НОД по познавательному развитию для детей старшей группы В гостях у лесных жителей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы

«В гостях у лесных жителей».

Познавательное развитие.

Расширить представления детей о диких животных, живущих в лесах России: названия животных и их детенышей, внешние признаки, где они живут, как добывают пищу. Расширить знания детей о жизни диких животных в зимний период. Воспитывать любовь к природе, доброжелательное, заботливое отношение к животным.

Речевое развитие.

Учить составлять предложения об отличительных признаках животных, используя прилагательные; согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Упражнять в образовании однокоренных слов (лиса-лисица-лисенок-лисий).

Учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме в единственном и множественном числе: (черненький носик, маленькие ушки, коротенький хвостик…). Учить образовывать притяжательные прилагательные: волчий, медвежий, лисий…. хвост. Закрепить правильное употребление в речи названий детенышей животных в единственном (ежонок, зайчонок , волчонок, медвежонок, лисенок, бельчонок).

Активизировать словарь по теме «Дикие животные», пополнить новыми словами: ежиха, зайчиха, волчица, медведица, лисица, волчье логово.

Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.(дидактическая игра «Третий лишний».)

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Физическое развитие.

Развивать координацию движений, упражнять в умении согласовывать текст с движениями.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Упражнять в аккуратном закрашивании контуров животных.

Здоровье.

Научить детей правильно, достаточно глубоко дышать, при этом, вдыхая, максимально наполняя лёгкие, а выдыхая - освобождать лёгкие от воздуха, который там остался. Учить укреплять здоровье в процессе общения с природой.


Оборудование.

Иллюстрация зимнего леса.

Картинки диких животных для размещения на фоне зимнего леса.

Карточки с загадками.

Письма-задания от зимней стужи.

Дидактическая игра «Найди домик».

Картинки диких животных в своих жилищах.

Картинки диких и домашних животных для игры «Четвертый лишний».

Дидактическая игра «Чей малыш?».

Изображения животных для раскрашивания.

Цветные карандаши.

Аудиозаписи звуков зимнего леса.






Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети встают в круг, берутся за руки. Воспитатель произносит:

Подойди ко мне, дружок,

Вместе встанем мы в кружок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!


Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу и узнать, какие животные там обитают, где они живут и чем занимаются? (Да). Ну, тогда в путь!

Дети с воспитателем проходят на «лесную полянку», со словами:

Мы к лесной полянке вышли, (дети выполняют движения согласно тексту)

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

Наконец-то в лес попали.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Как красиво в зимнем лесу. Зимушка-зима укутала снежным белым одеялом деревья и кусты. Как хорошо здесь, как чудно пахнет хвоей. Ребята, давайте подышим свежим лесным воздухом (выполнение дыхательных упражнений). Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем (2 раза).

Звучит аудио фрагмент «Звуки зимнего леса - вьюга».

Воспитатель. Ребята, что происходит. Послушайте, как свистит, завывает ветер. Стало очень холодно. Когда мы мерзнем, что с нами происходит (мы дрожим). Психогимнастика «Холодно - тепло». Ну вот мы и согрелись.(аудиозапись выключается).

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Но, ребята, посмотрите, в лесу не видно ни одного животного. Куда же все подевались? Ой, а что это? (письмо).

Интересно, от кого оно. (Воспитатель достает письмо, читает):

Письмо: «Я, Волшебница, зимняя стужа, заколдовала все вокруг. И расколдую только тогда, когда вы выполните мои задания. Первое задание - отгадайте мои загадки. О ком они?»

- ребята, выполним задания зимней стужи? Тогда слушайте внимательно:

• Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост - краса.

Как зовут её? (Лиса)

• У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода - кора. (Заяц)

• Кто зимой холодной, бродит злой голодный? (Волк)

• Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы, кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

• Хозяин лесной, проснулся весной. А зимой под вьюжный вой спал в берлоге снеговой. (Медведь)

• Лежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж)

(По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет на иллюстрацию зимнего леса картинки с изображением диких животных: заяц - под кустиком, белка - на елке, волк - в чаще, лиса - под деревом). Не выставляются только картинки с ежом и медведем.

Воспитатель: молодцы, ребята, справились с заданием. Всех животных отгадали. Но почему же в лесу не видно медведя и ежика? ( они зимой спят). Правильно, ребята. (выставить картинки медведя под сугроб, ежа - под корнями дерева).

Воспитатель:Какие это животные? (Это дикие животные)

- Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу. Сами себе добывают пищу. Сами устраивают себе жилище. Сами себя лечат).

Воспитатель: Правильно, ребята.

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

Сами пищу добывают

Сами деток охраняют,

Строят прочное жильё

И природное житьё.

Ребята, какие вы молодцы, справились с первым заданием!

Воспитатель: Вот для нас еще задание (показываю детям и читаю):

«Я, Зимняя стужа, выгнала всех животных из своих жилищ и замела все дороги. Но если животные найдут дорогу и правильно назовут свои жилища, то они останутся в них жить»

Посмотрите внимательно и найдите жилища животных.

На мольберт вывешивается лист, на котором с левой стороны изображены животные, а с правой - их жилища.

Игра «Найди домик» (нужно соединить линией животных и их жилище на ватмане)

Дети выполняют задание:

Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком. Ежик спит в норке.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

В: В норе живет лиса. Ребята, а вы знаете, чем питается лиса

( питается лисичка травами и многими видами животных. Она - хищница.)

В:а какая она?

( она пушистая, рыжая, хитрая, красивая)

В: В берлоге спит медведь. Он спит в ней всю зиму.

Он может спать до 6-ти месяцев, поэтому делает себе прочную и теплую берлогу. А вы знаете, чем питается медведь?

( медведь-всеядное животное, любит и рыбу, и мед, и ягоды и т. д.)

В: Ребята, а почему заяц живет под кустиком?

(У него нет дома. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.)

В. А чем питается заяц?

(Питается заяц только растительной пищей - корешки, травы, зерно, кора молодых деревьев)

В: домик белочки в дупле. Белочка делает запасы на зиму. Питается она орехами, шишками, грибами.

В. А серый волк делает себе логово, - небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Питается он другими животными, он все время охотится. Это хищное животное.

В: еж зимой спит в норке.Еще ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.Спит он всю зиму. А чем питается еж?(грибы, лесные фрукты, ловит мышей, насекомых, змей).

Воспитатель.Ну что, ребята, продолжим наше путешествие по зимнему лесу. Ну тогда в путь.(дети встают на физкультминутку)

Физкультминутка

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети шагают на месте)

За мамой лисицей бежал лисенок.(имитируют бег лисёнка)

За мамой ежихой катился ежонок.(Приседаю и медленно идут при этом фыркают)

За мамой - медведицей шёл медвежонок (Идут вперевалочку)

За мамою - белкой скакали бельчата (Скачут, держат «лапки» перед собой) .

За мамой-зайчихой - косые зайчата(Скачут, уши-ладошки над головой)

Волчица вела за собою волчат(Идут как волки «загребая» лапами)

Все мамы и дети напиться хотят. (Имитируют лакание языком, и опять шагают на месте).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, зимняя стужа приготовила еще одно задание. Она перепутала всем животным их хвосты. Давайте поможем им найти свои хвосты.

Игра «Чей хвост? »

(дети находят хвост определенного животного, кладут его рядом и называют: это лисий хвост, это медвежий хвост , волчий хвост, заячий хвост, беличий хвост).Индивидуальные ответы детей, в конце игры групповые ответы.(Давайте все вместе скажем «лисий хвост…..»)

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель: ну что, продолжим наше путешествие по зимнему лесу. А вот и новое задание (на втором столе).

«Я, Зимняя стужа, не только заколдовала весь лес, но и разлучила мам с их детенышами». Ребята, давайте поможем мамам найти своих детенышей.

Д/и «Чей малыш?»

Воспитатель. 1, 2, 3 - карточки переверни, (дети переворачивают карточки)

1. Здесь изображены мамы детенышей. Давайте назовем их. Сейчас мы по очереди назовем мам.

Это - медведица (показываю на животное и называю).

Дети по аналогии: это - лиса (лисица);

это - волчица;

это - ежиха.

это - зайчиха;

это - белка;

2. Поможем мамам найти их детенышей (дети выполняют задание). Молодцы, мамам помогли (карточки с детенышами и с их мамами дети соединяют).

3. Поиграем в игру «У кого кто?»

(начинает игру воспитатель)

Воспитатель: «У медведицы - медвежонок»

Сережа, у медведицы кто? (ответ); Рома, у медведицы кто? (ответ)

У ежихи кто? (у ежихи ежонок);

У зайчихи кто? (зайчонок)

У белки кто? (бельчонок)

У волчицы кто? (волчонок)

У лисицы кто? (лисенок)

А вот и новое для нас задание. Игра с мячом «Большие и маленькие».

- А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

В. - У лисицы рыжие уши

Р. - У лисенка рыженькие (что?) ушки.

В. - У волчицы острые зубы.

Р. - У волчонка остренькие (что?) зубки.

В. - У зайчихи белые лапы.

Р. - У зайчонка беленькие (что?) лапки.

В. - У белки черные глаза.

Р. - У бельчонка черненькие(что?) глазки.

В. - у ежихи колючие иголки.

Д.- у ежонка колючие (что?) иголочки.

В. - У медведя короткий хвост.

Р. - У медвежонка коротенький (что?) хвостик.

Воспитатель. Молодцы, и с этим заданием справились.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Зимняя стужа приготовила нам новое задание. Но мы ведь справимся и с ним. Правда? Давайте посмотрим, что здесь.

Дети подходят к столу

Игра "4-ий лишний"

(на столе лежат 4 картинки, из них 3-дикие животные, 1- домашнее животное, животное Африки или животное северного полюса . Нужно выбрать эту одну и сказать почему).Дети по очереди отбирают лишнюю картинку из ряда картинок.

В: Ребята, а почему вы отложили: собаку, моржа, слона?

( Потому что это не дикие животные)

Молодцы, ребята. Не смогла зимняя стужа нас запутать. И это было последнее задание зимней стужи. (Звучит мелодия леса.) Ребята, посмотрите, зимняя стужа расколдовала лес. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скорее идем на лесную полянку. (дети выходят на лесную полянку)

Мы с лесной полянки вышли, (дети выполняют движения согласно текста)

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Дружно весело шагали

Снова в детский сад попали.

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, кому мы помогли в лесу? (Мы помогли диким животным: волку, зайцу …)

Как мы помогли животным? (ответы детей)(нашли их жилища, подобрали им хвосты, нашли мамам их детенышей…)

В: Ребята, какие вы молодцы! Животные очень рады и довольны, что вы много о них знаете! Возьмите картинку животного, которое вам больше всего нравится, и мы с вами сделаем сувенир, который будет напоминать вам о нашем сегодняшнем путешествии.

(дети под спокойную музыку закрашивают картинку).

В конце занятия дети подходят к воспитателю и встают в круг, держась за руки.

Воспитатель.

Игра наша была непростая,
Умная такая.
Те, кто в неё играет,
Зверей не обижает.
А нам же друзья, на прощанье
Осталось сказать: « До свиданья!»

© 2010-2022