Программа дополнительного образования Исследователь

Раздел Дошкольное образование
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа дополнительного образования кружок «Исследователь»

Срок обучения 1 год

Учитель истории:

Е.Ю. Чернигина







г. Семенов

2015








Введение



Школа - отражение и выражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование

различных методических средств: уроков, внеклассных работ, практических

работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр

и праздников. Одним из таких средств является программа кружка по

краеведению с наглядно - методическим пособием.























Пояснительная записка.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины- деревни, города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук. Основанием для разработки данной программы стали ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На кружок отводится 1 час в неделю-\34 часа в год\.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда, старожилами. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам учащихся. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа, экскурсии

- практическая работа

- работа с картой России, Нижегородской области, родного города, села

- работа с архивом города и краеведческими музеями

- сообщения уч-ся на различные темы

- конкурсы, игры, праздники

-встречи с интересными людьми

-компьютерные презентации и др.



Направленность программы «Исследователь» является программой внеурочной деятельности школьников - краеведческой направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению учебно - познавательной.

Программа направлена на приобретение знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературы, краеведческих исследований.

Новизна программы направлена на:

  • формирование представлений о истории, культуре, традиция края;

  • обучение навыкам исследовательской и поисковой деятельности;

  • оформление краеведческого материала.

Актуальность.Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность.«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».

Цель программы:

  • повышение образовательного уровня учащихся;

  • нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения;

  • развитие представления учащихся о мире, истории, способности наблюдать, классифицировать, предоставлять информацию;

  • выработка активной гражданской позиции.

Задачи: Нравственное возрастание личности на основе прочного фундамента изучения исторического наследия своей Родины.

Учебная:

  • научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;

  • обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;

  • способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;

  • обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;

  • сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;

  • сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, города;

  • cформировать навыки публичных выступлений;

  • сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;

  • сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками истории и культуры;

  • сформировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

  • сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;

  • воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия

Просветительская: Основная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, родителей.

С помощью кружковой работы необходимо помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими предками, и тогда исчезнувшие культуры и цивилизации приобретут для него особое значение. Лишь тогда станет понятной и важной задача - не растерять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками

Развивающая:

  • развивать уверенность в реализации личностных качеств;

  • содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

  • способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

  • развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.

Программа предусматривает групповую, фронтальную , индивидуальную формы и ведется по следующим направлениям:

  • летопись родных мест;

  • экология;

  • туризм;

  • школьный уголок старины.

Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий - все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.

Краеведческая деятельность школьников предполагает следующие формы:

  • кружковые занятия;

  • музейные занятия;

  • краеведческие экскурсии;

  • походы выходного дня;

  • викторины;

  • встречи с людьми разных профессий, с родителями и жителями района;

  • переписка с интересными людьми;

  • работа в библиотеках, с музейными экспонатами в домашних архивах;

  • разработка оформления и защита творческих проектов.





Режим занятий

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

34 часа

Каждый этап имеет свои задачи и определенный объем тем с усложнением учебных заданий.

Условия реализации программы. Чтобы успешно учеников, педагог. Прежде всего сам. Должен владеть необходимыми знаниями и навыками в работе с информационным материалом.

Помещение для проведения занятий по теории должно быть светлым и соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Наличие средств в организации поездок, экскурсий с соблюдением правил технической безопасности.

Ожидаемые результаты реализации программы.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к опыту своих родителей.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):приобретение школьником опыта взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.



Методическое обеспечение программы.

№ п/п

Тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно - восп. процесса

Методиче-

кий и дидактичес

-кий материал

Техничес-

кое оснащение занятий

1

Вводное занятие

Знакомство с историей краеведческого музея.

беседа

Рассказ, анализ

Книги, наглядные пособия

презентация

2

Знакомство с книгами «Сказание Керженца реки и края Семеновского» - А. Майорова и

«Под сенью керженских лесов» - В. Шамшурина. В. Алексеева

беседа, практическое занятие

Рассказ, анализ

Книги, наглядные пособия

анализ

3

Посещение краеведческого музея г. Семенов .

Знакомство с историей города, его промыслами и бытом.

практическое занятие

Экскурсия, просмотр экспозиций.анализ

Музейные экспонаты

анализ

4

О Весях Семеновского края.

Составление карты Семеновского края.

практическое занятие

Практическая работа с картой

Книги, схемы , карты

чертежи

5

К. Минин. Д. Пожарскийи др - великие личности России.

Составление экспозиции (рефераты, доклады)

Рефераты, доклады

Практическая работа

Иллюстрации, фото, книги

Презентация, стен газета

6

Три столицы: Москва -Семенов - Святицы.

Мультимедийная презентация Д. Пожарский и

К. Минин

Беседа

анализ

Книги, электронные источники

Самостоятельная работа

7

Поездка на Светлояр

практическое занятие

Работа с источниками

Посещение музеев, исторических мест

Анализ выполнения работы

8

Составление мультимедийного отчета о поездке на Светлояр

практикум

работа с источникамифотографиями

Наглядные пособия

Статья в газету

9

Интеллектуальная игра «Брей - ринг». Тема игры

М. Печерский «В лесах. Старообрядчество Семеновского края»

Творческая работа

Рассказ , объяснение, викторина

Самостоятельная работа

викторина

10

Оформление выставки К Минин и Д. Пожарский.

Практическое занятие

Объяснение самостоятельная работа

Наглядные пособия

выставка

11

Посещение краеведческого музея г. Семенова «Усталость тихая, вечерняя».

практическое занятие

Экскурсия, просмотр экспозиций.анализ

Музейные экспонаты

Анализ

12

Вертуальная экскурсия к памятнику поэта - земляка Б. Корнилова

практикум

Демонстрация, рассказ

Поиск информации

Творческие работы

13

Сказки Б. Корнилова. Встреча с учащимися младших классов.

Комбинированный урок с библиотекарем

Демонстрация, рассказ

Печатный материал библиотеки

выставка

14

Городская доска Почета

Практическое занятие

Поиск, информации объяснение, рассказ

Печатные материалы

Творческая работа

15

Геральдика. Екатерининская пора

Комбинированный урок

Демонстрация, рассказ

Печатные материалы

Творческая работа

16

Посещение музейно - туристического центра «Золотая хохлома»

практическое занятие

Экскурсия, просмотр экспозиций.анализ

Музейные экспонаты

Анализ

17

Теоретический обзор старообрядческихмест Нижегородской области.

Подбор материалов из информационных средств.(скиты)

практикум

Демонстрация, рассказ

Поиск информации

Творческие работы

18

Экскурсия по старообрядческим местам Семеновского края.

практическое занятие

Работа с источниками

Посещение музеев, исторических мест

Анализ выполнения работы

19

Просмотр презентации о старообрядческих местах Семеновского края.

Комбинированное занятие

наглядные пособия

Видео материалы

Коллективное обсуждение фильма.

20

Семенов - литературный

практическое занятие, посещение библиотеки

Работа в библиотеке

Библиотечные экспонаты

Статья в газету школьную

21

Исторические места нашего города, памятники

практическое занятие

наглядные источники

Видеоматериалы, фотографии

Фото - выставка

22

Презентация на тему «Исторические места родного города»

практическое занятие

Демонстрация, рассказ

Поиск информации

презентация

23

Изучение «Имя дома твоего» (топонимика)

беседа

Рассказ, анализ

Книги, наглядные пособия

анализ

24

Историческое исследование речек и рек Семеновского края.

Составление карты - расположения рек.

практическое занятие

Практическая работа с картой

Книги, схемы , карты

чертежи

25

Оформление открыток к 70 лет победы

практическое занятие

Сбор экспонатов

Предметы старины

Оформление экспозиции

26

Оформление зимней выставки - фотографий о реке Керженец.

беседа

Рассказ, анализ

материалы, наглядные пособия

анализ

27

Монастыри Нижегородской области.

практическое занятие

Демонстрация, рассказ

материалы, наглядные пособия

Исследовательские работы

28

Исследовательская работа «История Макарьевского монастыря»

Сбор информации, иллюстраций, фотографий.

Исследовательская работа

Поиск информации

Фотоматериалы, иллюстрации книг, электронные источники

отчет

29

История Макарьевской ярмарки.

беседа

Рассказ, анализ

материалы, наглядные пособия

презентация

30

Составление презентации о Макарьевском монастыре.

практическое занятие

Демонстрация, рассказ

материалы, наглядные пособия

презентация

31

Посещение ЗАО «Хохломская роспись»

практическое занятие

Экскурсия, изучение ремесел

Экспонаты завода

анализ

32

Наш город в годы Великой Отечественной войны

Комбинированное занятие

Беседы, рассказ

материалы, наглядные пособия

Просмотр фильма

33

Экологическая акция

практическое занятие

практикум

практикум

практикум

34

Поездка в Макарьевский монастырь.

Беседа.экскурсия

Демонстрация, рассказ

материалы, наглядные пособия

анализ








Учебно - тематический план

№ п/п



Тема

Дата

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

Знакомство с историей краеведческого музея.

09.2015

1

0.5

0.5

2

Знакомство с книгами «Сказание Керженца реки и края Семеновского» - А. Майорова и

«Под сенью керженских лесов» - В. Шамшурина. В. Алексеев

.09.2015

1

0.5

0.5

3

Посещение краеведческого музея Село Владимирское

Знакомство с историей града Китеж, его промыслами и бытом.

.09.2015

1

0.5

0.5

4

О Весях Семеновского края.

Составление карты Семеновского края.

.09.2015

1

0.5

0.5

5

Александр Невский - великие личности России.

Составление экспозиции (рефераты, доклады)

.10.2015

1

0.5

0.5

6

Три столицы: Москва -Семенов - Святицы.

Мультимедийная презентация Д. Пожарский и

К. Минин

10.2015

1

0.5

0.5

7

Фильм о Светлояре

10.2015

1

0.5

0.5

8

Составление мультимедийного отчета о Светлояре

.10.2015

1

0.5

0.5

9

Интеллектуальная игра «Брей - ринг». Тема игры

М. Печерский «В лесах. Старообрядчество Семеновского края»

11.2015

1

0.5

0.5

10

Оформление выставки К Минин и Д. Пожарский.

.11.2015

1

0.5

0.5

11

Краеведческий музей г. Семенова «Усталость тихая, вечерняя».

.11.2015

1

0.5

0.5

12

Памятник поэту - земляку Б. Корнилову

.11.2015

1

0.5

0.5

13

Сказки Б. Корнилова. Встреча с учащимися младших классов.

.12.2015

1

0.5

0.5

14

Сельская доска Почета

.12.2015

1

0.5

0.5

15

Геральдика. Екатерининская пора

.12.2015

1

0.5

0.5

16

Посещение музейно - туристического центра «Золотая хохлома»

.12.2015

1

0.5

0.5

17

Теоретический обзор старообрядческих мест Нижегородской области.

Подбор материалов из информационных средств.(скиты)

.01.2016

1

0.5

0.5

18

Экскурсия по старообрядческим местам Семеновского края.

01.2016

1

0.5

0.5

19

Просмотр презентации о старообрядческих местах Семеновского края.

.01.2016

1

0.5

0.5

20

Семенов - литературный

01.2016

1

0.5

0.5

21

Исторические места нашего города, памятники

.02.2016

1

0.5

0.5

22

Презентация на тему «Исторические места родного села»

02.2016

1

0.5

0.5

23

Изучение «Имя дома твоего» (топонимика)

.02.2016

1

0.5

0.5

24

Историческое исследование речек и рек Семеновского края.

Составление карты - расположения рек.

23.02.2016

1

0.5

0.5

25

Оформление краеведческого музея.

03.2016

1

0.5

0.5

26

Оформление зимней выставки - фотографий о реке Керженец.

.03.2016

1

0.5

0.5

27

Монастыри Нижегородской области.

.03.2016

1

0.5

0.5

28

Исследовательская работа «История Макарьевского монастыря»

Сбор информации, иллюстраций, фотографий.

.03.2016

1

0.5

0.5

29

История Макарьевской ярмарки.

.04.2016

1

0.5

0.5

30

Составление презентации о Макарьевском монастыре.

.04.2016

1

0.5

0.5

31

Посещение ЗАО «Хохломская роспись»

.04.2016

1

0.5

0.5

32

Наш город в годы Великой Отечественной войны

04.2016

1

0.5

0.5

33

Экологическая акция

.05.2016

1

0.5

0.5

34

Сказания о Керженце реке и Семеновском крае.

.05.2016

1

0.5

0.5






















Литература


  1. Документы исторического краеведческого музея города Семенова

  2. Федоров В., Андрианов В., «Керженские тайны», Нижний Новгород , 2003г.

  3. Майоров А., «Легенды, Предания, История», Нижний Новгород, 2006г.

  4. Майоров А., «Скиты керженского края», Семенов 2007г.

  5. Шамшурин В., Алексеев В., «Посенью керженских лесов», Нижний Новгород, 2010г.

  6. М.Ф. Филатов, «Весь нижегородский край» типография Нижегородского госуниверситета, Н. Новгород 1999г

  7. Т.И. Емельянова «Хохломская роспись», Литера 2009г.

  8. Майоров А. «Сказания Керженца - реки и края Семеновского» типография

г. Семенова 2005г.















Содержание программы.

1.Вводное занятие.Курс по технике безоопасности.Инструктаж.

Теория-Знакомство с историей краеведческого музея г Семёнова.Рассказ учителя о целях и задачах исследовательской и краеведческой работы.кружка.-1ч

2.Знакомство с книгами А.Майорова и В.Шамшурина о истории Семёновского края- теория-1ч

3Вертуально. посещение краеведческого музея г.Семёнова-теория.Цель-Знакомство с историей города Семёнова промыслы и быт-1ч

4.О весях Семёновского края- теория.1ч Цель изучение истоков Семёновского края.

Практика-Составление карты г..Семёнова 1ч Пять площадей. Маленький Париж.

5.К.Минин и Д.Пожарский-великие личности России-Теория1ч

Практика-Составление экспозиции- рефераты доклады стенгазеты.

6.Три столицы Москва-Семёнов-Святицы- теория 1ч

Практика-Мультимедийная презентация К.Минин и Д.Пожарский-великие люди России.1ч

7.Вертуальная поездка на Светлояр-Цель знакомство с известными святыми местами земли Русской-1ч

8 Составление мультимедийного отчёта о поедке на Светлояр.Цель закрепление изученного материала -1ч

9.Интелектуальная игра-брей ринг-Старообрядчество Семёновского края.Цель знакомство с о старообрядческими местами Семёновского района.-1ч.

10.Оформление выставки работ К.Минин и Д.Пожарский Подвиг на века.-1ч Цель закрепление изученного материала о Великих людях России.

11.Совместная работа с литератором и школьной библиотекой . Усталость тихая вечерняя. Цель знакомство с творчеством поэта земляка Б.Корнилова.-1ч.

12Вертуальная экскурсия к памятнику Б. Корнилова-практика1чЦель Знакомство с биографией и творчеством поэта земляка.

13.Сказки Б.Корнилова.-Цель встреча с учащимися младших классов-1ч

14. Экскурсия к сельской доске почёта-Цель знакомство с уважаемыми людьми села.-1ч

15.Геральдика.Екатерининская пора-теория . Цель знакомство с историей гербов.1ч

16.Посещение музейно-туристического центра Золотая Хохлома-Цель знакомство с промыслами гСемёнова- 1ч

17.Исследовательская работа Старообрядческие места Семёновского района.-теория 1ч.

18.Виртуальная экскурсия по Старообрядческим местам Семёновского района-практика 1ч.

19.Просмотр и защита презентаций о старообрядческих местах Семёновского района-теория 1ч.-Закрепление изученного материала.

20.Семёнов литературный- посещение городской библиотеки литературной гостиной- теория1ч.Цель знакомство с новинками.

21.Исторические места нашего села.-теория-практика 1ч.Цель знакомство с историей села22.Презентация Исторические места нашего села 1ч

23.Изучение Имя дома твоего-топонимика-теория 1ч

24.Исследовательская работа Реки Семёновского края 1ч Цель- изучение материала с целью применения знаний на уроках по географии. Составление карты- расположения рек -1ч практики.

25.Оформление экспонатов в краеведческий музей-Цель собрать и накопить материал для школьного музея.1ч практики.

26.Оформление выставки фотографий о р Керженец.Цель эстетическое воспитание школьников- практика 1ч.

27.Исследовательская работа Монастыри Нижегородской области. МакарьевскийДивеевский монастыри -теория 1ч.

28.Исследовательская работа История Макарьевского монастыря.-теория 1ч.

29.История Макарьевскойярмарки.Цель изучение истоков создания ярмарки-теория 1ч.

30.Составление презентации о Макарьевском монастыре- практика 1ч Цель закрепление изученного материала.

31.Посещение ЗАО Хохломская роспись-практика1ч Цель изучение изготовления промыслов нашего города.

32.Наше село в годы Великой Отечественной войны-теория1ч.Цель изучение материала о фронтовиках и ветеранах нашего села.

33.Экологическая акция- приборка в парке -практика 1ч

34.Исследовательская работа сказания о Керженце реке -теория1ч Цель закрепление знаний о истории р Керженец.

35.Поездка на Керженец-практика 1ч оформление на учительском и школьном сайте отчёта о поездке.



© 2010-2022