материалами.
- зона упражнений с водой.
«ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ - ПОЛЕЗНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ»
Пересыпание, переливание, растирания и другие манипулятивные упражнения являются базовыми методами Монтессори-педагогики.
1. Сыплем.
Самое простое упражнение - пересыпание - с него и начнем! Возьмите две миски, одну из них наполните фасолью или крупными пуговицами (шариками), а вторая пусть останется пустой. Покажите малышу, как перекладывать содержимое одной миски в другую, и предложите повторить за вами. Задачу можно усложнить, попросив ребенка пересыпать фасолинки только левой или только правой рукой, или левой и правой поочередно. Следующий этап - пересыпание с помощью ложки. Для этого упражнения лучше брать крупу или горох. Действуем так же, как и в первом случае: показываем ребенку, как орудовать ложкой, просим повторить и постепенно усложняем задание. Когда малыш полностью освоится, можно заменить миски на кувшины (чем уже горлышко, тем, разумеется, сложнее в него попасть).
2. Льем.
Возьмите две мисочки - с водой и пустую. Попросите ребенка перелить воду из одной миски в другую с помощью губки. Техника самая простая: опустил губку в воду, подождал, пока она пропиталась, вытащил и аккуратно отжал в другом сосуде. Чем меньше капель «мимо», тем лучше. Как только упражнение освоено, можно заменить миски на кувшины или бутылочки.
Совет:
Во избежание луж на полу все манипуляции лучше проводить на подносе.
Чтобы было красивее (да и нагляднее!), мы подкрашиваем воду акварельными красками.
3. Растираем.
А вот упражнение, от которого не откажется ни один карапуз: берем печенье, растираем его пестиком, а получившийся результат съедаем ложечкой! Несмотря на кажущуюся простоту, это задание отлично развивает мелкую моторику.
4 . Втыкаем и нанизываем
Перво-наперво будем отрабатывать щипковый захват - для этого нам понадобятся пробковая доска и несколько «кнопок-гвоздиков». Для начала пусть малыш просто потренируется втыкать/доставать кнопки. Затем на доске можно сделать дорожки (полоски цветной бумаги, приклеенные с помощью скотча) и втыкать кнопки по цветам.
Еще одно хорошее упражнение для тренировки щипкового захвата - игры с копилкой. Все очень просто: берем копилку и плошку с мелочью и просим малыша протолкнуть монетки в щель.
Одна из самых популярных Монтессори-игр - нанизывание бус. Возьмите шнур, завяжите на одном из его концов узел, а затем попросите малыша нанизывать бусины и «протягивать» их до узла.
-
Cортируем
Возьмите ракушки, камешки (их нужно ссыпать в одну емкость) и две коробочки (на крышке одной из них нарисуйте ракушку, а на другой, соответственно, камешек). Предложите ребенку отделить зерна от плевел, то есть рассортировать раковины и камни по коробкам.