- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Донбасс – мой край родной консультация для воспитателей по внедрению в практику работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитательно-образовательной программы «Донбасс – мой край родной» (реализация Государственного образовательного ста
Донбасс – мой край родной консультация для воспитателей по внедрению в практику работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитательно-образовательной программы «Донбасс – мой край родной» (реализация Государственного образовательного ста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппова И.П. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации города Шахтерска
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего типа №14 «Мир»
Донбасс -
мой край родной
консультация для воспитателей
по внедрению в практику работы
по патриотическому воспитанию дошкольников
воспитательно-образовательной программы
«Донбасс - мой край родной»
(реализация Государственного образовательного стандарта
дошкольного образования)
Подготовила:
методист ДОУ №14 «Мир»
Филиппова И.П.
Детство - ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера. От выбора содержания, форм и методов психолого-педагогической работы, наполнения развивающей предметно-пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств - патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны и гордость за свой народ, и свою Родину. Поэтому, учитывая актуальность этой проблемы и требования нормативно-правовых документов образования (Закон ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017 г., Типовом положении о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики) была разработана программа «Донбасс - мой край родной». Она позволяет объединить усилия семьи, общественности и других организаций, расположенных на территории города в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Программа начинается с пояснительной записки, в которой подчеркивается актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения.
Основная цель программы - формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национального и природного наследия родного края.
Для достижения этой цели программой выделены задачи:
-
Образовательные:
-
формировать у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
-
формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;
-
формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края;
-
объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
-
Развивающие:
-
расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
-
развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;
-
развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
-
Воспитательные:
-
воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;
-
воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
-
поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;
-
воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
-
Затем следуют структурированные макросферы, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам:
-
Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»:
-
микросфера «Дыхание времен»;
-
микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»;
-
микросфера «Секреты русских мастеров»;
-
микросфера «Летопись народной мудрости».
-
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»:
-
микросфера «Человек и закон»;
-
микросфера «Гражданская позиция»;
-
микросфера «Мои права и обязанности»;
-
микросфера «Трудом славен человек»;
-
микросфера «Учимся жить среди людей».
-
Макросфера 3. «Донбасс - моя Родина»:
-
микросфера «Я - житель Донбасса»;
-
микросфера «Природа Донбасса»;
-
микросфера «Культура Донбасса».
Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. В конце каждой микросферы представлены прогнозируемые результаты деятельности.
С целью реализации целей и задач, программа рекомендует использование педагогами в работе следующие технологии:
-
социоигровые,
-
портфолио,
-
информационно-коммуникационные,
-
проектной деятельности,
-
здоровьесберегающие,
а также формы работы, такие как:
-
игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-драматизации, театральные постановки);
-
конкурсы и викторины;
-
экскурсии, целевые прогулки;
-
праздники и развлечения, концерты и музыкальные гостиные, познавательные, физкультурно-музыкальные и спортивно-театрализованные досуги;
-
создание альбомов, самодельных книг, стенгазет;
-
проектная деятельность и др.
Программа построена по принципу систематичности и последовательности в обучении, т.е. знания, умения и навыки формируются в определенном порядке, логически связываются и последующие опираются на предыдущие.
Большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников, также выделены формы работы с ними.
Сегодня детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольной образовательной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие географических карт, атласов, макетов, альбомов, буклетов, отражающих содержание образовательной программы «Донбасс - мой край родной».
Центр развития читательской культуры дошкольников предполагает наполненность иллюстративным материалом, способствующим развитию у детей сочинительства о родном городе: создание рассказов, стихов и сценариев (по сказкам, легендам, рассказам писателей и поэтов Донбасса).
Центр развития художественно-музыкальной деятельности детей обеспечен аудиозаписями произведений композиторов родного края; элементами национальных костюмов для организации театрализованной деятельности детей.
Примерный перечень материально-технического сопровождения программы:
• дидактические и наглядные пособия;
• современные средства ТСО (интерактивная доска, компьютеры, проектор и т.д.);
• методическая, краеведческая, художественная литература о Донецком крае;
• репродукции и иллюстрации картин донецких художников;
• фотоальбомы «Донецк», «Донецкий край», «Города Донецкого края», «Промышленные предприятия Донецкого края», «Донбасс архитектурный», «Народные промыслы Донбасса», «Художники Донецкого края», «Знаменитые люди Донецкого края», «Памятные места и достопримечательности Донбасса», «Заповедники» и т.д.;
• художественная литература по теме: «Донбасские поэты»;
• электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
• аудиозаписи, видеофильмы;
• карты;
• символика городов (районов) Донецкой Народной Республики;
• буклеты, наборы открыток.
В приложении нам рекомендуют материалы для бесед «Выдающиеся деятели Донбасса». Тут перечислены знаменитые жители Донбасса, которые прославили и продолжают прославлять наш родной Донбасс (Береговой Георгий Тимофеевич - летчик-космонавт, Бойко Григорий Филиппович - поэт, Кобзон Иосиф Давыдович - певец), кратко указана автобиография, примерные проекты в рамках программы, где указаны цель, задачи и ожидаемые результаты («Самый лучший город на Земле», «Семейный альбом», «Есть такая профессия - Родине служить»).
Рекомендуется перечень патриотических песен для прослушивания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и перечень полезных интернет ресурсов для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.