Чтобы не было беды в городах и сёлах

Методические рекомендации могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений образования для проведения профилактической работы по пожарной безопасности. Представляют собой законченную методическую единицу, в которой сделана попытка пройти путь от введения общих понятий по пожарной безопасности до работы с родителями воспитанников по данному направлению.
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Разработка по основам пожарной безопасности для воспитанников учреждений дошкольного образования имеет образовательную направленность и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данная работа является вспомогательным источником специальной литературы. Её цель ― формирование минимума знаний по пожарной безопасности, которым должен обладать каждый воспитанник дошкольного учреждения образования.

Авторы с признательностью воспримут и учтут любые замечания и предложения по совершенствованию данной работы.

Составители: Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович методисты ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»


Оглавление

Оглавление 3

Введение 4

Вот какой он наш огонь ― ты рукой его не тронь 5

Профессий много нужных есть, хвала спасателям и честь 10

Помоги себе сам 22

Что поможет нам бороться, коль на нас огонь идёт 25

Папа, мама, я - дружная семья 28

Заключение 32

Литература 33


Введение

Одной из целей изучения образовательной области «Ребёнок и общество», предусмотренной учебной программой для учреждений дошкольного образования является формирование у воспитанников основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения.

Достижение этой цели возможно лишь при знании психологических и возрастных особенностей детей, а также соответствующей методики воздействия на ребёнка. Только при соблюдении этих условий можно сформировать то, к чему призывает данная работа.

У детей дошкольного возраста преобладает правополушарный тип познавательной деятельности. Им свойственно эмоциональное, интуитивное мышление. Поэтому при работе с данной возрастной категорией необходимо учитывать следующие моменты:

  • при доминанте правого полушария головного мозга целесообразно использовать при обучении как можно больше средств, воздействующих на различные анализаторы ― зрительный, слуховой, кинестический (двигательный), тактильный. Иначе говоря, ребёнок должен чувствовать и понимать, что ему пытаются преподнести взрослые.

  • Трудности у детей с доминантой правого полушария возникают тогда, когда педагоги работают без наглядной опоры ― словесное объяснение воспринимается хуже, чем рисунок, схема. Следовательно, на занятиях необходимо больше применять наглядные средства обучения. В то же время таким детям при правильных действиях трудно даётся теоретическое обоснование, поэтому не следует требовать от них немедленного объяснения своих поступков.

  • При преобладании у детей правополушарного типа познавательной деятельности ярко выражена способность к восприятию художественных текстов, поэзии. Чем выразительнее преподносится текст, тем отчётливее возникают образы в сознании ребёнка.

  • Ведущее место в развитии дошкольника занимает игра. Поэтому при формировании основ пожарной безопасности целесообразно использовать различные игры (сюжетно - ролевые, театрализованные, подвижные).

Единство взглядов между родителями и педагогами дошкольных учреждений образования по формированию основ пожаробезопасного поведения должно быть обязательно, иначе, в силу своих особенностей, ребёнок окажется на перепутье.

Предлагаемые варианты проведения мероприятий могут быть дополнены или изменены по вашему усмотрению.

Вот какой он наш огонь ― ты рукой его не тронь

Конспект познавательного занятия для старшей группы дошкольного учреждения образования

ЦЧтобы не было беды в городах и сёлахель: обобщить знания воспитанников об истории возникновения огня и его применении в жизнедеятельности человека.

Образовательная: закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правилах пожарной безопасности. Развивающая: развивать память, логическое мышление. Воспитательная: воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материал: два кусочка дерева, два кремневых камешка, зажигалка.

Подготовительная работа:

  • беседа «Первобытный человек: как тяжёл его был век»;

  • чтение художественной литературы: Р. Подольный «Как человек огонь приручил», Н. Харрис «Первобытные люди».

Ход занятия:

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о нём … На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он может другом быть, а может быть врагом. Хотите узнать, что это и почему он бывает разный?

Тогда слушайте мои подсказки, и подумайте что общего между ними.

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова целый час,

А может два. Ты его рукой не тронь ―

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает. (Огонь)

Отец горяч и красен.

Бывает он опасен.

А сын взовьётся птицей ―

К отцу не возвратится. (Огонь и дым)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки,

Раздают всем огоньки. (Спички)

Педагог: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об огне. Ребята, я приглашаю вас совершить вместе со мной увлекательное путешествие через много-много тысяч лет, которое поможет получить нам знания об огне, необходимые в нашей жизни.

Первый ребёнок: Знают взрослые, знают дети

В самых дальних концах земли.

Долго люди живут на планете

Пуще глаза огонь берегли.

Второй ребёнок: Ведь огонь в холода, непогоду

У костра их всегда согревал.

Он людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Третий ребёнок: Сохраняли его, как умели,

Всемогущий горячий огонь.

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он.

ДЧтобы не было беды в городах и сёлахавайте перенесёмся в далёкое - предалёкое прошлое, когда люди жили в каменных пещерах, а вместо одежды укутывались в шкуры животных. Огонь нужен был им для обогрева, а затем и для приготовления пищи. Сначала это был природный огонь, то есть тот огонь, который возникал от попадания молнии в сухое дерево. Люди начали его использовать. Но молнии случаются не часто, а огонь был нужен постоянно. Поэтому древние люди научились добывать огонь.

Кто-то из людей заметил, что если сильно - сильно тереть одну сухую палочку о другую, то палочка нагревается и тлеет. Если положить сухую траву, то можно получить огонь. У нас есть наши палочки. Давайте попробуем получить огонь, как это делали древние люди.

(Педагог демонстрирует детям опыт по добыванию огня трением дерева о дерево).

Как вы все видите этот способ очень трудный и долгий, ведь дерево лишь немного нагрелось от соприкосновения палочек друг о друга. Затем люди заметили, что можно высечь искры, если ударить одним камнем по-другому. Но для этого нужны не любые камни, а специальные. Такие волшебные камни называют кремень. Они есть у нас. Вот как они выглядят. (Педагог демонстрирует детям кремень).

Давайте попробуем и мы высечь искру, из которой возгорится пламя нашего костра. Только стучать нужно аккуратно, чтобы не поранить свои руки.

(Педагог предлагает детям высечь искру при ударе одного кремня по другому. Дети выполняют данное задание).

Потрогайте камни, они стали тёплыми. Оказывается не так-то легко высекать искры камешками, нужно долго тренироваться. Знания древних людей мы используем до сих пор. Например, в зажигалке.

(педагог показывает зажигалку и демонстрирует появление огня с её помощью).

Помните детям нельзя без присмотра старших пользоваться этим предметом. ОГОНЬ БАЛОВСТВА С СОБОЙ НЕ ПРОЩАЕТ.

Мы с вами потратили много сил, когда пытались добыть огонь. Нужно восстановить силы и немного отдохнуть.

Физкультминутка

Мы пошли в поход с друзьями, (дети идут по кругу)

Чуть промокли и озябли (показывают, что замёрзли)

Чтобы руки нам погреть

Нам костёр надо разжечь.

Дружно мы возьмём лопатки.

Выкопаем в земле ямку, (дети показывают, как надо копать)

И уложим веточки (укладывают воображаемые веточки)

Чтоб согрелись деточки.

Дуем, дуем, разжигаем, (дуют на костёр)

Свои ручки согреваем (держат руки над костром).

Мы согрелись у костра,

Потушить его пора.

Чтоб пожар здесь не случился

Мы зальём костёр водицей (выливают воду из ведра).

Потушили всё, ура!

Нам домой теперь пора.

Огонь верно служит человеку. Но случается так, что из верного друга он превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает всё на своём пути. Возникает пожар! При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый жилой дом! Но самое страшное, что при пожаре могут погибнуть люди!

В наших домах много предметов, которые легко воспламеняются. Давайте узнаем, что это за предметы.

Дидактическая игра «Горит ― не горит»: Педагог называет разные предметы, а дети отгадывают, какие из них горят, а какие нет.

Вывод: горит практически всё, кроме воды. Поэтому огонь представляет большую опасность для жизни людей, животных и растений. Запомните главное: ПОЖАР ЭТО НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, А РЕЗУЛЬТАТ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. И чтобы его избежать нужно, знать и выполнять ряд правил.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

Касается каждого.

Правило это самое важное.

И на улице, и в комнате

Вы о нём, ребята, помните

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Чтобы не было беды в городах и сёлах

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Возле дома и сарая

Разводить костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Легко запомнить можно

С электроприборами будьте осторожны!

Чтоб он не стал твоим врагом

Не шути ты с утюгом

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ

Если кто-то из вас окажется в помещении, в котором возник пожар, то не следует прятаться в укромные места: под стол, под одеяло, в шкаф.

Нужно немедленно покинуть такое помещение, а если это невозможно, то прикрыть нос и рот смоченной водой тканью и ждать помощь, лёжа на полу у дверей или окна.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Когда огонь и дым, беда, ―

Не нужно прятаться куда - то

НИ - КОГ - ДА!

Подальше от огня вы убегайте!

По телефону «101» пожарных вызывайте

Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах. Могут выстирать, высушить и выгладить бельё для кукол, угостить бабушку и дедушку чашечкой чая. Но, ребята, надо помнить, что разжигать газовую плиту могут только взрослые, прошедшие специальное обучение.

ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что полезного мы с вами сегодня узнали.

Рефлексия «Горячий стул» Дети поочерёдно присаживаются на стул и быстро говорят, что нового они сегодня узнали. Педагог в случае ошибки корректирует ответы детей.

Профессий много нужных есть, хвала спасателям и честь

ознакомительная экскурсия в пожарную аварийно-спасательную часть 1

МЧтобы не было беды в городах и сёлахЧС Республики Беларусь.

Шагнёт только самый отважный

В огонь, что стоит до небес.

И сделает это не каждый,

А только боец МЧС.

Методы проведения занятия: инструктаж о правилах поведения во время проведения экскурсии, рассказ о профессии Спасатель, беседа с бойцами аварийно-спасательной части.

Цель занятия: возможность ознакомления воспитанников учреждения дошкольного образования со спецификой работы и перечнем служебно - боевых задач, решаемых сотрудниками пожарных аварийно - спасательных подразделений МЧС Республики Беларусь.

Задачи:

Образовательные: закрепить ранее изученные правила пожарной безопасности; ознакомить воспитанников с техникой, находящейся в эксплуатации бойцов ПАСЧ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Развивающие: развить дисциплинированность и внимательность.

Воспитательные: сформировать интерес к данной профессии; показать её социальную значимость для общества; воспитывать неукоснительное исполнение правил пожарной безопасности; распространять полученные знания среди сверстников и родителей.

Подготовительные мероприятия:

  1. Знакомство с помощью средств массовой информации и материалов сети Интернет со спецификой работы ПАСЧ МЧС РБ;

  2. знакомство воспитателя ДОУ с местом проведения экскурсии;

  3. подготовка фотовыставки «Я б в спасатели пошёл - пусть меня научат»;

  4. подбор загадок на заданную тематику;

  5. оформление стенда с детскими рисунками по данной тематике.

На что обратить внимание в ходе экскурсии:

  • боевая одежда бойцов ПАСЧ;

  • пожарная и аварийно - спасательная техника, предназначенная для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пожарно - техническое вооружение подразделений МЧС Республики Беларусь

Вступительная беседа.

Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Интересно, а кого здесь больше: мальчиков или девочек? Когда я скажу «девочки», то все девочки дружно, громко и весело скажут «хи-хи-хи». Как девочки будут говорить? Попробуем.

Если я скажу «мальчики», то все мальчики дружно крикнут «ха-ха-ха». Потренируемся. Итак, мальчики, девочки, мальчики, девочки, вместе! Замечательно!

Я вижу, что мальчиков и девочек здесь достаточно, чтобы интересно провести время. Мы будем с вами играть, отгадывать загадки и ещё узнаем о существовании очень нужной и мужественной профессии - профессии Спасатель.

А вы знаете кто такие спасатели? Эти люди борются с пожарами и последствиями катастроф, ураганов и землетрясений. Делают всё, чтобы не допускать шалостей детей с огнём.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и в будни, он

согревает и кормит нас.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Ребята, давайте вспомним причины возникновения пожара?

(Дети отвечают: игра со спичками, оставленный утюг, непотушенный костёр, неисправная электропроводка, забытый на плите чайник и т. д.)

Давайте закрепим эти ситуации с помощью игры. Я буду читать строчки стихотворения, а вы должны их закончить.

Раз, два, три, четыре -

Это где пожар …? (в квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …? (утюг)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …? (газом)

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жёг …? (листву)

Дым увидел, не зевай

И пожарных …? (вызывай)

Молодцы ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием. Но для того чтобы бороться с пожаром или другой бедой нашим спасателям нужен верный помощник. Чтобы узнать, какой он, давайте отгадаем ещё одну загадку.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Мчится красною стрелой

Под сирены громкий вой.

На себе везёт бойцов

Смелых, дюжих удальцов

(Пожарная машина)

Верно. Это пожарная машина. С ней мы познакомимся во время нашей экскурсии. А пока давайте рассмотрим её далёкого предка. В пору, когда не было машин, верным помощником пожарных была лошадь. Раньше пожарные ездили на тушение пожара так.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

(дети рассматривают фотографию или рисунок конной повозки для тушения пожаров).

В старое время основным средством тушения пожара была только вода. Сейчас пожарные используют мощные насосы для её подачи, а раньше применялась ручная пожарная помпа. Увидеть его сейчас можно только в музее пожарной техники. Этот механизм выглядит так.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

(дети рассматривают рисунок ручной пожарной помпы).

Ребята, пришла пора отправляться в дорогу. Сегодня нас ждут люди героической профессии ― СПАСАТЕЛИ.

Ход экскурсии.

(Дети прибывают в расположение ПАСЧ. Их встречают начальник караула и дежурный по части).

Начальник караула: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир отважных и смелых людей - СПАСАТЕЛЕЙ. В качестве ваших проводников по этому интересному и сложному миру буду я и мой помощник. Вот он.

(Начальник караула указывает на дежурного по части)

Спасатели называют меня - Начальник караула и обращаются ко мне по специльному званию. Звание офицера определяется количеством звёздочек на погонах.

(Задаёт детям вопрос)

Начальник караула: Сколько звёздочек на моём погоне?

(Дети считают число звёздочек на погоне Начальника караула)

Дети: Четыре.

Начальник караула: Правильно ребята. Теперь вы будете знать, что офицера с таким числом звёдочек называют капитаном. Поэтому наши спасатели зовут меня так: товарищ капитан.

Моего помощника называют - дежурным по части. Он отвечает у нас за порядок и за то, чтобы всё было готово для работы спасателей.

Ребята, а вы знаете кто такие спасатели?

(Дети отвечают на поставленный вопрос)

Начальник караула: Молодцы! Давайте посмотрим какие инструменты нужны спасателю для его работы. Такой набор инструментов называется пожарно - техническое вооружение (ПТВ)2.

(Подводит детей к стелажу, на котором разложено пожарно - техническое вооружение).

Неполный перечень ПТВ

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Пожарная лопата

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Спасательная верёвка

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Пожарный лом

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Пожарный рукав

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Пожарный гидрант

Дежурный по части: Посмотрите сколько здесь разных вещей и все они нужны спасателю для работы. Здесь есть и известные вам предметы, такие как топор, лопата, лом, верёвка. А есть совершенно диковинные для вас вещи. Например, БЕНЗОРЕЗ или ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ НОЖНИЦЫ.

С помощью бензореза мы разбираем завалы или проникаем в закрытые помещения. Они могут резать асфальт, бетон, кирпич, железную арматуру.

Гидравлические ножницы служат для резки металлических конструкций, буксировочных кабелей и тросов. С их помощью можно срезать крышу с автомобиля чтобы достать пострадавшего водителя. Вот посмотрите как они выглядят.

(Показывает бензорез и гидравлические ножницы)

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Бензорез

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Гидравлические ножницы

Начальник караула: Ребята, хотите увидеть, как работают эти чудо инструменты и как наши спасатели тушат пожары?.

Дети: Да

Начальник караула: Сейчас мои подчинённые покажут всё в действии. Но для этого нам нужно пройти на специальное место - демонстрационный полигон нашей части.

(Начальник караула,дежурный по части, педагог и дети переходят на демонстрационный полигон. Бойцы ПАСЧ демострируют работу с бензорезом и гидравлическими ножницами. Проводят ликвидацию очага возгорания с помощью огнетушителя и водой с использованием пожарного рукава).

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Работа с бензорезом

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Работа с гидравлическими ножницами

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Ликвидация очага возгорания с помощью огнетушителя

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Ликвидация очага возгорания с использованием пожарного рукава

Дежурный по части: Инструмент конечно важен, но есть ещё одна вещь без которой не может работать ни один спасатель. Спасателю во время пожара нужна защита от огня. Такая защита называется ЭКИПИРОВКА. По другому её называют БОЕВОЙ ОДЕЖДОЙ СПАСАТЕЛЯ. Посмотрите как она выглядит.

(Подводит детей к спасателю, облачённому в боевую одежду)

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Спасатель в боевой одежде

Дежурный по части: Наш спасатель в боевой одежде похож на былинного богатыря или средневекового рыцаря в доспехах. Только доспехи эти не железные. Они изготовлены из специального материала, который не горит в огне и не пропускает воду. Каждый элемент этого костюма имеет своё название и назначение.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

(Показывает элементы экипировки и называет их. Объясняет их назначение)

Начальник караула: Если спасателю нужно работать при высокой температуре воздуха, то такая экипировка не годится. Тут на помощь приходит другой костюм. Он выполнен из отражающего тепло материала и полностью защищает тело. Такой костюм так и называется: теплоотражательный костюм или сокращённо ТОК. Например, их используют при тушении горящих нефтяных скважин. Он выдерживает температуру до 200 градусов Цельсия. Его можно использовать и при минусовых температурах. Вот как он выглядит.

(Спасатель демонстрирует одетый на него ТОК)

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Теплоотражательный костюм

Дежурный по части: Чтобы быстро прибыть к месту пожара спасателям нужен автомобиль. Но это не простая машина, какие вы встречаете на улицах города. Она большая и вместительная.

На ней установлено много разных приспособлений для тушения пожара. Окрашена она в красный цвет, чтобы её было видно издалека. На ней установлена сирена.Услышав звук сирены водители других автомобилей обязаны уступать дорогу нашей машине. Давайте подойдём к ней и посмотрим, как она устроена.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Автомобиль пожарно - спасательный (АПС)

(Дежурный по части подводит детей к пожарному автомобилю и разрешает его осмотреть, залезть в кабину водителя, в отсек для пожарного расчёта. Он рассказывает о назначении основных средств пожаротушения, размещённых на автомобиле. Педагог осуществляет фотосъёмку детей на фоне автомобиля и в его кабине).

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Начальник караула: Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь оно вам понравилось.

Дети: ДА

Начальник караула: Когда вы подрастёте и станите взрослыми, мы будем с нетерпением ждать тех из вас, кто решит стать таким же сильным, смелым и ловким как наши спасатели, которых вы сегодня видели.

Хочу подарить вам на память этот шлем спасателя и плакат по правилам пожарной безопасности. Разместите его у себя в детском саду. Соблюдайте эти правила и вы никогда не попадёте в беду.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Шлем - каска пожарного спасателя

Чтобы не было беды в городах и сёлах

(Дети хором говорят: СПАСИБО)

Педагог: Спасибо за подарки и содержательную экскурсию. Мы узнали столько интересного о профессии СПАСАТЕЛЬ. У нас тоже есть для вас несколько подарков. Наши ребята подготовили стихи о работе пожарных и сейчас прочтут их вам.

(Дети читают стихотворение о работе пожарных)

Первый ребёнок: Огонь силён - он может сжечь деревню.

Он беспощаден, зол, напорист, груб.

Он валит сног столетние деревья

Быстрее, чем умелый лесоруб.

Второй ребёнок: Бояться степи, горные просторы

его горячих беспощадных лап.

Но есть такие люди для которых

Он как щенок послушен, тих и слаб.

Третий ребёнок: Они его к земле прибъют, потушат.

В горящий дом бесстрашные войдут.

За жизнь других, как говорится, душу

Они в любое время отдадут.

Дети все вместе: Таких людей, идущих в бой с огнём

Мы нашими пожарными зовём.

Начальник караула: Очень хорошие стихи. Спасибо вам ребята.

Педагог: Ещё мы хотим подарить вам этот плакат, который отражает суть вашей нелёгкой, но почётной службы.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Будем ждать теперь вас в гости До свидания.

(Дети и педагог возвращаются в детский сад)

Рефлексия.

Педагог: Ребята, давайте возмём краски, кисти и нарисуем всё, что мы с вами сегодня видели. Лучшие работы мы поместим в наш уголок безопасности, а когда придут в гости спасатели подарим им наши рисунки.

(Дети рисуют)

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Чтобы не было беды в городах и сёлах


Помоги себе сам

мини -спектакль о оказании первой помощи при ожоге

МЧтобы не было беды в городах и сёлахетоды проведения занятия: театральное мероприятие с воспитанниками о правилах оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ожоге.

Цель занятия: обучение правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшему от ожога.

Задачи:

Образовательные: сформировать последовательность действий человека при возгорании на нём одежды; информировать воспитанников дошкольного учреждения о правилах оказания первой медицинской помощи человеку, пострадавшему от ожога.

Развивающие: путём создания соответствующей эмоциональной атмосферы на занятии развивать навыки быстрого принятия правильных решений и действий в сложившейся ситуации.

Воспитательные: формировать уважительное отношение к ценности человеческой жизни и его здоровью.

Действующие лица:

Доктор Айболит - знаток в области медицины. Любим всеми обитателями леса. Всегда готов придти на помощь.

Сова - лесной житель никогда не изучавший правила безопасного поведения. Живёт буквально на «бочке с порохом» и совершает поступки, опасные для себя и окружающих.

Зайчиха - почтенная мать семейства и радушная хозяйка. Всегда рада гостям. Часто общается с Совой.

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! В жизни почти каждого человека случались серьёзные травмы. И если человеку вовремя оказывается медицинская помощь, то это поможет улучшить его состояние, а в некоторых случаях даже спасти ему жизнь.

Поэтому, зная и умея оказывать первую помощь, вы будете подготовлены к таким ситуациям. И если они окажутся в реальной жизни, то не растеряетесь и сможете помочь. Сегодня мы узнаем, как оказать первую медицинскую помощь при ожоге. Ведь получить его можно не только при пожаре, но и в обычной жизни.

(в зал вбегает Сова. У неё перебинтовано одно крыло. Перья торчат в разные стороны)

Доктор Айболит: Здравствуй, Сова. Что с тобой приключилось? Что летишь, как на пожар?

Сова: Здравствуй, Айболит. Как хорошо что ты здесь. Мне срочно нужна твоя помощь.

Доктор Айболит: Что же с тобой приключилось? Расскажи мне. Да и ребятам будем интересно это узнать.

(обращает к детям)

Ведь так, ребята.

Дети (отвечают хором): Да.

Сова: Да вот варила кашу. Наклонилась над плитой, а перья-то как вспыхнут.УЖАС. Я давай летать туда-сюда, туда-сюда. Чуть сама не сгорела. Страху натерпелась.

Доктор Айболит: Глупое ты создание сова. Хоть и лесной житель. Когда перья загорелись надо было не метаться туда-сюда. Этим ты только огонь больше раздуваешь, а упасть и кататься по земле. Пламя бы и погасло.

(обращается к детям)

ЗАПОМНИТЕ, РЕБЯТА. ЕСЛИ НА ВАС ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА ГЛАВНОЕ НЕ ПОДДАВАТЬСЯ ПАНИКЕ. НИ В КОЕМ НЕЛЬЗЯ СЛУЧАЕ БЕГАТЬ, ТАК КАК БЕГ ТОЛЬКО УСИЛИТ ГОРЕНИЕ, РАЗДУВАЯ ПЛАМЯ. ЧТОБЫ СБИТЬ ЕГО НАДО УПАСТЬ И КАТАТЬСЯ ПО ПОЛУ.

Доктор Айболит: Ребята, скажите а чем ёще можно было потушить перя нашей Совы?

(дети отвечают на вопрос доктора Айболита)

Дети: Водой надо. Зимой можно потушить огонь снегом.

Доктор Айболит: Правильно дети. Молодцы! Сова, ты всё запомнила?

Сова: Да запомнила я.Запомнила.

Доктор Айболит: А что же стобой приключилось дальше?

Сова: Бегу я значит по лесу. Тьфу то есть лечу я по лесу, а навстечу мне Зайчиха. Подруга моя давняя.

Зайчиха: Здорово, Сова. Куда летишь сломя голову?

Сова: Лечу искать Айболита.

Зайчиха: А зачем тебе наш Айболит понадобился?

(Сова пересказывает Зайчихе свои приключения)

Зайчиха: Твоей беде и я помочь сумею. Пошли ко мне. У меня мазь от ожогов есть.

(Зайчиха и Сова приходят к Зайчихе)

Зайчиха: Где - то у меня здесь была мазь от ожога (ищет в своих вещах). Знаешь, Сова, что-то не отыщу никак. Ну, ничего, не горюй, мы тебе сейчас ожог растительным маслом смажем и забинтуем. (мажет маслом крыло Совы и бинтует его. Сова уходит).

Доктор Айболит (хватается за голову руками): Да вы обе опилками набитые. Смазывать рану подсолнечным, оливковым, сливочным маслом, а также любыми веществами маслянистой природы категорически нельзя по двум причинам.

Первое, рана от ожога всё ещё удерживает тепло. Ткани вашего организма продолжают разрушаться. Вот почему место ожога надо промыть холодной водой. Если смазать ожог маслом, температура кожи повысится, и процесс разрушения тканей пойдёт сильнее.

Второе, Любые масляные препараты являются веществами нестерильными - вместе с ними через открытую рану в организм могут попасть весьма опасные микробы.

Сова, ты всё заполнила?

(обращается к детям)

Ребята, запомните:

ПРИ ОЖОГЕ НАДО ОХЛАДИТЬ ОБОЖЖЕННУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ТЕЛА ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ В ТЕЧЕНИЕ 10 МИНУТ. ЭТО ОСТАНАВЛИВАЕТ РАЗРУШЕНИЕ КОЖИ И УМЕНЬШАЕТ БОЛЬ. НА ОБОЖЖЕННОЕ МЕСТО НАКЛАДЫВАЕТСЯ БИНТ ИЛИ ЧИСТАЯ САЛФЕТКА.

В СЛУЧАЕ ОЖОГОВ НЕОБХОДИМО СРАЗУ ВЫЗВАТЬ «СКОРУЮ ПОМОЩЬ» ПО ТЕЛЕФОНУ «103» И СООБЩИТЬ О СЛУЧИВШЕМСЯ ВЗРОСЛЫМ.

ДЧтобы не было беды в городах и сёлахоктор Айболит, Сова, Зайчиха (хором):

Когда травма приключилась,

На себя всё не бери,

Тут врачи нужны быстрее,

Позвони тогда - 103

Что поможет нам бороться, коль на нас огонь идёт

Беседа с элементами демонстрации

Цель: используя наглядные средства сформировать представление об пожарном щите, имеющемся в каждом учреждении дошкольного образования.

Задачи:

Образовательные: расширить знания воспитанников о способах тушения пожара; ознакомить с предметами, находящимися на пожарном щите и способами их применения.

Развивающие: развить навыки безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

Воспитательные: повышение интереса детей к изучению основ безопасности жизнедеятельности.

Наглядные пособия:

Пожарный щит в детском саду.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на пожарный щит.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Воспитатель: Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет?

(Дети отвечают на вопрос)

(Все эти предметы предназначены для тушения пожара.)

Воспитатель: Мы с вами рассматриваем пожарный щит. Когда возникнет пожар, взрослые здесь могут взять всё необходимое для тушения огня: ведро, багор, топор, лопату, лом, огнетушитель.

Назовите знакомые вам предметы, которые вы видите на этом щите.

(Дети отвечают на вопрос)

Воспитатель: Как вы думаете, что взрослые могут делать этими предметами при возникновении пожара?

(Дети отвечают на вопрос)

(В ведре носят воду и заливают огонь. Топором можно вырубить часть охваченного огнем предмета, разбить окно или дверь, чтобы проникнуть в помещение. С помощью лопаты забрасывают огонь песком или землей).

Воспитатель: На пожарном щите есть предмет, которого в другом месте мы не видим. Это - багор. Он имеет длинную ручку, и на ее конце - согнутый металлический крюк. Багор очень нужен при пожаре. Им из помещения вытаскивают предметы, разбирают горящие деревянные стены. Ручка багра длинная, и потому огонь не достает того, кто им пользуется.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Воспитатель: Огонь можно погасить не только водой. Возле пожарного щита есть ящик.

ПЧтобы не было беды в городах и сёлахосмотрите, что в нем?

(Дети смотрят и видят песок.)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен этот песок? (Во время пожара песком можно потушить огонь.)

Воспитатель: Ещё для тушения пожара можно использовать специальную ткань, которая не пропускает кислород. Такая ткань называется кошма. Когда ее накинешь на пламя, огонь потухнет.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Воспитатель: На пожарном щите есть огнетушитель. Им могут пользоваться все взрослые. Этому их обучают. Направляют пенную струю на пламя, и оно гаснет.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Порошковый огнетушитель

Воспитатель: Ребята, запомните в помещениях, где ЕСТЬ ОГНЕТУШИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКОЙ ЗНАК

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Знак наличия в помещении огнетушителя

Воспитатель: Мы рассмотрели все предметы на пожарном щите. Как вы думаете, почему они находятся в одном месте?

(Дети отвечают на вопрос)

(Это сделано для того, чтобы при необходимости взрослые могли легко найти нужный инвентарь.)

Задание:

Расскажите дома своим родителям, бабушкам и дедушкам о предназначении пожарного щита и находящихся на нём средств пожаротушения.

Папа, мама, я - дружная семья

Семейный праздник на тему пожарной безопасности с участием всех детей группы детского сада

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Цель: использование игровых форм семейного досуга для закрепления у дошкольников старшего возраста знаний по правилам пожарной безопасности и формирования умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания правил противопожарной безопасности.

Развивающие: Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную, оценку отношениям и поступкам.

Воспитательные: Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблем.

Звучит музыка.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!

Места занимайте скорей.

На игру «Папа, мама, я - дружная семья»

Приглашаем мы гостей.

(Звучит песня в исполнении детей «Не играйте с огнем» сл. и муз. С. Шабровой.)

Итак, в игре «Счастливый случай» участвуют две команды: команда «Уголёк». Она представлена семьёй ….. (называет детей и родителей, входящих в состав команды) И вторая команда «Искорка». Она сформирована семьёй …..(называет детей и родителей, входящих в состав команды). Остальные дети будут помогать конкурсантам в качестве болельщиков.

Первым приветствует своих соперников капитан команды «Уголёк».

(Семьи представляют свою эмблему, участников, девиз).

Капитан команды «Уголёк»: Задумайтесь, папы!

Задумайтесь, мамы!

Не будьте беспечны,

Скажем Вам прямо:

Своих драгоценных ребят -

Малышек - мальчишек

И крошек - девчат

Надо серьезно, упорно учить,

В мире прекрасном,

Но все же опасном,

Как безопасно,

И счастливо жить!

Ребенок: Вам сейчас, мои друзья,

Свой секрет открою я.

Я, ребята, не шучу -

Быть спасателем хочу!

Мне никак нельзя лениться,

Предстоит всему учиться.

Надо многое уметь,

Сложной техникой владеть.

Уверяю, Вас, друзья,

Что спасать всех буду я!

Вместе: Огромное везение,

Что служба есть спасения!

Капитан команды «Искорка»:

Если вьётся пламя,

Дым валит столбом,

«Сто один» вы наберите

И пожарных позовите.

Ребенок: Во что я хочу сказать: «Чтобы мам не огорчать,

Научитесь в этом мире

Безопасно жить в квартире!»

Ведущий: Итак, команды представились, а мы представляем наше Жюри.

(Ведущий представляет членов жюри)

Ведущий: Первый конкурс - Конкурс капитанов.

(Капитанами обеих команд являются дети).

Из набора картинок капитаны выбирают те, которые являются правильным ответом на вопрос. Первый, выполнивший задание получает 2 балла, второй - 1 балл.

Ведущий: (озвучивает вопросы, находящиеся в карточках капитанов команд)

  1. Какие из этих веществ и предметов можно применять при тушении пожаров: вода, песок, огнетушитель, бензин, масло, спирт, кисель?

  2. Назовите предметы, которые могут стать причиной пожара: кипятильник, шкатулка, зажигалка, подушка, свеча, ведро, ранец, молоко.

Ведущий: Второй конкурс «Самая находчивая». Участвуют мамы капитанов команд. Мамам предлагается объяснить, почему так говорят:

  • Спички не тронь - в спичках огонь.

  • Огонь - добрый и злой.

  • Искра мала, а велик пламень родит.

  • Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин.

  • Пожар слезой не потушишь.

  • Дорого при пожаре и ведро воды.

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

Ведущий: Третий конкурс для пап. Он называется «Самый умный». Участникам предлагается ответить на два вопроса по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. По какому телефону звонят при пожаре? Что нужно сказать, позвонив по телефону?

  2. Какие вы знаете причины пожаров?

  3. Что нужно делать, когда увидишь пожар?

  4. Какими качествами должен обладать пожарный? Почему?

Ведущий: Четвёртый конкурс - домашнее задание «Темная лошадка». Команды загадывают загадки остальным детям группы на данную тему. За каждую загаданную загадку команда получает 1 балл.

Ведущий: Пятый конкурс «Эстафеты».

Для участия в конкурсе приглашаются дети группы. (После каждой эстафеты жюри даёт оценку совершенным действиям)

«Сообщение о пожаре»

Первый ребенок - добежать до стола и выбрать карточку с номером телефона пожарной службы

Второй ребенок - добежать до телефона и правильно сообщить о пожаре (адрес, что случилось)

«Спасательная операция»

Пролезть в тоннель, пробежать по гимнастической скамейке, взять куклу и вернуться обратно.

«Тушение пожара»

  1. Взять ведерко с песком, добежать до емкости, высыпать песок, вернуться обратно.

  2. Встать в шеренгу и передавать «огнетушитель» (предмет - заместитель) из рук в руки, последний - тушит огонь.

«Первая помощь»

«Кто быстрее соберет аптечку» - пробежать по гимнастической скамейке, пролезть сквозь обруч, перепрыгнуть через кирпичики, взять предмет, вернуться обратно, положить в аптечку.

Ведущий: Шестой конкурс «Ты мне - я тебе».

Команды предлагают друг другу проблемные ситуации, связанные с пожарной безопасностью. Нужно правильно их решить.

  • Что делать если в квартире появился дым?

  • Почему во время пожара нельзя открывать настежь окна и двери?

  • Почему нельзя прикасаться к электроприборам мокрыми руками?

  • Что нужно сделать, если загорелась одежда?

Финал: Под торжественную музыку команды - участники строятся перед гостями и судьями.

Жюри озвучивает итоги конкурса и награждает победителей.

Чтобы не было беды в городах и сёлах

Заключение

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну пожарной безопасности. Козьме Пруткову принадлежит афоризм «Нельзя объять необъятное». Эта мысль в полной мере применима и к содержанию нашей работы.

Нельзя в маленькой работе в полной мере охватить тему профилактики пожарной безопасности среди воспитанников учреждений дошкольного образования. Тем не менее, нами была сделана попытка создать завершённую методическую единицу, которая включает в себя весь путь: от формирования общих понятий пожарной безопасности до способов их реализации.через различные виды деятельности детей, а также их родителей.

Надеемся, что данная работа найдёт свою целевую аудиторию и окажется полезной и необходимой в работе с детьми. Верим, что капля нашего труда вольётся в большую реку непростой и самоотверженной работы, проводимой учреждениями дошкольного образования и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по пропаганде пожарной безопасности среди детей.

Авторы выражают благодарность сотрудникам ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» Сакович Ирине Сергеевне, Новицкому Павлу Владимировичу и Рассошко Наталье Петровне, которые ознакомились с данной работой и высказали ряд замечаний, способствовавших улучшению её качества.

Литература

  1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до семнадцати лет /И.Ю. Кулагина. ― М., 1998. ― 120 с.

  2. Шорыгина, Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5 - 8 лет / Т.А. Шорыгина. ― М., 2005. ― 50 с.

  3. Наглядно - дидактическое пособие «Рассказы по картинкам. Профессии». ― Мозаика - Синтез, 2000. ― 9 с.

  4. Прилепко, Е.А. Формирование знаний о противопожарной безопасности / Е. А. Прилепко // Дошкольное воспитание. ― 2006. ― № 5 ― С. 34 - 36.

  5. Саво, И.Л. Пожарная безопасность в детском саду / И. Л. Саво. ― М., Детство - Пресс, 2013. ― 224 с.

  6. Федотова, О. А. Огонь. Конспект познавательного занятия для старших дошкольников / О.А. Федотова // Вопросы дошкольной педагогики. ― 2005. ― № 1. ― С. 52 - 54.

  7. Аралина, Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности / Н.А. Аралина. ― Скрипторий - 2003., 2007. ― 72 с.

  8. Кононова И.В. Сценарии пожарной безопасности для дошкольников / И.В. Кононова. ― М., Айрис - Пресс, 2008. ― 150 с.

  9. Иванова, Е.Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и начальной школе / Е.Ю. Иванова. ― М., Аквариум, 2000. ― 287 с.

  10. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. ― М., Аквариум, 1997. ― 150 с.

  11. Положение о проведении областного смотра - конкурса детского творчества «Спасатели ― глазами детей», утверждённого приказом Гомельского областного управления МЧС Республики Беларусь» и Управления образования Гомельского облисполкома № 29 от 20.01.2015

1При разработке сценария данного мероприятия использовался опыт практической работы одного из авторов. Капитан внутренней службы Сергеенко С.П. проходил службу в органах и подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в период с 1996 по 2005 год.

2 ПТВ - комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств, для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.


© 2010-2022