Конспект комплексного занятия по родной природе и изодеятельности в старшей группе «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект комплексного занятия по родной природе и изодеятельности в старшей группе

«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»









Цели:

Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Совершенствовать навыки лепки.

Словарь: черешок, кромка.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитывать любознательность

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Оборудование:

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Пластилин, оборудование для лепки.

Листья зеленые и других цветов.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.

Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.

Рисунки с изображением знакомых детям деревьев.

Листы бумаги с заданием «Полет листка».

Листы бумаги зеленого цвета.

Ход занятия
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!
- Я рада приветствовать вас на нашем занятии. А занятие нам предстоит провести не простое, мы сегодня будем помогать одному сказочному герою разбираться в том, что такое осень? Почему
деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные? Что же это за сказочный герой, отгадайте сами.
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … (Незнайка)
(Слайд 1 Незнайка)
( слайд 2) Незнайка:
Здравствуйте дети! Я хочу, чтобы вы мне помогли понять, что же такое осень?

Воспитатель: Ну что поможем Незнайке? Ребята, давайте вспомним приметы осени.

Игра «Приметы осени» (дети называют приметы осени)
(Слайд 3 картинка осени)

Воспитатель: Незнайка, осень - очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Ну, сейчас ты понял, что такое осень?

Незнайка: (Слайд 4) Спасибо Вам, ребята, какие вы молодцы! Но я ещё хочу узнать как устроен лист, вы поможете мне?

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе поможем и узнаем как устроен лист. Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию «Почемучка». Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором - лупой. А ты , Незнайка, внимательно наблюдай за нами.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, переверните листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрим кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой.

Воспитатель: Ребята, вот и узнали мы с вами как устроен лист. Незнайка, а ты сейчас узнал как устроен лист и каким прибором мы воспользовались, чтобы рассмотреть строения листа?

Незнайка: (слайд 5) Да, мне было очень интересно, а для того, чтобы получше рассмотреть воспользовались увеличительным прибором - лупой.

Воспитатель: Молодец, Незнайка!

Незнайка: (слайд 5)А почему же листья желтеют осенью?

Воспитатель: Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас ребята проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Ну, Незнайка, а сейчас понял, почему листья желтеют?

Незнайка: ( слайд 6)Да, этот опыт мне очень понравился. А какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые).

Дети: Листья осенью у деревьев бывают разноцветные.

Воспитатель: А также на прогулках мы с вами замечали, что листья падают с деревьев по-разному.

Незнайка: (слайд 6)Ребята, мне тоже очень интересно, а как они падают?

Воспитатель: Ребята, давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист. Я тоже возьму лист в руки. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Воспитатель и дети: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. Молодцы ребята. Незнайка, а ты понял?

Незнайка: (слайд 6) Да, оказывается крупные листья падают медленнее, чем маленькие.

Воспитатель: А сейчас ребята, немножко отдохнём, давайте возьмём листочки и встанем в круг.

Физкультминутка

Танец с листьями.

Незнайка: (слайд 7)Ребята, какие вы молодцы, спасибо Вам за танец. Но я хочу, чтобы вы мне помогли. На рисунках изображены деревья, падул сильный ветерок, и листья улетели, помогите деревьям найти свои листочки. Вы должны свой листок прикрепить к своему дереву, с которого он слетел, поможете мне?

Воспитатель: Поможем ( дети прикрепляют листья)

Воспитатель: Ну, Незнайка, ребята справились с этим заданием?

Незнайка: (слайд 8)Какие вы молодцы, ребята, как много вы знаете и умеете делать. Мне очень понравилось в вашей лаборатории. Но я хочу, чтобы вы мне сделали осенние деревья своими руками.

Воспитатель: Давайте, ребята, слепим и подарим Незнайке деревья, чтобы он вспоминал о нас. (дети садятся)

Лепка барельефная «Осеннее дерево»

Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого цвета. Разделите этот кусочек пополам. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол.

Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Обратите внимание, сверху лист голубого цвета, а снизу зеленого. Догадались почему? Сверху небо, внизу трава. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите с слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону.

От оставшейся части коричневого пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски потоньше и прикрепляйте к стволу дерева.

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих). Прежде чем приступить к работе, давайте дадим нашим пальчикам отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Самостоятельная работа детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня постарались, эти осенние деревья мы подарим, Незнайка, тебе.

Незнайка: ( слайд 8) Спасибо большое, ребята, мне очень понравились ваши работы , но за это я тоже хочу вас поблагодарить, и подарить вот эти книжки, чтобы вы знали ещё много интересного и полезного, а теперь давайте прощаться, до свидания!

Дети: Спасибо, Незнайка! До свидания!

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что мы помогли сделать Незнайке? С каким прибором мы познакомились? А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей). А на следующем занятии мы с вами осенний лес красками. А сейчас давайте с вами скажем: мы сегодня молодцы! Ну а теперь я вам предлагаю, оценить свое настроение, которое осталось у вас от нашего занятия, в цветовой гамме осени. Вспомните, какие цвета осень использует в раскрашивании деревьев. Из корзинки выберите листок того цвета, какое у вас настроение. ( воспитатель при рассматривании листочков детей, выясняет, почему ребенок взял ,тот или иной цвет). А сейчас давайте с вами скажем: мы сегодня молодцы!


© 2010-2022