КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

(для детей средней группы)



УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

1. "Что звучит?"

Цель: формировать умение на слух называть звучащий предмет

Материал: колокольчик, бубен.

Ход игры:

Ребенок сидит на стуле, воспитатель сзади него стоит так, чтобы он не видел предмет, находящий в руках(колокольчик, бубен). Ребенок должен отгадать , что за предмет звучит.

2. "Похлопаем- потопаем"

Цель: Развитие слухового внимания, развитие наблюдательности, внимательности, координации движений.

Ход игры:

На столе несколько звучащих игрушек. в ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка- хлопать в ладоши, при звуках бубна топать, колокольчик- хлопать, барабан- топать.

3." Громко, тихо посвисти "

Материал: большой и маленький слоник.

Цель: формирование слуха, развитие тембра голоса.

Ход игры:

В гости пришли два слоника: один маленький, другой большой. Воспитатель рассказывает, что слоник большой свистит громко, а слоник маленький- тихо, потому что сил у него меньше. Показывает и ребенок отгадывает, который из слоников издает звуки. Затем предлагает сделать ребенку.

4. "Звучащая посудка"

Цель: определить звучание посуды, развивать слуховой аппарат.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует различные звуки: стук чайной ложечки по стеклянному стакану, палочкой по фарфоровой кружке, по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть действия). Потом ребенок определяет, по какому предмету ударяет воспитатель.

5. "Повтори"

Цель: формирование слухового внимания.

Ход игры:

Воспитатель предлагает сначала хлопнуть в ладоши один раз, затем два, затем три.

6." Послушай и скажи"

Цель: формировать умение слышать и называть звуки окружающего мира.

Ход игры.

Материал: аудиозапись со звуками окружающего мира.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Звучит аудиозапись. Воспитатель задает вопрос.

Что звенит? (звонок).

Что грохочет (гром)

Что гудит? (сирена).

Что шуршит? (листья).

Что скрипит? (дверь).

Кто стрекочет? (кузнечик).

Кто каркает (ворона).

Кто кричит?( девочка)


УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

1. "Я потерялся"

Цель: различение на слух длительности звучания, громкости и высоты голоса.

Ход игры:

Воспитатель встает с подгруппой детей в разных углах группы, подальше друг от друга и просит представить, что они потерялись в лесу. Надо аукаться так, чтобы другой услышал. затем постепенно сближаясь, аукаясь все тише.

2. " Маленький цыпленок"

Цель: формировать умение пользоваться громкостью и высотой голоса.

Материал: цыпленок, котик, мама- курица , маски-цыплят.

Ход игры:

На полянке гуляет цыпленок. Предложить детям продемонстрировать, как он пищит, когда он гуляет с другими цыплятами. (дети изображают цыплят). Выбегает котик, цыпленок испуганно пищит. Выходит мама- курица- радостно.

3."Мы котятки, поросятки, курочки и лягушатки.."

Цель: формировать умение имитировать голоса различных животных и птиц.

Ход игры: Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Чуковского " Путаница".Дети повторяют звуки животных и птиц.

Замяукали котята:

Надоело нам мяукать! Дети повторяют звуки:( мяу, мяу).

Мы хотим как поросята,

Хрюкать! (хрю, хрю).

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!(кря, кря)

Мы хотим , как лягушата, Квакать (ква, ква).

Свинки замяукали:(мяу, мяу).

Кошечки захрюкали: (хрю, хрю).

Уточки заквакали: (ква, ва).

Курочки закрякали: (кря, кря).

4."Чей голос".

Цель: формировать умение различать и имитировать голоса животных, развивать внимание и память.

Материал: карточки с изображением животных и птиц.

Ход игры:

Показать детям картинки с изображением зверей и птиц (волк, корова, коза, осел, петух, лягушка, петух и т .д.)Предложить детям имитировать их голоса. Затем воспитатель сам имитирует голоса зверей и птиц, а ребенок показывает нужную картинку и вызывает обладателя голоса.

5. "Угадай, кто меня позвал?"

Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.

Ход игры: Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. дети движутся по кругу и поют. "Вот построили мы круг, повернемся рядом вдруг, а как скажем: "скок"," скок"! Угадай, чей голосок"?".

Слова "Скок", Скок". произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали ,если нет- продолжает водить.


УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

1."Выбери картинку"

Цель: формировать умение различать звук.

Материал:картинки с изображением предметов.

Ход игры

Воспитатель называет слов, а дети поднимают карточку с изображением предмета, который назвала воспитатель и произносят слово.

Сом, том, дом.

Суп, сук, жук

Зубы, губы,шубы.

2. "Придумай свое слово"

Цель: формировать умение детей придумывать слова, похожие по звучанию и называть причину изменения слова.

Ход игры:

Воспитатель предлагает придумать свое слово, похожее по звучанию.

Каска..маска, ласка..

Кошка..мошка, ложка..

Мушка..сушка..

Лайка..гайка, зайка..

3. "Найди ошибку"

Цель: формировать умение узнавать правильный звук в слове.

Ход игры"

Воспитатель сознательно называет слово с изменением одного звука, а ребенок должен исправить воспитателя.

Мамолет- самолет

Шумка- сумка

Нишка- мишка.

Воспитатель также предлагает детям назвать свое слово,а другие называют правильное слово, при этом называют причину изменения слова.(изменение звука в начале слова).


УЗНАВАНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

1. "Рассмотри и расскажи".

Цель: формировать умение произносить гласные звуки.

Материал: Медиа доска с изображением картинок.

Воспитатель спрашивает, что изображено на доске.

Мальчик плачет. Как он плачет? (а-а-а).

Волк воет. Как он воет? (у-у-у).

Больной кричит. как он кричит (о-о-о).

2."Очень нужные слова- для тебя и для меня!"

Цель: формировать умение называть слова на первый гласный звук.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать слова на гласный звук.

А- арбуз, автобус, автомобиль..

О- ослик, окно...

У- улица. ушко...

3." Найди картинку"

Цель: формировать умение узнавать в слове гласные звуки.

Материал: карточки с изображением предметов.

Ход игры

Воспитатель называет слова и если ребенок слышит слово, начинающееся на звук (и), (а), (у),(о) поднимает карточку.

4."Здравствуй, Петрушка"

Цель: Формировать умения повторять предложения, выделяя повторяющиеся звуки.

Материал: костюм Петрушки.

Воспитатель в костюме Петрушки.

Я петрушка озорной

Буду я играть с тобой!

Ты , дружок, не зевай!

А за мной повторяй.

"Бей, барабан! Барабан, барабань!"

"Тише, тише, тише

Шелестят на крыше мыши!

"Са-са-са - прилетела к нам оса!

Ша-ша-ша -моет мама малыша.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

За-за-за - уходи домой коза.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Цель: формирование речевого дыхания.

(каждое упражнение выполняется не более 2-3 раза).

-надуть щеки и удерживать набранный воздух.

-втянуть щеки и расслабить их.

-надуть щеки и резко надавить на них пальцами(воздух пропустить сквозь зубы).

-легко дуть на перо, лежащее на столе.

-дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности.

-дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.

-пускать мыльные пузыри.

-сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.

- на выдохе произносить медленно гласные.

© 2010-2022