- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект самообразования Юный исследователь
Проект самообразования Юный исследователь
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гарафетдинова А.С. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект «Юный исследователь»
Тема самообразования: Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Воспитатель Гарафетдинова Альбина Салаватовна подготовительной к школе группы «Пчелки» МБДОУ «Детский сад № 5 «Бәләкәч»
Актуальность: В дошкольном образовании остро стоит проблема одного из ведущих видов деятельности - экспериментирования, которое направлено на выработку самостоятельных исследовательских умений в ходе познания окружающего мира.
Дети привыкли работать в типовых ситуациях, предлагаемых взрослыми и не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности. Кроме того, у большинства у детей дошкольного возраста не достаточно сформированы навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач. Способность самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию находится на очень низком уровне, что делает практически невозможными процессы самообучения, саморазвития. В связи с этим работа выстраивается так, чтобы ребенок эффективно применял и успешно запоминал лишь те сведения, которые он получит в результате самостоятельного, непосредственного исследовательского поиска, опыта. Это позволит дошкольнику научиться находить и обрабатывать материал, формировать умения сравнивать, анализировать и систематизировать полученную информацию, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства.
Цель: Расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- развивать мыслительные способности у детей: анализ, сравнение, обобщение.
- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении - экспериментов: увеличительное стекло, микроскоп, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль; -развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий; -сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Этапы работы.
№
Содержание работы
Сроки
1
Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной проблеме:
-
Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольнико». Мозаика-синтез 2012г.
-
Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». «Детство-пресс»2013г.
-
Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование». «Детство-пресс» 2013г.
-
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». «Сфера» 2013г.
-
Программы ДОУ. «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В.Дыбиной «Сфера» 2009г.
-
Гризик Т.И. Познаю мир. - М.: Просвещение, 2000.
-
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр - занятий для детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2004
-
Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарии игр - занятий для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
-
Зенина Т.Н. Ознакомление детей с природой. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
-
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
-
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохорововй М., 2004
-
Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в игре. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
-
Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 1997.
-
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1997
-
Хелен Идом, Кейт Вудворд. Домашняя лаборатория // пер. на русский язык. - ИД Machaon, 1999.
Изучение статей в журналах:
-
«Воспитатель ДОУ»,
-
«Дошкольное воспитание»,
-
«Ребенок в детском саду»,
-
«Обруч»
В течение года
В течение года
2
Практический этап.
Изучение опыта педагогов ДОУ
Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Участие в методических объединениях . Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
Консультация для родителей
Консультация для воспитателей
Работа над видеофильмом «Предметно-развивающая среда в ДОУ»
Разработка дидактических игр.
Участие во всероссийских интернет - конкурсах. Работа над презентацией «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста»
Оформление игрового участка летом
Сентябрь.
В течение года.
В течение года. В течение года.
В течение года
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
В течение года
В течение года
Апрель
Май
План реализации проекта на 2015-2016 учебный год
1.Работа с детьми
№
Мероприятия
Сроки
1
Кружок по экспериментальной деятельности «Юный исследователь»
В течении года
2
Разработка перспективного плана на учебный год
Сентябрь
3
Разработка занятий по данной теме
В течении года
4
Разработка серии конспектов с элементами экспериментирования
В течении года
5
Составление серии опытов для старших дошкольников.
6
Проект «Осень, осень, в гости просим!»
Сентябрь- октябрь
Выставка работ на тему: «Дары осени»
Сентябрь
Выставка детских работ из природного материала: «Осень»
Октябрь
Музыкальный праздник «В гостях у осени».
Октябрь
7
Проект «Комнатные растения»
Ноябрь
8
Проект «Зимние превращения»
Декабрь- февраль
Выставка рисунков «В гости к нам пришла зимушка - зима»
Декабрь
Викторина "По дорогам зимних сказок"
Январь
Музыкальный праздник «Зимушка-зима»
Декабрь
"Зимняя мастерская" Изготовление украшений из льда, снежных малых скульптур.
Декабрь-январь
" Тот, кто веселится - мороза не боится!" Зимние игры-эстафеты
Февраль
9
Проект «Ёлочка». Изготовление поделок «Новогодняя ёлочка»
Декабрь
10
Проект «Весна пришла»
Март-май
Выставка совместных работ (рисунков, аппликаций) о весне.
Апрель
Викторина «Перелетные птицы»
Апрель
11
Проект «Огород на подоконнике»
Март-май
12
Экологический проект «Вода»
Апрель-май
Экскурсия на родник
Май
2.Работа с родителями
№
Мероприятия
Сроки
1
Организовать сбор природного и бросового материала в уголок экспериментирования.
Сентябрь-октябрь
2
Участие в выставке работ на тему: «Дары осени»
Сентябрь
3
Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»
В течении года
4
Акция «Покормим птиц» "Кормушка для птиц своими руками"
Ноябрь
5
Участие в проекте «Ёлочка». Изготовление поделок «Новогодняя ёлочка»
Декабрь
6
Участие в проекте «Зимние превращения»: помощь в изготовление украшений из льда, снежных малых скульптур.
Декабрь-январь
7
Консультация «Какие исследования можно проводить дома»
Ноябрь
3. Работа с воспитателями
№
Мероприятия
Сроки
1
Консультация на тему: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»
Январь
2
Показ открытого занятия с элементами экспериментирования
Март
3
Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»
Декабрь
4
Видеофильм «Предметно-развивающая среда в ДОУ»
Январь
5
Презентация «Дидактические игры»
Февраль
6
Презентация «Творчески, с выдумкой» (оформление игрового участка летом)
Май
Ход реализации проекта
I.Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в "детскую лабораторию". Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
- для чего нам нужна лаборатория в группе?
- для чего нужны эксперименты?
- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
- Что такое микроскоп и лупа?
- Какие вещества растворяет вода?
- Почему дует ветер?
- Почему не тонут айсберги?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.
- Проделать эксперименты и опыты.
- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический.
III. Обобщающий. Оценка реализации проекта детьми: беседа "Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?" Презентация продуктов деятельности. Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе "Педагог - Ребенок - Родители"
Работа с детьми
Месяц Формы работы
Сентябрь Экскурсия в "детскую лабораторию".
Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.
Октябрь Проект «Осень, осень, в гости просим!» Цель. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, в гости просим!». Расширять представления детей об осени, как времени года. Продукт проекта: Выставка рисунков «Осень». Выставка детских работ из природного материала: «Осень» Изготовления гербария Выставка работ на тему: «Дары осени» Систематизированный материал по теме «Осень» - (папка). Музыкальное развлечение «В гостях у осени».
Ноябрь. Проект «Комнатные растения» Цель: развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно-действенное мышление. 1 этап. Подготовительный -Сбор информации по теме
-Привлечение родителей
2 этап. Основной
• Беседы с детьми:
• Дидактические игры
• Чтение художественной литературы:
- стихотворение Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок»;
• Совместная и самостоятельная деятельность.
Наблюдения за растениями в уголке природы.
Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).
• Художественное творчество:
- рисование на тему «Фиалка»;
- раскрашивание раскрасок по теме Лепка «Герань».
• Пополнение развивающая среды:
- пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы и ведерки, фартучки);
- оснащение экологической зоны в группе новыми растениями;
- изготовление «Паспорта комнатных растений»;
- оформление демонстрационного альбома «Растения в нашей группе»;
- серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете;
- карточки - схемы ухода за комнатным растением;
- иллюстрации;
- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
• Работа с родителями
-Акция «Подари растение детскому саду».
Декабрь Проект «Зимние превращения» Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка мероприятий. II этап - основной (практический): Беседы с детьми:
Дидактические игры Творческая мастерская: Вырезывание снежинок, Оформление макета «Зима», Вернисаж: «Зимушка-зима», Рисование: «Деревья в инее», «Снежинки», Аппликации «Снегирь и синичка», «Снеговик», «Дед Мороз».
Чтение художественной литературы - Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица». Творческие беседы: «Мои любимые сказки о Зиме». Продукт проекта: Выставка рисунков «В гости к нам пришла зимушка - зима»
Викторина "По дорогам зимних сказок"
Музыкальный праздник «Зимушка-зима»
"Зимняя мастерская" Изготовление украшений из льда, снежных малых скульптур.
" Тот, кто веселится - мороза не боится!" Зимние игры-эстафеты
Проект «Ёлочка». Цель проекта: Цель проекта: Расширение представлений детей о природе родного края. Формирование основ экологического сознания. Продукт проекта: Изготовление поделок «Новогодняя ёлочка»
Март-май. Проект «Весна пришла» Цель проекта: расширение знаний ребенка о растительном и животном мире, о разнообразии погодных явлений и состояний природы в период весны; формирование интереса к красоте окружающего мира; воспитание нравственных и эстетических чувств дошкольника. I этап - подготовительный:
- подготовить подборку литературы для детей об весны;
- оформить картотеку опытов и экспериментов в природе в весенний период.
II этап - основной (практический): работа в опытно-экспериментальной лаборатории; проведение обобщающих занятий по теме «Природа весной» (животные, растения, природные явления) ; целевые прогулки и экскурсии;
художественно-продуктивная деятельность: коллажи из высушенных листьев деревьев, рисование и аппликации («Весеннее дерево», «Грачи прилетели») . Продукт проекта: Выставка совместных работ (рисунков, аппликаций) о весне. Викторина «Перелетные птицы»
Проект «Огород на подоконнике» Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Май Проект «Вода» Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе - о воде. I этап - подготовительный: Создание экспериментальной лаборатории в группе; Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы - водой.
Подбор подвижных и речевых игр.
Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
Составление и создание опытов, экспериментов с водой. II этап - основной (практический): Ознакомление с окружающим миром «Что мы знаем о воде?»
Ознакомление с окружающим миром «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Художественная литература Чтение рассказа «Как люди речку обидели»
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации
«Что за чудесница - водица-волшебница»
Изобразительная деятельность Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»
Изобразительная деятельность Аппликация «Тучи по небу бежали»
Беседа "Чистота та же красота". Продукт проекта: Экскурсия на родник
Ожидаемые результаты:
Умение детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, представлять результаты своей работы в форме устных докладов.
Самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, предлагать возможные решения, делать выводы и применять их к новым данным.
Умение детей проводить опыты и эксперименты по определённой схеме, пользоваться инструментами и приборами.
Результаты самообразования на указанном этапе
1.Повысить качество теоретического уровня, профессионального мастерства и
компетентности.
2.Научиться:
-
Использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов.
-
Научиться работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
-
Разработать и провести и открытые занятия
-
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий
-
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на педсоветах.
-
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении темы
-
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Используемая литература.
1.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Мозаика-синтез 2012г. 2.Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». «Детство-пресс»2013г. 3.Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование». «Детство-пресс» 2013г. 4.О.В.Дыбина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». «Сфера» 2013г. 5.Программы ДОУ. «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В.Дыбиной «Сфера» 2009г.