Исследование по работе с дошкольниками

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.А. Амбрусевич,

педагог дополнительного образования

Детского образовательно-оздоровительного центра «Юность» Ульяновской области

Исследование проявления различных видов детской одаренности в игре старших дошкольников

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста. В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка - позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

В связи с этим возникает множество вопросов: каким образом выделять одаренных детей? С какого возраста можно проводить диагностику детской одаренности? Какие педагогические факторы стимулируют раскрытие и развитие одаренности в дошкольном возрасте? Каким образом строить работу с одаренными детьми в ДООЦ? Данные вопросы актуальны для педагогов, родителей и психологов. Все это свидетельствует о том, что проблема развития одаренности, и в частности, на этапе дошкольного детства требует научно-практического решения.

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер).

Целью данной работы является изучение педагогических условий проявления различных видов одаренности в играх детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследованиям - процесс развития одаренности детей старшего дошкольного возраста в различных сферах будет более эффективным, если к стандартной программе обучения и воспитания дошкольников будут добавлены занятия развивающей направленности представленные в форме игровой деятельности.

Цель реализуется посредством решения следующих задач:

1. Рассмотреть понятие одаренности как психолого-педагогический феномен феномен.

2. Выявить особенности проявления одаренности детей дошкольного возраста.

3. Дать характеристику педагогическим условиям, обеспечивающим эффективную деятельность дошкольного учреждения в развитии одаренности.

4. Разработать систему игровой деятельности, направленной на развитие одаренности детей старшего дошкольного возраста в различных сферах.

5. Выявить эффективность разработанных форм и методов организации игровой деятельности в дошкольном учреждении для развития одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: одаренность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - игровая деятельность как средство успешного развития одаренности детей старшего дошкольного возраста.


1. Описание условий исследования

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа дошкольного психолога и воспитателя. Существует большое количество психологических тестов и педагогических методик для выявления различных видов одарённости: психомоторной; интеллектуальной; творческой; в сфере общения. Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности, психосоциального развития личности дошкольника.

Исследование проявления различных видов одаренности детей в игре осуществлялось на базе Детского образовательно-оздоровительного центра «Юность». В исследовании приняли участие 20 детей от 6 до 7 лет (12 мальчиков и 8 девочек).

Для решения задач исследования и проверки гипотезы были использованы следующие группы методов: теоретические - анализ психологической и педагогической литературы; эмпирические - наблюдение, тестирование, анкетирование; статистические - методы математической обработки результатов исследования (анализ средних значений, сравнительный анализ).

Организация исследования состояла в следующем:

- подготовительный этап: анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме; определение объекта и предмета исследования, подбор диагностических методик;

- основной этап содержал в себе проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента;

- заключительный этап: математическая и статистическая обработка результатов, формулировка выводов по итогам проведенного исследования.

Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к ок­ружающим. Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стра­тегия диагностики. Последовательная процедура принятия ре­шения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.

На первом этапе отбор осуществляется на основе широко­го спектра характеристик одаренности с помощью опросни­ков, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические про­цедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.

Д.Б. Богоявленской были сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности. Наблюдение. Беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

В качестве методик для диагностики уровня развития различных видов одаренности старших дошкольников были выбраны соответствующие возрасту испытуемых, адаптированные для проведения первичного психолого-педагогического исследования одаренности и валидные методики:

- методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой;

- тест дивергентного (творческого) мышления из батареи тестов креативности Вильямса;

- методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И.С. Авериной и Е.Н. Задориной.

Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой проводит­ся индивидуально, время не ограничено. Родители и педагоги обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быст­рее. Для получения более объективной оценки целесообразно, чтобы шкалу заполняли и педагоги и родители. В этом случае затем берется средняя оценка. Методика оценивает одаренность ребенка по 10 шкалам, харак­теризующих склонности и проявления одаренных детей. По каждому показателю приводится от 5 до 11 утверждений, по которым педагог и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охаракте­ризовать его.

Тесты креативности Вильямса предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивают как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест состоит из трех частей: тест дивергентного (творческого) мышления; тест личных творческих характеристик (для детей 5 класса и старше) и шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов). Батарея креативных тестов Вильямса - один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики. Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подпи­сать рисунки. При этом необходимо в точности следовать за­мыслу ребенка.

Каждая часть методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Во время этой тренировки, выполняя задания вместе с экспериментатором, ребенок должен понять, что он должен делать, и выяснить все, что ему непонятно. Тренировочные задания могут при необходимости повторяться.

Задания МЭДИС, как и в зарубежных тестах, представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. При выполнении заданий от ребенка требуется лишь выбрать правильный ответ (зачеркнуть под ним овал) из нескольких предложенных. Перед предъявлением заданий ребенку демонстрируется изображение овала, зачеркнутого овала под выбранным рисунком и проводится тренировочное упражнение в зачеркивании овала по команде. Все инструкции и объяснения даются устно экспериментатором.

Первый субтест направлен на выявление общей осведомленности детей, их словарного запаса. Среди пяти - шести изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором. Первые задания включают наиболее распространенные и знакомые предметы, например "ботинок ", а последние - более редкие и малоизвестные, например "статуя ".

Второй субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше - меньше, выше - ниже, старше - моложе и т. д. В первых заданиях эти соотношения однозначны - самый большой, самый дальний, тогда как в последних заданиях ребенку необходимо, например, выбрать картинку, где один предмет больше другого, но меньше третьего.

Третий субтест выявляет уровень логического мышления, аналитико-синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкретных предметов, так и фигуры с различным количеством элементов.

Четвертый субтест направлен на диагностику математических способностей. В него включены математические задания на сообразительность, в которых использован различный материал: арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т. д. Для выполнения этих заданий ребенок должен уметь считать до десяти и производить простейшие арифметические действия (сложение и вычитание).

Таким образом, разнообразие заданий в МЭДИС позволяет охватить разные стороны интеллектуальной деятельности ребенка в минимальные промежутки времени и получить информацию как о его способности к обучению в начальной школе, так и об индивидуальной структуре его интеллекта. Это дает основание для использования МЭДИС в качестве основной части батареи методик для определения готовности детей к обучению в школах с программами обучения повышенной трудности.

МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору необходима помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной, без излишней напряженности. У каждого тестируемого должна быть своя тестовая тетрадь, на обложке которой необходимо указать его фамилию и имя. Во время проведения тестирования большое значение имеет наблюдение за детьми. Эта задача при групповом тестировании выполняется главным образом ассистентом экспериментатора. Это наблюдение позволяет избежать случаев непонимания ребенком инструкций и в то же время получить дополнительную информацию о готовности детей к обучению в школе и индивидуальных особенностях их поведения. Инструкция испытуемому, стимульный материал и порядок обработки результатов представлен в Приложении 3.

Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной тревожностью, растерявшихся от новой обстановки и т. д. В таких случаях рекомендуется повторить тестирование с помощью другой формы теста или дополнить его индивидуальным психолого-педагогическим обследованием.


2. Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования

Констатирующий этап исследования состоялся в январе 2013 года и включал в себя проведение диагностики одаренности детей старшего дошкольного возраста. Данные диагностики сведены в единую таблицу и представлены в Приложении 4 данной работы. Проведение частотного анализа данных диагностики констатирующего этапа исследования показало, что в исследуемой группе наиболее часто как одаренность родители и педагоги оценивают показатели детей в артистической сфере (35% детей определены экспертами как одаренные в данной сфере) (см. Таблицу 1) - данная группа детей описывается педагогами и родителями как умеющие легко входить в роль другого персонажа, человека, интересующиеся актерской игрой, умеющие менять тональность и выражение голоса при изображении другого человека, как понимающие и умеющие изображать ситуацию, умеющие передать чувства через мимику, жесты, движения, стремящиеся вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают, с большой легкостью драматизирующие, как пластичные и открытые для всего нового. По 20% испытуемых признаны экспертами как одаренные в музыкальной (дети отзываются очень быстро и легко на ритм и мелодии, любят музыкальные занятия, в пении или музыке выражают свои чувства, состояние, сочиняют оригинальные, свои собственные мелодии, хорошо играют на каком-нибудь инструменте), двигательной (дети проявляют тонкость и точность моторики, стремятся к двигательным занятиям, любят участвовать в спортивных играх и состязаниях, постоянно преуспевают в каком-нибудь виде спортив­ной игры, в свободное время любят ходить в походы, играть в под­вижные игры) и сфере общения (дети легко приспосабливаются к новой ситуации, всегда выполняют свои обещания, ответственны, отличаются высокой общительностью с окружающими, стремятся к доминированию среди сверстников, сверстники обращаются к ним за советом). Только 5% испытуемых (один ребенок) признан экспертами одаренным в технической сфере. И по 10% испытуемых признаны одаренными в интеллектуальной сфере, сфере академических достижений, творчестве, литературной сфере и сфере художественных достижений (см. Рисунок 1).

Таблица 1

Данные частотного анализа результатов диагностики в рамках констатирующего этапа исследования

Показатели методики экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой

Интеллектуальная одаренность

Сфера академических достижений

Творчество

Литературная сфера

Артистическая сфера

Музыкальная сфера

Техническая сфера

Двигательная сфера

Сфера художественных достижений

Общение

Высокий

10

10

10

10

35

20

5

20

10

20

Выше среднего

25

30

40

25

30

20

15

20

30

35

Средний

45

45

35

50

35

45

25

55

35

20

Ниже среднего

20

15

15

15

0

15

55

5

25

25

Показатели теста дивергентного (творческого) мышления из батареи тестов креативности Вильямса

Показатели методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Название

Осведомленность

Математические способности

Логическое мышление

Количественные и качественные отношения

Высокий

15

30

20

10

45

5

5

10

10

Выше среднего

0

0

0

0

0

50

15

25

0

Средний

65

45

60

70

40

45

55

45

70

Ниже среднего

20

25

20

20

15

0

25

20

20

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 1. Графическое представление результатов частотного анализа данных диагностики педагогов и родителей (методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой)

Признаны экспертами одаренными в трех сферах 25% испытуемых, интересным представляется тот факт что у 10% испытуемых одаренность признается в сфере творчества, артистической сфере и сфере художественных достижений, еще у 10% испытуемых одаренность признается в литературной и артистической сферах и сфере общения и у 5% (одного ребенка) одаренность признана в интеллектуальной сфере, сфере академических достижений и технической сфере. Одаренность в двух сферах признана экспертами у 20% испытуемых, при этом у 5% испытуемых (один ребенок) одаренность признана в интеллектуальной сфере и сфере академических достижений, а у 15% испытуемых - в артистической и музыкальной сферах. У 35% испытуемых признана одаренность в одной сфере - у 10% в сфере общения, у 20% - в двигательной сфере и у 5% - в музыкальной сфере. 20% испытуемых не признаны экспертами одаренными в какой-либо из выделенных в методике сфер.

Проведение частотного анализа данных выполнения теста дивергентного (творческого) мышления из батареи тестов креативности Вильямса показало, что наиболее успешно испытуемые справились с придумыванием названия рисункам - 45% испытуемых показали высокий уровень по данной шкале, проявив богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст). Также достаточно большое число испытуемых показали высокие результаты по шкале «Гибкость» (см. Рисунок 2) - 30% детей показали большое число изменений категории рисунка - от изображений животных до символики.

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 2. Графическое представление результатов частотного анализа данных диагностики по методике «Тест дивергентного (творческого) мышления» Вильямса

Наибольшие сложности у детей исследуемой группы вызвало задание, связанное с дополняющими деталями, которые создают асим­метрию изображения - только у 10% испытуемых выявлены высокие результаты по данной шкале. Интересным представляется тот факт, что высокие результаты по тесту дивергентного (творческого) мышления Вильямса показали дети, признанные экспертами одаренными в артистической сфере и сфере художественных навыков. Дети, признанные экспертами одаренными в сфере общения, показали высокие результаты по шкале «Название».

Проведение частотного анализа данных диагностики по методике МЭДИС показало, что наиболее высокие результаты испытуемые данной группы достигли при выполнении задания на выявление уровня развития логического мышления (10% испытуемых показали высокий уровенб, 25% - выше среднего) (см. Рисунок 3).

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 3. Графическое представление результатов частотного анализа данных диагностики по методике МЭДИС

Наибольшие сложности возникли у детей исследуемой группы с выполнением задания на определение уровня развития математических способностей (25% испытуемых показали низкий уровень развития данного показателя). Отмечено, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей в целом выявлен у детей, признанных экспертами одаренными в интеллектуальной сфере и сфере академических достижений.

Проведение анализа средних значений показало, что наиболее высоко экспертами оцениваются достижения детей исследуемой группы в артистической сфере (средний балл по группе составил 3,9 балла) и в сфере общения (средний балл по группе составил 3,6 балла) (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Данные анализа средних значений результатов диагностики в рамках констатирующего этапа диагностики

Средний балл по группе испытуемых

Показатели методики экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой

Интеллектуальная одаренность

Сфера академических достижений

Творчество

Литературная сфера

Артистическая сфера

Музыкальная сфера

Техническая сфера

Двигательная сфера

Сфера художественных достижений

Общение

3,2

3,3

3,5

3,3

3,9

3,4

2,7

3,5

3,4

3,6

Показатели теста дивергентного (творческого) мышления из батареи тестов креативности Вильямса

Показатели методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Название

Осведомленность

Математические способности

Логическое мышление

Количественные и качественные отношения

6,7

6,7

16,7

16,4

20,6

3,6

3,0

3,3

3,0

Наименее высоко оцениваются экспертами достижения детей в технической сфере (2,7 балла в среднем по группе, что находится в пределах нижней границы средних значений) (см. Рисунок 4).

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 4. Графическое представление результатов анализа средних значений данных диагностики педагогов и родителей (методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой)

Проведение анализа средних значений данных диагностики по методике «Тест дивергентного (творческого) мышления» Вильямса показало, что наиболее высокие результаты дети исследуемой группы показывают по шкале «Название» (средний балл по группе составил 20,6 балла) (см. Рисунок 5). Проведение анализа средних значений данных диагностики по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) показало, что наиболее высокие результаты дети исследуемой группы показывают по шкале «Осведомленность» (средний балл по группе составил 3,6 балла). Наименее высокие результаты испытуемые показали по шкалам «Математические способности» и «Количественные и качественные отношения» - средний балл по группе составил 3,0 балла (см. Рисунок 6). В целом же по данной методике наиболее и наименее успешные результаты располагают количественно достаточно близко друг к другу, что может быть связано с низкой оценкой экспертами интеллектуальной, технической и академической составляющей детей денной группы.

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 5. Графическое представление результатов анализа средних значений данных диагностики по методике «Тест дивергентного (творческого) мышления» Вильямса

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 6. Графическое представление результатов анализа средних значений данных диагностики по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Возможные позитивные изменения, произошедшие по завершении формирующего этапа исследования, направленного на раскрытие и развитие потенциала детей в различных областях посредством специально организованной игровой деятельности, свидетельствовали бы об эффектиности предложенной системы игр для развития одаренности детей старшего дошкольного возраста.


3. Цели, задачи и содержание формирующего этапа исследования

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в ДООЦ. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что именно на этом этапе очень важно организовать организованную педагогическую деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей воспитанников, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Организованная педагогическая деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Среди условий успешной работы с одаренными детьми необходимо выделить важнейшие:

- осознание важности этой работы каждым членом группы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к мероприятиям непосредственно организованной деятельности в ДООЦ;

- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Педагог должен быть увлечен своим делом; быть способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; он должен быть проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными детьми - творческие мастерские; конкурсы; интеллектуальный марафон; работа по индивидуальным планам; научно-исследовательские эксперименты.

Наибольшую роль в проявлении одаренности детей выполняет игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В рамках формирующего эксперимента мы проводили с детьми игры, которые направлены на развитие одаренности детей в различных сферах. Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале - ежедневно.

«И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана - глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат. Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс - салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа - большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

« И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.

Также во время формирующего эксперимента применялись упражнения для развития творческого восприятия, они помогают ребенку раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

Упражнение «На одну букву». Педагог считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в группе, название которых начинается, например, с буквы «С».

Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

Упражнение «Переключение внимания». Дети рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять - на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, воспитатель спрашивает у детей: «Что нового вы заметили сегодня в нашей группе?».

«Метафоры». Воспитатель спрашивает, что видят дети при слове «гаснуть», «теплеть» и т.д..

«Наполнение слов». Дети пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

«Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого - либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

«Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

«Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача - каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой - либо образ. Повторяться нельзя.

«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка - галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

Все игры повторялись в различных вариациях со всеми детьми исследуемой группы. По завершении данного этапа была проведена диагностика по тем же методикам, что и при проведении констатирующего этапа.


4. Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования

Контрольный этап исследования состоялся в мае 2013 года и включал в себя проведение диагностики одаренности детей старшего дошкольного возраста. Данные диагностики сведены в единую таблицу и представлены в Приложении 5 данной работы. Проведение частотного анализа данных контрольной диагностики показало, что в исследуемой группе наиболее часто как одаренность родители и педагоги оценивают показатели детей в артистической сфере (45% детей определены экспертами как одаренные в данной сфере) (см. Таблицу 3) - данная группа детей описывается педагогами и родителями как умеющие легко входить в роль другого персонажа, человека, интересующиеся актерской игрой, умеющие менять тональность и выражение голоса при изображении другого человека, как понимающие и умеющие изображать ситуацию, умеющие передать чувства через мимику, жесты, движения, стремящиеся вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают, с большой легкостью драматизирующие, как пластичные и открытые для всего нового. 40% детей признаны одаренными в сфере общения (дети легко приспосабливаются к новой ситуации, всегда выполняют свои обещания, ответственны, отличаются высокой общительностью с окружающими, стремятся к доминированию среди сверстников, сверстники обращаются к ним за советом).

Таблица 3

Данные частотного анализа результатов диагностики в рамках контрольного этапа исследования

Показатели методики экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой

Интеллектуальная одаренность

Сфера академических достижений

Творчество

Литературная сфера

Артистическая сфера

Музыкальная сфера

Техническая сфера

Двигательная сфера

Сфера художественных достижений

Общение

Высокий

20

20

20

10

45

20

10

20

10

40

Выше среднего

30

30

40

30

25

20

10

20

35

15

Средний

45

45

35

55

30

50

50

55

45

40

Ниже среднего

5

5

5

5

0

10

30

5

10

5

Показатели теста дивергентного (творческого) мышления из батареи тестов креативности Вильямса

Показатели методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Название

Осведомленность

Математические способности

Логическое мышление

Количественные и качественные отношения

Высокий

40

50

20

10

50

15

5

10

10

Выше среднего

0

0

0

0

0

60

50

55

25

Средний

50

45

60

85

45

25

40

35

55

Ниже среднего

10

5

20

5

5

0

5

0

10

По 20% испытуемых признаны экспертами как одаренные в интеллектуальной сфере (дети отличаются высокой познавательной активностью, мобильностью, быстротой и точностью выполнения умственных операций, развитыми навыками логического мышления, богатством активного словаря, быстротой и оригинальностью вербальных (словесных) ас­социаций, выраженной установкой на творческое выполнение зада­ний); в сфере академических достижений (детей отличает богатый словарный запас, использование сложных син­таксических структур, повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям, повышенное внимание к явлениям природы, проведе­нию опытов, стремление выражать мысли ясно и точно, попытки выяснить причины и смысл событий, тяга к обсуждению научных событий, изобретений, склонностью час­то задумывается об этом); в сфере творчества (детей отличает высокая продуктивность по множеству разных вещей, изобретательность в использовании материалов и идей, склонность к завершенности и точности в занятиях, стремление задавать много вопросов по интересующему предмету, склонность к фантазиям, к игре); в музыкальной сфере (дети отзываются очень быстро и легко на ритм и мелодии, любят музыкальные занятия, в пении или музыке выражают свои чувства, состояние, сочиняют оригинальные, свои собственные мелодии, хорошо играют на каком-нибудь инструменте), и двигательной сферах (дети проявляют тонкость и точность моторики, стремятся к двигательным занятиям, любят участвовать в спортивных играх и состязаниях, постоянно преуспевают в каком-нибудь виде спортив­ной игры, в свободное время любят ходить в походы, играть в под­вижные игры). По 10% испытуемых признаны одаренными в литературной сфере, технической сфере и сфере художественных достижений (см. Рисунок 7).

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 7. Графическое представление результатов частотного анализа данных контрольной диагностики педагогов и родителей (методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой)

Признаны экспертами одаренными в трех и более сферах 45% испытуемых, интересным представляется тот факт что у 20% испытуемых одаренность признается в сфере одновременно в интеллектуальной сфере и сфере академических достижений, еще у 25% испытуемых одаренность признается в литературной и артистической сферах и сфере общения. Одаренность в двух сферах признана экспертами у 25% испытуемых, при этом у 15% испытуемых одаренность признана в двигательной сфере и сфере общения, а у 10% испытуемых - в артистической и музыкальной сферах. У 10% испытуемых признана одаренность в одной сфере - у одного ребенка в двигательной сфере, и у одного ребенка - в музыкальной сфере. 20% испытуемых не признаны экспертами одаренными в какой-либо из выделенных в методике сфер.

Проведение частотного анализа данных выполнения теста дивергентного (творческого) мышления из батареи тестов креативности Вильямса на этапе контрольного этапа исследования показало, что наиболее успешно испытуемые справились с придумыванием названия рисункам - 50% испытуемых показали высокий уровень по данной шкале, проявив богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст), также высокие результаты дети показали по шкале «Гибкость» (см. Рисунок 8) - 50% детей показали большое число изменений категории рисунка - от изображений животных до символики.

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 8. Графическое представление результатов частотного анализа данных контрольной диагностики по методике «Тест дивергентного (творческого) мышления» Вильямса

Наибольшие сложности у детей исследуемой группы вызвало задание, связанное с дополняющими деталями, которые создают асим­метрию изображения - только у 10% испытуемых выявлены высокие результаты по данной шкале. Интересным представляется тот факт, что высокие результаты по тесту дивергентного (творческого) мышления Вильямса показали дети, признанные экспертами одаренными в артистической сфере и сфере общения.

Проведение частотного анализа данных контрольной диагностики по методике МЭДИС показало, что наиболее высокие результаты испытуемые данной группы достигли при выполнении задания на выявление уровня развития осведомленности (15% испытуемых показали высокий уровень, 60% - выше среднего) (см. Рисунок 9).

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 9. Графическое представление результатов частотного анализа данных диагностики по методике МЭДИС

Наибольшие сложности возникли у детей исследуемой группы с выполнением задания на определение уровня развития понимания и дифференциации количественных и качественных отношений (10% испытуемых показали низкий уровень развития данного показателя). Отмечено, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей в целом выявлен у детей, признанных экспертами одаренными в интеллектуальной сфере и сфере академических достижений.

Проведение анализа средних значений показало, что наиболее высоко экспертами оцениваются достижения детей исследуемой группы в артистической сфере (средний балл по группе составил 4,0 балла) и в сфере общения (средний балл по группе составил 3,8 балла) (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Данные анализа средних значений результатов диагностики в рамках контрольного этапа диагностики

Средний балл по группе испытуемых

Показатели методики экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой

Интеллектуальная одаренность

Сфера академических достижений

Творчество

Литературная сфера

Артистическая сфера

Музыкальная сфера

Техническая сфера

Двигательная сфера

Сфера художественных достижений

Общение

3,5

3,6

3,6

3,5

4,0

3,5

2,9

3,6

3,5

3,8

Показатели теста дивергентного (творческого) мышления из батареи тестов креативности Вильямса

Показатели методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Название

Осведомленность

Математические способности

Логическое мышление

Количественные и качественные отношения

7,8

7,9

18,6

17,6

22,1

3,9

3,6

3,8

3,4

Наименее высоко оцениваются экспертами достижения детей в технической сфере (2,9 балла в среднем по группе, что находится в пределах нижней границы средних значений) (см. Рисунок 10).

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 10. Графическое представление результатов анализа средних значений данных контрольной диагностики педагогов и родителей (методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой)

Проведение анализа средних значений данных контрольной диагностики по методике «Тест дивергентного (творческого) мышления» Вильямса показало, что наиболее высокие результаты дети исследуемой группы показывают по шкале «Название» (средний балл по группе составил 22,1 балла) (см. Рисунок 11). Проведение анализа средних значений данных контрольной диагностики по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) показало, что наиболее высокие результаты дети исследуемой группы показывают по шкале «Осведомленность» (средний балл по группе составил 3,9 балла). Наименее высокие результаты испытуемые показали по шкале «Количественные и качественные отношения» - средний балл по группе составил 3,4 балла (см. Рисунок 12). В целом же по данной методике наиболее и наименее успешные результаты располагают количественно достаточно близко друг к другу, что может быть связано с низкой оценкой экспертами интеллектуальной, технической и академической составляющей детей денной группы.

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 11. Графическое представление результатов анализа средних значений данных контрольной диагностики по методике «Тест дивергентного (творческого) мышления» Вильямса

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 12. Графическое представление результатов анализа средних значений данных контрольной диагностики по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Оценка изменения, произошедших по завершении формирующего этапа исследования, направленного на раскрытие и развитие потенциала детей в различных областях посредством специально организованной игровой деятельности, осуществлялась при помощи сравнительного анализа данных (см. Таблицу 5).


Таблица 5

Данные сравнительного анализа результатов констатирующей и контрольной диагностики

Изменения по группе испытуемых, %

Показатели методики экспертных оценок по определению одаренных детей А.А.Лосевой

Интеллектуальная одаренность

Сфера академических достижений

Творчество

Литературная сфера

Артистическая сфера

Музыкальная сфера

Техническая сфера

Двигательная сфера

Сфера художественных достижений

Общение

8,3

9,5

3,0

4,2

3,1

2,8

8,2

2,4

2,7

5,9

Показатели теста дивергентного (творческого) мышления из батареи тестов креативности Вильямса

Показатели методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС)

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Название

Осведомленность

Математические способности

Логическое мышление

Количественные и качественные отношения

16,5

17,9

11,7

7,3

7,5

8,3

18,3

15,4

11,7

По всем исследуемым показателям на момент контрольной диагностики произошли позитивные изменения. Однако, из рисунка 13 видно, что, улучшение показателей детей выше, чем оценка этих изменений экспертами (!).

Исследование по работе с дошкольниками

Рисунок 13. Оценка изменений на момент контрольной диагностики

Следовательно, необходимо продолжать развивающую игровую работу с детьми, а также важно работать со взрослыми (педагогами и родителями) по оптимизации оценки способностей детей. Необходимо проведение дальнейшей работы по оценке потенциальных возможностей одаренных детей старшего дошкольного возраста, для родителей возможна организация психолого-педагогического лектория «Становление и развитие творческой личности в семье» (в программе которого обсуждались бы вопросы роли семьи в формировании личности одаренного ребенка; общение в семье; искусство быть родителем и т.д.); проведение групповых консультаций (тематика: современная семья: трудности и надежды; воспитательный потенциал семьи; одаренный ребенок в семье и в школе); проведение индивидуальной работы с родителями (по запросам), продолжать участвовать в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами, возможно проведение родительской конференции по теме «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».


Заключение

Одаренность - это интегральное проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).

Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется в виду, что в основе таких проявлений - более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста.

Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

2) степень сформированности одаренности;

3) форма ее проявления;

4) широта проявлений в различных видах деятельности;

5) особенности возрастного развития.

По первому критерию классификация типов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

По критерию "степень сформированности одаренности" можно дифференцировать актуальную и потенциальную одаренность.

В соответствии с критерием "форма проявления" различаются явная и скрытая одаренность. Первая обнаруживается достаточно ярко и отчетливо, в

том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.

По критерию "широта проявлений в различных видах деятельности" можно выделить общую (или умственную) и специальную одаренность. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

По критерию "особенности возрастного развития" можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.


Список литературных источников

  1. Аверина И. С., Щебланова Е. И., Перлет К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопр. психол. 1991. № 5. С. 173 178.

  2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: По­собие для воспитателей и родителей. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

  3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995.- №4.- с.73.

  4. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методическая разработка для школьных психологов / Авт.сост. Венгер А.Л. М., 1989.

  5. Грязева В.Г. и др. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб, пособие для спецкурса Челяб. гос. пед. ун-т, Регион.науч.центр. "Семья, одарен, дети, соц. Работник. Изд. Факел, 1996.

  6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. M., 1991.

  7. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29-33.

  8. Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991.
    Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.

  9. Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. Предисл. В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. -376 с.

  10. Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие//Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. -М.:Международная педагогическая академия, 1995.

  11. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

  12. Сизанов А.И. Психологические игры: какие мы на работе и дома. - Минск: Выш. шк., 1995. - 301с.

  13. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

  14. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

  15. Развитие и диагностика способностей / Под. ред. В. Н. Дружинина, В. В Шадрикова. - М.: Наука, 1991.

  16. Хеллер К. А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 120-127.

  17. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творчес­кой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школь­ников при специальном обучении //Вопросы психологии -1991. - №1.

  18. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.

27

© 2010-2022