«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ












«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ»

Материалы к мастер-классу












Составили: Зорина О.Л., заместитель директора по УВР,

преподаватель курса «Фитодизайн»,

Маюрова М.В., методист, к.б.н.,

Пилипчук Г.М., заместитель директора по НМР
















Немного из истории икэбаны


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу


«О, сердобольные поэты,

Неплохо научиться вам

Искусству создавать букеты,

Не зная жалости к цветам.

Берёт японец ветку вишни

В жемчужно-розовом цвету,

Срезает всё, что видит лишним,

Что нарушает красоту»


Маргарита Алигер



Икэбана - японское искусство расстановки срезанных цветов в вазе, представляет собой уникальное явление в общечеловеческом мире искусства.

Икэбана тесно связана с живой природой и раскрывает подчас самую сокровенную её тайну - гармонию.

Корни икебаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете.

На смену религиозной системе синтоизма в VI веке в стране был введён в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения. Ещё во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII века, под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икебаны привнесён третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений были очень простыми и состояли из трёх элементов (веток и цветов).

Японцы любят отождествлять себя с природой и, в отличие от людей Запада, считают, что человек и природа представляют собой единство. Они хотят жить с природой без каких-либо барьеров, пытаясь поддерживать сбалансированное сосуществование с ней, оставаясь её частью. Утончённо-эстетическое восприятие природы пронизало всю жизнь японских людей, породило ряд красивых народных традиций. К ним относятся такие, как любование первым снегом, любование луной, осеннее любование клёном, любование цветами, отдельно - сакурой и т.д..

Один из буддийских постулатов - констатация быстротечности всех явлений в окружающем нас мире, в жизни и искусстве. Все жизненные процессы сотканы из отдельных мгновений, и надо дорожить каждым из них.

В настоящее время в Японии насчитывается около 300 школ и направлений.

В 1926 году под влиянием авангардистских течений в изобразительном искусстве возникает современная школа Согэцу, которая показала возможности использования в икэбане сочетания живого и неживого растительного материала, а также инородного (металл, камни, пластик, перья и т.д.). Основой школы стали следующие положения: икэбана может быть поставлена кем угодно, из чего угодно, и где угодно. Название школы Согэцу - от соединения двух японских иероглифов, означающих «трава» и «луна», что отражало глубокое понимание её организатором сущности окружающей природы и её связи с бесконечной Вселенной. Основателем школы стал Софу Тэсигахара - известный скульптор. Он считал, что икэбана должна изменяться в соответствии с меняющимися устоями, взглядами и укладом жизни общества, что аранжировщик должен стать более свободным в выражении индивидуальных творческих замыслов посредством цветочных композиций.

Впервые в 1968 году Икэбана покинула пределы Японии. Софу Тэсигахара организовал выставку в Париже, затем посетил Советский Союз. Сегодня это одна из популярнейших школ икэбаны во всём мире.







Учебная икэбана по школе Согэцу

Отличительные особенности икэбаны


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу


Занятия в школе Согэцу начинаются с освоения форм композиций, которые составляются их трёх основных веток; позиция их меняется согласно простейшим правилам, в результате чего постигаются основы многообразных форм икэбаны.

Икэбана имеет высоту, ширину и глубину. Для того чтобы создать простейшую композицию, достаточно трёх основных разновеликих элементов (ветки, цветы, листья и другой растительный материал).

Самая длинная ветка, играющая определяющую роль, называется син (символ Неба) и на схемах обозначается кружком; второй по длине главный элемент - соэ (символ Земли) обозначается квадратом, а самый короткий элемент - хикаэ (символ Человека) обозначают треугольником. В качестве син и соэ используются чаще всего ветки, а в качестве хикаэ - цветы.

Между главными элементами устанавливаются дополнительные ветки и цветы - дзюси (обозначаются на схемах буквой Т). Количество их не регламентируется и зависит от художественного вкуса аранжировщика, характера растений, величины и пышности задуманной композиции. К каждому главному элементу - свои помощники из того же материала, различные по длине, но все обязательно короче своего «хозяина» и направлены в ту же сторону.

Каждая учебная форма имеет свою графическую схему в двух ракурсах (вид сбоку и вид сверху).

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу



Рис. 1 Морибана (стиль икэбаны в низких вазах). 5-ый вариант прямостоячей формы

На схеме показано соотношение длины основных элементов (син, соэ, хикаэ) и дополнителей, направление и углы их наклона. Кому-то может показаться, что начальные занятия икэбаной неинтересны, что бессмысленно повторять основные формы и варианты композиций. Это ошибочное убеждение. Изучение форм и вариантов можно сравнить с гаммами в музыке и эскизами в рисовании. Без освоения основной техники придётся столкнуться с серьёзными трудностями.

Красота композиции в целом состоит в гармоничном сочетании и определённом равновесии растительного материала и сосуда. Поэтому величина главных элементов определяется в зависимости от размера вазы.

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Рис. 2 Определение размера вазы

В помощь начинающему аранжировщику разработаны некоторые простые числовые стандарты подсчёта размеров используемых цветов и веток. За единицу измерения берётся размер вазы. Он равен сумме диаметра и высоты вазы. Полученная сумма увеличивается в 1,5 раза. Учебные формы все выполняются в пропорциях 1: 1,5. Но пропорции могут быть так же 1:1 и 1:2, где 1 - это размер вазы.

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу



Рис. 3 Определение длины главных элементов

Длина син равна 1,5 размера вазы. Длина соэ - ¾ длины син. Длина Хикаэ - ½ длины син.

Постановка икэбаны начинается с определения места положения кэндзана - металлическая наколка (в переводе означает 1000 мечей), используется только для постановки растений в низкой вазе (стиль морибана). Единственное положение, которое надо избегать - это постановка кэндзана в центре вазы. Японцы считают центр чего-либо, местом встречи и обитания высших сил, оно должно быть всегда свободно.

Установка растений на кэндзане имеет ряд особенностей. Концы веток срезают наискось, у толстых веток угол среза делается более острым.

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу


  • Установка веток


  • Установка тонких стеблей


  • Установка травянистых стеблей и цветоножек

Рис. 4 Установка растительного материала на кэндзане

Срез после наклона ветки должен быть обращён вверх. Сначала ветку ставят вертикально, втыкая срезанный конец между иглами, а затем наклоняют в нужную сторону на определённый угол. Срез травянистых стеблей и цветоножек делают поперечным и накалывают сразу определённым углом наклона.

Тонкие стебли собирают в пучки или подматывают мягкой бумагой, или усиливают небольшим кусочком стебля другого растения.

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Рис. 5. Декорирование кэндзана



Место крепления растений на кэндзане декорируют камнями, корягами, крупными листьями и другим материалом.

Главные отличия икэбаны от европейской аранжировки


  1. Красивые линии. Линия в икэбане есть всегда!

  2. Используемые растительные материалы должны соответствовать сезону (весна, лето, осень, зима).

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Весенняя композиция

Летняя композиция


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Осенняя композиция

Зимняя композиция


  1. Икэбана должна соответствовать эпохе и поводу. В композициях, поставленных к праздникам, используются символичные растения. Например, на День мальчиков (5 мая) икэбана ставится из листьев и цветов ириса, а новогодняя композиция выполняется из сосны или бамбука и хризантем.

  2. В икэбане должно быть выражено время. Прошлое символизируют полностью распустившиеся цветы, плоды, семенные коробочки или сухие листья; настоящее - полураспустившиеся цветы, свежие листья; будущее - бутоны, почки, напоминающие о предстоящем развитии.

  3. Важное значение имеет сочетание растений. Например, сосна и роза - вечная молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство.

  4. Минимум используемого материала. В одном цветке или ветке отражается величие природы.




Десять ключей новой икэбаны

для европейцев по школе Согэцу


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

В помощь тем, кто хочет ставить икэбану, преподаватели школы Согэцу разработали десять ключей, которые помогут выполнить композицию в стиле икэбана.

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 1. Изогнутые линии


Ключ 2. Спиральные линии

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 3. Изломанные линии


Ключ 4. Параллельные линии

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 5. Пересекающиеся линии


Ключ 6. Лучистые линии

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 7. Верхнее и нижнее

Ключ 8. Правое и левое


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 9. Плоскость

Ключ 10. Масса

Схемы ключей новой икэбаны

(упрощённый вариант с иллюстрациями)


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 1. Изогнутые линии

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 2. Спиральные линии

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 3. Изломанные линии

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 4. Параллельные линии



«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 5. Пересекающиеся линии

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 6. Лучистые линии

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 7. Верхнее и нижнее

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 8. Правое и левое

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 9. Плоскость

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Ключ 10. Масса




Язык цветов


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу

Издревле символика цветов использовалась людьми, особенно в любовных и тайных отношениях. У разных народов иногда одним и тем же цветам приписывались различные значения, другие имели сходные символы. В настоящее время эта символика постепенно утрачивает свои позиции, и всё большую ценность приобретает выразительность и оригинальность композиций.

Символика цветов, признанная в Японии.

Абрикос

  • сомнение

Акация

  • изящество, хороший вкус, дружба

Айва

  • вдохновение

Азалия

  • сдержанность, умеренность, преданность

Акроклинум

  • радостная песня, постоянная любовь

Анемона

  • надежда

Антуриум

  • страсть, взрывное сердце

Анютины глазки

  • внимание, душевное волнение

Амариллис

  • сдержанная красота, гордость, привлекательность

Аспарагус

  • простодушие

Аспидистра

  • контраст

Астра

  • чувство, глубокие мысли

Аралия

  • близость, интимность

Бамбук

  • терпение, мироздание, постоянство, изобилие, сила, вечность

Вистерия (глициния)

  • приветствие

Вишня

  • духовная красота, сомнение (белая), целомудренное воспитание (махровая)

Василёк

  • грация, элегантность

Водяная лилия

  • чистосердечность

Георгина

  • каприз, непостоянство, изящество

Гвоздика

  • платоническая любовь, верное сердце

Гербера

  • тайна

Гипсофила

  • осторожность

Гиацинт

  • развлечение, забава

Гладиолус

  • постоянство, заботливость

Горечавка

  • верность, справедливость

Гортензия

  • изменчивое сердце

Гранат

  • напоминание

Душистый горошек

  • добрая память

Ива

  • усилие, напряжённость

Ирис

  • вестник, предвестие

Кактус

  • сатира

Каладиум

  • симпатия

Калла

  • великолепная красота, уравновешенность

Камелия

  • осторожность

Камыш

  • послушание, прохлада

Кедр

  • надёжность

Клематис

  • равнодушие

Кливия

  • благородство

Космос

  • чистота, привязанность

Лилия белая

  • чистота, жёлтая - ложь

Лотос

  • обильный урожай, счастье, долгая жизнь, здоровье

Лук

  • бесконечная печаль

Магнолия

  • любовь природы, роскошь

Мак

  • сон, объединение

Монстера

  • стремление

Мискантус

  • спокойствие

Нарцисс

  • эгоизм

Орхидея

  • красота

Папоротник

  • загадка, недоумение

Пальма

  • верность

Пампасская трава

  • гордость

Персик

  • невинность, нежность

Пион

  • богатство и слава, великолепие

Плющ

  • верность

Подсолнечник

  • преклонение

Пуансетия

  • великолепие, привлекательность

Пшеница

  • процветание

Роза

  • красота, любовь, сердце, застенчивость

Сирень

  • память молодых дней

Скабиоза

  • неудачная любовь

Спирея

  • дерзкая фантазия

Сосна

  • долголетие

Тюльпан

  • взаимопонимание, сочувствие; жёлтый - бесплодная любовь; белый - обманутая любовь; красный - страсть

Форзиция

  • опрятность, чистота

Фреезия

  • привязанность

Хризантема

  • яркость, благородство

Цикламен

  • сдержанность, застенчивость

Эвкалипт

  • память




Список используемой литературы


«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу


  1. Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов: аранжировка, флористика, икебана. - М.: ЛАДА: РИПОЛ классик, 2000.- 400 с., ил.

  2. Дмитриев С.Н. Икебана и бонсаи. - М.: Вече, 2000. - 416 с., ил.

  3. Наумова Н.В. Цветов, таинственная сила.- М.: Панорама, 1993.-136 с., ил.

  4. Николаенко Н.П. Икэбана.- М.: Вагриус, 1996.- 215с., ил.

  5. Николаенко Н.П. Композиции из цветов. - Т.: ЦК Компартии Узбекистана, 1988.- 73 с., ил.

  6. Пронников В.П.. Икэбана. - М.: Наука, 1985.- 162 с., ил.

  7. Хён Рейнгард Азбука цветов. - Б.: Издательство сельскохозяйственной литературы, 1971. - 95 с., ил.

© 2010-2022