Доклад для родительского собрания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад для родительского собрания по теме «Речевое развитие ребенка 3-4 лет»

Достижения вашего ребенка множатся каждый день. Теперь он не только охотно слушает, но и сам желает поделиться своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать о том, что видит, о том, что привлекает его внимание или произвело впечатление. Каждый ребенок развивается индивидуально, и темп речевого развития тоже разный.

Количество вопросов ребенка растет не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам-цепочкам: когда ребенок, задав вопрос и получив ответ, задает следующий вопрос. (Почему утюг горячий? Потому что его нагревает электричество. Почему оно его нагревает? Потому что идет ток. Почему ток идет? И т. д. Постарайтесь не раздражаться и терпеливо отвечать на интересующие вашего ребенка вопросы.

Задавая вопросы, ребенок проявляет свою любознательность, т. е хочет больше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремиться вас позлить. Но будьте готовы к тому, что внимание ребенка еще не устойчиво, и ребенок может отвлечься, не дослушав вас. Отвечая на вопросы ребенка, говорите понятным, доступным для него языком.

Попробуем рассказать вам о том, что нужно делать, чтобы речь ребенка четвертого года жизни развивалась правильно. Запас слов, которым сейчас располагает ваш ребенок, достаточно велик. Но обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. У ребенка не хватает слов, Чтобы описать какое-то событие, пережитое им. Иногда ребенок сам чувствует, что сказанное им слово не подходит смыслу рассказываемого. Некоторые дети сердятся из-за этого, потому что им кажется, что их не понимают.

Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая которые понаблюдайте, насколько внимательно ребенок слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, Чтобы ребенок усвоил сюжетную линию. Еще необходимо, после чтения, спросить у ребенка, о чем читали, можно рассмотреть иллюстрации, разыграть сценку.

Очень полезно заниматься накапливанием новых слов, чтобы ребенку было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместные игры с ребенком. Игры, можно организовать по какой нибыдь теме, например, «лечение заболевших кукол у врача», «покупка овощей и фруктов в магазине». Во время этих игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие обобщения.

Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать и запоминать то, что видел своими глазами. Пусть ребенок оценит размеры, форму, узнает название той или иной вещи, понаблюдает ее в действии, увидит, как ее используют, а лучше сам попробует что-то сотворить. Дома ребенок обязательно должен вместе с вами участвовать в различных действиях. Идя в магазин вместе с ребенком, выбирая покупки, обязательно комментируйте свои действия. Обязательно подведите итог: Мы с тобой ходили в магазин, что мы купили?

К четырем годам ваш ребенок должен знать, кем работают его родители, т. е. название профессией перестают быть просто работой. Ребёнку надо объяснить не только, как называется тот или иной специалист, но и что он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает его, продаёт; Парикмахер расчесывает волосы, стрижёт, красит, укладывает. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он даёт оценку действиям: мама чисто моет пол, бабушка ровно расставила книги, папа быстро колит дрова. Так постепенно растёт словарный запас, и вы не перестаёте удивляться тому, как быстро ребёнок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь.

Помогайте ребёнку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми «Катя, расскажи бабушке, где ты была» не забывайте, что ребёнок будет стараться рассказать что-либо только в том случае, если это действительно интересно. В этом возрасте дети ещё не очень активно описывают признаки предметов, по этому разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается в бытовой обстановке. Например, ребёнок просит дать ему грушу, а вы предлагаете выбрать: «тебе какую, большую или маленькую? Зелёную или жёлтую? »

Хорошо бы и игрушками пользоваться разнообразными, позволяющими видеть как можно больше признаков. Предложите ему: выбрать из коробочки только маленькие камушки, затем только тёмные или светлые, назвать, из какой чашки он предпочитает пить молоко (из большой, маленькой, высокой низкой, выбрать и сказать какой напиток приготовить (горячий, холодный, сладкий, кислый) .

Если вы хотите, что бы ребёнок грамотно говорил-тренеруйте его. Здесь вам помогут игры, например волшебный мешочек. Или пусть ребёнок узнает предмет по описанию. Можно расставить на столе разные игрушки, а затем дать задание, чего не стало или что изменилось. Тоже можно делать и с предметными картинками. Одна из излюбленных детских тем «Животные и их детёныши». Покажите и назовите ребёнку кошку с котятами, собаку со щенками (живых и на картинках). Ребенок использует чаще то, что видел, хорошо знает. Ну а попутно можно рассказать о том, как нужно заботиться о домашних животных, чем их кормить, какие повадки имеют эти животные. Малыш не только слушает ваши рассказы, но и может их пересказать. Легче всего получается пересказ любимых сказок. Лучше всего привлечь к пересказу просьбой «расскажи, что ты запомнил из сказки о колобке? » или помогите малышу наводящими вопросами.

У маленького ребёнка произношение достаточно долгое время остается не чистым. Диффекты речи в возрасте до четырёх лет, а иногда и до четырёх с половиной, называют «Физиологическим косноязычием». Исправлять Диффекты в этом возрасте, если нет медицинских показаний, нет смысла, но тренировать малыша, развивать возможности звукопроизношения необходимо.

Вы, конечно, понимаете, что ребёнок хорошо произносит звуки в том случае, если он хорошо слышит и различает звуки на слух. И нужно обязательно тренировать слуховое восприятие ребёнка, то есть развивать способность распознавать речевые и неречевые

звуки. Очень нравится детям определять, откуда донёсся, какой нибуть звук. Если у вас есть возможность организовать игру на природе, это просто замечательно, так как там ребёнку потребуется сконцентрировать всё внимание на решении задачи, ведь кругом столько отвлекающих интересных моментов. Полезно учить ребёнка распознавать бытовые звуки, например, определить, чем вызван, скрип двери, треск рвущейся бумаги, стук закрываемой двери. Если в доме много народу поиграйте в игру «Отгадай по голосу». Очень интересна для детей игра «Кто как кричит? », в которой ребёнок учится различать голоса животных, но и учится манипулировать голосом (скажи тихо, громко, сердито, тонким голосом и т. д.) .

Следите за тем, что бы ребёнок не торопился, что бы темп речи не опережал речевые возможности ребёнка. Чаще всего дети в этом возрасте говорят в ускоренном темпе. Для того, что бы темп речи был правильным нужно обязательно использовать дыхательные упражнения: это могут быть игры с бумажными бабочками, птичками, рыбками, самолётиками, ватными снежинками, различные свистульки, трубочки. Ведь для того, что бы говорить в нормальном темпе, выразительно, красиво, длинными фразами нужно пользоваться полноценным речевым выдохом, вот его то вам и нужно развивать у ребёнка. Так же можно использовать заучивание потешек и чистоговорок.

Очень часто ребёнок подражает интонации взрослых. Сколько раз нам приходилось слышать, как дети беседуют, играя, и удивляться при этом, как интонационно они повторяют взрослых, используя речевые обороты, оттенки голоса.

Памятка для родителей

К четырём годам ваш ребёнок должен:

•Владеть словарём примерно в 15000 слов.

•Уметь употреблять сложные предложения.

•Говорить предложениями из 4 - 5 слов.

•Задавать много вопросов, используя слова: «Кто? Почему? Зачем? »

•Использовать в речи слова типа: «я думаю, что… .»

•Понимать и выполнять просьбы и команды.

•Правильно употреблять глаголы в прошедшем времени.

•Правильно произносить звуки: «п, б, т, д, ф, в, к, г, х, с, з, ц, м, н. »







Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, так как пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство.

Одной из особенностей развития ребёнка третьего года жизни является развитие речи. Он начинает понимать смысл высказывания взрослого, речь для ребёнка становится регулятором поведения. Расширение словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ( имена существительные) действия ( глаголы) признаки ( прилагательные). С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т.к. обобщённое значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, барические качества (лёгкий, тяжёлый), вкус, оценку действий ( хороший - плохой, чистый- грязный, пустой- полный ). В 2,5 года появляются предлоги ( в, на, под, за). Ребёнок начинает использовать падежные формы.

В своей работе я ищу оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, утвердится, быстро адаптироваться в детском саду. Поэтому был разработан проект « На крылечке», где особое место отведено развитию речи ребёнка с использованием элементов устного народного творчества. Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребёнка в детском саду. Дети скучают по дому, неохотно общаются со взрослыми и детьми, плохо едят, плачут. Здесь пригодятсяуговорушки.

Горошенки- непрошенки.

Горошенки,

Непрошенки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До Насти добрались?

Нет, портить настроение

Никто вас не просил!

А может мы не плакали, а дождик моросил?

Хорошо подобранная потешка, с выразительностью произнесённая, помогает быстрее установить контакт с ребёнком. Дети вслушиваются в песенки, потешки, овладевают новым запасом слов, приобщаются к красоте речи. На все случаи жизни можно найти их и применить. Ребёнок встаёт и умывается.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток

И белел в нём зубок.

Из колодца принесла

Курочка водицы,

А ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

При расчёсывании:

Уж я косу заплету

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти коса,

Всему городу краса!

Эти потешки я использую и во время игр с куклами.

Во время еды:

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест?

Молоко не пьёт?

Забодает, забодает.

Во время игр

Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду

Сидит ворон на дубу

Он играет во трубу

Во серебряную.

Труба точеная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Выход на прогулку

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

Раз, два, три, четыре-

Собираемся гулять.

Считалка поможет детям запомнить порядковый счёт, сама процедура одевания пройдёт веселее.

Во время прогулки

Показывая детям цветы, деревья или наблюдая за живыми объектами, рассказываю подходящие для этого случая заклички.

Воробей, воробей,

Не гоняй голубей,

Не клюй песок, не тупи носок.

Пчёлы летят-

В поле гудят.

Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого, только не горелого.

А эти заклички познакомят с природными явлениями

Дождик, дождик полно лить, малых детушек мочить.

Солнышко-вёдрышко

Выгляни в окошко,

Поиграй немножко.

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Дети охотно играют в песенные хороводные игры.

Народные подвижные игры

«Мыши водят хоровод»

« Скачет зайка маленький»

«Мы сидели на печи»

Во время пальчиковой гимнастики

Дети повторяют слова

Сорока, сорока, где была далёко

Кашу варила, деток кормила.

Ладушки, ладушки…и т.д.

Сказки, песни, потешки, загадки, заклички- являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, неисчерпаемые возможности для развития речи детей. Возвращение к устному народному творчеству должно быть постоянным. Театрализованная деятельность также способствует речевому развитию, стимулирует активную речь ребёнка за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения с игрушками, сверстниками, взрослыми. Всё это помогает малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения.

В нашей группе ведётся работа и над словарём настроений. Дети знают, что настроение бывает грустное, хорошее, весёлое. ( баба и дед плачут- какое у них настроение, выглянуло солнышко?)

Чтение сказок занимает не последнее место в работе с детьми. Из них дети черпают народную культуру по маленьким крупицам, знакомятся с народными костюмами, традициями. ( сарафан у Машеньки, избушка медведя, короб с пирожками )

Особое место в познавательно- речевом развитии детей играет народная игрушка. Знакомство с матрёшками ( Машей, Дашей, Настенькой) тряпичной куклой (Капустиньей), глиняной игрушкой, неваляшкой, весельчаком Петрушкой помогает детям преодолевать огромные преграды в речи, познавательном развитии. и т.д.

На этой неделе к нам гости пожаловал Петрушка, который приходил не только на занятия, но и гулял на участке, поливал посаженные овощи, знакомился с Капустиньей, играл в игры, читал сказки, смотрел представления и т.д. Петруша был и собеседником и слушателем и участником, общался с детьми на равных. А ещё Петрушка стал хранителем нашего мини- музея «Петрушкина копилка».

Была проведена диагностика в сентябре и январе, в которой участвовали все дети нашей группы. По проделанной работе мы можем наблюдать следующие результаты: увеличился процент говорящих детей на 6,3 %

Консультация для воспитателей

«Речевое развитие детей логопедической группы во время умывания, кормления»

Подготовила:

Яценко Н.В воспитатель

логопедической группы №9

Краснокаменск,2013

Среди многих важных задач воспитания и обучение детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого обращения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач; воспитания звуковой культуры речи, обогащения , закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной ( диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слов, подготовке к обучению грамоте.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитанием не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми самой разной обстановке: в приемной, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы должны быть навыки . приобретенные детьми на логопедических занятиях. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от этапа логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно , на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности ,педагогический такт спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирования грамматического строя речи, ее связности при построение развернутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе.

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением занятий и представлений дошкольников об окружающих их предметов и явления быта, о повседневной жизни, о природе. Педагог расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усиливает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений - все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.

Все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое обращение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

Одна из задач, которая решается в детском саду, состоит в воспитании у детей в культурно - гигиенических навыков. С первых дней пребывания в детском саду воспитатели приучают детей мыть руки перед каждым приемом пищи, после посещения туалета; умываться после ночного и дневного сна; приводить себя в порядок. Детей обучают пользоваться столовыми приборами ложкой, вилкой, бумажной салфеткой и т.д.

Умывание как один из режимных моментов.

Процесс умывания может сопровождаться беседой в вопросно-ответной форме. Воспитатель ставит конкретные вопросы и учит детей точно отвечать на них.

Например:

- Вика. Что ты делаешь?

- Я умываюсь.

- Дима, а что ты моешь?

- Я мою лицо ( руки).

- Чем мы моем руки, Миша?

- Мы моем водой ( мылом).

- А какая у нас вода , Ксюша?

- Вода у нас теплая ( холодная).

- Маша, какое у тебя мыло?

- У меня мыло душистое ( туалетное, белое).

- Дети, чем будем вытираться?

- Мы будем вытираться полотенцем.

- Давайте скажем все по одному слову, какое у нас полотенце?

- Белое ( мягкое, чистое, глаженное) ит.д.

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношение уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами. Дети внимательно слушают речь товарища и проговаривают слова вместе с воспитателем.

Чтобы максимально загрузить детей речью во внеурочное время. Нужно обговаривать все режимные моменты, используя различные виды работы со словом: знакомство с новыми словами ( понятиями ), уточнение ранее усвоенных, разнообразные упражнения в словообразовании.

Словарь обогащается не только за счет, обозначающих предметы, название частей этих предметов, но и за счет слов признаков( цвет, форма, величина, материал), т.е.прилагательные; расширяется так же и глагольный словарь. И словарь признаков действий ( говорю громко. Провожу осторожно).

Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятия логопеда по развитию речи.

Дежурство по столовой.

- Дети, сегодня у нас дежурные Лера и Михаэль. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.

- Лера, какую посуду ты расставляешь?
- Я ставлю на стол тарелки.

- Куда ты ставишь тарелки?

- Тарелки я ставлю на стол.

- Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?

- Тарелки у меня глубокие.

- Какой формы у тебя тарелки?

- Тарелки круглой формы.
- Какого цвета у тебя тарелки?

- Цвет у тарелок белый с рисунком.

- Из какого материала сделана тарелки?

- Тарелки сделаны из фосфора.

- Сколько тарелок на одном столе?

- На одном столе две тарелки.

- Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?

- Ставлю осторожно.

- Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?

- Когда тарелки падают, они могут разбиться.

- Михаэль, а что кладешь на сто ты?

- Я кладу на стол ложки и вилки.

- С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?

- Справа.

- В какой руке дети будут держать ложку?

- Дети будут держать ложку в правой руке.

- Скажи мне, что можно сказать про ложку, какая она?

- Ложка тяжелая, металлическая, блестящая и др.

Беседу с детьми можно продолжать, когда они сели за столы, но еще не кушают:

- Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?

- Прямо ( ровно).

- Тихо (спокойно).

- Как мы должны кушать?

- Бесшумно.

- Молча и т.д.

Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Не следует стремиться, для словесных упражнений собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цепи 4-5 детей. Упражнения должны быть кратковременными.

На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т.к. педагогу приходиться часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают ил игры. Широко используется упражнение « Подбери определение»: дети подбирают к слову определение, например, яблоко какое?- спелое, сочное, румяное. В умывальной комнате можно предложить детям такое упражнение: кто больше скажет слов о том какое мыло.

В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.

В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагает сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать все группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательно деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.

Работая с детьми в течение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова , без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Необходима подготовительная работа. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать педагога, придаваться словесным упражнениям двух соревнования, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: « Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?»

При подборе игр и игровых примеров, направленных на активизацию звукопроизношения, необходимо учитывать, на каком этапе ведется работа над звукопроизношением. Необходимо тщательно отпирать игры по их содержанию, речевому материалу, уметь правильно ими руководить.

Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятию, и тем более, к самоконтролю поставленного звука. Чтобы повысить интерес детей, и сформировать самоконтроль, нужно правильное произношение поставленных звуков. Ребенок будет правильно произносить поставленный звук только тогда, когда контроль со стороны логопеда, воспитателей и родителей.

Необходимо грамотно распределить игры направленные на активизацию звуков во всех режимных моментов. Кроме того, игры могут быть использованы на различных занятиях м на прогулке.

Игровые примеры и методы позволят решить сразу несколько задач:

- Побудить в ребенке желание самостоятельно активно учувствовать в процессе исправления звукопроизношения;

-Расширять диапазон игровых умения и навыков;

- Повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их, подчиняется правилам игры;

- Увеличивать объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.



© 2010-2022