Контрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельность

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьКонтрольная работа Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театральную деятельностьОглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Усвоение языка ребенком………………………………………………………5

Виды и функции речи…………………………………………………………...7

Развитие речи через театральную деятельность……………………………...12

План работы с детьми по развитию речи через театральную деятельность..18

Вывод…………………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………...23

Приложения……………………………………………………………………...25










Введение

Воспитание - дело очень ответственное, ведь детство - это особое время, которое нужно прожить ярко, радостно и содержательно. Двойная ответственность ложится на плечи педагога младшего дошкольного возраста, ведь именно этот период (с рождения до поступления в школу) самый важный в развитии и воспитании маленького человека. Как сказал А.С. Макаренко «…Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается…».

Развитие речи ребенка напрямую зависит от развития самого ребенка. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Для написания данной работы необходимо изучить содержание и методику воспитания детей, и воспитание детей в игре. Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.








Усвоение языка ребенком

Что же такое речь? Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.

Развитие речи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества [12].

Именно ранний возраст является основой будущей речи. Большая часть закономерностей родного языка усваивается в первые три года жизни. Поэтому дети, которые оказываются изолированными от нормальной языковой среды в раннем возрасте, затем плохо обучаются, все элементарные разговорные навыки им даются с трудом [13].

Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На до речевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам - двухсловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно. Дети, лишённые человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество, будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет) [14].

И все-таки самым ответственным периодом речевого развития является второй и третий годы жизни ребенка. Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем мире должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т.п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, предметы одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам. Постепенно под влиянием взрослых способность к обобщению развивается. В конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

Для развития функции обобщения необходимо наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями. Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие свойства и качества предметов. Так, на вопрос «Кто летает?» ребенок отвечает: «Бабочка летает, муха летает, самолет летает».

Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения: «На улице холодно, надо надеть пальто» и т.п. [3].

Однако понимание речи взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда, игрушки).

Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом нужно побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр. [3].

Виды и функции речи

Речь выполняет определенные функции (рис. 1):

Функции речи


Выражения

Воздействия

Сообщения

Обозначения

Рис. 1. Функции речи

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения. Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций (см. рис. 1) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.

Различают две формы речи:

  • устная речь - это произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности [8];

  • письменная речь.

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, - коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи.

Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или чему) эти местоимения относятся. Постепенно ребенок вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность.

У старших дошкольников появляется типичная речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала»; «он (волк) напал»; «он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредотачивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.

Планирующая функция. На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.

Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично - слова, обозначающие действия и их результаты.

Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. К старшему дошкольному возрасту, эгоцентрическая речь идет на убыль. Ребенок, если он в это время ни с кем не общается, чаще всего выполняет работу молча. Это не значит, однако, что его мышление перестает протекать в речевой форме. Эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Эгоцентрическая речь является, таким образом, промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.

Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне его соотношения с развитием других форм. Игра и рисование обеспечивают упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании - знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом - наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения: насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается и в предметной деятельности; сопутствуя продвижениям ребенка в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения [16].











Развитие речи через театральную деятельность

Для развития детей раннего дошкольного возраста существует несколько способов развития речи. Одним из этих способов является способ развития речи через театрализованную игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Театрализованные игры имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В сюжет, возможно, вносить изменения, новые сюжетные линии, новых героев, менять концовку.

Какие же существуют виды театрализованных игр? В одних дети представляю спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действую как режиссер; разыгрывают литературное произведение, героев которых изображают с помощью игрушек, озвучивая их роль. Спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры. В последнем дети на фланелеграфе, магнитной доске или экране, с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стеновых игр является теневой театр.

Так же часто дети выступают как актеры-кукловоды. В такой игре используются два рода кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В наши дни чаще используются куклы типа русской театральной игрушки - петрушка (бибабо). У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла полая внутри надевается на руку. Спектакль показывается из-за ширмы; кукловод держит куклу над головой, поэтому они имеют еще название - верховые. Так же сейчас используют марионеток. Их водят по сцене, дергая за нитки или веревочки, закрепленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали [14].

Какое же значение имеет театрализованная деятельность?

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

  • совершенствует артикуляционный аппарат;

  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

  • дети получают эмоциональный подъём;

  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

  • позволяет формировать опыт социального поведения;

  • стимулирует активную речь.

Для достижения максимального эффекта от театрализованных занятий педагог должен выполнить ряд задач:

  • анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

  • разработка программы;

  • определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

  • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

  • приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Для детей также ставятся задачи:

  • воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

  • воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Рассмотрим методы и приемы для создания театрализованной игры. Сюда можно отнести моделирование, ситуацию «проживания», ассоциации, проведение аналогий, музыкотерапию, знаковую систему обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения), коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание), просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей, словесное рисование и пр.

Занятия должны содержать следующие элементы:

  • пластические и мимические этюды;

  • загадки и скороговорки;

  • артикуляционная гимнастика;

  • подвижные игры, игры со словами и без слов;

  • упражнения на воображение;

  • упражнения на расширение словарного запаса;

  • тренировка интонации;

  • формирование разговорной речи;

  • тренировка речевого дыхания;

  • обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, стихов и пр.

  • показ театрализованных представлений [17].

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

  • учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Обращаться к потешкам, шуткам, стихотворениям, в том числе к тем, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был, - Шил сапожки? - Шил»)

  • воспитывать у детей интерес к театральной деятельности. Создавать ситуации, когда персонажи театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи. Воспитатель, вовлекая детей в разыгрывание знакомых сказок, применяя различные виды театра, используя элементы костюмов, атрибутов, вызывает у малышей большой интерес играть в сказку.

  • уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.

Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характерами. Более всего сюда подходят сказки. Их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей. Главный акцент должен делаться не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

О приемах педагогического руководства театрализованными играми имеется много рекомендаций в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Так, например, Жуковская советует педагогу преподнести детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Для обогащения детей художественными средствами передачи образа необходимо ставить этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные угадывают, какое произведение представлено. Также можно ставить этюды по фрагментам музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно - творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтом хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фото или видеокамеры. Просматривая снимки и видео, дети обмениваются мнениями и впечатлениями, что также положительно сказывается на развитии речи.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Только в этом случает можно добиться успеха [14].






















План работы с детьми по развитию речи через театральную деятельность

  1. Выбор сказки.

  2. Изучение данной сказки:

  • прочтение;

  • обсуждение;

  • пересказ;

  • выявление главных героев.

  1. Прочтение и изучение по данной сказке:

  • потешек;

  • скороговорок;

  • стихов.

  1. Тематические физкультминутки (пальчиковая гимнастика).

  2. Прослушивание сказки через аудионоситель.

  3. Постановка сказки с детьми:

  • настольный театр;

  • фланелеграф;

  • магнитный театр.

  1. Вовлечение в театральную деятельность родителей:

  • постановка сказки через кукольный театр «бибабо»

(см. приложение);

  • постановка сказки через переодевание в персонажей.

Месяц

Тема занятия

Цель

Материал

Работа с родителями

Сентябрь

Тема: «Почитаем вместе (сказка «Курочка Ряба») »

Формирование у детей внимания при прослушивании сказки, запоминать содержание, отбирать картинки, соответствующие тексту произведения.

Развивать интерес к русским народным сказкам; обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.

Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Обогащать представление детей о животных и человеке.

Иллюстрации

к данной сказке


Подготовка материала для последующей работы по данной теме

Настольный театр

«Курочка ряба»

Побуждать детей самостоятельно обследовать персонажей настольного театра; высказываться по собственному желанию.

Эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки.

Внятно произносить главные звуки: а, о, у, и (а-а-а, тук-тук-тук, пи-пи-пи).

Персонажи сказки «Курочка ряба» (или игрушки); декорации (домик с дверкой, стол, лавка, печка).

Чтение потешек на тему «Петушок и его семья»:

«Петушок, петушок…»; «Наши курочки в окно»; «Курочка-тараторочка».


Поослушивание сказки «Курочка ряба» на аудионосителе.

Постановка спектакля с родителями в кукольном театре по русской народной сказке «Курочка ряба» (в обработке Толстого)

Познакомить детей с фольклорными произведениями о петушке, курочке, цыплятах.

Формировать познавательную активность.

Приобщать к национальной культуре.

Воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим».

Воспитывать любовь к родному языку.

Обогащать речь словами и строчками стихов.

Прививать детям навык внимательного прослушивания произведения; вслушиваться и правильно отвечать на вопросы по тексту.

Активизировать детскую речь.

Развивать у детей и родителей интерес к театральным постановкам.

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

Петушок, курочка, цыплята - игрушки.



Магнитофон, СД - запись, картинки по теме произведения.



Ширма для кукольного театра;

куклы-перчатки;

декорации;

сценарий сказки.










Изначально была проведена беседа с родителями о необходимости проведения данного мероприятия, после положительных отзывов начался непосредственно сам процесс подготовки. Были изготовлены ширма, декорации и куклы, подобрана музыка на сопровождение спектакля.

Родители играют очень важную роль в развитии речи своих детей. Услышав, знакомые голоса от персонажей у детей лучше развивается воображение, а с воображением быстрее активируется речь. Со временем дети начинают участвовать в театральных постановках вместе с родителями.

Вывод

Развитие речи ребенка напрямую зависит от развития самого ребенка. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Благодаря театрализованной игре дети становятся более сознательными пользователями языка. Они более ясно передают свои мысли в различных ситуациях речевого общения, повышается речевая активность, появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого, в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Ведь еще известный композитор Д. Б. Кабалевский сказал: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, искусство уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие детей».



















Список литературы

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.

  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. - 120 с.

  3. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях»/В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др.; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

  4. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  5. Земская Е.А. Устная речь. // Русский язык. Энциклопедия, М.: БРЭ-Дрофа, 1997, С. 582-583);

  6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М., ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М., ТЦ Сфера, 2009. - 80 с.

  8. Земская Е.А. Устная речь. // Русский язык. Энциклопедия, М.: БРЭ-Дрофа, 1997, С. 582-583)

  9. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

  10. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного учреждения

  11. Шитова Е.В. Работа с детьми - источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. - Волгоград: «Панорама», 2006. -176 с.

  12. Мир где мечты сбываются (сценарии к спектаклям, изготовление кукол) olesya-emelyanova.ru

  13. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26869/Речь

  14. imednn.ru/usvoenie-jazyka-rebenkom/

  15. ru.wikipedia.org/wiki/Развитие_речи

  16. pinfos.ru/fcns-643-2.html

  17. planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-cherez-teatralizovannuyu-deyatelnost-opyt-raboty-chubukovoj-e-m.html.

















Приложение 1.

Тематические вечера на тему «Дорога в сказку»

(по средствам кукольного театра)

  1. Цели и задачи проведения мероприятия

Организаторы: воспитатели группы детей раннего возраста

Участники: воспитатели, дети группы и их родители

Цель:

Организация единого образовательного пространства детского сада и семьи для развития детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Развивать у детей и родителей интерес к театральным постановкам.

  2. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

  3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

  4. Организовать театральное представление с участием детей и родителей.

  5. Способствовать формированию активной воспитательной позиции родителей, вовлекая родителей в образовательный процесс.

  6. Способствовать развитию навыков позитивного общения, созданию доброжелательных семейных отношений, благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении через организацию совместного досуга.

  7. Создать доверительные отношения в благоприятной атмосфере, установить контакт с родителями.

  8. Сформировать у детей и взрослых знания и представления о театре кукол, театральных постановках.

9. Создать у всех участников образовательного процесса устойчивую мотивацию к проведению подобных мероприятий взаимодействия семьи и детского сада.

  1. Разработать методическое обеспечение работы по мероприятию.

Ожидаемые результаты:

  1. повышение уровня внимания родителей к воспитанию детей;

  2. снижение безразличного поведения по отношению к образовательному процессу со стороны родителей;

  3. наличие потребности семьи активно участвовать в общественной жизни, что способствует эффективной взаимосвязи семьи с другими социальными институтами;

  4. активизация речи детей через театральную деятельность, развитие мышления, воображения и т.д.

Актуальность выбранной темы

Семья - величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей. Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребенка доброе и заботливое отношение к людям. Поэтому перед детским садом стоит проблема усиления роли семьи в воспитании детей и привлечения ее к организации образовательного процесса в детском саду.

Актуальность проблемы

Работы с родителями заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной образовательной деятельности, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками образовательного процесса, помочь родителям осознать свою воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка - одна из главных задач детского сада. Важно и то, что воспитание детей в детском саду и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает тесная работа детского сада с семьёй. Это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и детсада.

  1. Описание мероприятия

Используемый материал:

  • ширма для кукольного театра (изготавливается своими руками при помощи родителей, но можно и приобрести уже готовый вариант);

  • куклы-перчатки для кукольного театра (куклы могут быть покупными, но при слабом финансировании кукол можно изготовить и своими руками: сшить, связать, изготовить из папье-маше и т.п., чем в свою очередь привлекаем родителей поучаствовать в процессе подготовки и взаимодействия с педагогами и детьми) (Приложение 1.1);

  • декорации (изготавливаются как воспитателями, так и родителями, для групп более старшего возраста можно привлекать и детей, что способствует заинтересованности ребенка к предстоящему мероприятию);

  • сценарий сказки (сказка выбирается в соответствии с возрастом детей, рекомендуем приурочить театральные постановки к изучению программы по календарному плану, что способствует наглядно-образному восприятию) (Приложение 1);

  • афиша и пригласительные билеты для родителей на спектакль (также изготавливаются своими руками, можно распечатать при помощи компьютерных технологий, а при возможности и заказать в типографии)

  • музыкальное сопровождение (рекомендуем заранее записать весь ход мероприятия на носитель - диск, флешкарту или т.п.)


  1. Подготовительный процесс

Изначально была проведена беседа с родителями о необходимости проведения данного мероприятия, после положительных отзывов начался непосредственно сам процесс подготовки. Были изготовлены ширма, декорации и куклы, подобрана музыка на сопровождение спектакля. Далее воспитатели разместили афишу на стенде информации для родителей с установленной датой, наименованием (на примере сказки «Курочка Ряба») и актерским составом, куда вошли родители, распространили пригласительные билеты на спектакль. Для образовательного процесса был написан сценарий сказки и конспект проведения мероприятия.

Предварительно на занятии по развитию речи воспитатели прочитали сказку «Курочка Ряба» и обсудили с детьми данное произведение. Тем самым вызвали интерес детей к дальнейшему наглядно-образному действию по сказке.


  1. Ход мероприятия

В назначенное время приглашенные гости (родители, бабушки и дедушки, а также присутствовали и братья-сестры детей) перед спектаклем находились в группе вместе с детьми и ожидали начала спектакля! В этот момент есть возможность как у родителей, так и у воспитателей понаблюдать как дети ведут себя во время игры и во время общения со взрослыми, выявить сильные - слабые стороны взаимодействия с детьми и оценить проблемные моменты.

Внимание! Подается три звонка, как в настоящем театре. Уважаемые дамы и господа проходите в зал, и занимайте места согласно пригласительным билетам! В это время играет легкая музыка, гасится свет, начинается представление по сценарию сказки.

Представление длиться от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы детей и выбранной сказки.


  1. Используемые методы воспитательной работы:

В ходе проведения данного мероприятия были использованы следующие методы воспитательной работы:

  • наглядный метод (представление, кукольный театр и куклы-перчатки, отожествляющие персонажей сказки);

  • словесный метод (предварительное прочтение и обсуждение действия сказки, высказывания актеров по написанному сценарию);

  • игровой метод (обыгрывание известной сказки по заранее написанному сценарию).

  1. Данное мероприятие охватывает все пять образовательных областей в соответствии с ФГОС:

  • социально-коммуникативную область по средствам общения и взаимодействия участников образовательного процесса воспитателей, родителей и детей, правила поведения в определенной ситуации;

  • познавательную область в процессе изучения сказки, изучение новых слов, фольклора, знакомство с новыми персонажами и их характеристиками и т.п.;

  • речевую область в изучении новых слов, общение между взрослыми и детьми, побуждение детей давать оценку увиденному и услышанному;

  • художественно-эстетическую область по средствам приобщения детей и их родителей к театру, побуждение посещать театральные постановки на более высоком уровне, придумывание сказок, обсуждение спектакля, приучение детей к положительным формам общественного поведения, показ действий;

  • физическую область в развитии мелкой моторики рук в процессе игры с куклами, а также стабилизацию поведения при наблюдении за спектаклем.


  1. Выводы по проведенному мероприятию

Цель и задачи данного тематического вечера были выполнены в полном объеме и достигнуты поставленные результаты. Проведение данных мероприятий применимо для учреждения любого уровня дошкольного, а также и начального школьного образования. В зависимости от возрастной группы детей формируется постановочный материал и выбирается литературное произведение. Изготовление сопутствующих материалов рассчитано на любое финансовое обеспечение.

Проведение подобных мероприятий поможет сблизить всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей, создать благоприятную атмосферу взаимодействия семьи и детского сада. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и детский сад могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей? Как организовать эту работу, нам еще предстоит подумать? Для успешного взаимодействия семьи и детского сада нужно помнить и следовать следующим правилам:

Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!









Приложение 1.1

Кукольный театр:- Как сделать куклу для кукольного театра?

Никакой кукольный театр не обходится без кукол. Но ведь такие куклы не в каждом магазине продаются. Предлагаем вам сделать живые куклы на руку, которые позабавят ваших детей. Для этого понадобится: старые игрушки, ткань (можно использовать старые всевозможные вещи), нитки, иголки и немного фантазии. Приложите свою ладонь на бумагу и обведите ее.

  1. Полученную выкройку перенесите на ткань (2 штуки). Детали необходимо сшить, как показано на рисунке.


  1. В получившиеся отверстие необходимо вставить старую игрушку и зафиксировать ее с помощью резинки или веревочки. Костюм куклы можно по желанию украсить аппликацией.

Если у Вас не оказалось под рукой подходящей игрушки для головы куклы, то голову можно склеить из папье-маше. Для этого нужно развести клейстер (добавить в муку немного теплой воды и размешать до получения однородной массы). Нарвать маленькими кусочками бумагу и смачивая кусочки бумаги в клейстере обклеить воздушный шарик. После того как клейстер высохнет шарик можно сдуть, а полученную заготовку раскрасить красками.

Если этот процесс Вам показался достаточно трудоемким, то можно использовать в качестве головы куклы простой моток шерстяных ниток, или сделать голову из капронового чулка, набить его ватой или даже крупой.























Как работать с театральной куклой

Кукольный театр - Советы для кукольного театра

1. Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Она как бы ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой, несколько ниже ее верхнего края.

2. Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла. Добиться правдоподобной походки у кукол дело нелегкое, над этим надо серьезно работать.
Когда кукла говорит, - она движется, когда молчит, - она неподвижна. В противном случае зритель не поймет, какая из кукол разговаривает. Это правило допускает самые минимальные исключения (например, одна кукла гоняется за другой и одна из них или обе что-то кричат).

3. Однако молчаливая, неподвижная кукла - это не значит мертвая кукла. Актер должен найти ей или позу, которая была бы достаточно выразительной и при неподвижном положении куклы, или движения и жесты, выражающие точную реакцию на слова партнера и приходящиеся на паузы в словах последнего.
4.Основные законы актерского мастерства в театре кукол те же, что и в драматическом театре. Своеобразие театра кукол заключается в том, что здесь актер доносит до зрителя все идейное и эмоциональное содержание своей роли через посредство неодушевленного предмета - куклы, и поэтому он должен все время видеть свою куклу, ни на миг не ослабляя внимания к ней, чувствовать ее физические задачи, контролировать всю линию ее поведения.
5. Кроме того, актеру-кукловоду все время нужно видеть, куда направлен взгляд куклы, следить за тем, чтобы она ходила прямо, а не боком, чтобы она не слишком проваливалась за ширму и не вылезала выше, чем полагается.
6. Техника управления куклой-петрушкой отличается простотой. Для тростевых и механических кукол она значительно сложнее. Но с какой бы куклой актер ни работал, ему необходимо регулярно тренироваться с ней, чтобы во время репетиций он мог думать о правильности своих актерских задач, о выразительности поведения куклы, а не о том, как это сделать технически.

7. Куклу-петрушку надевают и на правую руку и на левую. Очень часто актер-кукольник работает одновременно двумя куклами, надетыми на обе руки.
8. Возможности жеста у куклы-петрушки крайне ограничены. Рука ее, лишенная сгибов в локте, не может воспроизвести анатомически верно почти ни одного человеческого жеста. Ее жест условен, но зато он может быть исполнен огромного непосредственного темперамента. Так пылко обнять друга, так крепко отколотить врага, как это сделает кукла-петрушка, не может ни тростевая, ни механическая кукла.
9. Бездейственные, чисто разговорные сцены в театре кукол звучат особенно плохо. Но если тростевая кукла благодаря свойственному ей широкому жесту может еще поддерживать довольно длинный диалог и даже произнести монолог, то кукле-петрушке уже непременно нужно вести свою роль как непрерывную цепь физических действий. Тренироваться с куклой-петрушкой, не имея конкретных физических задач, бессмысленно.

10. Самое трудное для куклы - это игра с предметом. Когда кукла-петрушка берет предмет обеими руками, она держит его довольно крепко и обращается с ним уверенно. Но и в этом случае надо усиленно репетировать, и репетировать именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле. Если же кукле-петрушке надо взять предмет одной рукой, то необходимы дополнительные приспособления: проволока сбоку или снизу, углубление, в которое кукла могла бы вставить руку, и т.п.
11. Иногда кукле делаются механизированные руки, устроенные по принципу бельевых защипок. Такой рукой удобно работать, если кукла управляется обеими руками актера. В этом случае кукла может по-настоящему взять предмет на глазах у зрителя.

12. Большим недостатком тростевой куклы является то, что она даже при помощи обеих рук не может взять предмет на глазах у зрителя так просто и уверенно, как это делает петрушечная кукла.

13. Для того чтобы тростевая кукла могла играть с предметом, применяются самые различные способы.

14. Один из них заключается в том, что предмет приделывается к кисти руки наглухо (проволокой, резинкой или втулкой). В тех случаях, когда кукла должна появляться то с предметом, то без него, делают две сменные кисти руки и прикрепляют их к предплечью поочередно (чаще всего за ширмой). Если же это приходится делать на глазах у зрителей, куклу поворачивают спиной к зрительному залу, либо опускают ее руку за грядку. Надо, однако, иметь в виду, что такой поворот или опускание руки должны быть оправданы мизансценой, чтобы зритель не заметил нарочитости в поведении куклы. Прикрепление предмета к руке надо производить мгновенно, и потому момент этот должен быть хорошо отрепетирован.
15. Кукла, одетая в халат с широкими рукавами, доходящими до запястья, имеет некоторые преимущества при игре с предметом. Если засунуть руку под халат и защемить предмет между своими пальцами и кистью руки куклы, то создается впечатление, будто кукла взяла предмет и держит его.

16. Нередко тростевая кукла берет предмет условно, то есть держит около предмета руку, самый же предмет, укрепленный на тонкой проволоке, держит другой актер.
17. Туловище тростевой куклы обычно надевают на левую руку, а правой управляют тростями. Иногда поступают и наоборот, в зависимости от того, как расположены основные мизансцены в данной картине.

18. Устройство тростевой куклы в противоположность петрушечной позволяет менять руку, управляющую куклой изнутри. Если же кукла на гапите, то можно переменить руку и во время действия и даже - незаметно для зрителя - передать куклу другому актеру.

19. При работе с тростевой куклой некоторые неопытные кукольники берут в руку то одну, то другую трость и управляют поочередно или одной левой, или одной правой рукой куклы. А чаще всего, забыв о существовании у куклы левой руки, они на протяжении всего спектакля действуют одной правой. Этого делать нельзя. Обе трости надо держать в руке одновременно, отпуская вторую трость только в том случае, когда по ходу действия необходимо, чтобы жестикулировала одна рука, а другая была опущена вниз.

20. Нижние концы тростей надо держать как можно ближе к корпусу куклы. Далеко отведенная трость всегда выдаст себя, как бы она ни была замаскирована.
21. Когда тростевой кукле необходимо сделать настолько сложный жест, что одному человеку с этим справиться невозможно, приходит на помощь второй актер. Чаще всего к этому прибегают в танцевальных номерах, особенно, если в то же время нужно управлять и ногами куклы.















Курочка Ряба

Сценарий по русской народной сказке (в обработке Толстого) для постановки спектакля в кукольном театре

Продолжительность спектакля: 15 минут; количество актеров: от 2 до 4.

Действующие лица: Дед Бабка Курочка Ряба Мышка На переднем плане печка

Бабка (со вздохом)

Как нам быть с тобою, Дед?
Из чего варить обед?
По сусекам я скребла,
Только мышь там и нашла!
Нет у нас с тобой в кладовке
Ни капусты, ни морковки,
Знать, придется пропадать!

Дед

Надо что-нибудь продать!
Отнесу я на базар
Наш любимый самовар.
Бабка, ты начисть его.
Он ведь, вроде, ничего!
За него пятак бы дали.

Бабка

Мы уже его продали!

Дед

Да неужто? Вот беда,
Как же чай мы пьем тогда?
Ладно, загляни в сундук!

Бабка

Там давно живет паук.
На базаре за него
Не дадут нам ничего.
Лучше продадим мы шапку!

Дед

Ты забыла, что ли, Бабка,
Что продал я за полушку
Шапку и купил несушку.
Цыпа-цыпа!

Между Дедом и Бабкой появляется Курочка Ряба и хлопает крыльями.

Курочка Ряба

Ко-ко-ко!
Здесь я, Дед, недалеко!
Я не просто так пришла,
Я яичко вам снесла.

Курочка Ряба вынимает из-под стола яичко, отдает его Бабке и уходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной. Бабка кладет яичко на стол, идет к печи и достает из-за нее сковородку.

Бабка (радостно)

Вот чудесно, на обед,
Приготовлю я омлет!

Бабка ставит сковородку на стол и стучит по ней яйцом. Яичко не бьется.

Бабка (удивленно)

А яичко не просто,
А яичко золотое,
И сдается мне, оно
Костяно и мудрено!

Дед встает из-за стола и подходит к Бабке.

Дед

Это горе - не беда!
Ну-ка, Бабка, дай сюда.
Разобью его в два счета!

Дед берет яичко и пытается его разбить о сковородку. Отбивает об яичко руку. Бабка на нее дует.

Бабка

Вот так не было заботы!
Говорят тебе, оно
Костяно и мудрено!

Дед кладет яйцо в сковородку. Дед с Бабкой садятся за стол.

Дед

Надо бы позвать подмогу!

Бабка

Да уймись ты, ради бога!
Мы яичко не съедим
И другим не отдадим,
Ведь цыпленок из него
Народится - ого-го!
Ты за курочкой сходи.

Дед

Ты же, Бабка, пригляди
За небьющимся яичком.

Дед выходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной справа.

Голос Деда

Цыпа-цыпа! Птичка, птичка!

Бабка вынимает яичко, кладет его на стол, берет сковородку и несет ее к печи. Из-под стола появляется мышка, залазит на стол, берет в лапки яйцо и обнюхивает.

Мышка

Мне бы сыра! Я ведь мышь!

Бабка, увидев мышь, бежит к столу и замахивается на нее сковородкой.

Бабка

Брысь, злодейка! Кыш-кыш-кыш!

Мышка бросает яичко вниз и прячется под стол. Бабка роняет сковородку за ширму и хватается за голову.

Бабка

Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Дед, сюда!

Из-за бревенчатой стены тут же выбегает Дед.

Дед

Да что случилось?

Бабка (причитая)

По столу бежала мышь,
Только я сказала: «Кыш!»
Как она хвостом махнула,
Все вверх дном перевернула,
И яичко покатилось…
Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Дед (в сердцах)

Ух, злодейка! Ох, беда!
Не прощу ей никогда!
Вот несчастье приключилось!
Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Дед с Бабкой садятся рядом за стол и плачут. Из-за бревенчатой стены появляется Курочка Ряба и подходит к столу.

Курочка Ряба

Что ты, Бабка, что ты, Дед?
Аль не удался омлет?

Дед

По столу бежала мышь,
Бабка ей сказала: «Кыш!»
А она хвостом махнула,
Дом вверх дном перевернула,
И яичко покатилось…

Дед и Бабка (хором)

Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Курочка Ряба встает между Бабкой и Дедом и обнимает их.

Курочка Ряба

Полно плакать и рыдать,
Над яичком причитать.
Я снесу для вас другое -
Не простое, золотое!
Купите яиц мешок
И все будет хорошо!

Конец.


43


© 2010-2022