- Преподавателю
- Дошкольное образование
- «СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу
«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ» Материалы к мастер-классу
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зорина О.Л. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ»
Материалы к мастер-классу
Составили: Зорина О.Л., заместитель директора по УВР,
преподаватель курса «Фитодизайн»,
Маюрова М.В., методист, к.б.н.,
Пилипчук Г.М., заместитель директора по НМР
Немного из истории икэбаны
«О, сердобольные поэты,
Неплохо научиться вам
Искусству создавать букеты,
Не зная жалости к цветам.
Берёт японец ветку вишни
В жемчужно-розовом цвету,
Срезает всё, что видит лишним,
Что нарушает красоту»
Маргарита Алигер
Икэбана - японское искусство расстановки срезанных цветов в вазе, представляет собой уникальное явление в общечеловеческом мире искусства.
Икэбана тесно связана с живой природой и раскрывает подчас самую сокровенную её тайну - гармонию.
Корни икебаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете.
На смену религиозной системе синтоизма в VI веке в стране был введён в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения. Ещё во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII века, под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икебаны привнесён третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений были очень простыми и состояли из трёх элементов (веток и цветов).
Японцы любят отождествлять себя с природой и, в отличие от людей Запада, считают, что человек и природа представляют собой единство. Они хотят жить с природой без каких-либо барьеров, пытаясь поддерживать сбалансированное сосуществование с ней, оставаясь её частью. Утончённо-эстетическое восприятие природы пронизало всю жизнь японских людей, породило ряд красивых народных традиций. К ним относятся такие, как любование первым снегом, любование луной, осеннее любование клёном, любование цветами, отдельно - сакурой и т.д..
Один из буддийских постулатов - констатация быстротечности всех явлений в окружающем нас мире, в жизни и искусстве. Все жизненные процессы сотканы из отдельных мгновений, и надо дорожить каждым из них.
В настоящее время в Японии насчитывается около 300 школ и направлений.
В 1926 году под влиянием авангардистских течений в изобразительном искусстве возникает современная школа Согэцу, которая показала возможности использования в икэбане сочетания живого и неживого растительного материала, а также инородного (металл, камни, пластик, перья и т.д.). Основой школы стали следующие положения: икэбана может быть поставлена кем угодно, из чего угодно, и где угодно. Название школы Согэцу - от соединения двух японских иероглифов, означающих «трава» и «луна», что отражало глубокое понимание её организатором сущности окружающей природы и её связи с бесконечной Вселенной. Основателем школы стал Софу Тэсигахара - известный скульптор. Он считал, что икэбана должна изменяться в соответствии с меняющимися устоями, взглядами и укладом жизни общества, что аранжировщик должен стать более свободным в выражении индивидуальных творческих замыслов посредством цветочных композиций.
Впервые в 1968 году Икэбана покинула пределы Японии. Софу Тэсигахара организовал выставку в Париже, затем посетил Советский Союз. Сегодня это одна из популярнейших школ икэбаны во всём мире.
Учебная икэбана по школе Согэцу
Отличительные особенности икэбаны
Занятия в школе Согэцу начинаются с освоения форм композиций, которые составляются их трёх основных веток; позиция их меняется согласно простейшим правилам, в результате чего постигаются основы многообразных форм икэбаны.
Икэбана имеет высоту, ширину и глубину. Для того чтобы создать простейшую композицию, достаточно трёх основных разновеликих элементов (ветки, цветы, листья и другой растительный материал).
Самая длинная ветка, играющая определяющую роль, называется син (символ Неба) и на схемах обозначается кружком; второй по длине главный элемент - соэ (символ Земли) обозначается квадратом, а самый короткий элемент - хикаэ (символ Человека) обозначают треугольником. В качестве син и соэ используются чаще всего ветки, а в качестве хикаэ - цветы.
Между главными элементами устанавливаются дополнительные ветки и цветы - дзюси (обозначаются на схемах буквой Т). Количество их не регламентируется и зависит от художественного вкуса аранжировщика, характера растений, величины и пышности задуманной композиции. К каждому главному элементу - свои помощники из того же материала, различные по длине, но все обязательно короче своего «хозяина» и направлены в ту же сторону.
Каждая учебная форма имеет свою графическую схему в двух ракурсах (вид сбоку и вид сверху).
Рис. 1 Морибана (стиль икэбаны в низких вазах). 5-ый вариант прямостоячей формы
На схеме показано соотношение длины основных элементов (син, соэ, хикаэ) и дополнителей, направление и углы их наклона. Кому-то может показаться, что начальные занятия икэбаной неинтересны, что бессмысленно повторять основные формы и варианты композиций. Это ошибочное убеждение. Изучение форм и вариантов можно сравнить с гаммами в музыке и эскизами в рисовании. Без освоения основной техники придётся столкнуться с серьёзными трудностями.
Красота композиции в целом состоит в гармоничном сочетании и определённом равновесии растительного материала и сосуда. Поэтому величина главных элементов определяется в зависимости от размера вазы.
Рис. 2 Определение размера вазы
В помощь начинающему аранжировщику разработаны некоторые простые числовые стандарты подсчёта размеров используемых цветов и веток. За единицу измерения берётся размер вазы. Он равен сумме диаметра и высоты вазы. Полученная сумма увеличивается в 1,5 раза. Учебные формы все выполняются в пропорциях 1: 1,5. Но пропорции могут быть так же 1:1 и 1:2, где 1 - это размер вазы.
Рис. 3 Определение длины главных элементов
Длина син равна 1,5 размера вазы. Длина соэ - ¾ длины син. Длина Хикаэ - ½ длины син.
Постановка икэбаны начинается с определения места положения кэндзана - металлическая наколка (в переводе означает 1000 мечей), используется только для постановки растений в низкой вазе (стиль морибана). Единственное положение, которое надо избегать - это постановка кэндзана в центре вазы. Японцы считают центр чего-либо, местом встречи и обитания высших сил, оно должно быть всегда свободно.
Установка растений на кэндзане имеет ряд особенностей. Концы веток срезают наискось, у толстых веток угол среза делается более острым.
-
Установка веток
-
Установка тонких стеблей
-
Установка травянистых стеблей и цветоножек
Рис. 4 Установка растительного материала на кэндзане
Срез после наклона ветки должен быть обращён вверх. Сначала ветку ставят вертикально, втыкая срезанный конец между иглами, а затем наклоняют в нужную сторону на определённый угол. Срез травянистых стеблей и цветоножек делают поперечным и накалывают сразу определённым углом наклона.
Тонкие стебли собирают в пучки или подматывают мягкой бумагой, или усиливают небольшим кусочком стебля другого растения.
Рис. 5. Декорирование кэндзана
Место крепления растений на кэндзане декорируют камнями, корягами, крупными листьями и другим материалом.
Главные отличия икэбаны от европейской аранжировки
-
Красивые линии. Линия в икэбане есть всегда!
-
Используемые растительные материалы должны соответствовать сезону (весна, лето, осень, зима).
Весенняя композиция
Летняя композиция
Осенняя композиция
Зимняя композиция
-
Икэбана должна соответствовать эпохе и поводу. В композициях, поставленных к праздникам, используются символичные растения. Например, на День мальчиков (5 мая) икэбана ставится из листьев и цветов ириса, а новогодняя композиция выполняется из сосны или бамбука и хризантем.
-
В икэбане должно быть выражено время. Прошлое символизируют полностью распустившиеся цветы, плоды, семенные коробочки или сухие листья; настоящее - полураспустившиеся цветы, свежие листья; будущее - бутоны, почки, напоминающие о предстоящем развитии.
-
Важное значение имеет сочетание растений. Например, сосна и роза - вечная молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство.
-
Минимум используемого материала. В одном цветке или ветке отражается величие природы.
Десять ключей новой икэбаны
для европейцев по школе Согэцу
В помощь тем, кто хочет ставить икэбану, преподаватели школы Согэцу разработали десять ключей, которые помогут выполнить композицию в стиле икэбана.
Ключ 1. Изогнутые линии
Ключ 2. Спиральные линии
Ключ 3. Изломанные линии
Ключ 4. Параллельные линии
Ключ 5. Пересекающиеся линии
Ключ 6. Лучистые линии
Ключ 7. Верхнее и нижнее
Ключ 8. Правое и левое
Ключ 9. Плоскость
Ключ 10. Масса
Схемы ключей новой икэбаны
(упрощённый вариант с иллюстрациями)
Ключ 1. Изогнутые линии
Ключ 2. Спиральные линии
Ключ 3. Изломанные линии
Ключ 4. Параллельные линии
Ключ 5. Пересекающиеся линии
Ключ 6. Лучистые линии
Ключ 7. Верхнее и нижнее
Ключ 8. Правое и левое
Ключ 9. Плоскость
Ключ 10. Масса
Язык цветов
Издревле символика цветов использовалась людьми, особенно в любовных и тайных отношениях. У разных народов иногда одним и тем же цветам приписывались различные значения, другие имели сходные символы. В настоящее время эта символика постепенно утрачивает свои позиции, и всё большую ценность приобретает выразительность и оригинальность композиций.
Символика цветов, признанная в Японии.
Абрикос
-
сомнение
Акация
-
изящество, хороший вкус, дружба
Айва
-
вдохновение
Азалия
-
сдержанность, умеренность, преданность
Акроклинум
-
радостная песня, постоянная любовь
Анемона
-
надежда
Антуриум
-
страсть, взрывное сердце
Анютины глазки
-
внимание, душевное волнение
Амариллис
-
сдержанная красота, гордость, привлекательность
Аспарагус
-
простодушие
Аспидистра
-
контраст
Астра
-
чувство, глубокие мысли
Аралия
-
близость, интимность
Бамбук
-
терпение, мироздание, постоянство, изобилие, сила, вечность
Вистерия (глициния)
-
приветствие
Вишня
-
духовная красота, сомнение (белая), целомудренное воспитание (махровая)
Василёк
-
грация, элегантность
Водяная лилия
-
чистосердечность
Георгина
-
каприз, непостоянство, изящество
Гвоздика
-
платоническая любовь, верное сердце
Гербера
-
тайна
Гипсофила
-
осторожность
Гиацинт
-
развлечение, забава
Гладиолус
-
постоянство, заботливость
Горечавка
-
верность, справедливость
Гортензия
-
изменчивое сердце
Гранат
-
напоминание
Душистый горошек
-
добрая память
Ива
-
усилие, напряжённость
Ирис
-
вестник, предвестие
Кактус
-
сатира
Каладиум
-
симпатия
Калла
-
великолепная красота, уравновешенность
Камелия
-
осторожность
Камыш
-
послушание, прохлада
Кедр
-
надёжность
Клематис
-
равнодушие
Кливия
-
благородство
Космос
-
чистота, привязанность
Лилия белая
-
чистота, жёлтая - ложь
Лотос
-
обильный урожай, счастье, долгая жизнь, здоровье
Лук
-
бесконечная печаль
Магнолия
-
любовь природы, роскошь
Мак
-
сон, объединение
Монстера
-
стремление
Мискантус
-
спокойствие
Нарцисс
-
эгоизм
Орхидея
-
красота
Папоротник
-
загадка, недоумение
Пальма
-
верность
Пампасская трава
-
гордость
Персик
-
невинность, нежность
Пион
-
богатство и слава, великолепие
Плющ
-
верность
Подсолнечник
-
преклонение
Пуансетия
-
великолепие, привлекательность
Пшеница
-
процветание
Роза
-
красота, любовь, сердце, застенчивость
Сирень
-
память молодых дней
Скабиоза
-
неудачная любовь
Спирея
-
дерзкая фантазия
Сосна
-
долголетие
Тюльпан
-
взаимопонимание, сочувствие; жёлтый - бесплодная любовь; белый - обманутая любовь; красный - страсть
Форзиция
-
опрятность, чистота
Фреезия
-
привязанность
Хризантема
-
яркость, благородство
Цикламен
-
сдержанность, застенчивость
Эвкалипт
-
память
Список используемой литературы
-
Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов: аранжировка, флористика, икебана. - М.: ЛАДА: РИПОЛ классик, 2000.- 400 с., ил.
-
Дмитриев С.Н. Икебана и бонсаи. - М.: Вече, 2000. - 416 с., ил.
-
Наумова Н.В. Цветов, таинственная сила.- М.: Панорама, 1993.-136 с., ил.
-
Николаенко Н.П. Икэбана.- М.: Вагриус, 1996.- 215с., ил.
-
Николаенко Н.П. Композиции из цветов. - Т.: ЦК Компартии Узбекистана, 1988.- 73 с., ил.
-
Пронников В.П.. Икэбана. - М.: Наука, 1985.- 162 с., ил.
-
Хён Рейнгард Азбука цветов. - Б.: Издательство сельскохозяйственной литературы, 1971. - 95 с., ил.