Научная работа «Творческие методы в социализации дошкольника»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...2

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………..5

1.1.Особенности социализации детей дошкольного возраста …..…......5

1.2. Художественно-творческие технологии как средство социализации дошкольников…………………………………………………………………….17

Выводы по первой главе……………………………….............................21

Глава 2. ОПЯТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ………..………………23

2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……………………………………………………………………….23

2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-экспериментального исследования……………………………………………..29

Выводы по второй главе………………………………………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..……………………………………..36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….39

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..…………………...42



ВВЕДЕНИЕ

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития социальной адаптации.

Особого исследования требуют проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит вхождение в новую социальную среду, ведет к нарушению с ней, которое выражается в изменениях эмоциональной и социальной сфер.

Независимо от того, когда ребенок пошел в сад, изменяется социальный статус. Можно считать это рождением социального «Я» ребенка. Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности дошкольника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным. Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации.

Актуальность курсовой работы определяется тем, что в настоящее время затруднения в дошкольной социализации, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% воспитанников.

Проблема социализации многогранна и изучалась в разных аспектах: анализ основных сторон дан: А.А.Налчаджяном, Д.В.Ольшанским, Б.Д.Парыгиным, У.Р.Эшби и др.; феномен социальной адаптации рассмотрен Г.М.Андреевой, И.А.Милославовой, Т.Шибутани и др.; особенности социально-психологической адаптации изучены И.А.Коробейниковым, В.Хармзом и др.; факторы социально-культурной адаптации исследованы Т.Г.Грушевицкой, Т.Г.Стефаненко и др.

Следует отметить, что наиболее доступной ребенку дошкольного возраста является игровая и художественно-творческая деятельность, так как она не требует специальных навыков или способностей. Специфика ее состоит в том, что в процессе этой деятельности у ребенка появляются и развиваются коммуникативные навыки, эмоции, эмпатия, способность принимать позицию другого человека; она не имеет ограничений и доступна детям любых возрастов.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Именно поэтому изучение социальной адаптации у детей дошкольного возраста определило выбор темы курсовой работы «Творческие методы в социализации дошкольника».

Объект исследования: социализация дошкольника

Предмет исследования: процесс социализации дошкольника средствами художественно - творческих технологий.

Принимая во внимание актуальность темы, её практическую значимость сформулируем цель курсовой работы:

Создание оптимальных условий для социализации дошкольников, средствами художественно - творческих методов.

Задачи:

1. Выявить особенности социализации детей дошкольного возраста

2. Охарактеризовать художественно-творческие технологии как средство социализации дошкольников

3. Выявить уровень социализации дошкольников

4. Разработать и апробировать программу социализации дошкольников средствами художественно-творческих технологий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что художественно - творческая деятельность является эффективным средством социализации дошкольника.

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ педагогической, психологической, социально-педагогической литературы по проблеме социализации в дошкольном возрасте

- практические методы: анкетирование, наблюдение, игровые методы, метод дискуссии.

Практическая значимость исследования.

Разработанная нами программа социализации дошкольников может быть рекомендована для использования в практике работы социальных педагогов дошкольных учреждений и воспитателей.

База исследования: дошкольная группа детского сада №180, Советского района.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения ( 2 с.), двух глав (17 с.; 10 с.), заключения (3 с.), библиографического списка (40 источников), приложений (4 шт.). В тексте работы представлена 4 таблицы, 1 график.




Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Особенности социализации детей дошкольного возраста

Каждый отдельный индивид становится человеком в процессе социализации. Есть разные понятия «социализация». Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса.

Согласно одной концепции социализация - это процесс адаптации индивида к окружающему миру.

По другой теории, социализация - это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С.Кон)

Третья точка зрения: социализация - это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик).

Социализация как понятие широко употребляется в современных работах философов, социологов, психологов, педагогов. Монографических, фундаментальных исследований по этому вопросу недостаточно. Концептуальные разработки ученых освещают научно-практические идеи в контексте отечественной истории педагогики и школы.

В работах Ю.П. Истратова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина раскрывается происхождение термина «социализация» и ее механизмы, а также факторы, средства результат социализации. Историческая ретроспектива позволяет определить границы пользования термином «социализация», виды и формы социализации, ее содержание [7]. Термин «социализация» появился в последней четверти XIX века (Г.тард, Ф.Г. Гиддинг) и означал «обобществление».

В отечественной педагогике термин «социализация» ввел П.Ф. Каптерев. В своем труде «История русской педагогики» (1915г.) он писал о том, что общества по дошкольному воспитанию способствуют социализации детей, оказывая помощь семье. То есть термин «социализация» использовался автором в смысле «общественное воспитание». В последующих работах Н.К.Крупской, А.В. Луначарского, П.П. Блонского «социализация» стала ассоциироваться с понятием «Воспитание в широком смысле слова».

Ретроспективный анализ произведений А.С. Макаренко, Т. Щацкого показывает, что в 30 года большое внимание уделяется педагогике среды (школа, колония, фабрика и т.д.). семья как фактор социализации не исключается, но идет усиление контроля государства за этим социальным институтом.

В 60-80 годы школа и дошкольное учреждение перестает претендовать на приоритет социализации ребенка. В работах Л.А. Сухомлинского поднимается вопрос о важности микроклимата семьи, развития доброты сердца ребенка. Подчеркивается необходимость активности самой личности в процессе социализации [7].

В начале 90-х годов появляется «Концепция воспитания учащейся молодежи» (А.А. Бодалев, В.А. Карановский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова и др.), где воспитание рассматривается как часть процесса социализации. Социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. С другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт.

В Концепции дошкольного воспитания (1989) также подчеркивается гуманистическая позиция взрослого в социализации детей.

Существует много теорий социализации детей, как зарубежных, так и отечественных (Ч.Г. Кули, У.И. Томас, Дж.Г. Мид, А.В. Мудрик, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова).

В современной науке вопросы сущности социализации раскрываются в работах Л.П. Буевой, В.И. Загвязинского, А.В. Мудрика, Г.Н. Филонова и др. Вопросы социализации личности представлены в работах А.И. Арнольдова, В.Г. Бочаровой, Л.Е. Никитиной, В.Д. Семенова и др.[7].

Термин социализация означает развитие социальной природы или характера ребенка, подготовка ребенка к социальной жизни.

Социализация - процесс становления личности, усвоения человеком знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу.

Социализация - процесс передачи обобщенного опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, знаний, норм) ее индивидуальным членам [1,130].

При определенных различиях в подходах к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее - человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа.

С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимодействия с людьми ребенок приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности - это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, - с другой. Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям [19].

Функции социализации связаны с ее ролью в воспроизводстве субъекта социально-исторического процесса, в обеспечении преемственности в развитии культуры и цивилизации, в поддержании бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде.

Социализация рассматривается как реальное содержание взросления ребенка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия.

В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором - субъектом собственной творческой деятельности. Данное понимание социализации подводит к дифференцированию содержания и механизмов социального развития. В соответствии с концепцией Д.И. Фельдштейна в отношении сущности социализации, процесс социального развития представляет собой постоянно воспроизводящийся результат социализации-индивидуализации, который характеризуется не только уровнем освоения растущим человеком всеобщего социального во всей сложности и широте его определения (включающего нормы конкретно-исторического общества и через них нормы человеческих связей, отношений, весь мир культуры, духовного производства), но и степенью социальной «самости» индивида [13].

Социализация выступает здесь как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, понимания и формирования себя как субъекта. Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности.

Современные исследования личностного развития ребенка (в частности, авторского коллектива по разработке базисной программы «Истоки») относят к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социализации: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке [13].

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. В соответствии с теориями А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельштейна универсальность деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности раскрывается в психологических характеристиках человека - носителя и одновременно субъекта деятельности, выступая основанием и условием ее осуществления [13].

Исследования Д.И. Фельштейна по проблеме доказывают, что процесс социализации-индивидуализации базируется на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и мира отношений между людьми. Анализируя работы Л.С. Выготского, оперирующего категорией «главные моменты деятельности», Б.Г. Ананьева, использующегося термин «основные формы деятельности», Д.Б. Эльконин, определяющего «группы деятельности», Д.И. Фельштейн приходит к выводу, что речь в данном случае идет о двух направлениях деятельности как социального способа существования человека. Эти направленности (по освоению предметного мира и мира отношений между людьми) способствуют достижению определенного результата социальных завоеваний и становлению внутренней позиции индивида как субъекта деятельности. Результаты исследования, проведенного под руководством Д.И. Фельштейна, позволили установить, что каждая из двух сторон деятельности имеет свою особую функциональную нагрузку, свой особый характер, свою линию внутреннего развития, свой продукт - результат этого развития [30].

Доминирование то одного, то другого направления деятельности связано с реализацией возрастных генетических задач, опосредованных противоречиями социализации личности. Объективное разрешение этих противоречий, по мнению Д.И. Фельштейна, обуславливает взаимосвязь обозначенных направлений, возможность перехода к новому их единству, обеспечивая поступательное социальное развитие [34].

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, механизмы социализации личности ребенка поднимались в трудах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, А.В. Запорожца, К. Обуховского и др. Онтогенетически исходным в овладении универсальными способами социального взаимодействия является механизм рефлекторной регуляции. Его первичные проявления обнаруживаются уже в младенческом возрасте в виде социально направленной улыбки. Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащение смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциировать с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально-направленных действий означает зарождение нового механизма социализации личности - нормативной регуляции, влияние, которого в дошкольном возрасте непереоценимо [13].

Другим механизмом, обеспечивающим интеграцию в область себе подобных, является механизм идентификации социальных ценностей в сознании индивида. В соответствии с концепцией Е.М. Калашниковой под идентификацией понимается механизм сближения, интеграции людей в общность на базе общего социального содержания, выраженного во взглядах, нормах, интересах, ценностях.

Существенным механизмом, опосредующим как восприятие человеком социальных ценностей, так и их воспроизведение в коммуникативном акте, является индуктивная регуляция, рассматриваемая в психологии как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия. Влияние данного механизма тем более ощутимо, чем менее значительно смысловая нагрузка действий представленных в принятых нормах и правилах поведения. Данный механизм, как ни один другой связан с позицией социально значимой группы (семьи, сверстников), а его игнорирование или несвоевременная коррекция могут привести к негативным последствиям в социализации личности ребенка. Действие этого механизма тесно связано с доминирующими ценностями социального окружения, с общими ориентирами в оценке поведения ребенка во взаимодействии с другими людьми [13].

Существенное значение в процессе социализации-индивидуализации уже в дошкольном возрасте приобретает социальный опыт. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста достаточно ограничен, однако он является механизмом регуляции социально приемлемого поведения в тех случаях, когда не «срабатывает» ни один из вышеперечисленных механизмов, так как в нем находится отражение субъекта сущности индивида.

Не менее значимым в аспекте социализации ребенка является механизм культуротворчества. Культуротворчество состоит в порождении ребенком «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного потенциала человечества» (В.Т. Кудрявцев).

Завершающей фазой деятельности, направленной на коммуникацию, является контроль, включающий механизмы оценки как способа становления значимости социального контакта для субъекта, самооценки как способа установления собственной значимости для других, рефлексии как процесса самопознания. Обозначенные механизмы (за исключением рефлексии) имеют место в поведении детей уже в младшем дошкольном возрасте, однако они в значительно большей мере зависят от позиции социально значимого окружения, как правило, взрослыми людьми.

Социализация личности ребенка осуществляется двумя путями:

В ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром

Второй путь осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры [13].

В процессе социализации ребенок-дошкольник усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт, включающий в себя: социокультурные навыки, знания, поведение, опосредованное традициями, обрядами, правилами; социальные чувства, установки и мотивы, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Социализация проходит успешно, если у воспитанника наблюдаются положительные изменения в каждой из указанных областей. В образовательном процессе задействованы все субъекты ближайшего социального окружения ребенка-дошкольника: родители, братья и сестры, сверстники, бабушки и дедушки, воспитатели и специалисты дошкольных образовательных учреждений. Общение с каждой из перечисленных групп людей оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное развитие. Отношение с каждым из субъектов имеет свою специфику. Так, взрослые в этом процессе играют активную формирующую роль. Они задают образцы поступков и являются носителями норм и правил, принятых в обществе, гарантами правопорядка и справедливости в жизни детей. Детское общество для ребенка - это, прежде всего лаборатория социального творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношений со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя [29].

Взаимодействие с ближайшим окружением обеспечивает ребенку благоприятные условия для социального развития. В случае, когда у ребенка отношения с одним или несколькими субъектами складывается неустойчиво и ненормально, имеет место отклонение в поведении и социализации личности ребенка. Если ситуация благоприятна, то формирующие роли субъектов и ближайшего окружения дошкольника распределяются следующим образом [29].

Таблица №1 Педагогическое воздействие ближайшего окружения

Субъекты ближайшего окружения ребенка

Формируемые социальные качества

Сестры и братья;

Сверстники

Заботливость, готовность оказать помощь, способность занять младшего и заботится о нем, доброта, способность отстаивать свои интересы и права, дружелюбие.

Воспитатели;

Отец;

Дедушка

Доверие, готовность к сотрудничеству, способность рационально разрешать конфликты, активность при выражении своих интересов.

Мать

Воспитатели

Бабушка

Вежливость, активность при заявлении о своих проблемах, готовность принять дозированную помощь со стороны взрослых при столкновении с трудностями

Для достижения целей в процессе социализации личности дошкольника используются разнообразные средства.




Таблица №2 Предметы и средства

Педагогические цели

Предметы

Средства

Социокультурные навыки

игровая деятельность навыки самообслуживания гигиенические навыки общеучебные навыки

развивающая среда дидактические игры практикумы для родителей с детьми

Кругозор (образ мира)

индивидуальная картина мира, в которой ребенок видит отражение своих интересов и потребностей и которая содержит весь его жизненный опыт

учебные пособия для всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, специалистов, администрации ДОУ домашние задание для родителей с детьми чтение детской литературы проекты семейные праздники

Поведение в различных социальных ситуациях

ролевое поведение детей в различных ситуациях

досуги и занятия детей с родителями дидактические игры социально-педагогические проекты

педагогическая коррекция социальных ситуаций

Социальные чувства, установки и мотивы

в отношениях со сверстниками в отношениях с взрослыми социальные мотивы

Наиболее успешно социализация ребенка-дошкольника в образовательном пространстве детского сада, осуществляется через обязательные и необязательные (свободные) формы познавательной деятельности [29].

Таблица №3 Познавательная активность ребенка в группе детского сада

Формы работы

Обязательные

По желанию детей (с участием их родителей)

Групповые формы работы

занятия по учебному плану ОУ чтение художественной литературы праздники и досуги с участием семей конкурсы, выставки, соревнования коррекционные занятия

выставки и аукционы детского творчества и поделок, выполненных членами семьи посещение кружков и дополнительных занятий выполнение коллективных проектов под руководством педагога участие в акциях, организуемых внешними социальными институтами

Индивидуальные формы работы

дополнительные занятии по плохо усвоенному материалу коррекционные занятия

выполнение домашних заданий со старшими членами семьи домашние семейные чтения самостоятельные исследования по интересующему вопросу семейные и детские проекты

Умелое сочетание обязательных и свободных занятий в течение дня работает на развитие навыка самоопределения у детей. Если этот навык не формировать, он не развивается. В результате большинство младших школьников в настоящее время с большим трудом справляются с нестандартными задачами, и обладает низкой социальной и познавательной активностью. К работе активно привлекаются родители. Развитие навыков культурного сотрудничества детей друг с другом и с взрослыми является важным [29].

Реализация задач социализации личности дошкольников наиболее эффективно при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Социализация представляет собой последовательный, многоаспектный процесс в ходе, которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека.

Основными механизмами социализации личности ребенка являются: социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная и индуктивная регуляция, социальный опыт, культуротворчество, контроль, оценка, рефлексия.

Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном педагогическом процессе

Эффективность социализации личности дошкольника предопределяется реализацией основных подходов к построению программы, технологии и организации педагогического процесса.



1.2. Художественно-творческие технологии как средство социализации дошкольников

Одной из приоритетных задач детского сада является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально для начального звена дошкольного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов, физиологов (Л.С. Выготского. П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Рубцова и др.) игровая деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 3-5 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать игровую деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи [14].

В период социализации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Поэтому в период социализации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.

Эмоциональные проблемы дошкольника требуют разрешения впервые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в дальнейшей жизни ребенка.

Для оптимального осуществления периода социализации, переход ребенка из домашней обстановки в детский сад необходимо сделать по возможности более плавным.

Мы считаем, что для положительной социализации дошкольника лучше использовать художественно-творческую деятельность.

Художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом социализации, на помощь ему может прийти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, дошкольник отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием родителей, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми [15].

«По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности», - писал А.Л. Венгер. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Прежде всего, рисунок может быть индикатором уровня развития ребенка. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, «застревание» на ранних стадиях.

Создавая образы, ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, он отвлекается от своих переживаний, связанных с периодом социализации.

Таким образом, художественная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие.

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей [16].

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел, природный материал и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

На занятиях художественной деятельностью развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Художественная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них [18].

Результатом коллективной работы является результат коллективного творческого мышления и планирования. В результате использования предложенных форм организации коллективной деятельности в ходе сотворчества у детей формируются такие качества, как взаимопомощь, умение выслушивать друг друга, доводить работу до конца; способность договариваться со сверстниками, позитивно относиться к результатам творческих работ других детей.





Выводы по первой главе

Каждый отдельный индивид становится человеком в процессе социализации. Первым автором термина «социализация» является американский социолог Ф.Г.Гиддингс, который 1887г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX в. Социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Почти до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности [19].

С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимодействия с людьми ребенок приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Именно в ДОУ осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. в этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим, различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация.

Те позиции, которые у ребенка формирует ДОУ в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э.Берн назвал жизненным сценарием.

Подлинно человеческая, гуманистически организованная окружающая среда является основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру, она может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и сверстниками [20].

В процессе включения в художественно- творческую деятельность дети попадают в игровую атмосферу. Это помогает им более точно проникнуться в процесс, понять смысл, раскрепоститься, они начинают делать то, что от них требует преподаватель, тем самым в итоге достигая желаемого результата. Ребенок вносит свои дополнения и коррективы, помогает отстающим, просит помощи у взрослого, не боясь получить неодобрение или отказ, сам принимает помощь старших и детей из группы. Процесс социализации в такой доверительной и игровой атмосферы проходить мягко и более быстро, чем при обычных условиях. Тем самым мы аргументируем выбор художественно - творческой деятельности, как эффективное средство социализации дошкольника.





Глава 2. ОПЯТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента

Эксперимент по проблеме социализации детей дошкольного возраста проводился на базе ДОУ № 180, Советского района в г. Волгоград.

В нём участвовало 10 детей средней группы.

Для определения начальных результатов нам необходимо было выявить уровень социального развития у дошкольников.

Прежде, чем начать работу по выявлению уровня социального развития дошкольников, необходимо выяснить социальные условия, в которых воспитываются и развиваются дети. Именно социальные условия являются базой формирования основ социального развития. С этой целью было проведено тестирование - анкетирование среди родителей. Родители заполняли анкеты для сбора информации о семье, где воспитывается ребенок: состав семьи, уровень образования родителей, жилищные условия, где проживает ребёнок и т.д. (Приложение 1).

Анализ результатов тестирования позволил констатировать факт, что все дети имеют нормальные жилищные условия. С помощью тестирования было выявлено, что семейный уклад в исследуемых семьях носит противоречивый характер и лишь в семье Р. - неблагоприятный, т.к. папа страдает алкоголизмом, а бабушка по возрасту имеет различные заболевания. Взаимоотношения в семьях, где имеются исследуемые дети, носят в основном либеральный характер, а вот в семье Р. - конфликтно агрессивный.

На этапе констатирующего эксперимента применялся ещё один немаловажный метод исследования - наблюдение, который даёт основание утверждать, что культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания у большей половины детей ещё не сформированы, культура общения, которая порождает неправильное поведение, оставляет желать лучшего результата.

Особо хочется подчеркнуть культуру поведения и общения воспитателей и няни данной группы: они всегда приходили опрятно и чисто одетыми, причёсанными, речь их была спокойна, богата мимикой и жестами.

Таким образом, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении имеются все условия для воспитания основ социального развития.

Мы воспользуемся последовательностью обследования социального развития ребёнка, предложенной Николаевой Т.В. (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). Она предлагает выявление уровня социального развития проводить в процессе наблюдения за детьми. В ходе наблюдения выясняется и фиксируется следующее:

• средства общения каждого ребёнка (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые средства общения);

• желание и умение ребёнка устанавливать контакт со взрослыми и детьми;

• особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребёнка;

• уровень сформированности у ребёнка навыков самообслуживания.

Зная, что в игровой деятельности дети проявляют себя более активно, раскрепощено, полноценно, наиболее ярко отражая окружающую действительность, совершенно обосновано нами самостоятельно были выбраны для наблюдения игровые задания в определённой последовательности по направлениям работы:

• создание образа своего «Я»;

• общение ребёнка со сверстниками;

• общение ребёнка с взрослыми.

• интеграция младшего дошкольника в социально-бытовые условия [21].

Перечень диагностических заданий.

I. Создание образа своего «Я».

1.Рассматривание фотографии членов семьи: «Назови и покажи членов семьи».

Цель: выявить умение фиксировать внимание на своём лице, называть своё имя, желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.

Материал: фотография членов семьи.

2. «Составь целое».

Цель: выявить умение рассматривать свои части тела, ориентироваться на своем теле.

Материал: разрезные картинки.

3. «Оденем куклу на прогулку».

Цель: выявить умение детей подбирать и соотносить вещи кукол.

Материал: кукла, кукольная одежда.

4 «Водичка, водичка, умой мне личко».

Цель: определить уровень сформированности навыков самообслуживания, умение и желание устанавливать контакт со взрослыми и детьми, особенности поведения.

Материал: мыло, полотенце, тазик с водой.

5. «Кто быстрее соберёт игрушки».

Цель: выявить умение проявлять самостоятельность и активность, особенности поведения во взаимоотношениях детей.

II. Общение ребёнка со сверстниками.

1. «Узнай по фотографии».

Цель: выявить умение ребёнка соотносить внешность другого ребёнка с его фотографией, называть их имена, умение проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: фотографии детей данной группы.

2. Этюд «Катя плачет».

Цель: выявить умение определять эмоциональное состояние сверстников, оказывать утешительную помощь.

Материал: картинки с изображением различных эмоциональных состояний детей.

3. Игра парами «Прокати мяч друг другу».

Цель: выявить характер взаимоотношений детей.

Материал: мяч.

4. «Угадай, кто?».

Цель: выявить умение рассматривать друг друга, обращать внимание на внешний вид мальчиков и девочек, их одежду.

III. Общение ребёнка со взрослыми.

1. «Поздоровайся с мед. сестрой».

Цель: выявить умение подражать действиям взрослых, сопровождая речью, желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.

2. Этюд «Изобрази, как нянечка моет посуду».

Цель: умение имитировать действия взрослых, их мимику, позы, жесты.

3. «Изобрази, что ты видел на картинке».

Цель: умение фиксировать внимание на лице говорящего, движении органов артикуляции, понимать смысл картинки.

Материал: картинки с изображением людей, выполняющих различные действия.

4. «Нарисуй свою семью».

Цель: выявить характер взаимоотношений детей с членами семьи, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.

Материал: лист бумаги, карандаши.

IV. Интеграция в социально-бытовые условия.

Экскурсия на детскую площадку.

Цель: понаблюдать за проявлением взаимоотношений детей в социуме.

Для определения уровней социального развития дошкольников, были разработаны критерии оценки:

Низкий уровень: не понимают значение эмоций, жестов, мимики взрослых при оценке их действий; бедный запас знаний о социальных явлениях; не проявляет интереса к сверстникам и взаимоотношениям с ними; затрудняется в половых различениях; часто путает и не запоминает лица сверстников; не соотносят внешность ребёнка с фотографией; играют индивидуально, отдельно от детей, не проявляют к ним сочувствия; не всегда четко фиксируют внимание на взрослых; плохо ориентируется на собственном теле, не пользуются речью, со здоровыми детьми не вступает в контакт.

Средний уровень: имеет представления о некоторых явлениях социальной жизни; понимает значения только простых и близких эмоций (плач, смех, боль); с ошибками определяет людей по половым признакам, запоминает лица сверстников по фотографиям, иногда проявляет интерес к сверстникам, стремиться к играм в паре, ориентируется на собственном теле, не всегда правильно понимает эмоциональное состояние людей, не всегда использует речь, делает попытки к общению со здоровыми детьми, использует при этом жестовую речь.

Высокий уровень: наблюдает за жизнью взрослых людей и детей, проявляет явный интерес к взаимодействию с ними, имитирует их действия, знаком с некоторыми явлениями социальной и общественной жизни; узнаёт сверстников по фотографиям, понимает значение доступных эмоций, фиксирует внимание на взрослых, используя речь; испытывает доброжелательное отношение к сверстникам, играет в паре; чётко представляет образ своего «Я»; ориентируется на своём теле; отличает себя по половому признаку.

Самостоятельное выполнение каждого задания оценивается в 2 балла; если задание выполнено с помощью педагога - 1 балл; если задание не выполнено - 0 баллов.

Исходя из этого:

20 - 28 баллов - высокий уровень;

11 - 19 баллов - средний уровень;

0 - 10 баллов - низкий уровень [22].

Диагностика проводилась со всеми детьми данной группы. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.

В ходе диагностирования дети проявляли большой интерес к проводимой работе, но задания, которые им предлагались выполняли неуверенно, вели себя застенчиво, робко.

Данные диагностического обследования представлены в таблице № 1.(см Приложение 2).

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в группе:

Высокий уровень - 2 человека;

Средний уровень - 5 человека;

Низкий уровень - 3 человека.

В процентном отношении это выглядит следующим образом:

Высокий уровень -20 %;

Средний уровень - 50 %;

Низкий уровень -30%.

По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по социальному развитию.


2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-экспериментального исследования.

На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования мы разработали мероприятие, способствующие формированию основ социализации.

По результатам диагностики была определена дальнейшая работа по формированию основ социального развития с помощью художественно творческих технологий.

Для этого была разработан и спланирован сценарий кукольного театра для детей дошкольного возраста «Колобок» (Приложение 3).

Кукольный театр играет немаловажную роль в социализации и формирование личности дошкольника.

  • Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных;

  • Кукольный театр - целый мир новых слов, стартовая площадка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся уверенными в себе;

  • Игра с куклой - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Именно в мире развиваются разные стороны личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности;

  • Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы.

Содержание работы:

  • Постановка: этюдов,

кукольных спектаклей.

  • Разработка: декораций,

художественных номеров с использованием кукол.

  • Внедрение проектной деятельности.

Подготовка к мероприятию была построена на блочной системе:

  • групповая работа - распределение ролей в спектакле, подготовка декораций.

  • подгрупповая работа - проговаривание и репетиции отдельных сцен в спектакле, подготовка кукол.

  • индивидуальная работа - внесение коррективов и дополнений от каждого ребенка.

  • итоговый этап - проигрывание спектакля с декорациями и всеми участниками.

Для проведения формирующего этапа опытно-практического исследования были созданы все условия для развития основ социализации младших дошкольников.

Содержание всех видов деятельности включал в себя поблочную тематику. В них прослеживалась система мероприятий, необходимых для выведения детей в социум. Практика показала, что такое блочное проектирование позволяет детям общаться, как с взрослыми, так и со своими сверстниками. Такое поблочное планирование дало возможность четко проследить процесс подготовки в полной мере. При планировании блоков учитывался принцип постепенности. Например, сначала с детям рассказывалось, что мы будем делать, что потребуется от них, и как будет проходить подготовка. Реакция группы была положительная. Подготовка декораций, была не только необходимой частью спектакля, но и помогла проследить, как дети общаются друг с другом, как решают спорные ситуации, как общаются с воспитателем и няней.

При проведении работы в данном направлении не все дети активно подключались в процесс взаимодействия, например: Мэдина Р.,Толя И., глядя на других детей, позднее стали принимать активное участие.

Алина А., Мэдина Р., Захар У. старались и пытались проявить себя в групповой работе, это в итоге у них получилось, что вызвало положительные эмоции, как у самих детей, так и у взрослых.

На первом этапе Саша С. и Аня приняли на себя роль лидеров и практически руководили процессом, дети восприняли это хорошо и не были против этого.

Второй блок подразумевал под собой деление детей на группы. Что бы не возникло споров и разногласий, деление на группы проходило с помощью воспитателя. Всего групп получилось 5, по 2 человека в каждой. Работа в группах проходила в такой же непренужденной атмосфере, как и на первом этапе. Дети с интересом репетировали свои роли, готовили костюмы для кукол. Мэдина Р. Была в одной группе с Сашей С., что помогло ей стать более уверенной, и ее стало заметно в окружение других детей, Аня была в группе с Захаром У., и это так же помогло ей. Остальные ребята работали, как и в первом блоке на хорошем уровне. Красочные куклы и декорации полученные в итоге, произвели положительные впечатления у детей, что на мой взгляд стало плюсом в последующей индивидуальной работе.

Третий блок стал решающим для некоторых детей. Изначально ребятам не очень понравилось, что с ними будут работать по отдельности. Но когда они увидели, что работают с каждым и даже с так называемыми лидерами группы, они успокоились, и работа стала продвигаться намного быстрее.

Четвертый блок был итоговым, именно в нем мы смогли полностью увидеть картину проделанную детьми и нами. Многие дети стали вести себя более раскрепощено, уверенно, их стало заметно на фоне окружающих.

Проведение данного мероприятия не удалось реализовать во время написания курсовой. Оно было перенесено на новый год.

После проделанной работы был проведен контрольный эксперимент, с применением тех же методик что и в констатирующем эксперименте.

В ходе повторного диагностирования дети младшего возраста проявляли большой интерес к проводимой работе, задания которые им предлагали вызвали много положительных эмоций. Дети у которых был низкий уровень социализации, с усердием принимались за работу, и видя, что у них все получается намного лучше чем в прошлый раз, были рады, и хотели еще каких либо заданий.

Данные итогового диагностического обследования представлены в таблице № 2.(см Приложение 4).






Выводы по 2 главе.

В ходе эксперимента было построена блочная система работы:

  • групповая работа - распределение ролей в спектакле, подготовка декораций.

  • подгрупповая работа - проговаривание и репетиции отдельных сцен в спектакле, подготовка кукол.

  • индивидуальная работа - внесение коррективов и дополнений от каждого ребенка.

  • итоговый этап - проигрывание спектакля с декорациями и всеми участниками.

В эксперименте были использованы все виды работ, групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Решение использовать спектакль, как форму данной работы пришло, в ходе наблюдения за группой. Дети играли в сюжетно - ролевые игры, распределяли между собой роли, делали игру отдаленно похожей на спектакль.

В подготовке к мероприятию, мы использовали художественно -творческие методы, такие как, изобразительное творчество (рисование декораций, кукол), музыкальное творчество (подбор музыки, репетиции), детское театральное творчество (итоговая репетиция).

По итогам проделанной работы можно сделать выводы об успешности художественно творческих методов в социализации дошкольника.

Таким образом, в результате контрольного эксперимента отмечены следующие уровни социального развития младших дошкольников.

Высокий уровень - 70%;

Средний уровень - 30 %;

Низкий уровень - 0%.

Положительным результатом стало не только то, что многие дети достигли высокого уровня социализации, но и то, что на низком уровне 0% детей.

Следовательно, в результате формирующего этапа уровень социального развития у детей исследуемой группы значительно возрос.

Дети, показавшие низкий уровень, перешли на средний (Настя У., Алина), дети со средним уровнем показали высокие результаты (Толя И., Мэдина Р., Саша С., Захар У. Коля, Илья). Соня, хотя и осталась на низком уровне, но её показатели возросли. Саша С. также остался на высоком уровне, но и у него тоже прослеживалась динамика социального развития. Приведённые выше факты позволяют сделать вывод в том, что в ходе систематической и последовательной коррекционной работы средствами художественно - творческих технологий уровень социального развития у дошкольников повысился.

Таблица 1

Сравнительная характеристика уровней социального развития

в группе дошкольников

Уровень

Количество детей в группе

(в % соотношении)

Начало

эксперимента

Конец

эксперимента

Низкий

30

0

Средний

50

30

Высокий

20

70



График 1.

Научная работа «Творческие методы в социализации дошкольника».

В ходе эксперимента была выявлена положительная динамика, которую мы можем проследить на графике.

Таким образом, в конечном результате были получены более высокие показатели, по сравнению с начальными, что подтверждает гипотезу об эффективном использовании художественно - творческих технологий, в социальном развитии дошкольников.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе решения первой исследовательской задачи рассмотрены особенности социализации дошкольников в психолого-педагогической, социально-педагогической литературе.

Рассмотрены различные определения термина «социализация» авторов А.А.Налчаджяном, Д.В.Ольшанским, Б.Д.Парыгиным, У.Р.Эшби, Г.М.Андреевой, И.А.Милославовой, Т.Шибутани, И.А.Коробейниковым, В.Хармзом, Т.Г.Грушевицкой, Т.Г.Стефаненко и др.

Мы в своей работе придерживались определения социализация которое дал И.С. Кон - это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».

При рассмотрении механизмов социализации дошкольника, мы акцентируем внимание на механизмах семейной социализации, потому что социализация ребенка дошкольного возраста осуществляется главным образом в семье. Средства социализации различны, но мы решили опираться на художественно- творческую деятельность, построенную в игровой форме на основе детского театрального творчества.

Для успешной социализации особенно важен этап детства. Здесь закладывается фундамент социализации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т.е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова.

Именно в этот период закладываются основы социальной жизни, поэтому процесс их формирования необходимо построить с учётом их интересов, индивидуальных и физических возможностей.

В социальном воспитании можно выделить основные задачи:

  • формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослыми;

  • развитие общения ребёнка со сверстниками и формирование межличностных отношений;

  • развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.

Общение детей организуется с учётом их индивидуальных интересов и особенностей.

Основу культуры общения составляет гуманное отношение человека к человеку. Дошкольники овладевают основами норм культуры общения - это вежливость, формы приветствия, благодарности, извинения, простых правил поведения в общественных местах.

Наблюдения показывают, что на практике осуществление процесса социализации базируется на интуитивном, стихийном подходе. Педагоги испытывают затруднения в проведении системы мероприятий по социализации дошкольников.

При решении второй исследовательской задачи были охарактеризованы художественно - творческие технологии, как средство социализации дошкольника. В процессе включения в художественно- творческую деятельность дети попадают в игровую атмосферу. Это помогает им более точно проникнуться в процесс, понять смысл, раскрепоститься, они начинают делать то, что от них требует преподаватель, тем самым в итоге достигая желаемого результата. В процессе художественно творческой деятельности ребенок вносит свои дополнения и коррективы, помогает отстающим, просит помощи у взрослого, не боясь получить неодобрение или отказ, сам принимает помощь старших и детей из группы. Процесс социализации в такой доверительной и игровой атмосферы проходить мягко и более быстро, чем при обычных условиях.

В процессе решения третьей исследовательской задачи в ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностика уровня социального развития, предложенная предложенной Николаевой Т.В. (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). Исследование проводилось по четырем направления: создание образа своего «Я»;общение ребёнка со сверстниками; общение ребёнка с взрослыми; интеграция младшего дошкольника в социально-бытовые условия.

В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты социализации детей дошкольного возраста: высокий уровень социализации обнаружился у 20 % детей, средний уровень у 50 %, а низкий уровень у 30% детей.

В ходе решения четвертой задачи по разработке программы социализации дошкольников средствами художественно-творческих технологий был разработан сценарий мероприятия и план подготовки к нему. Итоговая диагностика дала нам четкую картину динамики социализации дошкольников. 70 % детей поднялись до высокого уровня социализации, 30 % до среднего, а на низком уровне не осталось не одного ребенка.

Результаты эксперимента показали, что система художественно - творческих технологий является эффективным средством социализации.

В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что художественно - творческие технологии могут стать эффективным средством социализации у младших дошкольников при соблюдении следующих условий:

  • организации специального воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим;

  • включение во все виды игровой деятельности;

  • интеграция знаний и умений в социальное окружение.

Положительно в опытно - экспериментальном исследовании то, что ввиду отсутствия разработанного практического материала по данной проблеме, вся система художественно творческих технологий и диагностические задания были подобраны самостоятельно. Можно рекомендовать шире использовать предложенные художественно творческие технологии в системе коррекционной работы в дошкольных учреждениях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Аюева, И. Воспитай личность!: Из опыта работы педагога по изобразит. деятельности / И. Аюева // Дошкольное воспитание, 2002. - № 2. - С. 8-17.

  2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ Энас, 2004. - 136 с.

  3. Борисова, Е. Развиваем творческие способности / Е. Борисова // Дошкольное воспитание, 2002. - № 2. - С. 2-6.

  4. Вайнерман, С.М., Большев, А.С. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман, А.С. Большев и др. - М.: Владос, 2001. - 224 с.

  5. Водинская, М.В., Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская, М.С. Шапиро. - М.: Теревинф, 2006г. - 8 с.

  6. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 1995. - 61 с.

  7. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: «Академия», 1997. - 272 с.

  8. Григорьева, Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью [в детском саду] / Г. Григорьева // Дошкольное воспитание, 1991. - № 3. - С. 15-23.

  9. Доронова Т.Н. // Дошкольное воспитание, 2000. - № 12. - С. 2-4.

  10. Дубровская, Е.А., Казакова, Т.Г., Юрина, Н.Н. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: «Академия», 2002. - 255 с.

  11. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2003. - 144 с.

  12. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь-справочник / И.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, 2004. - 576 с.

  13. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества; Моск. психол.-соц. инс-т / М.В. Ермолаева. - М.: Изд-во МПСИ, 2001. - 170 с.

  14. Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. - М.: Владос, 2008. - 115 с.

  15. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. - М.: «Академия», 2003. - 208 с.

  16. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: Сфера, 2006. - 128 с.

  17. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 190 с.

  18. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

  19. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников / Р.А. Кирьянова. - СПб.: Каро, 2006. - 368 с.

  20. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: «Академия», 2004. - 416 с.

  21. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

  22. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание, 2005. - № 2. С. 37-39.

  23. Т. Комарова // Дошкольное воспитание, 1991. - № 4. - С. 52-53.

  24. Комарова, Т.С. Савенкова, А.И. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, А.И. Савенкова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

  25. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. - СПб.: «Детство-пресс», 2002. - 160 с.

  26. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: «Академия», 2003. - 480 с.

  27. Левченко, И.Ю., Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: «Академия», 2007. - 320 с.

  28. Лубовский, В.И. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., «Академия», 2006. - 464 с.

  29. Мазалова, Н.С. Влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Мазалова // Дошкольное образование, 2005. - № 3. - С. 32-34.

  30. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-еврознак, 2006. - 672 с.

  31. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - 2-е изд. - М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 352 с.

  32. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность детей как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

  33. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.

  34. Погодина, С. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности / С. Погодина // Дошкольное воспитание, 2009. - № 9. - С. 74-80.

  35. Соловьева, Ю.Н. Социализация дошкольников в процессе продуктивной деятельности / Ю.Н. Соловьева // Преподаватель ХХI века, 2011. - № 1, ч. 1. - С. 111-114.

  36. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная психология / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: «Академия», 2002. - 312 с.

  37. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 2006. - 368 с.

  38. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с.

  39. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

  40. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: прогр. Конспекты / Г.С. Швайко. - М., Владос, 2001. - 159 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерный тест для родителей.

1.Ф.И. ребёнка.

2.Возраст ребёнка.

3.Домашний адрес.

4. Родители: мать отец

4.1.Возраст родителей.

4.2. Образование родителей: (среднее, неполное среднее, специальное среднее, высшее).

4.3. Род занятий родителей (рабочие промышленности, служащие, преподаватели ВУЗов, пенсионеры, домохозяйки, занимающиеся бизнесом, предпринимательством и т.д.).

5. Тип семьи:

5.1. полная;

5.2. неполная;

5.3. материнская;

5.4. альтернативная (юридически не оформлены отношения);

5.5. многодетная;

6. Состав семьи:

6.1. мать;

6.2. отец;

6.3. бабушка;

6.4. дедушка;

6.5.сыновья (указать возраст);

6.6. дочери (указать возраст);

6.7. другие члены семьи.

7. Доход на одного члена семьи в месяц.

8. Жилищные условия:

8.1. нормальные (благоустроенная квартира, собственный дом);

8.2.неблагоустроенная квартира;

8.3. комната в общежитии;

8.4. другое.

9. Семейный уклад:

9.1.позитивный (нормальные отношения в семье);

9.2.противоречивый (есть проблемы, но они разрешаются);

9.3. семейный уклад неблагоприятный из-за:

9.3.1. наследственные болезни;

9.3.2. конфликты, скандалы в семье;

9.3.3. вредные привычки;

9.3.4. бывшая судимость;

9.3.5. алкоголизм;

9.3.6. пристрастие к наркотикам;

9.3.7.токсикомания;

9.3.8. другое.

10. Способность ребёнка устанавливать контакт с взрослыми и детьми.

11. Особенности поведения ребёнка.

12. Умение ребёнка обслуживать себя (умываться, одеваться, принимать пищу ит.д.);

12.1 самостоятельно;

12.2. с помощью родителей;

12.3. не умеет.

13. Культура общения взрослых с ребёнком:

13.1. авторитарная;

13.2. конфликтно-агрессивная;

13.3. либеральная;

13.4. доверительная.

14.Понимание настроения и психофизического состояния ребёнка родителями:

14.1. понимают часто;

14.2. понимают от случая к случаю;

14.3. не понимают.

15. Речь:

15.1. развита;

15.2. не достаточно развита;

15.3. не развита.

16. Включение детей в социум (часто ли ходят в гости к родственникам, играют ли дети во дворе со сверстниками, посещают ли кино, театры и др. общественные заведения):

16.1. часто;

16.2. от случая к случаю;

16.3. ни куда не ходят.

17. Игровая деятельность (в какие игры играет ребёнок):

17.1. бытового характера;

17.2. социального характера;

17.3. индивидуальные ;

17.4. совместные с другими детьми или взрослыми.

18. Считаете ли вы, что в дошкольном учреждении должен работать социальный педагог, знающий и понимающий проблемы конкретной семьи и способный оказать практическую помощь в социальной адаптации ребёнка.

19. В какой конкретно помощи в данный момент нуждается ваша семья:

19.1. натуральной;

19.2. материальной;

19.3.помощи социального педагога;

19.4. помощи психолога;

19.5. другой помощи.




Приложение 2.

Табл. №1. Первичная диагностика уровней социального развития у детей младшего возраста.


п/п

Имя Ф.

Создание образа своего «Я».

Общение ребёнка со сверстниками.

Общение ребёнка со взрослыми.

Интеграция в социум.

Общее количество баллов.

Уровни.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

Алина А.

2

0

0

0

0

1

0

0

0

2

1

0

1

0

6

Низк.

2.

Толя И.

2

0

2

2

2

1

1

1

0

2

2

0

2

0

18

Сред.

3.

Мэдина Р.

2

1

0

0

0

1

1

1

0

2

2

0

0

0

10

Низк.

4.

Саша С.

2

2

2

2

2

2

1

2

0

2

2

1

1

1

22

Выс.

5.

Настя

2

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

10

Низк.

6.

Захар

2

1

2

2

2

2

1

2

0

1

1

0

2

1

18

Сред.

7.

Илья

2

2

1

2

2

2

1

0

2

1

0

1

2

1

18

Сред.

8.

Аня

2

2

2

2

2

2

2

1

0

2

2

1

1

1

22

Выс.

9.

Соня

2

2

1

2

2

2

1

1

1

0

1

1

2

1

18

Сред.

10

Коля

1

1

2

2

2

2

2

1

1

1

0

2

1

1

18

Сред.










Приложение 3.

Кукольная сказка

«Колобок»

Рассказчик: Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел. Вот говорит бабке.

Дед: Испеки, бабка, колобок.

Бабка: Из чего печь-то? Муки нету.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.

Рассказчик: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.

Рассказчик: Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно - и покатился себе по тропинке.

Колобок:

Я по сусекам скребен,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел!

(Из-за елки справа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел!

А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Заяц его и видел!

(Колобок быстро «катится» мимо Зайца и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону).

(Играет музыка)

(Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Волк).

Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Волк его и видел!

(Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону).

(Играет музыка)

(Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Медведь).

Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел,

Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Медведь его и видел!

Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.

Играет музыка.

Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.

Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:

Я по сусекам скребен,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и

от Бабушки ушел,

я от Зайца ушел,

я от Волка ушел,

от Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!

Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!

Рассказчик: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.

Колобок:

Я по сусекам скребен,

по амбару метен,

в печку сажен,

на окошке стужен!

Рассказчик: А лисичка, его - Ам! - и съела.

Хотя нет... Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.

Вот и сказочке конец! А кто слушал - молодец!






Приложения 4.

Табл. №2. Итоговая диагностика уровней социального развития у детей младшего возраста.


п/п

Имя Ф.

Создание образа своего «Я».

Общение ребёнка со сверстниками.

Общение ребёнка со взрослыми.

Интеграция в социум.

Общее количество баллов.

Уровни.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

Алина А.

2

0

1

0

0

1

0

0

0

2

1

2

1

2

11

Сред.

2.

Толя И.

2

2

2

2

2

1

1

1

0

2

2

0

2

2

22

Выс.

3.

Мэдина Р.

2

1

0

0

2

1

1

1

0

2

2

2

2

2

18

Сред.

4.

Саша С.

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

1

1

2

24

Выс.

5.

Настя

2

0

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

18

Сред.

6.

Захар

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

1

22

Выс.

7.

Илья

2

2

1

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

22

Выс.

8.

Аня

2

2

2

2

2

2

2

1

0

2

2

1

1

1

22

Выс.

9.

Соня

2

2

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

20

Сред.

10

Коля

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

20

Сред.








© 2010-2022