Здоровьесберегающие технологии в ДОУ№6 Росинка г. Шахтёрска на основе педагогических идей В. А. Сухомлинского

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дошкольное общеобразовательное учреждение комбинированного типа №6 «Росинка» управления образования администрации города Шахтёрска












Педагогические идеи и взгляды

Василия Александровича Сухомлинского:

«Забота о здоровье
подрастающего поколения»









Подготовила:

Воспитатель I категории
Кочура Н.Н.










Здоровье детей - один из основных источников счастья, радости и полноценной жизни родителей, педагогов, общества в целом. Главной проблемой, которая связана с будущим государства, является сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи. Беспокойство вызывает резкое ухудшение состояния физического и умственного развития подрастающего поколения, снижение уровня рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности, особенно детской. Отправляясь в школу, 85% детей имеют те или иные нарушения соматического и психического характера. Растет количество детей, имеющих психоневрологические заболевания. Таким образом, сегодня как никогда, чрезвычайно остро стоит проблема воспитания духовно, физически и психически здоровой личности.
Здоровье подрастающего поколения является неотъемлемой составной частью общечеловеческих ценностей любого государства. Оно тесно связано с уровнем развития нации. Несмотря на ряд мер по улучшению состояния здоровья детей, которые предлагаются руководящими образовательными учреждениями, в нашем регионе наблюдаются лишь единичные случаи успешной их реализации в практически-воспитательной работе. Поэтому проблема формирования здоровья детей требует анализа педагогического наследия не только деятелей современности, но и прошлого.
В моей работе приведены педагогические взгляды известного педагога и писателя В.А.Сухомлинского относительно воплощения в практику идеи воспитания здорового ребенка. Я проанализировала его педагогическое наследие и раскрыла сущность формирования, укрепления и сохранения здоровья детей. Определила основные направления и факторы воспитания малышей.
Следовательно, актуальность педагогического наследия В.А.Сухомлинского обусловлена устойчивой тенденцией к снижению уровня заболеваемости подрастающего поколения и требует изучения его положительного опыта.
Кроме заботы о здоровье детей В.А.Сухомлинский считал, что непременной составной частью воспитания должны быть такие направления:
1.Воспитание нравственных ценностей.
2 .Взаимоотношения между личностью и коллективом.
3.Воспитание малышей средствами искусства.
4.Принцип природо соответствия воспитания.
5.Воспитание средствами слова.
6.Формирование творческих способностей.
7.Воспитание любви к матери.
8.Эмоционально-эстетическое развитие личности.
Такое сочетание разнообразных направлений позволяет воспитывать гармонически развитого ребенка, важной основой которого является духовное и физическое здоровье. Педагогическая система В.А.Сухомлинского раскрывает максимум возможностей для формирования и сохранения здоровья дошкольников.
Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая яркая и неповторимая жизнь. Детский мир - это особый мир. Дети живут своим представлением о добре и зле, о хорошем и плохом. У них свои представления о красоте и времени. Поэтому забота об их будущем, здоровой жизни - это задача не только родителей, но и педагогов.
По В.А.Сухомлинскому здоровье - это полнота духовной жизни, радость, ясный ум, что зависит от личности.

«Забота о здоровье - это важнейший труд

воспитателя...»
«Если измерить все мои заботы и тревоги о детях, то

добрая половина их - забота о здоровье».
(В.А.Сухомлинский)
Забота воспитателя о здоровье воспитанников должна быть тактичной и утонченной, из-за того, что родители слишком оберегают детей от простуды и утомляемости.
Положительный опыт формирования здорового образа жизни был собран в Павлышской средней школе. В этой школе дети всегда находились под пристальным наблюдением врачей, даже сам педагог прочитал большое количество книг по медицине, чтобы в случае необходимости оказывать любую помощь школьникам.
Главными принципами школы были:
- беречь легко ранимую психику ребенка,
- всем школьным бытом отвлекать детей от мрачных мыслей и переживаний,
- взращивать в них жизнерадостные чувства,
- ни в коем случае не дать понять ребенку, что к нему относятся как к больному.
Одним из важных направлений деятельности школы В.А.Сухомлинский считал необходимость соблюдения санитарно-гигиенических требований по оборудованию и оснащению помещения для занятий, что способствует сохранению здоровья, эффективной организации умственной деятельности. Он настаивал на постоянном проветривании помещений, где проходят занятия, где дети отдыхают. По его мнению, вследствие длительного пребывания ребенка в помещении, то есть «кислородного голодания» могут возникнуть проблемы с глазами, нарушения обмена веществ, а потому ребенок теряет способность к сосредоточенной умственной работы. Именно поэтому ученики школы длительное время находились на свежем воздухе, особенно осенью и в весенние и летние дни.
Еще одним не менее важным направлением сохранения здоровья ребенка, считал Василий Александрович, является предотвращение перегрузки во время обучения. Необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, видеть умственную работу каждого ребенка, предоставлять свободное время, необходимое ему, как воздух для здоровья.
Не допустимо было, чтобы ученики младших классов занимались в умственным трудом в закрытом помещении более 3 часов. Для этого есть беседки.
Для украшения школы В.А.Сухомлинский предлагал вдоль стен посадить виноград, лоза которого давала бы рассеянный свет и пропускала чистый воздух, тогда он будет насыщаться кислородом и очищаться от углекислоты. А в зимнее время советовал поставить в школе много цитрусовых растений, которые тоже очищают воздух и насыщают его витаминами. За каждым учеником было закреплено 10 деревьев - это своеобразная фабрика кислорода.
В беседах о здоровье В.А.Сухомлинский особое внимание обращал на утреннюю гимнастику и обтирание влажным полотенцем. Летом же педагог настаивал на том, чтобы дети ходили босиком, не боясь дождя и холода. По его мнению - это своеобразная профилактика предупреждения заболеваний. Таким образом школьники закаляются, тем самым укрепляя свое здоровье.
В заботе о здоровье подрастающего поколения, Сухомлинский нашел единомышленников и верных помощников в лице родителей школьников. Он рекомендовал рано укладывать детей спать, но и рано будить. Тогда они высыпаются и бодро себя чувствуют. Зимой дети спали с открытой форточкой, а летом на сеновале, возле посева зерновых культур, потому что они насыщены фитонцидами, которые убивают микробов. Даже родителям он рекомендовал возле окон домов сажать лещину, которая положительно влияет на здоровье ребенка. Все это заметно укрепляло здоровье школьников.
В формировании здорового образа жизни дошкольников педагог уделял большое внимание питанию, которое, по его мнению, должно быть калорийным и сбалансированным. Недопустимо постоянное питание высококалорийными белками в сочетании с большим количеством рафинированного сахара. В.А.Сухомлинский настаивал на том, чтобы дети как можно больше летом ели свежих фруктов и овощей. А родители на зиму варили варенье из шиповника, которое сохраняет свои витамины.
Следовательно, полноценное питание и физическое закаливание берегут детей от болезней и дают возможность любоваться красотой окружающего мира.
Нельзя не согласиться с выдающимся педагогом, что проблема развития физических сил детей имеет и обратную сторону: здоровье в огромной мере зависит от духовной жизни, от гармонии здорового тела и здорового духа. Забота о здоровье - тем более о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил , не перечень требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил. Основой этой гармонии является радость творчества. Поэтому источником здоровья любого ребёнка есть радость. А именно пребывание ребенка под впечатлением сказочных, фантастических образов, питание природой. Таким образом, приведенные выше педагогические взгляды В.А.Сухомлинского исчерпывают всех положительных направлений развития и воплощения в практику идеи воспитание здорового ребенка, но в совокупности они создают огромные возможности по укреплению здоровья детей.

«Самые прекрасные и в то же время самые счастливые

люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других»

(В.А.Сухомлинский)


Весь процесс работы дошкольного учреждения «Росинка» - это определенная система, в которой каждый фрагмент жизни детей направлен на укрепление здоровья. Целостное развитие ребенка, как личности - главная цель модернизации образования на современном этапе развития государства. А это подразумевает заботу о здоровье дошкольника, состояние полного физического, духовного и социального благополучия, психический комфорт, хорошее самочувствие, спокойствие, равновесие, удовлетворение, а не только отсутствие болезни и физических недостатков.
Забота о физическом здоровье ребенка дошкольного возраста была и остается одним из приоритетов педагогической работы нашего дошкольного учреждения. ДОУ№6 «Росинка» ставит перед собой в годовом плане задачи: «Продолжать работу по укреплению физического и психического здоровья каждого воспитанника на основе эффективной диагностики и коррекции».
Девиз нашего сада: «Быть здоровым - высокая цель, каждого кто в «Росинке» растет».
Большинство дошкольников испытывает дефицит движения, недостаточно закаленные, характеризуются низкой выносливостью. Чрезвычайно длительный и ответственный период для становления организма, психики, личности жизнь детей проходит в осложненных условиях. Работа педагогов ДОУ «Росинка» направлена на поддержку, сохранение и развитие здорового образа жизни дошкольника. Педагоги создают условия, которые предотвращают действия вредных факторов, способствуют укреплению защитно-приспособительных механизмов ребенка, социально-педагогической реабилитации и психологической коррекции.
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляется на занятиях, в играх, в повседневной жизни по следующим направлениям:
1) привитие стойких культурно - гигиенических навыков;
2) формирование у ребенка сознательного отношения к своему здоровью, умение определять свое состояние и самочувствие;
3) обучение по уходу за своим телом, навыками оказания элементарной помощи;
4) формирование элементарных представлений об окружающей среде;
5) формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
6) развитие представлений о строении собственного тела, предназначение органов;
7) формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Самым главным в проведении оздоровления и профилактики физического состояния детей является специально разработанный и обоснованный распорядок дня, с максимальным учетом потребностей детей. Ежедневно за состоянием малышей наблюдает медсестра. Участковый педиатр ежеквартально проводит медицинский осмотр всех воспитанников нашего садика. В саду работает клуб для родителей. Главная цель работы клуба - стимулировать родителей к занятиям физкультурой, согласовать расписание жизни детей дома и в дошкольном учреждении, создать атмосферу общности интересов родителей и педагогов.Воспитатели вместе с физ. инструктором систематически разрабатывают и воплощают в жизнь нетрадиционные формы работы по физической культуре.

Большое внимание уделяется закалке наших малышей:
1. Закаливание водой (утреннее умывание, мытье рук до локтя, мытье шеи, ног). Также обтирание варежкой, обливание ног, хождение босиком по утренней росе и во влажных ковриках, купание на свежем воздухе в выносном бассейне, игры с водой, снегом, льдинками.
2. Закаливание солнечными лучами.
3. Закаливание воздухом.
Система закаливающих действий направлена на повышение выносливости организма ребенка, его сопротивления на различные факторы внешней среды, а также на улучшение приспособления к быстрым и резким изменениям в погоде. Средствами закаливания являются прежде всего природные факторы. Каждый из этих факторов может быть применен в целях оздоровления только в том случае, если соответствует гигиеническим потребностям. Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды. При правильной организации они могут иметь закаливающее воздействие на организм ребенка.
Закаливание воздухом сначала проводим в помещении, чтобы детский организм адаптировался к понижению температуры воздуха. Наши малыши с удовольствием проводят такое закаливание в облегченной одежде в течение дня.
Очень нравится нашим воспитанникам проведения аромотерапии и фитотерапии. Во время проведения аромотерапии мы стараемся подбирать травы, успокаивающе и благотворно влияющие на ребенка( мята, эвкалипт, ромашка, корень аира). Родители с удовольствием помогают собирать и сушить целебные травы. В осенне-зимний и весенний период, когда возрастает угроза простудных заболеваний наши дети получают фито-чаи, за 20 минут до приема пищи, чтобы повысить защитные функции организма, улучшить работу кишечно-желудочного тракта.
А сколько приятных ощущений получают дети во время проведения массажа - средства терморегуляции, тактильный раздражитель, успокаивающее средство для снятия усталости. Это массаж стопы ног, точечный массаж, массаж с помощью махровой перчатки, тренировки мелкой моторики пальцев. Уже давно мы применяем массирование щеткой. Процедура длится 5-7 минут. - проводится во второй половине дня, после сна, перед гигиенической гимнастикой. Дети при этом находятся лишь в трусиках и босиком. Массируют себя пластмассовой щеткой с длинной ручкой и грубым ворсом.
Под музыкальное сопровождение физ. инструктор каждое утро проводит утреннюю гимнастику с детьми каждой возрастной группы. Все наши воспитанники любят гимнастику пробуждения, которая помогает выводить малышей с дневного сна. Но кроме этого мы проводим гимнастику для глаз. Надо помнить, что эти упражнения будут полезны только при условии правильного и систематического выполнения. На занятиях по физ. культуры и во время физминуток проводим дыхательную гимнастику. Это специальные упражнения по методике Бутейко на развитие верхнего, среднего, нижнего дыхания.
В «Росинке» составлено оптимальное меню. Обязательно в рацион дошкольников включаем витаминные салаты, соки, молочные и мясные продукты, рыбу . Весной дети под руководством воспитателей садят на огороде овощи, зелень. Дошкольники на практике познают, что некоторые овощные культуры высевают семенами. Малыши сажают картофель. Старшие - сажают лук, рассаду помидоров, сеют морковь, огурцы, кабачки. Все воспитанники понимают, что без ухода ничего не вырастет. Поэтому мальчики и девочки охотно вырывают траву на грядках, поливают рассаду. Поэтому летом получаем с грядок вкусные помидоры, огурцы, горох, морковь, свеклу.
Наши ребятишки с самого детства приучаются к труду. Они понимают, зачем нужно сажать и сеять овощные культуры. Важным является и уход за собственным огородом, поэтому малыши никогда на затопчут грядки, не сорвут зеленые помидоры. А собирать урожай любят все дети: копать картошку, вырывать морковь, срывать огурцы и помидоры. Все малыши знают про полезные и целебные свойства лука, чеснока, петрушки, кипятка. У нас есть фруктовый сад. Из вишен, яблок, груш повара варят компоты, кисели, пекут вкусные пироги.
Все дети любят лето, очень его ждут. Оздоровление детей в летний период - составная часть работы нашего дошкольного учреждения. Оздоровительная летняя компания направлена на укрепление физического, духовного, психологического комфорта, хорошее самочувствие, спокойствие, удовольствие детей. Решению этих задач способствует сочетание медицинских средств, полноценного питания, оптимальной системы педагогических воздействий. До применения всех средств в ДОУ подходят дифференцированно и индивидуально, то есть с учетом состояния здоровья каждого ребенка, психических и физических особенностей, принципов закаливания.

Летом дети умнеют, растут, становятся лучше и очаровательнее. Надо только помочь им в этом. А что любят дети больше всего? Конечно - это сказки! Во время прогулок на свежем воздухе малыши знакомятся с интересными сказками В.А.Сухомлинского, который учил любить природу, все что нас окружает.


«Человек становится человеком тогда, когда она впервые услышала шелест листьев, журчание веселого ручейка, звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи, - услышал и замер, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни»
( В.А. Сухомлинский )

Василий Александрович призвал педагогов составлять вместе с воспитанниками новые сказки - авторские, побудить их к активному мышлению, размышлению. Малыши любят наблюдать вокруг, замечать интересное, яркое и новое. Сотрудники нашего учреждения позаботились об этом: подготовили новое и яркое оборудование на площадках. На поляне появились большие яркие грибочки, улитка улыбается, отдыхает возле водички лебедь. И более всего любят отдыхать ребятишки на Поляне Сказок. Приветливо к ним улыбается Мишка и Машенька, Матрешка. Малышам нравится проводить время на свежем воздухе. Дети составляют интересные истории о сказочных героях. А маленькие дошкольники рассказывают стишки о животных, особенно любят А.Барто «Мишка косолапый». Именно сейчас родители наших детей помогают нам изготовить еще жирафа и зебру. Эти животные будут ярким дополнением на нашей поляне.
А посреди клумбы выросла настоящая пальма. Да еще и обезьянка сидит на ветке. У лебедей в бассейне можно походить ножками по воде и босиком по травке и песку. Украшают нашу поляну разноцветные ароматные цветы. Девочки и мальчики любуются красотой цветов. Вместе с воспитателями ребятишки собирают семена, а весной сеют на клумбе астры, бархатцы, майоры, мальвы. Последние нас радуют хризантемы, цветут до морозов. Только мы совсем не скучаем по красоте зелени. В каждой группе созданы зеленые уголки. Цветут фиалки, бегонии, лилии. Зеленые растения очищают воздух и позволяют любоваться своей живой красотой. Все дети с большим желанием и удовольствием ухаживают за уголками природы: поливают цветы, кормят рыбок в аквариуме. Влияние родной природы чувствует каждый из нас. Она является источником наших знаний, радостных переживаний. Дети всегда и везде в той или иной форме общаются с природой. Приобретенное в детстве умение видеть, чувствовать природу такой, какой она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет и углубляет их знания, способствует формированию характера и интересов.


«Природа не утратила для нас своей огромной ценности и как первоисточник материальных благ, и как неиссякаемый источник здоровья,, радости, любви к жизни и духовного богатства каждого человека»
(В.А.Сухомлинский)

О результатах нашей работы свидетельствует устойчивая тенденция к снижению заболеваемости. Во время зимних холодов и эпидемий гриппа 80% детей не болели, поскольку их иммунная система окрепла.
Совместная труд сотрудников ДОУ №6 «Росинка» доказывает, что физическое здоровье неразрывно связано с психологическим, социальным и духовным. Сохранить здоровье возможно лишь при условии объединения медицинских средств, оптимальной системы педагогических воздействий, социально-психологической реабилитации и психокоррекции, различных культурных мероприятий. Все эти мероприятия проводятся благодаря четкой координации действий медицинского персонала, воспитателей и родителей ДОУ «Росинка».


© 2010-2022