Статья на тему: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Интерес к проблеме адаптации ребенка к дошкольному учебному заведению все больше растет, поскольку трудности адаптационного периода приводят к долговременным нарушениям эмоционального состояния дошкольников. Приход в дошкольное заведение связан для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить совместными усилиями семьи и педагогов. Своевременность создания надлежащих условий, правильная организация жизни и воспитания - залог полноценного развития здорового ребенка.1...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ


Интерес к проблеме адаптации ребенка к дошкольному учебному заведению все больше растет, поскольку трудности адаптационного периода приводят к долговременным нарушениям эмоционального состояния дошкольников. Приход в дошкольное заведение связан для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить совместными усилиями семьи и педагогов. Своевременность создания надлежащих условий, правильная организация жизни и воспитания - залог полноценного развития здорового ребенка.

1. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учебного заведения как психолого-педагогическая проблема

Изучение литературных источников доказывает, что понятие адаптации употребляется в нескольких значениях: совокупности реакций приспособления человеческого общества к естественной и социальной среде; реакции отдельного человека на изменения в окружающей действительности и в значении вхождения индивидов в разные социальные роли и в целом отображает основные закономерности, которые обеспечивают жизнедеятельность и развитие разных систем взаимодействия внутренних и внешних условий их существования.

Под адаптацией в широком значении подразумевается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. В узком же значении адаптация - это процесс активного взаимодействия дошкольника с новой средой и возможность педагогического руководства этим процессом.

Адаптация ребенка к новым общественным отношениям, усовершенствование и развитие его разносторонних коммуникативных действий с другими людьми и формирование умения общаться - все это является важными предпосылками крепкого физического, психического здоровья и нормального развития личности. Развитие личности дошкольника - не автоматический процесс, который реализуется сам по себе; он происходит при активном участии самого ребенка1.

Способность устанавливать и закреплять межличностные контакты предусматривает и способность адаптироваться к социальной среде в момент ее изменения. Такая способность присуща всем живым организмам, поскольку является необходимой для их существования.

Эффективность процесса адаптации человека в значительной мере определяется успешностью ее деятельности, а также сохранением физического и психического здоровья. Центральными для детей дошкольного возраста являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация .

Так, физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка. Если ребенок легко приспосабливается к окружающей среде, то он редко болеет, а все физиологические процессы проходят без осложнений. Если ребенок справляется со всеми требованиями дошкольного учреждения, но при этом часто болеет, то считать ребенка адаптированным к дошкольному учебному заведению нельзя.

Психическая (психоэмоциональная) адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети находятся в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.

Психологическая адаптация заключается в психологическом приспособлении ребенка к измененным условиям среды и в выработке модели поведения, адекватной к новым условиям. Дети чувствуют себя уютно, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, включены в общие игры и творческую деятельность2.

Социальная адаптация оказывается в приспособлении ребенка к социальной среде, которая предусматривает взаимодействие и постепенное согласование намерений обеих сторон. Адаптация к социуму выражается подчинением индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учебного заведения. Важно при этом понимать, что абсолютное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации. Ведь социальная адаптация - это состояние гармонии между индивидом и социальной действительностью.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат этого процесса. Хорошо адаптированным можно считать ребенка, у которого производительность деятельности, умения наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Основными признаками эффективной адаптированности можно считать: адаптированность в сфере межличностных отношений, в которой ребенок получает знания, добывает навыки и умения в разных видах деятельности; адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются эмоционально окрашенные отношения с другими детьми и взрослыми. Критерии адаптированности можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние критерии предусматривают психоэмоциональную стабильность, отсутствие стрессового состояния, ощущения тревоги и состояния эмоционально- психологического напряжения. Внешние критерии отображают соответствие реального поведения личности правилам и нормам общественного поведения.

Успешное окончание адаптационного процесса ребенка в условиях дошкольного учебного заведения характеризуется: спокойным, бодрым, веселым настроением ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенным настроением на протяжении дня, адекватным отношением к предложениям взрослых, общением с ними по собственной инициативе; умением общаться со сверстниками, не конфликтовать; желанием есть самостоятельно; спокойным дневным сном в группе; спокойным ночным сном, без преждевременного пробуждения3.

В ином случае возникает стресс (дезадаптированность), который сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, который приводит к снижению веса, частых респираторных заболеваний, нарушения сна, снижению аппетита, регресса речевого развития. У таких детей низкий уровень коммуникативных, социальных навыков и навыков самообслуживания, их поведение отмечается эмоциональными сдвигами в виде истерики, плача, неумении налаживать контакты из другими детьми группы и взрослыми, нарушение сна и аппетита.

В целом ряду современных исследований сформулированы трудности адаптационного процесса. В частности, Ж. Маценко отмечает некоторые специфические особенности детей дошкольного возраста. По его мнению, легкому привыканию к новой среде (температурному режиму, распорядку жизнедеятельности, предметной среде) препятствует несовершенство способности к приспособлению и высокая уязвимость детского организма в результате его морфологической и функциональной незрелости. Из-за медленного повышения работоспособности нервной системы детей дошкольного возраста, необходимости резкого изменения способа жизни возникает состояние психического стресса.

Не способствует легкой адаптации и такая особенность детей в этот возрастной период, как высокая эмоциональность. Необходимость разрыва крепких связей с близкими взрослыми болезненно переживается маленьким ребенком. Негативную роль в период адаптации играет также характерная для детей раннего возраста эмоциональная уязвимость. Эта особенность ярко оказывается в момент разлуки с родителями, которые чувствуют волнение и негативные эмоции, когда впервые оставляют малыша в яслях. Это неминуемо ведет к нарушению эмоционального состояния ребенка4.

Впрочем, степень трудностей привыкания к новым условиям жизни зависит не только от возрастных, но и индивидуальных особенностей каждого ребенка, что обусловлено состоянием здоровья, особенностями типа нервной системы(сила, подвижность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения), а также разными условиями жизни и воспитания в семье. Особенное значение в период адаптации имеют отличия в характере общения ребенка как из близкими, так и незнакомыми взрослыми к моменту вступления в дошкольное заведение. Чувство страха, недоверия, которые возникают вследствие отсутствия у большинства детей опыта общения с посторонними людьми, на фоне острой потребности в положительно-эмоциональном общении с близкими взрослыми является препятствием для налаживания их общения с воспитателем.

Трудности в общении с воспитателем в период адаптации, как правило, усиливаются низким уровнем развития речи детей. Пассивный словарный запас препятствует пониманию словесных обращений педагога. Отсутствие или не достаточная сформированность активного речи лишает детей возможности излагать свои просьбы, вызывает непонимание со стороны воспитателя потребностей ребенка и как следствие - нарушение психофизического и эмоционального комфорта малыша.

Трудностями адаптационного процесса следует считать отсутствие у детей привычки выполнять доступные требования взрослых, опыта участия в общей с взрослыми деятельности, которая ведется в воспитательном процессе дошкольного заведения5.

Рядом с отмеченными трудностями, которые препятствуют быстрой адаптации детей к новым условиям жизни, следует отметить также отсутствие у них самостоятельных игровых действий. Долговременная содержательная игра отвлекает малышей от мыслей о разлуке с близкими взрослыми, способствует более быстрому привыканию к среде, однако реальный уровень игровых умений детей, который сводится к примитивным манипуляциям с игрушками, не способствует легкому вхождению в новые условия.

Трудности, которые испытывают дети в период адаптации к детскому заведению, вызывают целый ряд негативных изменений в их эмоциональном состоянии, поведении, состоянии здоровья. Все это снижает активность коры головного мозга, вызывает разные расстройства вегетативной системы. У некоторых детей может наблюдаться побледнение лица, снижение температуры рук и ног. Кроме того, у большинства детей в адаптационный период наблюдается нарушение сна, снижение аппетита, который вызывает потерю веса. Конечно, все эти расстройства негативно отражаются на состоянии иммунной системы.

Психолого-педагогической наукой и воспитательной практикой установлено, что ход адаптации зависит от индивидуально-типологических особенностей ребенка : легче адаптируются холерики, сангвиники, тяжелее - флегматики и меланхолики. Трудно адаптируются к новым условиям физически и психически незрелые дети. Усложняют адаптацию к детскому саду такие проявления как: эмоциональная неадекватность, социальная некомпетентность и несоциализированная агрессия, которые сопровождаются слабо развитыми возможностями приспособления, сопротивлением учебным и воспитательным влияниям.

Самыми распространенными проявлениями дезадаптации являются: отсутствие позитивной установки на посещение детского садика, несформированность предметно-практической деятельности(общения, игровой деятельности), повышенная болезненность, общая заторможенность, резкое изменение настроений, частые взрывы раздражения и гнева, высокая степень замкнутости, неадекватная самооценка, состояние тревоги, асоциальные формы поведения, склонность к разрушительным действиям, гиперактивность, неосведомленность в конструктивных формах общения 6.

2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям

дошкольного учебного заведения

Известно, что процесс адаптации - это постоянный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Ученые определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение равновесия.

Адаптация (от лат. "приспособление") - приспособление организма, которое происходит на разных уровнях, : физиологическом, социальном, психологическом.

В зависимости от того, на каком уровне происходит адаптация организма, существуют несколько классификаций этого процесса. В пределах освещения проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного заведения следует остановиться на исследованиях, авторы которых доказывают существование таких видов адаптации как физиологическая и социальная.

Физиологическая адаптация - реакция функциональных систем организма, которая наиболее полно отвечает потребностям определенной ситуации.

Под социальной адаптацией понимают постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социального положения, а также результаты этого процесса.

Известно, что даже незначительные изменения условий жизни маленького ребенка вызывают нарушение его эмоционального состояния, сна, аппетита и тому подобное. Именно поэтому создание условий для успешной адаптации является достаточно серьезной проблемой, которая волнует врачей, психологов, педагогов7.

Рождение ребенка - это один из самых ярких примеров физиологичной адаптации. Следовательно, системы дыхания, кровообращения, пищеварения на момент рождения должны иметь соответствующий уровень готовности всех адаптационных механизмов. Исследования доказывают, что здоровый малыш имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых для него условиях. Конечно, на протяжении следующих лет происходит совершенствование адаптационных механизмов, формируются предпосылки социальной адаптации.

Результаты наблюдений удостоверяют, что, в первую очередь негативно повлиять на формирование адаптационных механизмов детского организма могут такие факторы, как токсикозы І , ІІ половины беременности, острые инфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний, прием лекарств, стрессовые ситуации, вредная работа, употребление алкоголя, курение. Среди интранатальных факторов риска медики определяют наличие асфиксий у ребенка, родильные травмы, хирургическое вмешательство, несовместимость по резус-фактором между матерью и ребенком и тому подобное8.

Незаурядное значение для формирования адаптационных механизмов ребенка имеет и постнатальный период. Именно поэтому такие факторы, как большая масса тела ребенка, заболеваемость на протяжении 1 месяца жизни, употребление матерью алкоголя, курение во время вскармливания ребенка, искусственное вскармливание, наличие хронических заболеваний, задержки нервно-психического развития могут стать тормозом в формировании и развитии адаптационных механизмов. Среди социальных следует обратить внимание на такие факторы риска, как неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни, конфликты в семье, отсутствие отца или матери.

На протяжении дошкольного детства малыш неоднократно реализует собственные адаптационные возможности - это и поступление в детский сад, и переход из одной группы в другую, а потом и в школу. Не нуждается в доказательстве тот факт, что в детский сад ребенок должен приходить с прогнозом на адаптацию. Если же прогноз отсутствует, его составляет врач дошкольного заведения вместе с психологом. Согласно прогнозу они определяют особенности организации режима, питания, сна каждого ребенка. Именно этими назначениями желательно руководствоваться воспитателям во время адаптации малыша к условиям дошкольного заведения.

Привыкание ребенка к новым условиям сопровождается нарушением сна, аппетита, общим ослаблением организма, негативных эмоций, что передается целой палитрой плача. Спутником негативных эмоций является страх - источник стрессового состояния ребенка. К сожалению, в период адаптации проявление малышом позитивных эмоций является очень редким явлением. Кроме этого, нарушается функциональное состояние нервной системы - некоторые дети зовут мать, не могут заснуть и тому подобное, другие - длительное время находятся в заторможенном состоянии, неохотно общаются со взрослыми и сверстниками, а иногда совсем молчат. Наблюдаются сдвиги и в некоторых вегетативных реакциях, а именно: теряется вес, заостряются аллергические реакции, внезапно повышается температура тела и тому подобное.

Достаточно часто у детей нарушаются уже приобретенные культурно-гигиенические навыки, снижается иммунитет.

Хотя эти негативные проявления встречаются не у всех детей и являются временными, не обращать внимания на них нельзя, ведь они свидетельствуют о нарушении нормального функционирования коры больших полушарий, негативно влияют на поведение ребенка. Такие изменения объясняются перестройкой привычного динамического стереотипа поведения, приобретенного под воздействием домашних условий, на новый стереотип в условиях дошкольного заведения9.

Различают три степени адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения: легкая, средняя и тяжелая.

При легкой адаптации на протяжении месяца у ребенка нормализуется поведение. Малыш начинает спокойно или радостно относиться к детской группе. Настроение бодрое, проявляет заинтересованность к окружающим, в сочетании с незначительным утренним плачем. Аппетит ухудшается, однако не очень и на конец первой недели становится обычным, сон возобновляется в течение 10-15 дней.

Отношения с родными при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, малыш легко прощается утром, быстро отвлекается, его интересуют и другие взрослые, он достаточно активный, но не возбужден. К детям в группе может быть безразличным или заинтересованным. Интерес к окружающим возобновляется на протяжении 2-3 недель с помощью взрослого.

Речь затормаживается, но ребенок отзывается и выполняет определенные просьбы или указания взрослого. До конца первого месяца возобновляется активная речь.

Снижение защитных сил организма значительно не выражено и до конца 2-3 недели возобновляется. Болеет не больше раза в месяц, длительностью не больше десяти дней, без осложнений.

Во время адаптации средней степени нарушения в поведении и общем положении ребенка выражены более выразительно и более длительно. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней, качество сна тоже неудовлетворительное. Аппетит возобновляется в такие же сроки. Настроение неустойчиво на протяжении всего месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не пытается исследовать новое окружение, не использует приобретенные ранее бытовые навыки. Речь или не используется, или снижается. В игре ребенок также не применяет приобретенных навыков, игра ситуативная. Все эти изменения держатся в течение 5-6 недель.

Отношение ребенка к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик во время расставания). Отношение к взрослым выборочное. Отношение к детям, как правило, безразличное, однако может быть и заинтересованным.

Заболеваемость - до двух раз в месяц, сроком не больше 12 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций.

Особенную тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительное время и трудно болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не исполняют свою роль - не предотвращают многочисленные инфекционные заболевания, с которыми постоянно придется сталкиваться малышу. Это неблагоприятно отражается на его физическом и психическом развитии.

Другая форма хода тяжелой адаптации - неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чувствителен, короток. Аппетит ухудшается сильно и надолго, ребенок может отказываться от еды или срыгивать пищу при попытке его накормить, могут возникать функциональные нарушения опорожнений, бесконтрольные опорожнения.

Во время периода бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружением. Отношение к детям отчужденное, сверстников избегает или проявляет по отношению к ним агрессию. Отношение к близким эмоционально возбужденное, лишено практического взаимодействия. Не реагирует на приглашения участвовать в любой деятельности. Речью не пользуется или прослеживается задержка речевого развития на значительный период. Нет настроения, ребенок длительное время плачет, напряженно сжимает в кулачке носовой платочек или домашнюю игрушку. Взрослым, трудно осознать степень его страданий10.

Следует помнить, что ребенок, который бурно выражает свой протест против новых условий криком, громким плачем, привередничеством, цепляется за маму, падает в слезах на пол, волнителен для родителей и воспитателей, однако вызывает меньше волнений у детских психологов и психиатров, чем ребенок, который цепенеет, становится безразличным к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии.

Следовательно, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс.

Привыкание к дошкольному учебному заведению зависит также от типа темперамента. Хуже других чувствуют себя дети с флегматичным темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Легче всего приспосабливаются дети-сангвиники.

Усложняющим фактором адаптации следует также назвать и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети поневоле усваивают отрицательные черты поведения родителей, которое усложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, потому не могут быть легко принятыми в группе11.

Следовательно, социально-психологическая адаптация к детскому саду происходит неодинаково у разных детей, в соответствии с возрастом, типом высшей нервной системы, состоянием здоровья, стилем воспитания в семье, семейных взаимоотношений, уровнем развития у ребенка игровых навыков, его контактности, доброжелательности, эмоциональной зависимости от матери.

Таким образом, адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.

Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.

2.Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 6 - с.46 -51.

3.Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с.

4.Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

5.Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. - М.: Проспект, 2012. - 414 с.

6.Варпаховская, О. Зеленая дверца:первые шаги в общество / О. Варпаховская.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1. - с.30 - 35.

7.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.

8.Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.- М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.

9.Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с.

10.Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

11.Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

12.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Владос, 2004. - 416 с.

13.Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.

14.Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.

15.Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. - М.: Речь , 2012. - 238 с.

16.Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

17.Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Владос, 2007. - 530 с.

18.Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М.: Просвещение, 2006. - 214 с.

19.Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - С.14-16.

20.Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. - М.: Книголюб, 2013. - 350 с.

21.Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду/ Л.В. Самарина, В.А. Холопова. - СПб., 2003. - 221с.

22.Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. - М.: ТЦ Сфера , 2006. - 235 с.

23.Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание / С. Теплюк. - 2006. - №4. - С.46-51.

24.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.

1 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.

2 Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание / С. Теплюк. - 2006. - №4. - С.46-51.

3 Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - С.14-16.

4 Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Владос, 2007. - 530 с.

5 Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

6 Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. - М.: Речь , 2012. - 238 с.

7 Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.

8 Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Владос, 2004. - 416 с.

9 Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с.

10 Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.- М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.

11 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.

© 2010-2022