• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Образовательная программа дополнительного образования детей художественно – эстетической направленности «Оригамики» Возраст детей 5, 5 лет Срок реализации 2 года

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно – эстетической направленности «Оригамики» Возраст детей 5, 5 лет Срок реализации 2 года

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК ВАНИНО» ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ



Рекомендовано

Методическим советом

МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино

Протокол № ____________

От «____» __________ 2015 г.

Утверждено на заседании

Педагогического совета

МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино

Протокол № ________

От «_____» _________ 2015 г.

Директор МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино

________________ Л.В. Медуницына

_________Л.В. Медуницына

«__»___________2015г.






Образовательная программа

дополнительного образования детей

художественно - эстетической направленности

«Оригамики»

Возраст детей 5, 5 лет

Срок реализации 2 года


Педагог дополнительного образования

Чакина Лариса Евгеньевна













п. Ванино 2015 г.

Пояснительная записка


Программа «Оригамики» дополнительного образования детей имеет художественнно - эстетическую направленность и направлена на овладение обучающимися основными приемами и техниками оригами. Программа реализуется в МБОУ ДО Центр внешкольной работы п. Ванино.

Создана на основе методических пособий Е.Ю. Афонькиной «Весёлые уроки оригами в школе и дома»; С. Соколовой «Школа оригами»; Т. Морозовой «Оригами».

Программа общеразвивающая, предусматривает обучение по технологии от простого, к сложному. В принципы развивающего обучения по данной программе входят:

- Обучение детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;

- Развитие у детей способностей работать руками. Обучение по программе «Оригамики», приучает к точным движениям пальцев, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;

- Обучение концентрации внимания: сосредоточение на процессе изготовления поделки, следование устным инструкциям;

- Развитие памяти: ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

- Формирование у детей основных геометрических понятий: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;

- Развитие пространственного воображения: ребенок учится читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия;

- Развитие художественного вкуса и творческих способностей детей, активизация их воображения и фантазии;

- Создание игровых ситуаций, способствующих адаптации ребенка к жизни в обществе, расширение коммуникативных способностей;

- Формирование и развитие трудовых навыков, культуры труда: аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

- Формирование общей культуры ребенка.

Актуальность программы «Оригамики» заключается в том, что она позволяет детям удовлетворить свои познавательные и творческие интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения, приобрести умение осуществлять совместную деятельность и доводить начатое дело до конца. Учитывая возраст детей, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.

Новизна данной образовательной программы предусматривает становление самостоятельности, настойчивости как устойчивой черты характера детей, развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности с помощью использования ИКТ (презентации, обучающее видео, интерактивная доска). Занятия осуществляются в форме учебной игры. Диагностика осуществляется в три этапа по диагностической карте..

В процессе освоения программы возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Объем программы и её адресат: выполнение программы рассчитано на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа. Первый год обучения - 144 часа; второй год обучения - 144 часа.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7 - 11 лет. Условия набора детей в объединение: на основании заявления.

Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом, работа по программе «Оригамики» предусматривает работу с ножницами, это следует учесть при комплектации групп, рекомендовано комплектовать группы из 10-12 человек.

Цель программы:

Создание эффективных условий на занятиях оригами направленных на развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через овладения навыками прикладного творчества.

Овладение обучающимися элементарными приемами техники оригами для эстетической, творческой самореализации личности.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

- Научить детей основным геометрическим понятиям, основным базовым формам оригами; рационально использовать материал.

Развивающие задачи:

- Развивать у обучающихся умения следовать устным инструкциям, способствовать развитию словарного запаса ребенка специальными терминами, развивать внимательность, память, логическое и пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать мелкую моторику рук и глазомера;

Воспитательные задачи:

- Воспитать интерес к искусству оригами, расширять коммуникативные способностей детей; формировать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.

Формируемые знания и умения у обучающихся

Знания:

- название изученных материалов и инструментов, их назначение;

- правила техники безопасности труда при работе;

- правила планирования и организации труда;

- классификацию и свойства бумаги;

- правила чтения схем; основные базовые формы, правила ухода и хранения изделий из бумаги;

- основы композиции;

- история оригами как общенациональная культура Японии.

Умения:

- выполнять работу самостоятельно с опорой на схему;

- осуществлять самоконтроль, планирование, анализ основных и промежуточных этапов изготовления;

- проявлять элементы творчества на всех этапах;

- соблюдать правила безопасной работы;

- эстетично оформлять изделия и композиции;

- свободно пользоваться описаниями и схемами по оригами;

- изготавливать плоские (аппликативные) и объёмные фигуры;

- выполнять отдельные элементы и сборку изделий, хранить изделия из бумаги согласно правилам.

Результативность программы и диагностика достижений

В течении учебного года осуществляется 3 диагностики (входящая, промежуточная, итоговая)

Оценка образовательной деятельности проводится с помощью Диагностической карты «Оценка результатов освоения программы»

На обучающихся заполняются карты с периодичностью 3 раза в год - в начале, середине и конце учебного года. Для отслеживания участия обучающихся в конкурсах заполняется карта "Реализация творческого потенциала".

Каждая работа наглядно показывает возможности обучающегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Контролируется качество выполнения изделий с учетом следующих критериев:

- удовлетворительное качество работы и примерное соответствие представленной схеме;

  • четкое соблюдение технологической последовательности по представленной схеме;

  • оригинальность творческих работ.

Этапы всех разделов программы осуществляются по схеме от простого к сложному и усложняются от занятия к занятию в течении учебного года. Критерии оценивания обучающихся на 1 и 2 годах обучения:

1-й год обучения -аккуратность, умение следовать наглядным инструкциям, наличие творческого элемента;

2-й год обучения - аккуратность, умение следовать устным инструкциям, самостоятельность, фантазия, создание композиции;

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей: составление альбома лучших работ; проведение выставок детских работ, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

К концу 1-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • историю оригами как общенациональную культуру Японии;

  • основные материалы предназначенные для работы в технике оригами;

  • правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

  • особенности техники плетения на проволоке;

  • особенности техники плетения на леске;

  • способ выкладки бисера по контуру на клей ПВА;

  • комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости.

Обучающиеся будут уметь:

  • правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;

  • читать простые схемы;

  • отличать по схемам несложную технику исполнения;

  • выполнять бисерные работы в разных техниках (плетение на проволоке, плетение на леске, выкладка по контуру);

  • доводить начатую работу до конца;

  • работать в коллективе.

К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:

- правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

  • применение бисера в национальных костюмах коренных народов родного края;

  • как выполнить расчет нитей для плетения бисером на станке;

  • знать ажурные техники низания и уметь их различать;

  • читать сложные схемы;

  • комплекс здоровье сберегающих упражнений для снятия усталости и самостоятельно применять их.

Обучающиеся будут уметь:

- пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения;

  • натягивать нити для плетения на станке;

- самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях;

  • работать по готовым схемам и составлять свои несложные схемы;

  • изготавливать объемные фигурки;

  • плести из пайеток;

  • доводить начатую работу до конца.

Формы, методы и приёмы реализации программы: групповая, индивидуальная.

- словесные: устное изложение, беседа, объяснение;

- наглядные: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, работа по образцу;

- практические: выполнение работ по инструкционным картам, схемам, на основе примера;

По количеству обучающихся программой предусматривается коллективная, групповая, индивидуальная и самостоятельная форма обучения.

Формы проведения занятий: наряду с традиционными формами занятий используются нетрадиционные формы проведения занятий: игра, экскурсия, конкурсы.

Время проведения занятия 45 минут, в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными особенностями детей.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети должны знать:
- приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами;

- основные геометрические понятия;

- основные базовые формы оригами;

В результате обучения по данной программе дети должны уметь:

- уметь организовывать свое рабочее место;

- научиться различным приемам работы с бумагой (складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание);

- складывать из бумаги основные базовые формы оригами;

- следовать устным инструкциям;

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

Методы отслеживания успешности овладения обучающимися содержанием программы: выполнения обучающимися диагностических заданий;

Условия для реализации программы:

Наличие оборудованного учебного кабинета;

Раздаточного материала;

Наглядных пособий (схемы, инструкционные карты);

Материальная база:

Технические средства обучения: (мультимедийное устройство).




Календарно - тематический план (72 часа) I год обучения

п/п

Дата проведения занятия/день

недели

Тема

Кол-во

часов

Теор.

Прак.

1

15.09.15

вторник

Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с оригами.

1

1


2

17.09.15

четверг

Правила поведения на занятиях.

Входная диагностика.

1

0,5

0,5

3

22.09.15

вторник

Термины, принятые в оригами.

Квадрат

1

0,5

0,5

4

24.09.15

четверг

Деление квадрата на 2 равные части (два прямоугольника);

Базовая форма «Книга»

1

0,5

0,5

5

29.09.15

вторник

Деление квадрата на 4 равные части, чертеж схемы.

«Прямоугольник на прямоугольник»

1

0,5

0,5

6

01.10.15

четверг

Деление квадрата на 4 равные части, чертеж схемы. Определение вертикальной и горизонтальной линии.

1

0,5

0,5

7

06.10.15

вторник

Деление квадрата на 4 равные части, чертеж схемы. Определение вертикальной и горизонтальной линии. Пересечение двух линий. Определение центра.

1

0,5

0,5

8

08.10.15

четверг

Деление квадрата на 4 равные части, чертеж схемы. Определение центра.

1

0,5

0,5

9

13.10.15

вторник

Базовая форма «Конфетка»

Лист

1

0.5

0.5

10

15.10.15

четверг

Дерево с листочками

1

0,5

0,5

11

20.10.15.

вторник

Корона (изготовление модулей)

1

0,5

0,5

12

22.10.15

четверг

Корона (сборка конструкции)

1


1

13

27.10.15

вторник

Кузнечик

1

0,5

0,5

14

29.10.15

четверг

Базовая форма «Блинчик»

1

0,5

0,5

15

03.11.15

вторник

Письмо Карлсону

1

0,5

0,5

16

05.10.15

четверг

Цветок

1

0,5

0,5

17

10.11.15

вторник

Стол

1

0,5

0,5

18

12.11.15

четверг

Борец сумо

1

0,5

0,5

19

17.11.15

вторник

Розочка (2 карты)

1

0,5

0,5

20

19.11.15 четверг

Хризантема

1

0,5

0,5

21

24.11.15 вторник

Браслетик (изготовление модулей)

1

0,5

0,5

22

26.11.15 четверг

Браслетик (сборка конструкции)

1


1

23

01.12.15 вторник

Пасхальный цыпленок

1

0,5

0,5

24

03.12.15 четверг

Базовая форма «Шкафчик»

1

0,5

0.5

25

08.12.15 вторник

Мой шкафчик

1

0,5

0.5

26

10.12.15 четверг

Дом

1

0,5

0,5

27

15.12.15 вторник

Телефон

1

0,5

0,5

28

17.12.15 четверг

Стебель и лист

1

0,5

0,5

29

22.12.15 вторник

Композиция «Моя улица»

1

0,5

0,5

30

24.12.15 четверг

Базовая форма «Треугольник»

1

0,5

0,5

31

29.12.15 вторник

Положение листа, определение углов для соединения базовой формы. Понятие диагонали.

1

0,5

0,5

32

31.12.15 четверг

Изготовление базовой формы «Треугольник»

Определение «Вершины», «Основания», количества углов, сторон, диагональ.

1

0,5

0,5

33

09.01.16

суббота

Изготовление камушек в ходе акции «Помоги зимующей птице»

1


1

34

12.01.16 вторник

Зайчик

1

0.5

0.5

35

14.01.16 четверг

Стакан

1

0,5

0,5

36

19.01.16 вторник

Кот

1

0,5

0,5

37

21.01.16 четверг

Щенок

1

0,5

0,5

38

26.01.16 пятница

Рыба - пила (с элементом гофрировки)

1

0,5

0,5

39

28.01.16 четверг

Полосатый котик

1

0,5

0,5

40

02.02.16 вторник

Рыба

1

0,5

0,5

41

04.02.16 четверг

Рыбки (2 вида, изготовление, водоросли, камни)

1

0,5

0,5

42

09.02.15 вторник

Рыбки (оформление аквариума, стилизация)

1


1

43

11.02.16 четверг

Стилизованный цветок (изготовление цветка, стебля, лист)

1

0,5

0,5

44

16.02.16 вторник

Стилизованный цветок (оформление работы)

1


1

45

18.02.16 четверг

Летящий голубь

1

0,5

0,5

46

25.02.16 четверг

Муха

1

0,5

0,5

47

01.03.16 вторник

Патрик - морская звезда

1

0,5

0,5

48

03.03.16 четверг

Корабль

1

0,5

0,5

49

10.03.16 четверг

Кузнечик

1

0,5

0,5

50

15.03.16 вторник

Собака (2 карты)

1

0,5

0,5

51

17.03.16 четверг

Лиса

1

0,5

0,5

52

22.03.16 вторник

Лягушка

1

0,5

0,5

53

24.03.16 четверг

Цикада

1

0,5

0,5

54

29.03.16 вторник

Базовая форма «Воздушный змей»

1

0,5

0,5

55

Экскурсия в Центр японской культуры

«ХАМАНАСУ»

1


1

56

31.03.16 четверг

Определение диагонали, чертеж схемы «Воздушный змей»

1

0,5

0,5

57

Оформление выставки объединения «Весенняя капель»

1


1

58

05.04.16 вторник

«Когти - страшилки»

1

0,5

0,5

59

07.04.16 четверг

Гномик

1

0,5

0,5

60

12.04.16 вторник

Тополь (2 карты)

1

0,5

0,5

61

14.04.16 четверг

Мороженое, шарики к мороженому (б.ф. блинчик)

2

0,5

1,5

62

19.04.16 вторник

Кит

1

0,5

0,5

63

21.04.16 четверг

Сова

1

0,5

0.5

64

26.04.16 вторник

Лодка

1

0.5

0.5

65

28.04.16 четверг

Курочка

1

0,5

0,5

66

03.05.16 вторник

Восьмиконечная звезда

1

0,5

0,5

67

05.05.16 четверг

Мышонок (8 карт изготовление)

1

0,5

0,5

68

10.05.16 вторник

Мышонок (формирование, оформление)

1


1

69

12.05.16 четверг

Подсолнух (15 сегментов основа)

1

0,5

0,5

70

17.05.16 вторник

Подсолнух (стебель, лист, формирование подсолнуха)

1


1

71

19.05.16 четверг

Ёлка

Итоговая диагностика

1

0,5

0,5

72

24.05.16 вторник

Итоговое занятие «Чему мы научились за год».

1

0,5

0,5



ИТОГО

72









Календарно - тематический план (72 часа) II год обучения


№ п/п

Дата проведения занятия/день

недели

Тема

Кол-во

часов

Теор.

Прак.

1

18.09.15 пятница

Инструктаж по технике безопасности;

Правила поведения на занятиях;

Повторение базовых форм и условных обозначений;

1

0.5

0.5

2

21.09.15

понедельник

Деление листа бумаги на необходимый формат и работа с ним;

Диагностика подготовленности;

1

0.5

0.5

3

25.09.15

пятница

Черчение простых схем оригами (линейка + карандаш);

1

0,5

0,5

4

28.09.15

понедельник

Аппликативные оригами

«Цветочный букет ко Дню учителя»

Изготовление цветов;

1

0,5

0,5

5

02.10.15

пятница

Оформление открытки;

1


1

5

05.10.15

понедельник

«Осенний натюрморт» (корзинка, яблоки, грибы)

1

0,5

0,5

6

09.10.15

пятница

«Осенний натюрморт» оформление

1


1

7

12.10.15

понедельник

«Осенний натюрморт» (цветы, клубника, лимон)

1

0,5

0,5

8

16.10.15

пятница

«Осенний натюрморт» оформление

1


1

9

19.10.15

понедельник

«Чудесница осень»

(деревья, дома, люди)

1

0,5

0,5

10

23.10.15

пятница

«Чудесница осень» оформление

1


1

11

26.10.15

понедельник

«Чудесница осень» (животные, птицы)

1

0,5

0,5

12

30.10.15

пятница

«Чудесница осень» оформление

1


1

13

02.11.15

понедельник

Базовая форма «Шкафчик»

1

0.5

0.5

14

Оформление выставки объединения

«Осенний калейдоскоп»

1


1

15

06.11.15

пятница

Ферма и ее обитатели (корова, овечка, курочка)

1

0,5

0,5

16

Ферма и ее обитатели (сборка работы, оформление)

1


1

17

09.11.15

понедельник

Пианино

1

0,5

0,5

18

13.11.15

пятница

Говорящая лиса

1

0,5

0,5

19

16.11.15

понедельник

Грибок

1

0,5

0,5

20

20.11.15

пятница

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

0,5

0,5

21

23.11.15

понедельник

Коробка

1

0,5

0,5

22

27.11.15

пятница

Коробочка - звезда

1

0,5

0,5

23

30.11.15

понедельник

Цветок

1

0,5

0,5

24

04.12.15

пятница

Тюльпан

1

0,5

0,5

25

07.12.15

понедельник

Корзинка

1

0,5

0,5

26

11.12.15

пятница

Елочка в снегу

1

0,5

0,5

27

14.12.15

понедельник

Сумка для цветов

1

0,5

0,5

28

18.12.15

пятница

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

0,5

0.5

29

21.12.15

понедельник

Ходячий гномик

Промежуточная диагностика.

1

0,5

0.5

30

25.12.15

пятница

Прыгающая лягушка

1

0,5

0,5

31

28.12.15

понедельник

Летучая мышь

1

0,5

0,5

32

30.12.15

среда

Черепаха и жук

1

0,5

0,5

33

09.01.16

суббота

Изготовление камушек в ходе акции «Помоги зимующей птице»

1


1

34

11.01.16

поедельник

Водяная бомбочка

1

0,5

0,5

35

15.01.16

пятница

Надувная рыбка

1

0,5

0,5

36

18.01.16

понедельник

Надувной кролик

1

0,5

0,5

37

22.01.16

пятница

Новогоднее оригами. Ёлочные украшения.

1

0,5

0,5

38

25.01.16

понедельник

Новогодняя открытка с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снеговиком.

1

0,5

0,5

39

01.02.16

понедельник

Новогодняя открытка (оформление, стилизация)

1


1

40

05.02.16

пятница

Ракета, церковь (диагностика)

1

0,5

0,5

41

08.02.16

понедельник

Базовая форма «Рыба»

1

0,5

0,5

42

12.02.16

пятница

Карп

1

0,5

0,5

43

15.02.16

понедельник

Морской котик

1

0,5

0,5

44

19.02.16

пятница

Кит

1

0,5

0,5

45

22.02.16

понедельник

Шкатулка

1

0,5

0,5

46

26.02.16

пятница

Базовая форма «Птица»

1

0,5

0,5

47

29.02.16

понедельник

Ворон

1

0,5

0,5

48

04.03.16

пятница

Павлин

1

0,5

0,5

49

11.03.16

пятница

Цапля

1

0,5

0,5

50

14.03.16

понедельник

Журавлик счастья

1

0,5

0,5

51

18.03.16

пятница

Ласточка

1

0,5

0,5

52

21.03.16

понедельник

Улитка

1

0,5

0,5

53

25.03.16

пятница

Мышь

1

0,5

0,5

54

28.03.16

понедельник

Летящий журавлик

1

0,5

0,5

55

Оформление выставки «Красавица весна»

1


1

56

30.03.16

среда

Изготовление кормушек для птиц на основе втулки, с применением теста + зерно

1


1

57

01.04.16

пятница

Журавль на гнезде

1

0,5

0,5

58

Экскурсия в Центр японской культуры

«ХАМАНАСУ»

1


1

59

04.04.16

понедельник

Базовая форма «Катамаран»

1

0,5

0,5

60

08.04.16

пятница

Парусная лодка

1

0,5

0,5

61

11.04.16

понедельник

Пахарита

1

0,5

0,5

62

15.04.16

пятница

Бабочка

1

0,5

0,5

63

18.04.16

понедельник

Маска «Настроение»

1

0,5

0,5

64

22.04.16

пятница

Хризантема

1

0,5

0,5

65

25.04.16

понедельник

Шар «Кусудама» изготовление модулей

1

0,5

0,5

66

29.04.16

пятница

Шар «Кусудама» изготовление модулей

1


1

67

06.05.16

пятница

Шар «Кусудама» сборка модулей, крепление

1


1

68

13.05.16

пятница

Борец сумо

Итоговая диагностика

1

0,5

0,5

69

16.05.16

понедельник

Тематическое оригами к Дню Св. Валентина

«Валентинка»

1

0,5

0,5

70

20.05.16

пятница

«Птицы прилетели» коллективная работа (изготовление птиц, дерева, листва)

1

0,5

0,5

71

23.05.16

понедельник

«Птицы прилетели» коллективная работа, изготовление, оформление.

1


1

72

25.05.16

среда

Оформление выставки «Скоро лето».

1


1


ИТОГО

72





Содержание изучаемого курса

1 год обучения

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с оригами.

Теория: Мультимедийное путешествие в Японию на родину оригами. История создания искусства оригами.

Правила поведения на занятиях. Входная диагностика.

Теория: Правила пользования материалами и инструментами.

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Термины, принятые в оригами
.

Теория: Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Практика: Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.

Квадрат

Теория: изучение геометрической формы «Квадрат»

Практика: деление квадрата на 2, 4 равные части; определение центра квадрата; понятие «Прямоугольник на прямоугольник»; пересечение горизонтальной и вертикальной прямой;

Базовая форма «Книга»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Книга»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Книга ».

Практика: Определение середины квадрата путем сгибания квадрата пополам (получаем два равных прямоугольника). Прочертить линию сгиба.

Базовая форма «Конфетка»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Конфетка»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Конфетка».

Практика: Определение центра квадрата путем сгибания квадрата пополам путем «Прямоугольник на прямоугольник». Прочертить линии сгиба, определить центр квадрата, поставить точку на месте пересечения двух линий. Загнуть два противоположных угла квадрата к центру.

Базовая форма «Блинчик»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Блин»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Блин».

Практика: Определение центра квадрата путем сгибания квадрата пополам от разных сторон. Прочертить линии сгиба, определить центр, поставить точку на месте пересечения двух линий. Загнуть все 4 угла квадрата к центру.

Базовая форма «Шкафчик»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Шкафчик»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Шкафчик».

Практика: Изготовление базовой формы «Шкафчик» и моделей на ее основе: «Мой шкафчик», «Дом», «Телефон», «Стебель и лист», композиция «Моя улица»;

Базовая форма «Треугольник»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Треугольник»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Треугольник»;

Практика:

Положение листа, определение углов для соединения базовой формы. Понятие диагонали. Определение «Вершины», «Основания», количества углов, сторон, диагональ. Складывание квадрата по диагонали. Определение и прочерчивание складки «Долина».

Базовая форма «Воздушный змей»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Воздушный змей»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Воздушный змей».

Практика:

Определение углов квадрата, складывание по диагонали. Определение углов и основания треугольника. Загнуть один край листа к середине (середину определить путем сгибания квадрата по диагонали), тоже самое, повторить с другим краем квадрата.
Итоговое занятие «Чему мы научились за год».

Практика: Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).









Содержание изучаемого курса

2 год обучения

Вводное занятие

Теория: Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Повторение базовых форм и условных обозначений.

Входящая диагностика

Теория: Правила поведения на занятиях. Входная диагностика.

Практика: Деление листа бумаги на необходимый формат и работа с ним;

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Схемы, модули

Теория: Знакомство со схемами принятыми в оригами. Понятие модуль.

Практика: Черчение простых схем. Изготовление цветов из знакомых базовых форм.

«Осенний натюрморт»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в знакомых базовых формах.

Демонстрация работ выполненных в форме модульного оригами

Практика: Изготовление: корзинки, яблоки, грибы, клубники, лимон, цветы. Оформление работ.

Аппликативные оригами

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике аппликативные оригами. Демонстрация техники изготовления.

Практика: «Чудесница осень» изготовление: деревья, дома, люди, животные, птицы. Оформление.

Базовая форма «Двойной квадрат»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Двойной квадрат»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Двойной квадрат ».

Практика: Изготовление базовой формы «Двойной квадрат» и моделей на ее основе: «Коробка», «Коробочка звезда», «Цветок», «Тюльпан», «Корзинка», «Ёлочка в снегу», «Сумка для цветов».

Базовая форма «Двойной треугольник»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Двойной треугольник»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Двойной треугольник».

Практика: Изготовление базовой формы «Двойной треугольник» и моделей на ее основе: «Ходячий гномик», «Прыгающая лягушка», «Летучая мышь», «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Новогоднее оригами», «Ёлочные украшения», «Новогодняя открытка с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снеговиком», «Ракета», «Церковь». Диагностика ЗУН.

Базовая форма «Рыба»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Рыба»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Рыба».

Практика: Изготовление базовой формы «Рыба» и моделей на ее основе: «Карп», «Морской котик», «Кит», «Шкатулка».

Базовая форма «Птица»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Птица»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Птица».

Практика: Изготовление базовой формы «Птица» и моделей на ее основе: «Ворон», «Павлин», «Цапля», «Журавлик счастья», «Ласточка», «Улитка», «Мышь», «Летящий журавлик», « Журавль на гнезде».

Базовая форма «Катамаран»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Катамаран»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Катамаран».

Практика: Изготовление базовой формы «Катамаран» и моделей на ее основе: «Парусная лодка», «Пахарита», «Бабочка», «Маска настроение», «Хризантема», «Кусудама», «Борец сумо», тематическое оригами к Дню Св. Валентина «Валентинка», «Подсолнух».

Базовая форма «Лягушка»

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе б.ф. «Лягушка»;

Демонстрация техники складывания б.ф. «Лягушка».

Практика: Изготовление базовой формы «Лягушка» и моделей на ее основе: «Ирис», «Надувная лягушка», «Колокольчик», «Птицы прилетели» коллективная работа.

Модульное оригами

Теория: Показ готовых изделий изготовленных в технике оригами на основе модулей оригами;

Демонстрация техники складывания модулей.

Практика: Изготовление модулей и моделей на их основе: «Звезда», «Кольцо», «Японский орнамент», «Звезда Джексона», «Двойная звезда», «Японский венок», «Изготовление рамок», оформление выставки «Скоро лето». Диагностика ЗУН.

Экскурсия в японский центр «Хаманасу».

Методическое обеспечение образовательной программы

Методические пособия по оригами;

Дидактические материалы: наглядные пособия (модели, оформленные стенды, схемы, мультимедийные материалы, электронные книги, энциклопедии)


Материально- техническое обеспечение

Наличие учебного кабинета;

Обеспечение воспитанников объединения раздаточным материалом (бумага, ножницы, клей, картон, линейки, цветные и простые карандаши, ноутбук) ;


Список использованных источников


  1. Афонькина Е.Ю., Афонькин С.Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома. М., Айрис пресс 1996. 207 с.

  2. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. М., Айрис пресс 2001. 304 с.

  3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М., Айрис пресс 2010. 189 с.

  4. Ступак Е.Оригами игры и конкурсы. М., Айрис пресс 2008. 80 с.

  5. Соколова С.К. Сказка оригами. М., Издательский дом МСП 2005. 128 с.




































Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических фигур.

- Низкий уровень - круг, квадрат.

-Средний уровень - треугольник, прямоугольник.

- Высокий уровень - ромб, овал.

II. Знание основных базовых форм оригами.
- Низкий уровень - умение сделать квадрат и прямоугольник (2 способа);

- Средний уровень - умение сделать простейшие базовые формы: «Треугольник», «Прямоугольник», Воздушный змей», «Блинчик», «Дверь»;

- Высокий уровень - умение сделать базовые формы: «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Дом», «Рыба»;

III. Умение следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами.

Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

- Высокий уровень - делает самостоятельно;
- Средний уровень -
делает с помощью педагога или товарищей;
- Низкий уровень -
не может сделать;
IV. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

- Высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень -
имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень -
значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону;
V
. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

- Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень -
работы выполнены на недостаточном уровне.

VI. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Оцениваются такие умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.


















© 2010-2022