Фрагмент занятия по математике с использование моделей

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» п. ЯСНЫЙ



Конкурс методических материалов на лучшую разработку конспекта с использованием наглядного моделирования



Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

в подготовительной группе







Воспитатель: Земцовская

Валентина Петровна, 1 кв. категория









Ясный 2015

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе

Тема: Итоговая НОД «Катя и Время»

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи:

Обучающие:

научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев;

Развивающие:

развивать интерес к математике, представление о времени, развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;

Воспитывающие:

расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.

Материалы и оборудование:

наглядные модели всех часов страны Времени;

изображение Старика-Годовика (Деда Мороза), Времен года, братьев Месяцев, братьев Гномов, гнома Тик-Так;

наглядная модель часов с цифрами и двумя стрелками.

Предварительная работа:

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени;

Изготовление моделей различных временных промежутков;

Дидактические игры на развитие ориентировки во времени.

Ход:

Воспитатель: Я расскажу вам сегодня сказку о стране Времени. В ней вы повстречаетесь с уже знакомыми вам персонажами: гномом Тик-Так, Весной, Летом, Осенью и Зимой, двенадцатью братьями Месяцами и другими жителями этой страны. (Педагог читает детям сказку.)

Катя и Время

Катя собиралась с бабушкой на вечернюю прогулку и очень долго одевалась. Бабушка сказала:

- Катя, быстрее, время идет, солнышко сядет и будет холодно.

- Бабушка, а что такое время? Куда оно идет? Покажи его мне! - затараторила Катя.

- Возьми с собой мяч,- сказала бабушка, - и я все тебе расскажу.

На прогулке бабушка нарисовала на песке солнышко и большое кольцо вокруг него. По этому кольцу она прокатила один раз мяч и сказала:

- Земля, на которой мы живем, это шар, похожий на твой мяч, и этот шар летает вокруг Солнца. Пролетит шар один круг, и на Земле пройдет год. Но еще этот шар вертится вокруг самого себя - один раз повернется, и на Земле пройдет один день.

- Как интересно! - сказала Катя и до конца прогулки
играла с мячом.

Вечером бабушка рассказала Кате сказку о стране Времени:

- На воротах этой страны висят знакомые и тебе, и
мне часы с цифрами, расположенными по кругу, и двумя
стрелками (педагог показывает детям наглядную модель
этих часов). По ним определяют время все жители этой
страны. Но у каждого из них есть и свои, особенные часы.

В красивом ледяном доме живет Старик - Годовик. (Педагог показывает детям изображение Старика - Годовика.) Его еще называют Дед Мороз. На стене у него висят большие часы с одной стрелкой (показывает часы Старика-Годовика). Весь год он собирает подарки детям и, когда стрелка пройдет полный круг (педагог показывает детям движение стрелки на часах Старика - Годовика) и остановится на елочке, он кладет свои подарки в сани и отправляется к ребятам на праздник - встречать Новый год.

Неподалеку, среди берез, стоят четыре сияющих дворца, здесь живут четыре сестры. Белый, весь в алмазных и серебряных блестках - дворец волшебницы Зимы. В изумрудном дворце, расписанном цветами, живет красавица Весна. Доброе Лето живет в красном дворце, а дворец Осени сверкает золотом.

На самой высокой башне каждого дворца красуются часы, разделенные на четыре части (педагог показывает детям наглядную модель часов Времен года). И когда стрелка показывает на одну из них (педагог передвигает стрелку, например, на зеленую часть круга - Весну), то одна из сестер вступает в свои права. Каждая из них берет себе трех помощников - братьев Месяцев.

Воспитатель: Ребята, назовите ту сестрицу, чье время наступило сейчас по этим часам. Правильно, это Весна. Каких братьев она возьмет себе в помощники? Да, это Март, Апрель и Май. (Педагог выставляет на фланелеграф изображения названных месяцев.)

Братья Месяцы живут в замке на берегу реки. Часто вечерами сидят они у камина, над которым висят часы, разделенные на двенадцать частей. По стрелке они определяют, когда приходит черед следующего брата. (Педагог показывает детям наглядную модель часов братьев Месяцев и выставляет их изображения на фланелеграф, распределяя по трое в соответствии с временами года.)

У Старика - Годовика, четырех сестер и братьев Месяцев часы одного размера, и стрелка на них движется одинаково, различаются их часы только тем, что разделены на разное количество частей (педагог показывает детям модели всех часов). Но у каждого брата есть еще и свои часы, разделенные на четыре части - недели (педагог показывает детям наглядную модель часов Месяца).

Домик под названием Неделя, где живут семь братьев гномов, укрылся в лесу. Там живут трудолюбивые (педагог по очереди выставляет на фланелеграф изображения всех гномов) Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Часы гномиков разделены на семь частей, и стрелка на них движется быстрее, чем у месяцев (педагог показывает детям изображение часов Недели, движением стрелки иллюстрируя свой рассказ). На часах Недели стрелка пройдет целый круг, а за это же время стрелка на часах Месяца всего лишь передвинется с одной части круга на следующую.

По маленьким часикам, разделенным на четыре части (показывает наглядную модель часов гнома Тик-Так), определяет время их младший брат, гном Тик-Так, который живет в чашечке цветка на опушке (педагог выставляет на фланелеграф изображение гнома Тик-Так). Посмотрев на них, он знает, когда наступает утро, день, вечер и ночь. Стрелка его часов движется быстрее, чем у всех остальных (педагог сопровождает свой рассказ движением стрелки на часах гнома Тик-Так).

На часах гнома Тик-Так стрелка пройдет целый круг, а за это же время стрелка на часах Недели передвинется только с одной части круга на следующую.

Все жители страны очень ценят и берегут время, всегда идут друг за другом, и никогда не опаздывают.

- Какая интересная сказка! Теперь я знаю, что такое Время, и тоже буду его беречь! - сказала Катя. Она быстро уснула, и во сне ей приснилась сказочная страна Времени.

Вопросы к детям

  • Для чего нужны часы? (Чтобы по ним определять время.)

  • Зачем нужно знать время? (Чтобы никогда не опаздывать, планировать свои дела, одеваться соответственно времени года, знать, когда наступит день рождения, праздники и т. д.)

  • Что быстрее пройдет: сутки или неделя (сутки или зима, год или весна и т. д.)?

  • Покажите на всех часах, как передвинется стрелка за то время, пока длится месяц июнь? (и т. д.)

© 2010-2022