- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ПРОГРАММА Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Логопед и Я»
ПРОГРАММА Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Логопед и Я»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Караваева Н.А. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
| УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете №___ от ______г. Приказ №____ от ______г. Заведующий МАДОУ ДС №37 __________Н.М. Проскурнина |
ПРОГРАММА
Взаимодействие
дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба
«Логопед и Я»
г. Нижневартовск
Введение
В последнее время в дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада с семьей. Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, в образовательно-воспитательный процесс включаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах и других мероприятиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Клуб - форма организации работы с родителями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Семейные клубы - неформальные объединения родителей для решения практических задач воспитания.
Семья для ребенка - одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Актуальным становится поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия с родительской общественностью. Причём эти формы должны быть рациональны, действенны, современны, доступны и, что немаловажно, интересны и родителям, и воспитанникам. Актуальность проблемы обусловлена рядом противоречий:
-
между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
-
между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.
Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий:
-
родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям;
-
родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
К сожалению, многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к интернету.
Попытка частично разрешить обозначенные противоречия и создание благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский Клуб «Логопед и Я».
Целью которого является: повышение эффективности в работе по формированию речевых навыков и умений детей, создание благоприятных условий для повышения уровня логопедической грамотности родителей.
Новизна опыта заключается не в разработке отдельных консультаций и плана совместных мероприятий в рамках семейного клуба, а в системе работы, при которой семейный клуб становится современной моделью работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Задачи:
-
реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений;
-
оказание консультативно-методической помощи родителям в коррекции дефектов звукопроизношения и устной речи детей;
-
разработка методических рекомендаций для родителей;
-
повышение логопедической культуры родителей;
-
побуждение к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье;
-
приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Участники родительского Клуба:
-
родители;
-
учитель-логопед;
-
воспитатели старших групп.
Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.
Направления работы Клуба:
I. Консультативная помощь (по темам)
-
«Основные логопедические понятия»
-
«Развитие мелкой моторики и речевого дыхания»
-
«Основы правильного произношения»
-
«Автоматизация поставленных звуков»
-
«Развитие фонематического восприятия»
-
«Речевая готовность ребенка к школе»
II. Практическая помощь
-
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания
-
Выполнение логопедического массажа
-
Выполнение артикуляционной гимнастики
-
Приемы постановки и автоматизации звуков
-
Приемы развития фонематических процессов
-
Показ индивидуальных коррекционных занятий с детьми
На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике.
Материально-техническое оснащение состоит из:
-
Комплекса технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат).
-
Электронного обеспечения: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронных поддержек и мультипликационных пособий, созданных с помощью программы - презентации Microsoft Power Point.
-
Информационно-методического обеспечения: литература, программы, методики.
-
Наглядного и раздаточного материала, индивидуальных зеркал для практических занятий.
Используемые методы и формы работы с родителями:
-
консультации, беседы;
-
практические занятия с использованием электронных поддержек и мультипликационных пособий;
-
работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т.д.);
-
активные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии.
Принципы работы Клуба:
-
системность
-
добровольность
-
компетентность
-
соблюдение педагогической этики
-
удовлетворение познавательного интереса
-
отказ от критики участников Клуба
Эти навыки помогут родителям в дальнейшем проконтролировать правильность выполнения ребенком коррекционных заданий. Помимо этого, родители получат рекомендации о том, каким играм, в том числе и компьютерным, книгам отдать предпочтение, как правильно общаться с ребенком.
Планирование работы с родителями
№
Содержание работы
форма
Время проведения
Сбор анамнеза детей старшего дошкольного возраста
Анкетирование
3 - 4-я недели октября
«Родителям о речи ребенка»
Консультация в папке - передвижке, на сайте ДОУ
2-я неделя октября
«Давайте познакомимся!»
Круглый стол.
1-я неделя ноября
«Основные логопедические понятия»
нормы речевого развития дошкольника;
речевые недостатки. Причины и пути исправления.
Консультация для родителей
2-я неделя ноября
«Советы родителям по формированию правильной речи»
Публикация буклета, консультация на сайте ДОУ.
3-я неделя ноября
«Основы правильного произношения»:
логопедический массаж;
артикуляционная гимнастика, правила ее проведения;
фонематический слух.
Занятие с родителями, публикация памяток для родителей
1-я неделя декабря
«Мяч и речь»
Практикум для родителей
3-я неделя декабря
«Речевые игры в кругу семьи»
- развитие речевого дыхания и психологической базы речи;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие общей моторики.
Выставка игр и пособий на развитие речи.
Практические рекомендации родителям
3-я неделя января
«Автоматизация поставленных звуков»:
- этапы автоматизации звуков;
- специальные приемы автоматизации звуков;
- показ индивидуального занятия с ребенком
Занятие с родителями
4-я неделя января
«Использование компьютерно-игровых технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников»
Консультация в папке -передвижке, на сайте ДОУ
2-я неделя февраля
«Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков»:
- специальные приемы дифференциации звуков;
- показ компьютерной игры «Учимся говорить правильно» с ребенком на дифференциацию свистящих звуков
- игры на дифференциацию звуков с использованием ИКТ.
Занятие с родителями
4-я неделя февраля
«Развиваем слуховое восприятие дома»
Консультация в папке -передвижке, на сайте ДОУ
1-я неделя марта
«Развитие фонематического слуха»:
- фонематическая функция;
- фонематический анализ и синтез;
- фонематический слух.
Занятие с родителями
3-я неделя марта
«Путешествие по стране звуков и букв»
Мастер-класс по развитию речевого (фонематического) восприятия
1-я неделя апреля
«Как развивать фонематический слух?»
Рекомендации
в папке -передвижке, на сайте ДОУ
3-я неделя апреля
«Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи»
- монологи, диалоги;
- подвижные игры.
Занятие с родителями
1-я неделя мая
«Родителям будущих первоклассников»
Консультация в папке -передвижке, на сайте ДОУ
2-я неделя мая
«Наши достижения и успехи» Подведение итогов работы родительского клуба.
Круглый стол
3-я неделя мая
Индивидуальные консультации
в течение года
Практическая ценность проекта заключается в преемственности коррекционной работы детского сада с родителями по созданию единого коррекционно-образовательного пространства на основе сотрудничества между взрослыми и детьми. В процессе реализации проекта участники (дети, родители, педагоги) осознают общую цель, участвуют в процессе ее достижения, с учетом возможностей друг друга.
Но главным является отсроченный результат повышения эффективности работы с детьми, направленной на коррекцию звукопроизношения и устной речи за счет повышения логопедической компетентности родителей, побуждения к сознательной деятельности по речевому развитию ребенка в семье.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу семейного клуба, повышать качественный уровень знаний родителей в области логопедии, приобщать их к участию в жизни дошкольного учреждения. Привлекать к участию в клубе семьи детей раннего возраста и других специалистов ДОУ. Создать выпуск серии буклетов «Домашний логопед». Разработать «Дневник семьи», где будем отмечать успехи и достижения родителей и детей, их творчество. Привлечь к сотрудничеству семьи детей, не посещающие дошкольные учреждения.
Сотрудничество взрослых и детей является важной составляющей в развитии ребенка, как субъекта деятельности. Целенаправленная совместная работа создает условия и возможности для дальнейшего успешного речевого развития ребенка. Помогает повысить эффективность коррекционных мероприятий в целом. Эффективность путей преобразования содержания и структуры образовательного процесса во многом зависит от отношения семьи к образовательному учреждению. Роль семейного воспитания нельзя недооценивать.
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
2. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.,: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002. ¬¬
3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ. М., 2001.
4. Кочкина Н.А.,Чернышева А.Н. Портфолио в ДОУ. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.