- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Познавательная деятельность на тему Беседа о снеге старший возраст
Познавательная деятельность на тему Беседа о снеге старший возраст
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова Н.Г. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие в старшей группе
«Беседа о снеге»
Цель.Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха экспериментальным путём: таяние снега и льда в разных местах комнаты, различных температурных режимах и временных отрезках. Учить способам распознающего наблюдения. Закрепить знания о свойствах твёрдых и жидких предметов, используя метод моделирования маленькими человечками. ТРИЗ.
Развивать творческое воображение. Расширять словарный запас введением в активный словарь слов и выражений: «иней», «снежная бахрома», «ледяные узоры», «снежная крупа», «снежные хлопья» и т. д. Побуждать анализировать физические свойства и явления (игра «Хорошо - плохо»).
Оборудование.
Ёмкость со снегом.
Модели маленьких человечков.
Рисунки - снежинки.
Лёд.
Ёмкость с водой.
Песочные часы.
Комнатный термометр.
Предварительная работа.
Наблюдения на прогулках за качественными различиями в состояниях снега (мягкий, липкий, рыхлый, твёрдый, хрустящий, гладкий, шершавый, упругий), опыты.
Ход занятия.
часть 1
Восп: (загадывает загадку):
Вился, вился белый рой, сел на землю - стал горой (Снег).
Сегодня мы побеседуем о снеге. Вспомните о нём всё, что вы уже знаете. (Ответы детей).
Как словами можно описать красоту снега? (Белый, пушистый, искристый, сверкающий, переливающийся, серебристый ).
Каким бывает снег в морозную погоду? (Сухой, рассыпчатый, колючий, из него плохо лепить).
А когда снег бывает мокрым? (В оттепель. Из него хорошо делать снеговика, крепость).
Какие вы знаете разновидности снегопадов? (Снежная крупа - очень мелкий сухой снег, снежные хлопья).
Температура воздуха должна быть выше или ниже нуля, чтобы пошёл снег? (Рассмотреть модель термометра).
А если температура выше нуля, что будет идти: снег, дождь или град?
(Ответы детей).
часть 2
Загадка: С неба звёзды падают, лягут на поля,
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло,
Звёздочки холодные, а земле тепло! (Снежинки).
Вспомните, какую форму имеют снежинки? Каждая из них по-своему красива, но все они имеют шесть граней и очень похожи на звёздочки (рассматривание рисунков детей).
Логическая задача. Однажды девочка Лена долго любовалась снежинками по дороге в детский сад. Она решила порадовать детей и своего любимого воспитателя: поймала снежинки на рукавичку и принесла в группу. Но вместо ярких искрящихся снежинок на рукавичке оказались капельки воды. Где же снежинки? (Ответы детей).
От чего тает снег? (Ответы детей).
Как вы думаете, где быстрее растает снег: около батареи, в тазике с водой, на подоконнике, в миске на столе, в холодильнике?
Опыт.
Дети опытным путём, с помощью песочных часов и комнатного термометра, определяют зависимость скорости таяния снега от температуры воздуха.
часть 3
Восп: При помощи маленьких человечков изобразим таяние снега в банке. Сначала сделаем круг: баночка из стекла твёрдая; внутри баночки твёрдый снег (крепко держимся за руки). Но вот мы поставили баночку возле батареи: снег тает и превращается в воду (дети ставят руки на пояс, изображая человечков воды). А теперь представьте, что мы вынесли нашу баночку на улицу, на мороз (вода превратится
в лёд - изображают).
Какой лёд? Расскажите о нём. (Холодный, твёрдый, прозрачный.)
А что легче: лёд или вода?
Опыт.
Дети опытным путём устанавливают, что лёд плавает на воде и не тонет.
Вывод: лёд легче воды.
Восп: Где быстрее растает лёд: в тарелке, в холодной воде или в холодильнике?
Опыт.
Дети опытным путём устанавливают скорость таяния льда в зависимости от температурного режима и делают выводы.
Восп: Где можно встретить лёд в холодное время года?
А если на улице тепло? (В холодильнике, на ледовом стадионе).
Молодцы! А в награду ещё несколько загадок:
1.Бел, да не мел, ног нет, а идёт (Снег.)
2.Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, коль поймаешь на ладонь (Снег).
3.Без досок, без топоров через речку мост готов!
Мост, как синее стекло: скользко, весело, светло! (Лёд).
часть 4
Дети зарисовывают опыты.