- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Дидактическая игра Протяни дорожку
Дидактическая игра Протяни дорожку
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Уткина Н.В. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«ПРОТЯНИ ДОРОЖКУ».
Описание пособия.
Полифункциональное пособие может применяться как при групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми 4 - 7 лет. Игру «Протяни дорожку» могут использовать учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, родители.
Дидактические задачи:
- развитие мелкой моторики, целенаправленности действий;
- формирование зрительно-двигательной координации;
- развитие прослеживающей функции глаз;
- формирование чувства пространства на микроплоскости;
- развитие мыслительных процессов;
- развитие речевых компонентов;
- закрепление знаний.
Оборудование:
Наборное полотно из пластмассы (40 х 35 см) с прозрачными карманами (12 х 30 см) по правой и левой сторонам, и отверстиями для цветных шнурков (30 см).
Предлагаемые варианты игр:
-
«Посчитай-ка».
-
«С какого дерева лист».
-
«Кто где живет?»
-
«Кому что нужно для работы?»
-
«Угости зверей».
-
«Определи форму предмета».
-
«Найди контур предмета».
-
«Наоборот».
-
«Уточним цвет предметов».
-
«Найди маму детенышам».
-
«Соедини два предмета, который начинаются с одного звука».
-
«Подбери картинку к схеме».
-
«Соедини похожие предметы».
-
«Что было - что будет».
-
«Что кому дадим?»
1 вариант.
«ПОСЧИТАЙ-КА»
Задачи:
- развитие элементарных математических представлений;
- закреплять навыки счета и умение соотносить цифры с количеством.
Материал для игры:
на одной стороне карточки с изображением цифр от 0 до 11, на другой - карточки с изображением разного количества предметов.
Ход игры:
ребенок соединяет при помощи шнурков цифру с определенным количеством предметов.
2 вариант.
«С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ»
Задачи:
- упражнять детей в нахождении листьев по сходству;
- закреплять знания детей о деревьях, активизировать словарь.
Материал для игры:
с одной стороны карточки с изображением листьев, с другой - деревьев (береза, дуб, клен, рябина, елка, яблоня, ива, липа).
Ход игры:
ребенок соединяет изображение листа с определенным изображением дерева. При этом ребенок составляет предложения «Это березовый лист. Этот лист с березы».
3 вариант.
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
Задачи:
- обогащать знания дошкольников о диких и домашних животных, птицах;
- учить называть жилища животных и птиц;
- активизировать в речи слова, обозначающие жилища.
Материал для игры:
с левой стороны изображения диких и домашних животных, птиц, а с правой - изображения их жилищ.
Ход игры:
ребенок называет животное или птицу и находит жилище, в котором живет данное животное (птица). При этом составляет предложение: «Мышка живет в норке».
4 вариант.
«КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?»
Задачи:
- учить соотносить орудия труда с профессиями людей;
- закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи;
- активизировать словарь по данной теме.
Материал для игры:
с одной стороны карточки с изображением людей разных профессий, с другой - изображения инструментов, необходимых людям при работе.
Ход игры:
ребенок соединяет изображение человека определенной профессии с инструментом, необходимым ему при работе. Педагог помогает вопросами: «Что еще нужно врачу?», «Чем он измеряет температуру?» и т.д.
5 вариант.
«УГОСТИ ЗВЕРЕЙ»
Задачи:
- учить детей использовать в речи дательный падеж имен существительных;
- активизировать словарь по теме «Животные, птицы»;
- обогащать знания воспитанников о животных и птицах.
Материал для игры:
с одной стороны изображения животных (птиц), с другой - изображение продуктов питания.
Ход игры:
ребенок определяет, чем питаются животные (птицы) и соединяет нужные изображения. Составляется предложение: «Кошка ест рыбу». Педагог задает дополнительные вопросы: «Что еще любит кошка?», «Кто любит молоко?»
6 вариант.
«ОПРЕДЕЛИ ФОРМУ ПРЕДМЕТА»
Задачи:
- учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами;
- уточнять представления детей о форме предметов.
Материал для игры:
на одной стороне карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала, ромба, трапеции), на другой - изображения предметов, соответствующей формы.
Ход игры:
ребенок протягивает шнурок от предмета к геометрическому эталону, называя форму предмета. («Я соединяю круг с яблоком, потому что яблоко круглой формы»).
7 вариант.
«НАЙДИ КОНТУР ПРЕДМЕТА»
Задачи:
- учить соотносить предмет с его контурным изображением.
Материал для игры:
на левой стороне - предметные картинки, на правой - контурные изображения этих предметов.
Ход игры:
ребенок соединяет контурные изображения с соответствующими картинками.
8 вариант.
«НАОБОРОТ»
Задачи:
- обогащать словарный запас антонимами;
- развивать сообразительность, быстроту мышления.
Материал для игры:
на одной стороне изображения предметов, на другой стороне предметы с противоположным значением.
Ход игры:
ребенок соединяет картинки, с противоположным значением. При этом составляет предложение: «Этот фартук чистый, а этот грязный», «Этот карандаш длинный, а этот короткий» и т.д.
9 вариант.
«УТОЧНИМ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ»
Задачи:
- упражнять детей в различении цвета предметов;
- учить различать близкие цвета (красный - оранжевый, красный - розовый, синий - голубой, розовый - сиреневый);
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными (морковка оранжевая);
- упражнять в составлении предложений с союзом а (помидор красный, а морковь оранжевая).
Материал для игры:
на левой стороне карточка с цветными прямоугольниками (красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый), на правой стороне - изображения предметов, близких по цвету - помидор, морковь, незабудка, слива, роза, сирень, василек, баклажан.
Ход игры:
ребенок соединяет изображение предмета с соответствующим цветным прямоугольником. Педагог спрашивает: «Какого цвета морковь?» («Морковь оранжевая»). Затем педагог предлагает назвать цвета двух предметов («Морковь оранжевая, а помидор красный»).
10 вариант.
«НАЙДИ МАМУ ДЕТЕНЫШАМ»
Задачи:
- закреплять знания о домашних и диких животных, птицах, их детенышах;
- вырабатывать умения соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного;
- упражнять в правильном звукопроизношении, имитации голоса животных;
- совершенствовать навык словообразования.
Материал для игры:
с одной стороны карточки с изображением детенышей домашних и диких животных, с другой - карточки с изображением больших животных.
Ход игры:
ребенок соединяет изображения детенышей и их мам, называет их и имитирует голоса. («У утки - утенок. Утенок крякает «кря-кря-кря»).
11 вариант.
«СОЕДИНИ ДВА ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ОДНОГО ЗВУКА»
Задачи:
- упражнять детей в выделении первого звука в слове;
- формировать навык фонематического анализа и синтеза.
Материал для игры:
карточки с предметными картинками, названия которых начинаются с гласных звуков; предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (п, к, х); картинки на свистящие и шипящие звуки (с, з, ш, ж, ч, ц) и т.д.
Ход игры:
ребенок соединяет между собой картинки, начинающиеся с одного и того же звука, и аргументирует свой выбор («Я соединил арбуз и автобус, потому что они начинаются со звука а»).
12 вариант.
«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ К СХЕМЕ»
Задачи:
- нахождение места звука по трем позициям (начало, середина и конец слова);
- развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Материал для игры:
на левой стороне - схемы расположения звука в слове (одна клетка закрашена в начале, середине или конце схемы), на правой стороне - предметные картинки с данными звуками.
Ход игры:
дети соединяют схемы слов с нужной картинкой. При этом аргументируют свой выбор - «В слове конфета звук «н» стоит в середине».
13 вариант.
«СОЕДИНИ ПОХОЖИЕ ПРЕДМЕТЫ»
Задачи:
- научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне;
- помочь запомнить их названия; учить обобщать предметы одной группы;
- активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Материал для игры:
на правой и левой сторонах предметные картинки, похожие внешне или сходные по назначению: чашка - стакан, платок - косынка, чайник - кофейник, брюки - шорты, перчатки - варежки и т.д.
Ход игры:
ребенок соединяет похожие на его взгляд предметы и объясняет свой выбор - «Я соединил перчатки и варежки, потому что это одежда, которая одевается на руки».
14 вариант.
«ЧТО БЫЛО - ЧТО БУДЕТ»
Задачи:
- уточнить представление детей о временных понятиях «раньше и позже»;
- развивать логическое мышление.
Материал для игры:
на левой стороне изображения предметов в настоящем (прошлом) времени (яйцо, глина, головастик, гусеница, кирпич и т.д.). На правой стороне карточки с изображением этих предметов в будущем времени (цыпленок, посуда, лягушка, бабочка, дом и т.д.).
Ход игры:
дети подбирают две картинки, связанные между собой логической последовательностью и соединяют их дорожкой, при этом составляют предложения: «Сначала была гусеница, а потом она стала бабочкой».
15 вариант.
«ЧТО КОМУ ДАДИМ?»
Задачи:
- развивать способность к обобщению;
- учить мыслить логически.
Материал для игры:
на одной стороне картинки-ситуации, на другой стороне - недостающие к ним элементы.
Ход игры:
ребенок соединяет дорожкой картинку-ситуацию с подходящим к ней фрагментом. «Я дал девочке, которая прыгает скакалку. Мальчику дал молоток, потому что он забивает гвоздь».