- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект в старшей группе
Проект в старшей группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Куликова И.А. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема проекта: «Святой Преподобный Сергий Радонежский»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь-июль)
Предмет исследования: житие Преподобного Сергия Радонежского.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатель Куликова И.А, родители.
Актуальность:
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение.
Особенность существующего проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательной организации и государства.
Гипотеза: предположим, что дети, ознакомившись с житием Преподобного Сергия Радонежского, приобретут духовный опыт, станут более доброжелательными, уступчивыми, милосердными.
Цель проекта: формирование духовно-нравственного идеала на примере жизни святого Преподобного Сергия Радонежского.
Задачи исследования
Обучающие:
-
познакомить детей с образом и событиями жизни святого;
-
содействовать формированию основ исторического сознания и памяти о святых земли русской.
Развивающие:
-
способствовать восприятию Преподобного Сергия Радонежского, как образца скромности и трудолюбия, внимания и доброты;
-
способствовать развитию внимательного, доброжелательного отношения к людям.
Воспитательные:
-
воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях, милосердии и послушании родителям, любви к людям и Богу.
Задачи по образовательным областям
Коммуникативно-личностное развитие:
-
способствовать развитию эмоционально-волевой сферы личности детей, умения регулировать свое поведение;
-
формирование нравственных представлений.
Познавательно-речевое развитие:
-
способствовать развитию самостоятельной познавательной активности детей;
-
развивать речь.
Художественно-эстетическое развитие:
-
формировать художественный вкус, понятие гармонии на примере изобразительного искусства, музыки, художественного слова, человеческих взаимоотношений;
-
развивать у детей привычку к полезной деятельности;
-
содействовать развитию ручных умений, формированию изобразительных навыков.
Предполагаемый результат:
-
сформированность основ исторического сознания и памяти о святых земли русской;
-
развить чувства внимательного, доброжелательного отношения к людям, скромность, трудолюбие, доброта;
-
стремление подражать милосердию и послушанию к родителям, любви к людям и Богу.
Роль родителей в реализации проекта:
- беседы по основам духовности народа и традиции уклада жизни, об особенностях подготовки и проведения праздничных дней, о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Знакомство с правилами поведения в храме;
- участие родителей в православных праздниках;
- участие в тематических выставках;
-организация выставки фотографий.
Этапы проекта:
подготовительный:
-определение проблемы;
-анализ проблемы;
-постановка цели и задач, составление плана по реализации проекта;
-диагностика знаний детей о житие Преподобного Сергия Радонежского;
-прогнозирование результата;
-определение источников информации;
-создание предметно-развивающей среды: наглядно-иллюстрационный материал, детская художественная литература по теме проекта, создание видеотеки, разработка и подбор дидактических игр.
Основной:
-выполнение проекта детьми, помощь взрослых;
-обсуждение результата, хода работы, причин успехов и неудач;
-совместное определение перспектив данного проекта.
Заключительный:
-«Мы идем к Преподобному Сергию» экскурсия в храм Преподобному Сергию Радонежскому, посвященная 700-летию памяти Сергия Радонежского;
-развлечение для детей «Ангел мой, хранитель мой!»;
- организация фотовыставки.
Для реализации проекта использованы методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
• показа сказок;
• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• экскурсий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение литературных произведений воспитателем;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов детей на вопросы педагога;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры с музыкальным сопровождением и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказы детей о своих впечатлениях;
• разбор житейских ситуаций.
План совместной деятельности детей, родителей по реализации проекта:
познавательно-коммуникативная деятельность:
-чтение «Преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской», из серии: «Православная Русь»;
-чтение отрывка из «Жития Сергия» о детстве Преподобного Сергия Радонежского;
-чтение рассказа Н.М. Соловьева «Сергий Радонежский»;
-чтение отрывка «Старость Преподобного Сергия» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»;
-чтение повести «О Сергии Радонежском» С. Романовский;
-беседа по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»;
-беседа-рассуждение «Для чего нужно делать добро людям», «Что значит быть милосердным?», чтение рассказов из книги «Добрые сказки»;
-беседа «Святой Сергий Радонежский»;
-беседа по картине М.В. Нестерова «Труды Преподобного Сергия»;
-разучивание пальчиковой гимнастики «Хочу быть православным…», «В гости к святому»;
-загадывание загадок из серии «Загадки о душевных неполадках»;
-разгадывание пиктограммы «Значение имени Сергий»;
-динамическая пауза: «Храм»;
-дидактические игры: «Собери пословицы», «Что в начале, что потом»; «Подбери пословицу, стихотворение», «Какой храм».
Художественно-эстетическая деятельность:
-рассматривание иконы Преподобного Сергия Радонежского;
-рассматривание старинных книг: «Евангелие», «Библии», Старославянской азбуки;
-рассматривание репродукции с картины М.В.Нестерова «Юность Преподобного Сергия»;
-рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Труды Преподобного Сергия»;
-рассматривание репродукции с картины Н. Рерих «Сергий строитель»;
-рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Напутствие Сергия Радонежского князю Дмитрию Ивановичу»;
-рассматривание репродукции с иконы «Пророческое видение птиц Преподобному Сергию»;
-слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о Сергии Радонежском»;
-слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о Сергии Радонежском»;
-слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о детстве Сергия Радонежского»;
-презентация «Сергий Радонежский глазами художника М.В. Нестерова»;
-презентация «Образ Сергия Радонежского в русской живописи»;
-просмотр видео слайдов с изображением Свято-Троицкого монастыря;
-просмотр видео фильма: «Труды Сергия»;
-рассматривание видео слайдов «Древнеславянская книга».
Продуктивная деятельность:
-коллективная работа: «Цветы для Сергия» (коллаж из сухих листьев, открыток); Объемная аппликация;
-украшение иконы Преподобного Сергия;
-«Золотые купола» - рисование (гуашь);
-конструктивные игры: «Колокола для храма» - чеканка из фольги, «Украшение заглавных старославянских букв азбуки»;
-раскрашивание иллюстраций из книжки - раскраски «Русь православная»;
-раскрашивание иллюстраций (книжка-раскраска из серии: православная Русь;
-выставка детского творчества;
-выставка детских рисунков;
-альбом детского творчества;
-творческие работы по теме проекта;
-создание альбома «Иконы Сергий Радонежский»;
-презентация «Сергий Радонежский глазами художника М.В. Нестерова»;
-презентация «Образ Сергия Радонежского в русской живописи»;
-«Образ Сергия Радонежского в художественной литературе»;
-дидактические игры, пособия, кроссворды, пословицы;
-православная газета для родителей, посвященная 700-летию памяти Сергия Радонежского.
Работа с родителями:
-экскурсия выходного дня: «Всей семьей в храм»;
- встреча с настоятелем Бутурлинского храма отцом Николаем
-совместное творчество: аппликация «Построим храм»;
-совместно с детьми оформить альбом пословиц и поговорок о почитании родителей;
-посещение православной библиотеки при храме: совместное чтение о житие Преподобного Сергия Радонежского;
-помощь в подборе художественной литературы о святом Сергиеи Радонежском;
-составление кроссворда «Труды Преподобного Сергия»; Составление кроссвордов о житие Сергия Радонежского;
-чтение отрывка «Труды Сергия» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»; Заучивание понравившегося отрывка из поэмы;
-изготовления альбома пословиц и поговорок о труде;
-оформление альбома: «Сергий Радонежский - игумен земли русской»;
-помощь в подготовке выставки;
-анкета по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей.
Список используемой литературы:
-
Бахметева А.Н. «Житие святых для детей», 74 с.
-
Гладких Л.П. Основы православной культуры, Мир - прекрасное творенье: научно-методическое пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008. -324 с.
-
Детский православный журнал «Свечечка» 2005-2012.
-
Еженедельник Воскресная школа «Осень золотая» под ред. Монаха Киприана (Ященко). - Москва, 2000.- 236 с.
-
Запесоцкая Р. Книжка для детей «Житие святого Преподобного Сергия Радонежского»
-
Потаповская О.М. Самые главные праздники: сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. - М.: Планета 2000, 2004. -208 с.
-
Православный журнал для детей и родителей «Отрок» №2. - 2001г.
-
Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 96 с.
-
Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. - М.: Прометей; Книголюб, 2005. - 128 с.