РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНА ИЗ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Летова В.И

МБДОУ детский сад № 5 «Незабудка»

города Старый Оскол Белгородской области

e-mail: [email protected]


РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНА ИЗ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДОУ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Во всех стратегических документах последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Обществу во все времена были нужны одарённые люди. По мнению авторов статьи, самым сензитивным периодом для развития творческих способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Однако, далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья, детский сад и школа.

Задача детского сада и школы - разглядеть способности ребёнка и развить их. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. Мы считаем, что на уровне детского сада, необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в своем развитии.

По моему мнению, в основе педагогической сущности одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Как показывают наблюдения, многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию.

Одаренные дети в детском саду - это отдельный пласт общества. Обычно их не так много (один или два ребенка на группу), но они требуют особого подхода. Перед нами стояла задача: выявить, поддержать, развить одаренных детей, вселить в них уверенность в своих силах. Главными направлениями по работе с ними, на наш взгляд, является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Работа с одарённым ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей, требует много времени, знаний и сил. Мы осознавали ответственность перед одарённым ребенком в том, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и не могли не брать в расчёт ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому мы свою работу с одарёнными детьми строили параллельно с основными видами и направлениями реализации программы.

Свою работу строила в системе: на первом этапе разработала пошаговую модель взаимодействия воспитателя с родителями в решении задач активизации возможностей детей, которая включает в себя:

  1. поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться;

  2. совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности;

  3. установление общих требований к поведению ребёнка;

  4. упрочение сотрудничества в достижении общей цели;

  5. реализация достигнутых договорённостей;

  6. реализация единых педагогических возможностей.

Второй этап - разработали структуру работы с одарённым ребёнком, в которую входит теоретический блок; блок совместной деятельности; практический блок.

Теоретический блок позволяет расширить возможности одарённых детей и предусматривает: приобретение знаний, умений, навыков через дифференцированный подбор заданий на опережение, через индивидуальную работу с помощью традиций (игра на прокат, игра в гости), индивидуальные исследовательские проекты (эксперимент, наблюдение, беседа со взрослыми).

Блок совместной деятельности обеспечивает возможность одарённым детям делиться и демонстрировать свои знания, умения и навыки:

а) с другими детьми: помощь в выполнении заданий с детьми с низким и средним уровнем успешности усвоения программы, выступление в роли педагога на отдельных промежутках исследования;

б) с родителями: помощь воспитателю при подготовке индивидуальных консультаций, выступление на родительских собраниях;

в) с педагогами: демонстрация своих достижений через участие в мастер-классах, педсоветах, открытых занятиях.

Практический блок.

Работа данного блока направлена на создание условий для реализации своих возможностей на практике: выступление на городских и областных конкурсах; представление выступлений на педагогических советах, методических объединениях, конференциях, демонстрация достижений на родительских собраниях.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, развивать детей, воспитывать необходимо через обогащение их опыта полными, верными, яркими образами окружающей действительности. Мы осуществляли это через краеведческую деятельность, в которой заложены большие возможности для творческого развития дошкольников.

В процессе прогулок, экскурсий, походов знакомила детей с природой родного края, проводили опыты, эксперименты, знакомила с образцами художественных промыслов (с глиняной игрушкой, с работами народных мастеров). Дети стали интересоваться вопросами охраны окружающей среды от загрязнения, свойствами глины (из какой лучше лепить игрушки), свойствами дерева.

Я старалась не передавать им готовые знания, а помогала развиваться, создавая такие ситуации, при которых воспитанники вели самостоятельный поиск решения проблем, осуществляли поиск новых, оригинальных способов их решения. Достижения наших воспитанников демонстрировали через участие в конкурсах различного уровня.

Также необходимо отметить и то, что семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Таким образом, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. А кто как не педагог сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты!

© 2010-2022