- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Тезис Медиапособие, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС
Тезис Медиапособие, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никифорова А.И. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
«Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС»
В связи с введением ФГОС ДО с 1 января 2014г., во всех российских ДОУ происходят корректировки в работе учреждения по речевому развитию. Для современных сельских дошкольников характерен недостаточно высокий уровень развития речи. Ведь условиями функционирования сельского ДОУ выступают: изолированность, отдаленность. В то же время есть потребность своевременно реагировать на актуальные проблемы детей. Поэтому важно выяснить, насколько целесообразно использование медиапособий. возможности данной работы потребовали специального изучения.
Цель исследования: определить эффективные педагогические условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством медиапособия в соответствии с ФГОС.
Гипотеза исследования. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством медиапособия в соответствии с ФГОС будет успешным при условии:
- создания предметно-развивающую среды;
- создания педагогических ситуаций для активизации речевой деятельности детей посредством ИКТ;
- использования в работе с детьми визуального обследования с наглядным анализом и одновременным объяснением.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ ЦРР ДС № 19 «Мичил» с. Борогонцы Усть-Алданского улуса.
Цель констатирующего эксперимента: выявить первоначальный уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования были применены следующие методики:
Задание 1. Изучение уровня сформированности связной речи детей в искусственно созданных условиях по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
Задание 2. Изучение активного словарного запаса и уровня образной речи детей в естественных условиях игровой деятельности (В.И. Яшина).
Задание 3. Выявление уровня развития пассивного словаря (А.Н. Гвоздев).
З-1. В диаграмме 1 отражены показатели изучения связной речи. По ней видим, что в контрольной группе, по сравнению с экспериментальной группой, общий ее уровень выше на 6,7 %.
З-2. В диаграмме 2 видим, в контрольной группе общий уровень развития активного словарного запаса и образной речи намного выше - на 33,4 %.
З-3. В диаграмме 3 отражены показатели пассивного словаря. Экспериментальная группа: средний - 20%, низкий - 80%. Контрольн. группа: средний - 33%, низкий - 67%.
Цель формирующего этапа: повышение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения медиапособия.
Работа по велась по следующим направлениям:
- создание предметно-развивающей среды в ДОО;
- создание педагогических ситуаций для активизации речевой деятельности детей посредством ИКТ;
- применение для актуализации усвоенных речевых навыков на основе разработанного методического медиапособия «Кыыллар».
Предметно-развивающая игровая среда группы создана с учетом познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности. При подборе компьютерных средств мы обращали внимание на качество дизайна и способы управления.
Для повышения эффективности работы мы начали разработали методическое медиапособие «Кыыллар».
При знакомстве из множества функций медиапособия, выбрали наиболее доступные в использовании детьми и позволяющие педагогу решать программные задачи занятия. С учётом выбранных функций материал для занятий разделили на демонстрационный и деятельностный (для действий ребёнка с доской). Разработали практико - ориентированные задания. Мы использовали повторение одних и тех же заданий на новом материале. Это обеспечивало умственную активность детей на занятиях. 1. Активное желание детей в общении на уровне «ребенок - компьютер - педагог». 2. Активное участие в воссоздании мультимедийных продуктов в процессе занятия.
Таким образом, организуя занятие по развитию речи посредством медиапособия на основе ФГОС ДО, мы активизировали у детей позицию активного участника - субъекта педагогического общения.
Цель контрольного этапа - выявление эффективности формирующей работы.
Подведение результатов трех серий нашего эксперимента на его констатирующем и контрольном этапах показало, что воспитательно - обучающая работа по развитию речи у детей экспериментальной группы была эффективна. Общий уровень развития связной речи повысился с 40 % на констатирующем этапе до 100 % на контрольном этапе образной речи повысился с 20 % на констатирующем этапе до 93,3 % на контрольном этапе. Это подтверждает эффективность проведенной работы посредством медиапособия.
Итак, можно сделать вывод о том, что медиапособие дает возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создается обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей. Создание интерактивного материала повышает мотивацию детей на занятии по развитию речи. Этот материал создается под определенные задачи работы, например, дифференциация звуков - презентация «Звуки», расширение словаря - презентации «Игрушки», «Животные» и т. д. также оно помогает в создании интерактивных моделей для развития связного высказывания. При этом дети связывают на экране картинки в процессе последовательного сюжета в соответствии с компьютерными моделями и успешно составляют связные высказывания.
Таким образом, на основании сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного экспериментов, можно заключить, что система работы по развитию речи средствами медиапособия была эффективной.
На основании полученных позитивных показателей можно сделать следующие рекомендации:
На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти - вербальный. Медиапособие - это возможность задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память благодаря введению так называемых ИКТ-средств (схем познавательно-речевой деятельности). Их использование позволяет детям легко усвоить алгоритмы речевых процессов. Медиа-картинка для детей - не просто рисунок, это прообраз того или иного явления - наглядная модель.
Включение медиапособия в процесс развития речи содействует прочному закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и навыков целостного речевого высказывания.
Система работы посредством медиапособия помогает дошкольнику приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Она способствует формированию таких навыков речи: свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Дети старшего дошкольного возраста совместно с педагогом посредством медиапособия закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной связной речи.