Проект Планета Земля - наш общий дом

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

№ 21 города Буденновска Буденновского района»




ПРОЕКТ

«Планета Земля - наш дом»


Проект Планета Земля - наш общий дом
















Автор:Воспитатель

МДОУ ДС №21

г. Буденновска:

Алферова Е.В.



2015 г.

Паспорт проекта


Название проекта: «Планета Земля - наш дом»

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: информационно-творческий, практико-ориентированный

Продолжительность проекта: сентябрь - май (2014-2015 уч. год)

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель Проекта: Содействовать созданию условий для формирования у дошкольников устойчивых знаний экологического содержания.

Задачи проекта:

  • Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы; к осознанному пониманию ценности природы;

  • Развивать эмоциональную отзывчивость;

  • Развивать коммуникативные навыки;

  • Воспитание правильного поведения в природе, бережного отношения к живому;

  • Вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность.

Основные направления реализации проекта:

  • организация работы с дошкольниками;

  • работа с педагогическими кадрами;

  • совместная деятельность с родителями;

  • обновление предметно-развивающей среды по экологическому

воспитанию;

  • обновление уголка опытно-экспериментальной деятельности

Этапы разработки проекта:

  • Подбор и изучение методической, научно-популярной литературы

по теме Проекта.

  • Подбор художественной литературы, иллюстративного,

дидактического материала.

  • Подбор материала по изобразительной и продуктивной

деятельности.

  • Определение форм деятельности для реализации проекта.

  • Разработка конспектов занятий, развлечений с детьми, родительских

собраний, акций.

  • Составление плана мероприятий для реализации проекта по

основным направлениям деятельности.

Основные формы деятельности для реализации проекта:


  • чтение художественной литературы,

  • беседы;

  • рассматривание иллюстраций, картин;

  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

  • просмотр презентаций по теме Проекта;

  • экскурсии по экологической тропе;

  • интерактивные экскурсии;

  • экологические акции;

  • лаборатория (опыты, эксперименты);

  • работа в художественной студии;

  • организация выставок рисунков;

  • тематические занятия, досуги, праздники;

  • родительские собрания.

Ожидаемые результаты

  • проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;

  • проявление у детей эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы;

  • у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

  • дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

  • отражение красоты природы в рисунках, выполненных в разной технике;

  • проявление желания бережно относиться к природе.





ЭТАПЫ ПРОЕКТА «Планета Земля - наш дом»


Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Рождение проблемы

Чтение авторской экологической сказки «Чудесное спасение»

Формулирование проблемы: Как сохранить природу?

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Входят в проблему

Разработка проекта

  1. Планирует деятельность:

  • Чтение произведений о природе (стихи, рассказы, экологические сказки)

  • Просмотр телепередач о природе

  • Рассматривание картин художников (пейзаж)

  • Решение об изготовлении домиков для птиц

  • Решение о создании фотоальбома «Деревья и кустарники нашего детского сада»

  • Желание детей отобразить красоту природы в рисунках

Планируют деятельность совместно с воспитателем.

Принимают задачи.

Выполнение проекта

Организует деятельность над проектом.

  1. Занятия по темам «Планета Земля - наш общий дом», «Рекордсмены животного мира»

  2. Беседы «Что такое природа?», «Природа и музыка»,«Растения вокруг нас. Деревья и кустарники», «Беседа о бережном отношении к природе»

  3. Презентации по теме проекта («Животные разных стран», «Флора и фауна нашего края»)

  4. Экскурсии по экологической тропе детского сада

  5. Опытно-экспериментальная деятельность(«Вулкан»)

  6. Совместная деятельность с родителями («Изготовление домиков и кормушек для птиц», «Озеленение участка на территории ДОУ»)

  7. Дидактические игры «Как зовут тебя, деревце?», «Птицы нашего края»

  8. Экологические акции «Берегите природу», «Отходы - в доходы»

  9. Трудовая деятельность «Уборка участка», «Огород на окне»

  10. Подвижные игры «Раз, два, три - беги» (к березе, к ели, к кустарнику и т.д.), игры-эстафеты «Кто больше соберет шишек», «Посади березку»

  11. Деятельность на занятиях художественного творчества (Рисование пейзажа в разной технике, аппликация «Морские обитатели», пластилинография «Павлин», лепка «Птицы»

1.Входят в игровую ситуацию, ищут решение задач.

2.Деятельность на занятиях.

Подведение итогов

  1. Проведение развлечения «С днем рождения, Земля!»

  2. Викторина «Природа вокруг нас»

  3. Выставка детских рисунков

Представляют продукт деятельности

Результативность проекта:

  • Дети стали бережно и заботливо относится к природе;

  • Освоили правила поведения в природном окружении;

  • Проявляют активное отношение к объектам природы;

  • Самостоятельно ухаживают за растениями уголка природы, ответственно относятся к труду.

  • Владеют трудовыми навыками, достигая качественных показателей.





Авторская сказка «Чудесное спасение»

Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна.

Сказка: Чудесное спасение.

Толи сказка толи ложь - Почитаешь и поймешь!
Случилась эта удивительная история однажды летом. Дети приехали отдыхать к своей любимой бабушке в деревню «Чудиново». Деревня была старая, и жителей в ней было немного и те одни старики.
Внуков у бабушки Алевтины было двое, девочка Катя и мальчик Юра. Летом детский сад не работал и поэтому брат с сестрой каждое лето жили у бабушки.
Целый день они играли во дворе рядом с домом. Катя играла в куклы. А Юра строил из песка песочные города и замки, а так же дороги для игрушечных машин.
Рядом с деревней был пролесок, в котором росли большие и красивые деревья. Дети любили смотреть на деревья, им нравилось наблюдать, как легкий летний ветерок играет с зеленой листвой.
Но однажды на рассвете детей разбудил, какой, то резкий звук и гул грузовых машин.
- Бабушка что это? - встревожено, спросил Юра. Но бабушка, ничего не ответила внуку. Она, молча, стояла у окна, утирая слёзы рукой. Дети встали с кровати, и подошли к бабушке. За окном они увидели, как большие машины подъехали к пролеску, в котором росли красивые деревья. Возле машин собрались люди, они, что-то обсуждали.
Катя спросила: Бабушка, почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? - ответила бабушка. Когда я была маленькая такая, как и Вы сейчас, мои родители решили посадить молодые саженцы деревьев. Я помогала папе выкапывать ямки, маме поливать молодые росточки, чтобы они успешно прижились на новом месте. Деревья, говорили мне родители, самые верные наши друзья. Когда деревья вырастут, они будут защищать нас от сильных ветров, а в жаркий летний зной, деревья подарят нам прохладу. А осенью мы сможем собирать грибы, которые любят расти возле молодых берез и сосен.
Шло время, наши деревья росли, набирались сил и радовали глаз всех жителей деревни. Мой отец мастерил скворечники и развешивал их на деревья.
Вот уже нет в живых моих родителей, да и я уже давно не девочка, а деревья все растут и каждый день встречают людей, помахивая своими веточками. Эти деревья мне стали родные. Да вот беда пришла, откуда не ждали, решили наши деревья срубить - грустно сказала бабушка Алевтина.
Бабушка не плачь, мы тебе поможем - сказала Катя. Дети выбежали на улицу и поспешили к пролеску. Там в середине людской толпы стоял высокий человек, который объяснял людям, что бы они расходились по домам, что решение уже принято и эти деревья пойдут на переработку.
Катя и Юра подошли к высокому мужчине и сказали:
- Пожалуйста, не вырубайте эти деревья, их нельзя срубать эти деревья сажала наша бабушка.
Высокий человек улыбнулся и сказал: - Понимаете ли, дети, у меня договор и я его уже подписал, теперь я должен сдать деревоперерабатывающему комбинату 3 тонны древесины, из которой будет произведена бумажная продукция. А это, между прочим, ваши будущие тетради и учебники.
После этого люди обмотали лентой все деревья в пролеске и уехали.
Подошли дети к самому большому дереву и обняли его руками. Вдруг девочка почувствовала, как на голову ей падают капли. Сначала Катя подумала, что начинается дождь, но небо было такое голубое, чистое без единой тучки.
- Что это за капли? - спросила Катя у брата и протянула ему мокрую ладонь. Юра посмотрел наверх на развесистые ветви. Мне кажется, это Березкины слёзы - ответил тихо мальчик.
В эту самую минуту утреннюю тишину нарушил еле слышный голос.
- Спасите нас добрые дети! Не дайте нам погибнуть.
- Кто это говорит? - удивился Юра.
Голос говорил тихо еле слышно, но дети слышали каждое слово, которое было обращено к ним. Хоть деревья и не умеют говорить, но в деревне «Чудиново» 1 раз в 100 лет случаются настоящие чудеса. Нас посадили добрые люди, и мы верой и правдой служили им долгие годы. Теперь злые люди нас хотят погубить. В ваших силах уберечь нас от беды.
- Но, что мы можем сделать? - промолвила Катя.
Голос продолжал свой рассказ. Мало кто знает, чтобы уберечь деревья от вырубки нужно собрать старую ненужную бумагу, журналы и газеты. И когда её будет большое количество, её необходимо отвезти на переработку. Это благородное дело называется - сбором макулатуры.
- Так просто! - обрадовались дети. Конечно, мы сможем собрать старую бумагу.
Дети вернулись домой, и рассказали бабушке о том, что они хотят спасти деревья от вырубки. А для этого им нужно собрать как можно больше макулатуры. Катя и Юра попросили у бабушки старые газеты и журналы. Тогда бабушка вынесла детям 4 упаковки старых газет, аккуратно перевязанных веревкой.
Дети попросили у бабушки садовую телегу. Потом они отправились по деревне собирать старую бумагу. Жители так обрадовались, что каждый из них может принести пользу природе и стали активно приносить детям уже не нужную в хозяйстве бумагу.
Узнав о сборе макулатуры, даже соседние деревни приняли участие в спасении деревьев. Некоторые люди привозили бумагу на машине.
Через 3 дня макулатуры скопилась так много, что она еле умещалась в бабушкином сарае.
И вот пришёл день вырубки. Дети первыми услышали гул машин. Они взяли с собой бабушку, и подошли к высокому человеку, который раздавал команды бригаде рабочих с пилами в руках.
- Здравствуйте! Мы пришли спасти эти деревья от верной гибели - сказал Юра.
- Дело в том, что мы узнали, что для того чтобы получить бумагу, совсем не обязательно вырубать деревья, можно просто собрать очень много старой бумаги и отвезти её на переработку. Жители нашей деревни, а так же наши добрые соседи собрали макулатуру, которую мы хотим вам подарить - громко добавила Катя.
Дети взяли за руки высокого мужчину и отвели его в свой сарай, который был битком забит ненужной бумагой.
Когда высокий человек увидел, сколько макулатуры, за такой короткий срок собрали дети, он искренне удивился и сказал: - Вы такие молодцы! Вы настоящие помощники природы! Я даю Вам слово, мы не станем вырубать ваши деревья.
Высокий человек дал приказ своим рабочим подогнать машины к сараю бабушки Алевтины. Потом ещё 5 часов счастливые жители помогали загружать машины макулатурой. Когда грузовики были полностью загружены они уехали.
Жители деревни стали благодарить Катю и Юру за их добрые сердца и за хорошую смекалку. Дети радовались и смеялись так громко, так звонко, что даже бабушка Алевтина почувствовала себя маленькой девочкой.
- Спасибо! Большое спасибо! - услышали дети голос, который доносился из пролеска, где вот уже более 100 лет росли красивые и высокие деревья!
Толи сказка - толи быль. Бери бумагу неси в утиль.
Можешь дерево спасти. Природе пользу принести.

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.
Методические приёмы: игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.

Ход:

Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе «Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного города Ярославля. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки - повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда - «Умники», вторая команда - «Умницы».
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Умникам», а вторая «Умницам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.
Итак готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка»:
Представляет собой блицопрос. За одну минуту(песочные часы) нужно
ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Умницы»:
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные) • Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Умники»:
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
• Когда земляника поспевает? (летом)
Дополнительные вопросы (для болельщиков):
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).
2 конкурс «Кто лишний?».
На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна, а для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды- Mолодцы!
Все на свете знают вроде бы, и для них сейчас игра «Угадай мелодию».
Дети отгадывают песню, а родители им помогают («Жил-был у бабушки серенький козлик", «Кузнечик» и поют её как «Хор лягушек»).
Как замечательно наши команды пели, какие они музыкальные, теперь
проверим какие они сообразительные.
Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника).
1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой веёдуплеЧто хочешь на столе.(белка)
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.(лиса)
3: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?(волк)
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает?(заяц)
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её …(сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(сова)
8: Я на ёлке на суку
Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка)
Игра с мячом для болельщиков: «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)
Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины.(Награждение медалями.
Победила дружба.)
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
А в завершение нашей викторины давайте споём песенку «Улыбка» автор Пляцковский М., композитор Шаинский В.



© 2010-2022