Основы сотрудничества детского сада и семьи

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для воспитателей

«Основы сотрудничества детского сада и семьи»


Несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка родители могут получить сейчас разными путями - это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Современная семья все-таки нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Воспитатель, ежедневно общаясь с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт семейного воспитания каждой семьи.

Как же вовлечь родителей в жизнь группы?

Существует мнение, что из-за большой загруженности насущными проблемами, забота о карьерном росте и «хлебе насущном», добывании материальных благ, родителей трудно привлечь к сотрудничеству с детским садом. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Педагоги не всегда готовы к взаимодействию с родителями в силу ряда причин. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше, что не нужен контролер (и без них много проверяющих, что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов (особенно у начинающих, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

И проблема не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Надо понять, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

Надо научиться устанавливать позитивный контакт с родителями воспитанников, выявлять трудности и имеющийся положительный опыт. Для этого необходимо знать интересы и запросы семьи. Становясь активными участниками жизни детского сада и процесса воспитания и обучения своих детей, у мам и пап понимается самооценка, видят происходящие изменения в них самих и в ребёнке, и в результате, что очень важно, чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят личный вклад в процесс и сами приобретают новые знания и умения.

Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей воспитания и обучения и сложностей, которые с этим связаны;

• возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

• родители обучаются видам деятельности, которыми можно заниматься с детьми дома;

• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

• устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

Что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

• в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;

• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

Положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к сотрудничеству членов семей воспитанников:

• новый взгляд на позицию в общении «взрослый-ребенок». Пока родитель общается с детьми, в это время воспитатели могут провести индивидуальную работу с отдельными детьми или подгруппой детей;

• узнать возможности родителей и умение проявить педагогические таланты, имеющиеся знания и опыт по организации деятельности с детьми, разносторонние интересы и увлечения в процессе занятий с детьми;

• понимание родителями важности и получение удовольствия от общения с ребёнком дома (например, в выходные дни, на отдыхе, закрепления знаний, получаемых в детском саду;

• родители вносят предложения по улучшению и совершенствованию, с их точки зрения, воспитательного процесса в детском саду;

• возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;

• возможность узнать, какие общие занятия и увлечения объединяют всех членов конкретной семьи.

Коммуникативная компетентность педагога заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления процессом общения.

Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических задач:

1. Направление общения задает воспитатель.

2. Использовать педагогически оправданные формы общения с родителями.

3. Умение предусмотреть и создать благоприятный микроклимат, располагающий к обмену информацией.

Советы воспитателю - как взять инициативу в общении:

- инициировать общение при первоначальном контакте с родителями;

- не затягивать процесс перехода от момента приветствия, приглашения к деловому и личностному общению;

- отвергнуть предубеждения по поводу стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;

- чётко определить момент, во время которого реализуется задача привлечения родителей к взаимодействию по решению воспитательных вопросов;

- использование вербальных и невербальных средств в общении: мимика, контакт глазами, активное слушание;

- показывать заинтересованность к проблемам родителей, трудностям и успехам детей;

Как организовать целенаправленную деятельность родителей, направленную на развитие коммуникативности и повышение их активности.

Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада.

Например:

1. Пригласить родителя понаблюдать за тем, как ребёнок играет и взаимодействует с другими детьми в группе.

2. Родители могут оказать помощь воспитателю в сопровождении детей на экскурсию за пределы детского сада, принять участие в детских праздничных мероприятиях.

3. Организовать при непосредственном общении (это может быть Круглый стол, мастер-класс) передачу воспитательного опыта более опытных родителей начинающим.

Можно повысить активность родителей, используя:

1. Метод проигрывания ситуаций работы воспитателя - родителям предлагается показать работу с детьми в роли воспитателя по следующим направлениям: приём детей, организация игры, организация слушания художественного произведения, одевание на прогулку, проведение приёма пищи и т. д.

2. Этюд «Мечты и откровения - на темы: «Самый грустный день моего ребёнка», «Любимая игра моего ребёнка», «Мой ребёнок больше всего любит, когда я… .», «Я сделаю всё, чтобы мой ребёнок … » и т. п.

3. Большая страна и малая родина - в группе на карте дети обозначают места, откуда приехали их предки, специальными фишками, которые изготавливаются в семье совместно со всеми ее членами. Активизировать ребенка и его родителей на трансляцию знаний о семейных корнях на занятиях, в игровой деятельности, составлении презентации или альбома.

4. Старый сундучок (какие предметы сохранились в семье и передаются из поколения в поколение (это может быть книга, первая игрушка, старое елочное украшение, кукла, сувениры прошедших времен и т. п.) - подготовить презентацию совместно с родителями, составить план защиты в любой доступной форме: стенгазета, буклет, альбом, видео фильм, фотовыставка, семейное выступление.

5. Метод стимуляции интереса - поощрение родителей наградами, сделанными руками детей за различные успехи: «Лучший чтец», «Гордость сада», «Надежда спорта», «Дружная семья», «Лучший расказчик» и др.

Необходимо отойти от традиционного понимания работы с родителями и ориентироваться на работу по поддержке семьи и помощь в реализации инициатив родителей. А для этого нужно повысить активность родителей и предоставить им соответствующее пространство в детском саду для самореализации.

Вывод.

Взаимопонимание не появится по «взмаху волшебной палочки». Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат, будьте уверены, обязательно будет. Только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации дошкольников, научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему. Не забывайте хвалить своих родителей!

Используемая литература:

1. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М: Линка-Пресс, 2007.


© 2010-2022