Формирование экологической культуры в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации муниципального образования

Кызылского кожууна


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего комбинированного вида «Солнышко» с. Целинное


Формирование экологической культуры в ДОУ




Воспитатель

МБДОУ д/с «Солнышко»

с. Целинное

Оюн Марина Маадыр-ооловна


с. Целинное, 2015 г.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. Литературный обзор состояния вопроса 3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике 3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном

учреждении и муниципальном образовании 4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта 4

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,

являющихся базой для формирования представляемого

педагогического опыта 5

3. Педагогический опыт 6

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в

представляемом педагогическом опыте 6

3.2.Актуальность педагогического опыта 6

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте 8

3.4. Результативность педагогического опыта 9

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического

опыта 10

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта 11

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта 12

4. Выводы 14

5. Список используемой литературы и интернет-ресурсов 15




Тема опыта: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности.


« … наглядность при обучении никак не отделить от обучения родному языку, главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах».

К.Д. Ушинский

1. Литературный обзор состояния вопроса

  1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Для того, чтобы человек стал экологически культурным необходимо уделить большое внимание его экологическому образованию в дошкольном возрасте. Экологическое образование дошкольника - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.

Экологическая культура является частью общей культуры человека и обладает рядом ее признаков. Вместе с тем это явление характеризуется своими специфическими особенностями. По мнению В.С. Шиловой, экологическая культура представляет собой научный феномен, отражающий человеческое общество в аспекте его отношений с окружающей средой в прочесе непосредственного взаимодействия с ней по поводу использования природных и культурных богатств. С точки зрения педагогической науки экологическая культура личности выступает интегральным показателем усвоения ребенком системы экологических представлений, знаний, умений, опыта творческого и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Анализ литературы показал, что систематическое изучение представлений детей началось в конце XIX в. Их особенности и содержание нашли отражение в работах П.П. Блонского, Дж. Браунера, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, А.П. Усовой и др.

В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Т.А. Репина и другие в своих исследованиях отмечают, что представления дошкольников часто носят фрагментарный, неустойчивый, диффузный характер, они, по мнению В.С. Мухиной, не обладают четкостью, определенностью и систематизированностью, свойственной понятиям. Однако представления более живо, ярко отображают действительность, постепенно приобретают гибкость, подвижность. И как подчеркивается в психолого-педагогической литературе, актуализируясь в тесной связи со знаниями, функционирующими в речевом плане, представления успешно используются детьми в общем ходе их познавательной деятельности.


  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Изучив передовой педагогический опыт работы педагогов муниципального образования Новокубанский район: работу Пашковой Галины Александровны, воспитателя МДОБУ ЦРР № 13 по теме: «Формирование основ социально-экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста», Мелкумовой Лианы Яковлевны, воспитателя МДОАУ № 11 по теме: «Влияние комплексной работы на повышение экологической культуры дошкольников», свой предыдущий опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры у дошкольников посредством изобразительной деятельности», пришла к выводу: несмотря на то, что в содержании образования дошкольников включены основы экологического образования, оно не в полной мере определяет воспитание экологической культуры, понимания, что человек живет в социуме с природой.

Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений позволил определить, что экологическое образование требует био- (эко-) центрического подхода в социально-экологическом воспитании дошкольников.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Экологическое воспитание - это непрерывный процесс учебы, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и специальных знаний, относительно сохранения окружающей среды и природопользования, реализованных в экологически грамотной деятельности.

Экологическое образование - это психолого-педагогический процесс влияния на человека, целью которого является формирование теоретического уровня экологического сознания, что в систематизированном виде отображает разнообразные стороны единства мира, закономерности диалектического единства общества и природы, определенных знаний и практических навыков рационального природопользования.

Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании экосистем.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Работа по формированию основ экологической культуры у дошкольников посредством развития речи начата со средней группы детского сада. Группу посещало 25 детей в возрасте от 4-х лет. В опыте описана работа за три года (2012 - 2015 г.г.), т.е. до подготовительной группы включительно. Дети за данный период посещали детский сал стабильно. На начало данной работы у детей имелись экологические знания и навыки, определенный опыт. Дети имели возможность самостоятельно играть, проводить экспериментальную деятельность с природным материалом. Все дети эмоционально отзывчивы, существенных проблем в общении со взрослыми и сверстниками не наблюдалось.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.


В работе по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством развития речи я использовала такие методы и приёмы работы, как:

  • словесные: плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение художественной литературы, рассказывание, объяснение;

  • наглядные: показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины, технические средства обучения - это демонстрации учебных фильмов и презентаций (Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения);

  • практические: наблюдения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений;

  • игровые приёмы: приход сказочных героев, которые оживали на занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё - это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы;

  • художественное творчество также - самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.

Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников я выделила следующие составляющие:

  • речь педагога дошкольного учреждения

  • формирование представлений об окружающей жизни

  • развитие любознательности

  • сенсорное воспитание

  • игра

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Углубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Сегодняшние дошкольники живут в третьем тысячелетии в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.

Актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей.

Первой ступенью системы непрерывного экологического образования является дошкольная ступень. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие личности, закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру - природе, другим людям, культуре (С.А.Козлова, В.Т.Кудрявцев, В.А.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Р.М.Чумичева и др.). Однако, по свидетельству ученых современное детство как самостоятельное развитие ребенка в пространстве и во времени, вытеснено из жизни общества и превращено в процесс «выращивания детей в заданных условиях». При этом жестко планируется не только само содержание детской жизни, но и повседневный опыт общения с окружающим миром.

Эта ситуация существенно ограничивает возможности получения ребенком социального и личностного опыта взаимодействия с природой. Его способ освоения мира превращается из непосредственного в опосредованный телевидением, литературой, компьютером.

На современном этапе актуальна разработка образовательной программы введения ребенка в окружающий мир родного края (естественной и искусственно созданной природы и экологической культуры), построенной на идее социально-экологического развития и специфически преломляющей в себе все содержание дошкольного образования.

Развитие личности дошкольника как экологической всецело зависит от профессиональной компетенции педагога решать вопросы экологического образования в контексте гуманистической культуросообразной модели образования.

В связи с этим назрела необходимость разработки модели процесса экологического развития детей дошкольного возраста, отличающихся от традиционных подходов, разработки форм и методов по экологическому развитию детей.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему моего опыта - каковы должны быть методологические и концептуальные подходы к проектированию условий экологического образования, чтобы обеспечить требуемый уровень экологического развития личности ребенка?

Именно из этих побуждений, изучив ряд пособий (Н.А. Рыжова «Наш дом природа», С.Н. Николаева « Юный эколог», Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников») я пришла к выводу, что моя тема особенно актуальна на сегодняшний день.

3.3. Научность в предоставляемом педагогическом опыте.

Проблема экологического образования дошкольников - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и решается на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Л.С.Игнаткина, Н.Н.Кондратьева, Н.А.Рыжова, П.Г.Саморукова, А.М.Федотова, И.А.Хайдурова и др.). Анализ специальных экологических программ для дошкольных учреждений: «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом:- природа» Н.А.Рыжовой, «Мы земляне» Н.Н.Вересова позволил выявить их направленность на формирование основ знаний факторной и системной экологии.

Экологическая культура - это сложное, разноуровневое, многокомпонентное образование, важнейшим элементом которого являются представления. Учитывая, что дошкольники познают мир посредством чувственных форм познания (ощущения, восприятия, представления), остановимся на некоторых особенностях детских представлений.

Большое значение для воспитания у дошкольников бережного отношения к природе имеют наблюдения.

В течение всей жизни К.Д. Ушинский неоднократно повторял, что наглядность при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

Одним из приемов развития связанной речи детей является наблюдение окружающего мира. Основной принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.

Экологические представления являются одним из важных компонентов экологической культуры ребенка-дошкольника.

Анализ философской, психологической, специальной литературы позволяет рассматривать экологические представления как сложное, личностное образование, включающее в себя совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: смыслообразующего, когнитивного, операционально-деятельностного и эмотивного.

Смыслообразующий компонент социально-экологических представлений отражает личностно-смысловой аспект психических образов, а также рассматривается как механизм и предпосылка их формирования. Данный компонент характеризует, во-первых, осознание и осмысление представлений через отношение ребенка к окружающей среде, во-вторых, осознание дошкольником собственных качеств, действий, а также понимание мотивов своих и чужих поступков, умений предвидеть и анализировать результаты собственных действий и действий других людей.

Когнитивный компонент социально-экологических представлений, во-первых, представлен результатами процессов познания, в которых возникают образы социальной и природной действительности, происходит понимание особенностей и непреходящей самоценности всего живого и неживого в окружающем мире, во-вторых, характеризует уровень развития познавательной активности, проявляющейся в стремлении получать, искать и

перерабатывать информацию о явлениях и объектах природной и социальной действительности.

Операционально-деятельностный компонент социально-экологических представлений характеризует способность ребенка оперировать представлениями как в процессе умственной, так и в процессе практической деятельности; определяет развитие умения оперировать представлениями( воображать, воспроизводить, создавать, репродуктивные образы в различных ситуациях). Это требует от ребенка навыка владения определенными средствами и способами умственной деятельности. Основным средством оперирования представлениями с точки зрения Н.Н. Подьякова являются «операторные эталоны» (обобщенные средства мыслительного преобразования представлений).

Важным в структуре экологических представлений является эмотивный компонент, характеризующийся эмоциональными устремлениями по отношению к природе, себе, другим людям. Эти устремления выражаются эмоциональной эмпатией, «вчуствованием», сорадостью, сочувствием, сопереживанием, в которых отражается отношение ребенка к тому, что он делает, узнает, понимает, чувствует.

3.4. Результативность педагогического опыта.

В течение десяти лет наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии - цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

- работа с социумом

За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье

Создание условий (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В групповых комнатах размещены уголки природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года ,природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. Каждый педагог придаёт своему уголку неповторимость и своеобразие. Минимальный состав уголка природы в каждой группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). В младшей группе календарь за объектами и явлениями природы оформлен в виде игрушечных часов, имеется дидактическая кукла; в средней и старшей группах - календарь - сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами «На кормушке» и календарь, рекомендуемый С.Н.Николаевой.

Зона ознакомления с природой в старшей логопедической группе состоит из уголка природы и настенного методического пособия «Дерево и мы».

В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, и находя для него свой кармашек, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.

Развивающая стенгазета на шести листах обновляется каждый месяц. Она содержит приметы времён года, раскраски, головоломки, загадки, задачи. Дети сами работают с газетой, раскрашивая её и выполняя разнообразные задания.

Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы , вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках, ведут записи детских сочинений ,рассказов об увиденном. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе с воспитателем высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

В холле имеется экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, а также можно познакомиться с правилами поведения в природе. Ежедневно, ненавязчиво, наглядно проходя в музыкальный зал, дети закрепляют эти правила. «Уголок леса» представлен в виде небольшого отдельного помещения в котором расположено дерево с дуплом, пни, мох, шишки, поделки из природного материала, плакаты «Для чего нужны деревья в лесу?», «Зачем ходят в лес?» и др. Здесь проходят занятия с детьми Животных в уголке природы не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения в соответствии с СанПин. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д. , а так же через игрушки (медведь, заяц, змея и др. ), находящиеся в «уголке леса».В виде теремка оформлен «Музей природы». В музее - три разные экспозиции: диорамы времён года , дары леса, сада, огорода.

На территории детского сада установлен «птичий столб», который круглый год привлекает пернатых и позволяет вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой в его кормушку дети кладут корм, летом в водопойный желобок наливают воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком ,установленном на его верхушке.

Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений , расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике воспитатели приобщают детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где дети средней и старших групп высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. Чтобы не нарушать экологического равновесия на участке проложена экологическая тропа, включающая мини-альпийскую горку, огород, «птичий столб», различные деревья и кустарники, цветники «уголок леса» и др. , откуда дети могут наблюдать за природой в её естественном виде.

Экологические знания дети нашего ДОУ получают не только на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на занятиях по изодеятельности , музыкальному воспитанию, в играх и при решении логических задач, во время работы в уголке природы.
Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше .Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка .
Большой интерес у детей вызывают экскурсии и целевые прогулки . Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Наши воспитанники ежемесячно посещают краеведческий музей, где проходят занятия в соответствии с планом работы.
Ежедневные прогулки с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания детей.

Природоохранные акции: «Берегите природу», «Покормите птиц зимой», «Цветочная фантазия» и др., проводимые в ДОУ являются пропагандой экологической безграмотности, повышением уровня экологических знаний. Стало традицией в дни осенних каникул проводить экологическую неделю. В соответствии с возрастом детей педагоги планируют мероприятия :разрабатывают краткосрочные экологические проекты «Расти лучок», «Мой родной край» и др., праздники «Как осень к нам подкралась», «Что у Осени в корзине» и др., конкурсы поделок из природного материала, КВН, выставки рисунков на тему «Берегите природу» и др.

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек - часть природы. Этому способствует кружок «Юный эколог» ,который организован для детей старшей группы. В кружке дети овладевают навыками экспериментально - поисковой работы, с помощью которой проникают в тайны природы.

Воспитанники детского сада - активные участники районных и городских экологических конкурсов и акций, КВН, неоднократно награждались дипломами , почетными грамотами и подарками. В работе с детьми педагоги придают большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку», « Одуванчик» сделаны руками педагогов и очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное - несъедобное»; «Хорошо - плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Изготовленные совместно с педагогами макеты «Пустыня», «Долина динозавров», «Ледниковый период», «Животные разных климатических зон» позволяют через сюжетные игры решать экологические задачи.

Изо дня в день учим детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают галерею и другие помещения детского сада.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому , умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Каждый педагог выбирает своё направление работы по экологическому воспитанию дошкольников. В течение 3-х лет я занимаюсь проблемой организации опытно-экспериментальной деятельности. На специально организованных занятиях ребята знакомятся со свойствами различных веществ, учатся формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений. Для самостоятельной исследовательской деятельности разработаны пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов.

В нашей группе создана экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов. Моими коллегами на уровне кожууна, республики обобщён опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». В своей работе мы используем проектный метод обучения, который даёт возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Результатом работы по экологическому воспитанию с детьми старшей санаторной группы стало методическое пособие «Дерево и мы», презентация пособия разработанные воспитателями ДОУ. Цель пособия: развитие эмоционально - познавательного интереса детей к изучению природы её живым и неживым объектам через использование дидактического материала, повышение уровня экологического воспитания детей (см.приложение ).Методическое пособие «Дерево и мы» является примером инновационного подхода в области ознакомления с окружающим миром. Многообразие дидактического материала, логично выстроенная система занятий позволяет воспитателю максимально эффективно наблюдать за природой не только во время занятий, но и в процессе свободной деятельности детей, в различных играх, викторинах.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях ( «Играя изучаем природу», «Совершенствование экологического сознания дошкольников»), семинарах «Азбука экологического воспитания»,«Почти всё о животном мире»), педсоветах ( «Знай, люби и береги природу», «Игра и экологическое воспитание», «Экологическая гостиная»), практические занятия в нетрадиционной форме ( «Калейдоскоп природы», «Звёздный час», «Брейн -ринг»),деловые игры «Что? Где? Когда?», «Робинзонада», «Пробежимся по проблемам»), викторинах ( «Мы знаем и любим природу»). Наиболее эффективными формами работы с педагогами считаем беседы за «круглым столом», где решаем педагогические ситуации, даём советы по изготовлению дидактических игр и пособий , вырабатываем требования по составлению тематических, интегрированных занятий, высокие результаты в работе с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации практических заданий, педагогические проекты, педагогические ситуации).Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Выявить и уточнить знания педагогов и детей позволяют проводимые совместные КВН «Праздник леса» , «Путешествие по лесным тропинкам», конкурсы на лучшие экологические рассказы малышей. Методический кабинет регулярно пополняется новинками природоведческой литературы, дидактическими пособиями , играми экологического содержания , фотографиями «Природа нашего края»,гербариями. Имеется экологический паспорт ДОУ.

В этом учебном году педагогами разрабатываются экологические игры для детей с использованием компьютерных технологий.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Традиционно родители вместе с детьми сажают деревья в «аллею выпускников».У каждого находится дело: отмерить расстояние, чтобы деревьям не было тесно, выкопать ямки, придерживать растения вовремя посадки, носить воду и поливать. у каждого удивительное светлое, красивое, счастливое лицо, Взрослые бережно берут саженцы, словно они их родные дети, а дети словно «стайка ласточек» щебечут звонкими голосами рядом, Все делают хорошее дело одной большой, дружной семьёй. А мимо нашего детского сада идут другие взрослые и дети, и немного завидуют нашей дружной работе, хорошему настроению, а главное чему- то неуловимому, какой-то тайне, секрету, которые связывают воспитателя и родителей, делают их единомышленниками. Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию и теперь в ДОУ систематически организуются конкурсы : «Удивительное рядом», «Яркие краски осени», «Очарованье осени», «Рекорды природы», «Природа и фантазия» и др.Проводим выставки совместных рисунков ,плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего края», выпуск семейной газеты «Наши домашние питомцы», «Родной край, любимые места», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.) .Родители принимают активное участие в совместных экологических праздниках «Семейная прогулка» , «Мис-Осень», на родительских собраниях делятся опытам как прививают детям любовь и бережное отношение ко всему живому. На протяжении многих лет не остаются равнодушными к творческим поискам педагогов.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию дошкольников, мы сотрудничаем с близлежащими учреждениями (социумом). Регулярными для наших детей стали посещения библиотеки, краеведческого музея, Дома детского творчества, где дошкольники знакомятся с выставками, композициями на экологическую тематику, являются участниками совместных конкурсов. Детская библиотека помогает оформлять в ДОУ выставки книг, журналов по временам года, организуют конкурсы чтецов на тему «Мы любим природу», «Наша Малая Родина».

Наши воспитанники постоянные посетители краеведческого музея. А совместно со школой мы проводим акции «Покормим птиц зимой», «Зелёная ёлочка» и др. Школьники помогают нашим детям составлять информационные экологические листовки и развешивать их.

Проблема «здоровье ребенка - окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности. Экологическая обстановка в районе, где расположен наш детский сад характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. Единственным источником загрязнения можно считать близкое расположение центральной котельной, но со строительством новой котельной с режимом работы по современной технологии и этот источник будет сведён к минимуму. Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта. По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.

Заболеваемость детей (данные на 01. 09. 2011 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) - 63; бронхит - 1; ангина - 2; скарлатина - 1; в/о - 2; прочие случаи - 15. Общее количество случаев: 84. В среднем пропущено одним ребенком по болезни - 6 дней. Пропущено одним ребенком по желанию родителей (отпуск, санаторий)- 32 дня

В ДОУ выполняются нормы питания меню, используются экологически чистые продукты. Ежемесячно ведётся мониторинг по питанию. Средний набор продуктов соответствует нормам питания в соответствии с САН ПИН. Всё это благоприятно сказывается на здоровье наших воспитанников.
Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди - внедрение новых эколого-образовательных технологий , разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию. Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

На первом этапе своей работы я провела педагогическую диагностику, которая показала о необходимости углубленной работы по формированию экологического воспитания дошкольников.

Исходя из этого результата обследования детей, я наметила в своей работе личностно - ориентированный подход, т.е. раскрытие индивидуальных способностей ребенка, как личности. Адаптировала уже известные методы и приемы к условиям группы и возрастным особенностям детей в формировании экологической культуры через развитие речи ребенка. Например, при обучении детей в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой, я использовала: наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий); разнообразные словесные методы (чтение художественных произведений, рассказы и пересказы природоведческого характера); составление и рассказывание сказок о природе. Занятие часто начинаю с загадок, потешек, небольших стихотворений, в которых раскрывается красота природы, природных явлений и др.

В результате проведенной работы по формирование основ экологической культуры посредством развития речи, у детей старшего дошкольного возраста сформировались следующие показатели экологической культуры:

- наличие интереса, проявляющегося к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, умение оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо;

- желание участвовать в экологически ориентированной деятельности;

- эмоциональная реакция при встрече с прекрасным и попытки ребенка передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);

- выполнение правил поведения на улице, во время прогулок в сад, лес, др.;

- готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- наличие самоконтроля поведения, поступков с целью охраны и бережного отношения к окружающей среде;

- умение описать природное явление или природный пейзаж;

- знание загадок и стихотворений о природе;

- умение составлять описательные рассказы.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна моей работы состоит в описании методики организации процесса ознакомления детей с природой через совершенствование всех сторон речи. В работе представлены этапы формирования совместной деятельности:

1. Познавательно-речевая деятельность. Экскурсии в лес и наблюдения за объектами природы с обсуждением наблюдаемых явлений, составление описательных рассказов детей.

2. Познавательно-речевая деятельность. Рассматривание картин и иллюстраций с родной природой.

3. Познавательно-речевая деятельность. Формирование целостной картины мира.

4. Речевая деятельность. Беседы на тему «С кем ты дружишь, лесок?».

5. Речевая деятельность. Рассказ воспитателя «Природа Тыва».

6. Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений о природе :

- заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березу

Русскую»;

- заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»,А.Уержаа «Хараган»;

- чтение рассказа Е. Тимошенко «Елочки-метелочки», чтение отдельных частей рассказа К.Кудажы «Степан Сарыг-оолдуӊ плантациязы»;

- пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила», тувинской сказки «Хан-Шилги аъттыг хайындырынмай Багай-оол»;

- заучивание народных примет о природе.

7. Рассматривание репродукций картин русских и тувинских художников.

8. В опыте работы представлен календарно - тематический план работы со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию через развитие речи «Послушай природу».

9. Использование сказок о природных явлениях.

Научная новизна исследования состоит в проектировании системы экологического образования дошкольников в разработке содержания экологического образования, представляющего собой интеграцию социальных и экологических знаний, ценностное смысловое ядро системы «человек-природа-социум», способов познания природы и социальных способов ее сохранения; проектировании педагогической модели процесса социально-экологического развития детей на интеграции принципов гуманизации и социализации.

Практическая значимость исследования определяется: практической реализацией концептуальных подходов к процессу экологического развития дошкольников; широкой апробацией и внедрением в педагогическую практику модели процесса экологического развития дошкольников.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Цель моей работы: дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к природе, учить заботиться о ней.

Задачи, над которыми я работаю, заключаются в следующем:

  1. Создавать условия для формирования элементарных экологических представлений:

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказать о происхождении, многообразии форм жизни: растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т.д.);

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;

  • формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

  1. Знакомить с особенностями строения человека.

  • в доступной форме (привлекая иллюстрационный материал) рассказать об элементарном строении человека;

  • формировать элементарное представление о работе собственного организма;

  • приобщать к ценностям здорового образа жизни.

  1. Обеспечивать условия для развития экологического сознания и познавательных способностей:

  • познакомить с представителями живой и неживой природы;

  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

  • способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

  • познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

  • развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;

  • познакомить с Красной книгой;

  • создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности.

Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает речевая деятельность, которая определена рядом характеристик:

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

- проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Методологическую основу представляемого педагогического опыта составили идеи: культурно-исторического развития общества и личности, определившие педагогические условия экологического развития дошкольников; гуманистического образования, ориентированного на развитие ценностных смыслов личности, готовой к гармоничному взаимодействию с социальной и экологической средой жизнедеятельности.

При реализации экологического образования в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) внимание в основном уделяется развитию у детей системы знаний об окружающих природных объектах, умений и навыков бережного взаимодействия с ними. При этом на второй план уходят взаимоотношения дошкольников с их ближайшим социальным и природным окружением как проявления детской экологической культуры. В то же время, в дошкольных образовательных учреждениях в процессе экологического образования успешно реализуются образовательные модели с воспитательной составляющей, повышающей социально-личностный и эколого-культурный потенциал детей.

Цель моей работы состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе речевого развития.

4. ВЫВОДЫ.

Идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе была и есть весьма актуальной. Ведь общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, нравственное значение. Поэтому у дошкольников нужно формировать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание к ней.

Главной целью экологического образования детей является формирование экологической культуры - экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическая культура является частью общей культуры человека и обладает рядом ее признаков. Вместе с тем это явление характеризуется своими специфическими особенностями.

Речевая деятельность дошкольника имеет многогранный аспект. Эффективные формы и методы речевой деятельности дошкольников позволяют сформировать у дошкольников основы экологической культуры.

Такие приемы развития связанной речи детей как наблюдение, использование художественного слова, ознакомление с окружающим миром, явлениями природы, заучивание стихотворений о природе, составление описательных рассказов и др. содержат основной принцип: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.











Список использованной литературы:



1. Мир природы и ребёнок: Методика экологического воспитания дошкольников) Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева;

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-составитель С.Н.Николаева;

3. Воронкова О.А. Добро пожаловать в экологию. - «Детство-пресс»;

4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду;

5. Гаврина С.Е. Подружись с природой.


© 2010-2022