Социальное развитие неслышащих дошкольников через ознакомление с окружающим миром

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальное развитие неслышащих дошкольников

через ознакомление с окружающим миром.

«Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и восприизводства культуры общества»

Мудрик А.В.

Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. Знакомство ребёнка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребёнка, удивляет его, даёт богатую пищу для детского развития. Первичные нарушения слуха, зрения, центральной нервной системы приводят к выпадению ребёнка из социально и культурно обусловленного общеобразовательного пространства, к нарушению связей с социумом, культурой как источником развития личности. Поэтому очень важно, чтобы такой ребёнок как можно раньше попал в специальное дошкольное учреждение, где создаются условия для его развития с учётом его особенностей. По своей сути образовательная среда в дошкольном учреждении социальна. Она наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными не только руками человека, но и его разумом. В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в наш мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. Можно утверждать: социальная среда детского учреждения не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но также способствует раскрытию их индивидуальности. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста, играют в его жизни главную роль. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Умелое использование приёмов, средств, методов обучения, способов организации деятельности позволяет педагогу создать развивающую педагогическую среду, организовать педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Но главная задача - помочь неслышащим детям адаптироваться к миру слышащих, которую невозможно решить без умения детей в этом мире общаться. Этому мы учим на специальных занятиях: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Дети учатся называть предмет, знакомятся с его назначением, умением правильно пользоваться. Происходит осознание своего Я, своих возможностей, умение понять партнёра, выстроить с ним отношения. Формируется правильное, терпимое отношение к окружающим людям, умение уважать и признавать права других, умение цивилизованно выражать своё несогласие. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. А педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, построить в нем свои отношения с другими людьми. Необходимо помнить, что работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их физиологическими и психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приёмы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным. Наши дети уже в дошкольном возрасте становятся социальными личностями. Сначала они учатся соотносить себя со своим именем, запоминают членов своей семьи, соотносят социальные роли родственников сначала по фотографиям, затем определяют людей, выполняющие различные социальные роли на подобранных по теме картинках и в окружающей среде: это мама, это малыш, учатся различать людей по полу и возрасту: это тётя, это мальчик, это бабушка. Дети овладевают умением ответить на поставленный вопрос: Н-р: Кто ты? Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живёшь? Как зовут брата, сестру, маму, папу? Дошкольники учатся сначала по напоминанию и примеру взрослого, затем самостоятельно выполнять элементарные правила общения со взрослыми и сверстниками (здороваться, прощаться), знать элементарные правила культурного поведения в среде детей: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками, помогать друг другу; правила поведения в обществе (в общественном транспорте, на улице, в общественных местах). Поддерживая естественное расширение интересов ребёнка, воспитатель помогает ему в познании предметов ближайшего окружения: в переходе от выделения ярко выраженных в них качеств и свойств (цвет, форма, размер и т.д.) к пониманию связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий (игрушки, обувь, одежда, посуда и пр.). Дети знакомятся с некоторыми профессиями, связывают их с конкретными людьми: тётя Нина - няня, тётя Оля - врач, получают представление о структуре трудового процесса: врач лечит, учитель учит; определяют, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения тех или иных трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению: врачу нужно … Ребёнок получает первичные знания об окружающей его природе: смена времени суток, времён года, признаки времён года, изменение погоды, растения, дикие и домашние животные, среда их обитания. На фоне этой познавательной деятельности осуществляются и словарные задачи, необходимые для развития и социализации наших дошкольников - преднамеренное введение новых слов, закрепление уже знакомых.






Народная сказка в системе дошкольного воспитания


В дошкольном детстве, как известно, ведущий вид деятельности - игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Технология использования сказки в играх может быть представлена инрами - драматизациями:

Первый этап работы: знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и илллюстраций).

Второй этап: знания эмоционально восприняты ребёнком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок и т.д.).

Третий этап: отражение эмоционального отношения ребёнка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовление атрибутов.

Четвёртый этап: подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета сказки, театрализованной игры.

Рекомендованные для драматизации сказки:

Третий год обучения: «Репка», «Колобок», «Теремок»

Четвёртый год обучения: «Теремок», «Три медведя» (адаптированный вариант), «Кошкин дом»

Пятый год обучения: «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»

Материалом для народных сказок всегда служит жизнь народа, его борьба за счастье, его верование в обычаи. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победы добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям не способным ещё к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок во всех формах работы по физическому воспитанию Вот некоторые из них:

  1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.

  2. Сюжетные физкультурные занятия с вплетением элементов сказок (проведение в форме «двигательного» рассказа).

  3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомических упражнений, инсценировок и игр - драматизаций.

  4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.

  5. Игровые физические занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.

  6. Интегрированные физкультурные физкультурные занятия, сочетающие фольклов и физические упражнения.

Сказка широко используется в системе нравственного воспитания, как способ развития мышления дошкольников. Такие нравственные категории , как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером и с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут помогут показать, как дружба помогает победить зло,как добрые и миролюбивые побеждают, что зло наказуемо. Сказкане даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многоератно возвращаясь к тексту сказки. Анализ содержания сказки и установленные связи содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучает детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нём поучения.

При чтении сказки рекомендуется использовать иллюстрации, показ (пусть ребёнок показывает, как ходит медведь, как прыгает зайка), а также моделировать. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными). Если мы обращаемся к литературе, то замещёнными объектами становятся герои сказок (люди, звери), а также предметы, с которыми они действуют.






Ознакомление с окружающим миром слабослышащих дошкольников

через экскурсию.

Задачи курса «Ознакомления с окружающим миром» - обогащение жизненного опыта детй, систематизация имеющихся и формирование новых представлений о явлениях природы и общественной жизни, правильное поведение в природе и обществе, и главное - воспитание человека нравственного.

Основными методами ознакомления детей с окружающим являются разнообразные наблюдения и практические действия с предметами или их изображениями. По мере речевого развития детей включаются и словесные методы. Наблюдения организуются на занятиях и в свободное от занятий время - на прогулках и экскурсиях.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, в парке, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.). Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Экскурсии могут проводиться и к различным историческим местам, в музеи, по празднично украшенному городу, в парк, в связи с изучаемым материалом: экскурсия в город, на улицу с целью изучения видов транспорта и правил дорожного движения, экскурсия на кухню, в медицинский кабинет, в библиотеку при изучении темы «Профессии» и т.д.

Экскурсионная работа, в силу своей коррекционно-компенсаторной направленности приобретает в обучении и воспитании неслышащих и слабослышащих детей особое значение. Во-первых, дети обучаются в условиях школы-интерната, их социальное общение ограничено, следовательно, важность специально организованной работы по изучению окружающей действительности, в частности экскурсий, возрастает. Во-вторых, в силу особенностей развития мышления у неслышащих и слабослышащих детей, большей в сравнении со слышащими роли наглядно-чувственного мышления, непосредственное общение с окружающим в ходе экскурсии положительно влияет на усвоение знаний, активизацию речевого развития, познавательных интересов, интеллектуальных способностей и дарований каждого.

Проведение экскурсий позволяет решать следующие образовательные и воспитательные и коррекционно-развивающие задачи:

  • обогащение знаний и представлений об окружающем мире, человеке, обществе, природе в соответствии с перспективным развитием детей; развитие у них элементов научного мировозрения;

  • развитие основных мыслительных операций, способности выделять существенные признаки изучаемых объектов, явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, объединять отдельные конкретные знания в систему;

  • активизация речевого развития, обогащение словаря;

  • развитие осознанного отношения к окружающему, индивидуальных, личных качеств, развитие социальных, эмоциональной, интеллектуальной активности.

В целях всестороннего развития личности каждого ребёнка целесообразен комплексный подход к решению названных задач.

Явления окружающей действительности, с которыми знакомят учащихся на экскурсиях, изучаются различно, в зависимости от возраста детей и с учётом объёма и степени трудности материала. Закрепление и обогащение полученных ранее знаний и ознакомление с новыми объектами надо проводить в такой системе, чтобы сформировать у детей с нарушениями слуха представление о целостности изучаемого (машина, машина едет, это дорога, машина едет по дороге, машину ведёт шофёр, машина легковая и грузовая, специальная машина, машина везёт груз, продукты, людей, я еду в детский сад на машине).

Экскурсия структурно состоит из трёх этапов: подготовительного, собственно экскурсии (уяснение и первичное овладение материалом) и заключительного (дальнейшее овладение материалом и контроль за его усвоением).

Основное назначение подготовительного этапа заключается в создании мотивации, постановке задачи таким образом, чтобы изучаемые объекты заняли в деятельности воспитанников на экскурсии структурное место цели. На этом этапе необходимо вызвать у детей интерес к изучению нового. Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее намечает цель организованного наблюдения и ход его проведения.

Основной этап - собственно проведение экскурсии, где дети получают знания об окружающем и в процессе наблюдений за деятельностью людей и теми или иными объектами, в процессе собственной деятельности, а так же в ходе бесед со взрослыми. Сочетание разных форм организации деятельности позволяет педагогу обеспечить связь наглядно-чувственного опыта с речью, что особенно важно для детей с нарушением слуха, т.к. при этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность.

На заключительном этапе происходит дальнейшее овладение материалом, организуется контроль за усвоением, подводит к выводам, обобщениям, выясняется их отношение к увиденному, к новому. Закрепление полученных знаний может осуществляться в процессе предметно-практической, речевой, изобразительной, игровой и других видах деятельности.








© 2010-2022