Конспект занятия Осенние мотивы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия «Осенние мотивы» (старший дошкольный возраст)

Проблема: «Художественное своеобразие осени как времени года и литературные фантазии детей».

Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности российской осени.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

1) развивать поисковую деятельность детей:

  • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;


  1. развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;

  2. совершенствовать уровень накопленных практических навыков:


  • побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички потешки, считалки и т.д.);

  • продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующим деталями, элементами, ассоциациями;

  • побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному возрасту человека;


  1. развивать художественный вкус;

  2. совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ход занятия

1. «Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Индии. Дети читают текст:

«Мы получили в подарок книгу "Русское народное творчество". Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень»

2. Воспитатель предлагает детям найти на карте Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.

Диалоговая беседа

Воспитатель: А какая погода характерна для Индии? Дети: В Индии очень тепло, зима не похожа на нашу, зимой идут дожди не преставая.

  • Бывает ли в Индии такая осень, как у нас?

  • Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас? Почему?

  • А что у нас происходит осенью с растениями?

- Давайте вспомним, какая осень была в этом году: сентябрь - солнечно, тепло, урожай яблок, орехов, рябины, грибов;

октябрь - золотая осень, «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...», листопад; ноябрь - птицы улетают на юг, холод, дожди, день короче - ночь длиннее, первые заморозки и выпадение снега - предзимье.

3. Постановка проблемы: «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?»

Обсуждение проблемы. Дети предлагают придумать сказки, рассказы, стихи, потешки, нарисовать приметы осени.

Воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагает создать коллажи (в большом количестве рисунков нет необходимости, так как образ осени не будет понятен тому, кому их посылают).

- Как мы передадим образ осени? Можно создать портреты коллажи каждого периода осени.

  1. Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать. К ним подключаются воспитатель, педагоги по ИЗО и дизайну.

  2. Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изодеятельность и дизайн. Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И. Чайковского«Времена года».

  3. Презентация коллажа. Один из участников каждой подгруппы представляет свой коллаж (название, акцентированиеособенностей). Детские высказывания записываются на диктофон.

7. Воспитатель: Дополнить портреты осени нам поможет волшебный ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание.

(Дети достают фанты-листики: лист липы - загадки, лист клена - стихи, лист дуба - заклички, лист рябины - считалки.)

Воспитатель обращает внимание детей на листочки, цвета которых характеризуют изображаемые периоды: зеленый - начало осени, желтый - середину, светло-коричневый - конец.

В качестве разминки детям дается начало четверостишия и предлагается досочинить его конец.

Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта), педагоги записывают их на листиках и крепят на коллажах. (Работа по словотворчеству ведется одновременно в 3 подгруппах.)

Воспитатель: Вот и готовы наши коллажи. В них вы показали, какова наша русская осень. А как вы думаете, чем можно дополнить созданные вами образы?

  1. Песня о России (по выбору детей). Исполнение песни записывается на диктофон.

  2. Постановка новой проблемы

Воспитатель: Наша посылка готова к отправлению. А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Индии? Почему?

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.

Затем они вместе с воспитателем определяют пути реализации поставленной проблемы:

  • зимние коллажи;

  • сочинение зимней сказки;

  • постановка спектакля и запись его на видеопленку.

Словотворчество детей по проекту «Осенние мотивы»

Вид

«Сентябринка»

«Октябрина»

«Ноябринушка»

Нам щедрая осень

Ты лети, лети, листок,

Ходят утки по болоту,

Приносит дары.

Через запад на восток.

Собираются к отлету,

Дают урожаи поля и сады.

Ковром землю застели,

Потому что по утру -

(Света С.)

Птиц в дорогу проводи.

Льдинки плавают в 11руду.

В саду яблоки созрели

(Дима Н.)

(Марина Ж.)

И большие груши.

Золотые, золотые

Чтобы осень не размокла,

Собери весь урожай

Листья под ногами.

Не раскисла от воды,

И с друзьями скушай.

Соберем букет последний

Превратились лужи в стекла,

(Женя С.)

И подарим маме!

Стали снежными сады.

s

Рано утром в лес пойдем

(Настя Б.)

(Аня С.)

б

И грибов мы наберем.

Ночь.Уснули улицы.

В ноябре, в ноябре

Принесем к себе домой,

Лишь не спится туче.

Лес готовится к зиме.

Праздник сделаем большой.

Тише, туча, тише!

Белка шубку поменяла,

(Алеша С.)

Громкие дождинки

Будет спать в своем дупле.

Не роняй на крышу.

(Настя Г.)

(Маша Г.)

Дождик превратился в снег,

Скользко на дорожке.

Я сегодня обуваю

Новые сапожки.

(Аня С.)

Капуста

Листопад

Журавли

На одной ножке стоит

Льется дождик золотой, но

Кто нарисовал острый угол

матрешка, в зеленых

не мочит нас с тобой.

в небе.

одежках.

■(Дима А.)

(Андрей Б.)

(Настя Л.)

Листок

Заяц

Яблоко

Летит, но не птица.

Летом бегал серенький -

к

Растет на дереве сочное,

(Алеша Л.)

осень поздняя пришла -

!

круглое, кислое.

стал беленький.

я

(Антон А.)

(Марина Ж.)

Грибок

Поздняя осень

На одной ножке стоит маль-

Старушка несмелая темным

чишка.

покрывалом всю землю одела.

Шляпкой прикрывается,

(Сережа А.)

прохожим улыбается.

(Вася 3.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два - осень пришла.

Пойдем яблоки срывать.

Будем листья собирать.

Три четыре - дожди

X

Соберем и груши.

Клена лист, дубовый лист...

дороги размыли.

На, Ванюша, кушай.

Кто не знает, берегись!

Пять, шесть - птицам

S

(Лена К.)

(Дима А.)

нечего есть.

б

Семь, восемь - улетать их

просим.

(Лида Г.)

Сентябринка, ты ребяток

Октябрина - яркий цвет,

Ты сударушка,

S а

пригласи, соком фруктов

Подари нам осенний букет!

Ноябринушка, не грусти,

т я

угости!

(Настя Л.)

Зиму вместе с нами жди!

(Настя Л.)

Елки, сосны, зеленейте,

(Алеша 3.)

Травки, вяньте, засыхайте!

(Маша Я.)

Конспект занятия

«Невероятные приключения на необитаемом острове»

(старший дошкольный возраст)

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».

Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1) развивать поисковую деятельность детей:

  • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

  • способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;


  1. развивать у детей способность к созданию определенного продукта;

  2. совершенствовать уровень накопленных практических навыков:


  • экспериментирования с объектами живой и неживой природы;

  • создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;


  1. активизировать речь;

  2. совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ход занятия

1. Бывалый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей помочь ее прочитать. Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него - стрелка к человечку, просящему помощи.

Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание - оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Конспект занятия Осенние мотивы

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

2. Уточнение проблемы. Постановка задач. (Диалоговая беседа)

Воспитатель: Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый. - А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети! Нужно:

а) найти воду для питья;

б) найти пищу;

в) построить жилье.

3. Определение конечного продукта.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. (Обсуждают предложенные детьми варианты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)

4. Поэтапное решение проблемы.

Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую

стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук и т.п.)

Поискать предметы, выброшенные на берег штормом,

которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из предложенных предметов; наклеивают картинку с изображением побережья и далее - бутылки, банки и т.п.) '

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, (на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

Придумать и зарисовать разные типы жилья. (Придумывают и зарисовывают виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)

Изготовить посуду для пищи. (Изготавливают из найденных на побережье пластиковых бутылок, плетения из прутиков, половинок кокоса, листьев и т.д. На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)

Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» - «Нет. Она грязная». Проделывают опыт по фильтрации воды и талого снега. Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)

Найти пищу - поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.

Игра «Угадай по запаху» - определить пригодность для чая. (Вырезают и наклеивают картинки фруктов, рыбы, мидий.)

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички - просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Конспект занятия Осенние мотивыСвободный кружок на «Ленте выживания». Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то - как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

  1. Презентация «Ленты выживания». Танец «Робинзон»

  2. Постановка новой проблемы

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создать энциклопедию «Азбука выживания», видеофильм, спектакль и книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове».

Распределение деятельности по этапам проекта «Приключения на необитаемом острове»

Этапы

Деятельность воспитателя и педагогов

Деятельность детей

1

2

3

I

1. Формулирует проблему. Цель: помочь маленькому Робинзону выжить на необитаемом острове, пока не прибудут спасатели.

При постановке цели определяет продукт: «Азбука выживания», «Лента выживания».

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: «Отрываем лепесток цветика-семицветика и загадываем желание: оказаться на необитаемом острове».

3. Формулирует задачи. - Без чего человек не может жить? (Вода, еда и жилище.)

1. Входят в проблему.

2. Вживаются в игровую ситуацию.

3. Принимают задачи.

4. Уточняют задачи проекта.

II

1. Подводит к решению задач.

2. Воспитатель и педагоги помогают детям спланировать деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, мозгового штурма; воплотить найденное решение в продуктивной деятельности, схематически отобразить на «Ленте выживания»).

3. Педагоги решают задачу организации деятельности.

1. Планируют деятельность. 2. Объединяются в рабочие группы.

3. Распределяют амплуа.

III

1 .Педагоги организуют работу над проектом поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность, схематическое изображение этапа на «Ленте выживания», используя при этом картинки по выбору, дополняя своими рисунками).

2. Оказывают практическую помощь (при необходимости).

1. Ищут решение задачи.

2. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. 3. Совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае надобности), делают вывод о завершении работы над «Лентой выживания».

IV

1. Воспитатель принимает участие в защите проекта «Лента выживания» (помогает по необходимости).

1. Договариваются о защите проекта.

2. Представляют продукт деятельности.

V

1. Выдвигает новую проблему: «Школа выживания для малышей» (решение проблем в экстремальных условиях).

1. Определяют цели нового проекта: - создать энциклопедию «Азбука выживания», книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове»; - снять видеофильм, поставить спектакль.

5

© 2010-2022