- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация для родителей О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника
Консультация для родителей О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Татанова О.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьяков, 1995г.).
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Экспериментирование - это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания,
полученные самостоятельно, запоминаются надолго.
Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,
наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:
-
Наблюдение - составная часть любого эксперимента.
-
Эксперимента без труда не бывает.
-
Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
-
Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
-
Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
-
С чтением художественной литературы.
-
С музыкальным воспитанием.
Экспериментирование - это творческий процесс и наряду с игрой -
ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать
предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей
познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.
В уголке экспериментирования должно быть:
-
оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
-
природный материал;
-
коллекции веществ и материалов;
-
приборы для проведения опытов;
-
картотека опытов;
-
алгоритмы проведения опытов;
-
дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:
цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.
Формы экспериментирования могут быть различными:
-
совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
-
самостоятельная деятельность детей.
Цель эксперимента:
-
создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
-
сформировать интерес к исследованию природы;
-
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
-
стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;
-
активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Применение экспериментирования оказало влияние на:
-
повышение уровня развития любознательности;
-
исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопос-тавлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
-
речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
-
личностные характеристики (появление инициативы, самосто-
ятельности, умения сотрудничать с другими, потребности
отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
-
знания детей о неживой природе.
В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию.
Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии
и некоторые научные знания.
Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о
свойствах воды, мыла, растворимости веществ.
-
Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:
-
пластмассовая игрушка;
-
камешек;
-
губка;
-
металлическая машинка.
-
Опыт: «Что быстрее растворится?»
-
морская соль;
-
мыло;
-
шампунь.
Кухня - тоже место для эксперимента.
-
Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится, а что нет:
-
соль;
-
рис;
-
сахар;
-
мед;
-
сода;
-
мука.
-
Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду
и добавьте уксус.
-
Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:
Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,
накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития
детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.
(Материал из интернета)