Статья: Развитие речевого творчества ребенка через формирование навыков сочинения сказок

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК

Лученкова И.Л., воспитатель

МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка»


Дошкольный возраст - это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника. А герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выпускник детского сада должен обладать интегративными качествами:

- применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем); уметь воплотить собственный замысел в рисунке, постройке, рассказе;

- владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

- быть эмоционально отзывчивым и реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкального и художественного произведения, мир природы; сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.

Однако, для формирования таких качеств необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности дошкольника.

Многими передовыми педагогами и психологами изучены уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц (Л.И. Божович, А.М. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и др.). И огромную роль в этом призваны сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках, а так же высший психический процесс нервной деятельности - воображение.

Целью моей приоритетной деятельности стало формирование у детей навыков самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. Формирование умений создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

2. Развитие способности изображать художественный образ сказочных персонажей через использование выразительных средств языка (вербальных и невербальных).

3. Воспитание у дошкольников познавательного интереса и любви к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества.

4. Развитие творческих способностей в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по сказкам.

Проанализировав опыт педагогов и психологов (Э.П. Короткова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Е.Б. Танникова и др.) отобрала и систематизировала разнообразные методы работы по обучению дошкольников сочинению сказок. Это моделирование сказок, сочинение сказки с новым концом (началом), составление коллажа из сказок, сочинение сказок о любимых игрушках, сказок по-новому, «перевирание» сказок, сочинение сказок по смешным образам, «цветных» сказок, музыкальных сказок, экологических сказок, сказок из загадок, пословиц, стихов и др.

Обучая детей сочинительству сказок, я привлекала родителей к совместной деятельности, предлагала им творческие домашние задания. Родителям очень нравиться сочинять сказки вместе с детьми, и процесс сочинительства носит уже соревновательный характер. Минуты сотворчества принесли удовлетворение и взрослым и детям.

В процессе работы с детьми и родителями по сочинительскому творчеству использовала разнообразные формы: викторины, тематические недели, литературные гостиные, игры-драматизации, совместное творчество в продуктивных видах деятельности, слушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова, рассматривание и чтение книг и т.д.

У каждого ребенка разные мыслительные способности, поэтому некоторым детям пришлось приложить массу усилий, чтобы научиться выражать свои мысли. Взаимодействуя с детьми, я никогда не критиковала их, чтобы не подавить творчество, очень осторожно готовила детей к творению нового. Разрешали проблемы при групповом обсуждении, рассматривали их со всех сторон. Дети с развитым воображением на один вопрос дают несколько оригинальных ответов. Одних детей хвалю за идеи, другим задаю дополнительные вопросы, чтобы довести до логического завершения сказку или рассказ. Сначала у многих детей было чувство неуверенности, зажатости. Когда этих комплексов не стало, то появился простор для развития фантазии.

Сказки, по мнению детского психолога Н. Пезешкиана, выполняют различные функции в психотерапии. В настоящее время сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение к сверстникам и взрослым), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и др.

Сказкотерапия является достаточно новым и очень перспективным направлением в современной практической психологии, и правила организации данной технологии как нельзя лучше отражают то, чем я занимаюсь со своими воспитанниками.

  • Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

  • Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

  • Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.

  • Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.

  • Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Проделанная работа помогла наглядно увидеть динамику развития творчества у детей, изменения, которые произошли с ними в ходе работы со сказкой, наметить последующую работу с детьми, выделить для себя наиболее действенные приемы работы со сказкой. Результаты проведённой нами диагностики подтверждают положительную динамику в речевом развитии воспитанников, более чем у 80% детей наблюдался высокий и средний показатели уровня развития связной речи.

Значимым результатом нашей работы стал проект «Юные сказочники». В дошкольном учреждении мы выпустили два сборника «Наши сказки», в который вошли сказки, придуманные самими детьми и их родителями. Дошкольники с удовольствием изготавливали по собственным сказкам иллюстрированные книжки-самоделки, разыгрывали спектакли для малышей и родителей

Я считаю, что помогаю детям почувствовать радость от их маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.


© 2010-2022