Доклад по теме: Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с гиперактивными детьми

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме: «Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с гиперактивными детьми»

Недосекина Евгения

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит нападения, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Причинами такого нарушения поведения являются обычно не ошибки в воспитании, а особенности нервной системы.

Факторы:

- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.) ;

- перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного) ;

- генетический фактор (часто носит семейный характер) ;

- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС) ;

- пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище) ;

- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.) .

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и воспитателей.

Пик проявлений гипердинамического синдрома 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота уже сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность - необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет жизни. Для этого нужно четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую активность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы, но его нужно направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное - подчинить его действия цели и приучить достигать её.

В старшем возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем постараться сделать так, чтобы интерес побуждал ребенка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые помогают ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычкой.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, ребенок столкнется с еще большими трудностями.

К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом.

СИМПТОМЫ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. п.)

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей) .

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей (игрушек, карандашей, книг и т. д.)

14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (выбегает на дорогу, не оглядываясь по сторонам)

Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза «Синдром дефицита внимания» (также его называют: гиперкинетический, гиперактивный синдромы). Все проявления данного синдрома можно разделить на 3 группы:

- признаки гиперактивности (1, 2, 9, 10) ;

- невнимательности и отвлекаемости (3, 6 - 8, 12, 13) ;

- импульсивности (4, 5, 11, 14) .

Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относится слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

• работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

• по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

• во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места - напротив воспитателя, в центре;

• предоставлять возможность быстро обращаться за помощью в случаях затруднений;

• на определенный отрезок времени давать определенное задание, дозировать большое задание, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

• во время дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ

С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет воспитать в ребенке чувство уверенности в собственных силах.

2. Избегайте слов «нет» и «нельзя». Используйте их только в крайних случаях.

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он его мог завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, мозаикой, раскрашивание, собирание пазлов и т. д.)

7. Поддерживайте дома четкий порядок дня. Время приемы пищи, игры, сна должны соответствовать этому распорядку. Несмотря на то, что ребенок засыпает с трудом, не отменяйте дневной сон. Вашему ребенку он особенно нужен, чтобы нервная система могла отдохнуть.

8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


© 2010-2022