Доклад на тему АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ


Кострова Л.Ю.

Костанайский педагогический колледж, г. Костанай


Современный этап развития образования в стране в условиях его модернизации ставит перед профессиональным образованием новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста, особенно будущего воспитателя. Коммуникативная компетентность будущего воспитателя - это способность и реальная готовность студента к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Формирование коммуникативной компетентности опирается на знание специфики общения в той или иной ситуации, особенностей реализации различных видов речевой деятельности и освоение опыта коммуникативно-творческой деятельности в профессионально значимой коммуникативной ситуации. При этом мы используем различные технологии. Одной из продуктивных технологий является моделирование на практических занятиях типичных коммуникативных ситуаций. Эффективным средством, обеспечивающим процесс формирования коммуникативной компетентности являются аудиовизуальные технологии.

Использование аудиовизуальных технологий при формировании коммуникативной компетентности студентов носит разнообразный характер. Можно выделить несколько типовых ситуаций их использования.

Во-первых, аудиовизуальные технологии используются на этапе знакомства со спецификой определенной коммуникативной ситуации. Показать особенности типовой коммуникативной ситуации можно только путем демонстрации видеозаписей, содержащих такие коммуникативные ситуации. Таким образом студенты могут познакомиться с особенностями речевого поведения человека в определенной коммуникативной ситуации.

На этом этапе могут быть использованы видеофрагменты кинофильмов, видеозаписи различных публичных мероприятий, видеофрагменты документальных фильмов, телевизионных передач, а также видеозаписи, снятые специально для занятий по формированию коммуникативной компетентности студентов. Для анализа предлагаются как записи, условно называемыми образцовыми, т. е. записи показывающие, каким должно быть речевое поведение , так и негативные записи, в которых участники общения допускают ошибки в процессе общения, что делает речевую коммуникацию неэффективной.

В ходе рассмотрения коммуникативной ситуации студенты анализируют внешние и внутренние обстоятельства данной ситуации, характеризуют коммуникантов по выполняемой социальной и ситуативной роли, а также занимаемой ими социальной позиции, определяют речевую интенцию для каждого участника общения. При анализе коммуникативной ситуации подробным образом исследуется речевое поведение участников общения, стратегия и тактика общения коммуникантов, определяется степень эффективности коммуникации для каждого общающегося. Если речевая коммуникация оказывается неэффективной, то студенты должны найти ошибки в процессе общения и предложить свой вариант их исправления.

Использование видеозаписей коммуникативных ситуаций позволяет осознать особенности поведения коммуникантов в типичных коммуникативных ситуациях, увидеть возможные барьеры общения и пути их преодоления.

Во-вторых, аудиовизуальные технологии используются на этапе освоения студентами опыта коммуникативно-творческой деятельности в профессионально значимой коммуникативной ситуации. Для того чтобы подобный опыт был освоен, необходимы активные методы обучения. На наш взгляд, моделирование коммуникативных ситуаций как активный метод обучения с привлечением аудиовизуальных технологий позволяет повысить эффективность процесса обучения. Моделирование и инсценирование типичных коммуникативных ситуаций дает возможность реально наблюдать, фиксировать, анализировать речевое поведение. Используя моделирование типичных коммуникативных ситуаций, мы ставим студента в условия реальных ситуаций общения. Это позволяет проследить, насколько студент владеет конкретными коммуникативными навыками, тактикой речевого поведения, риторическими стратегиями.

Типичной коммуникативной ситуацией мы считаем некую модель делового контакта, обусловленного его особенностями (содержанием, обстановкой), в котором реализуются речевые действия партнеров, направленные на достижение соглашения. Иначе говоря, в коммуникативной ситуации отражаются мотивы взаимодействия, цели речевых действий, условия протекания общения, социальные роли собеседников, а также неречевые действия, при помощи которых можно наиболее полно выразить отношение сторон к предмету разговора. Моделирование коммуникативных ситуаций предполагает рассмотрение всех составляющих ее компонентов:

  • компонентов, образующих "сцену действия", или так называемый "внеличностный контекст" события: 1) тип и жанр события; 2) предмет общения; 3) обстановка (время и место общения и т.д.);

  • компонентов, характеризующих самих общающихся: 1) их социальные позиции (иерархия или равный статус и т.д.); 2) социальные роли (постоянные или переменные, симметричные или асимметричные); 3) правила и нормы, регулирующие отношения участников в данной социальной группе; 4) индивидуальные отношения между участниками общения;

  • компонентов, характеризующих внутренние реакции партнеров по общению: 1) мотивация общения - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к общению; 2) понимание цели - коммуникативного намерения (интенции) участников общения.

Студенты знакомятся с этими компонентами, распределяют социальные роли, разрабатывают для своей роли индивидуальную тактику, обеспечивающую эффективность коммуникации.

На практическом занятии студенты моделируют коммуникативную ситуацию. Они становятся носителями определенных социальных ролей, вынуждены действовать в условиях специально структурированной ситуации общения, учитывая внутренние реакции участников, выбирать стратегию и тактику для получения необходимого результата. А использование при этом аудиовизуальных технологий дает возможность студентам оценить чужое и свое собственное речевое поведение. Обязательный анализ каждого речевого поступка в рассматриваемой ситуации является важным этапом и условием этой работы.

Использование аудиовизуальной технологии заставляет участников коммуникативной ситуации очень ответственно подходить к отведенным им ролям, ведь ошибки, недочеты они исправить не могут. Видеокамера при записи коммуникативной ситуации не останавливается и фиксирует все происходящее без купюр.

Каждая записанная коммуникативная ситуация просматривается на занятии и анализируется с точки зрения эффективности речевой коммуникации и достижения поставленных целей, выбранной тактики речевого общения, характера речевого поведения студентов. Анализ проводится в форме свободного обсуждения, в котором принимают участие все студенты. Возможны разные варианты проведения обсуждения. В одном случае студенты отвечают на отдельные вопросы плана анализа коммуникативной ситуации. В другом случае один из студентов проводит развернутый анализ, а другие лишь дополняют его, высказывая собственное мнение. В конце обсуждения выступает преподаватель, который подводит итог. Такой подход позволяет самим студентам увидеть ошибки, допущенные ими в процессе общения и наметить пути их исправления.

Таким образом, аудиовизуальное обеспечение формирования коммуникативной компетентности студентов позволяет сделать занятия более интересными, эффективными и достичь коммуникативный результат.


Литература


  1. Волкова Т.Н. Основы профориентологии. Учебное пособие.- Шуя, 2005.

  2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация.М.:Когито-Центр, 2002.

  3. Материалы Международной научно-методической конференции «Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов». Н-Новгород - 2008.

  4. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 55 с.


© 2010-2022