Проект в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема проекта: «Святой Преподобный Сергий Радонежский»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь-июль)

Предмет исследования: житие Преподобного Сергия Радонежского.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатель Куликова И.А, родители.

Актуальность:

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение.

Особенность существующего проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательной организации и государства.

Гипотеза: предположим, что дети, ознакомившись с житием Преподобного Сергия Радонежского, приобретут духовный опыт, станут более доброжелательными, уступчивыми, милосердными.

Цель проекта: формирование духовно-нравственного идеала на примере жизни святого Преподобного Сергия Радонежского.

Задачи исследования

Обучающие:

  • познакомить детей с образом и событиями жизни святого;

  • содействовать формированию основ исторического сознания и памяти о святых земли русской.

Развивающие:

  • способствовать восприятию Преподобного Сергия Радонежского, как образца скромности и трудолюбия, внимания и доброты;

  • способствовать развитию внимательного, доброжелательного отношения к людям.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях, милосердии и послушании родителям, любви к людям и Богу.

Задачи по образовательным областям

Коммуникативно-личностное развитие:

  • способствовать развитию эмоционально-волевой сферы личности детей, умения регулировать свое поведение;

  • формирование нравственных представлений.

Познавательно-речевое развитие:

  • способствовать развитию самостоятельной познавательной активности детей;

  • развивать речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • формировать художественный вкус, понятие гармонии на примере изобразительного искусства, музыки, художественного слова, человеческих взаимоотношений;

  • развивать у детей привычку к полезной деятельности;

  • содействовать развитию ручных умений, формированию изобразительных навыков.

Предполагаемый результат:

  • сформированность основ исторического сознания и памяти о святых земли русской;

  • развить чувства внимательного, доброжелательного отношения к людям, скромность, трудолюбие, доброта;

  • стремление подражать милосердию и послушанию к родителям, любви к людям и Богу.

Роль родителей в реализации проекта:

- беседы по основам духовности народа и традиции уклада жизни, об особенностях подготовки и проведения праздничных дней, о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Знакомство с правилами поведения в храме;

- участие родителей в православных праздниках;

- участие в тематических выставках;

-организация выставки фотографий.

Этапы проекта:

подготовительный:

-определение проблемы;

-анализ проблемы;

-постановка цели и задач, составление плана по реализации проекта;

-диагностика знаний детей о житие Преподобного Сергия Радонежского;

-прогнозирование результата;

-определение источников информации;

-создание предметно-развивающей среды: наглядно-иллюстрационный материал, детская художественная литература по теме проекта, создание видеотеки, разработка и подбор дидактических игр.

Основной:

-выполнение проекта детьми, помощь взрослых;

-обсуждение результата, хода работы, причин успехов и неудач;

-совместное определение перспектив данного проекта.

Заключительный:

-«Мы идем к Преподобному Сергию» экскурсия в храм Преподобному Сергию Радонежскому, посвященная 700-летию памяти Сергия Радонежского;

-развлечение для детей «Ангел мой, хранитель мой!»;

- организация фотовыставки.

Для реализации проекта использованы методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

• показа сказок;

• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

• наблюдений;

• экскурсий;

• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтение литературных произведений воспитателем;

• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов детей на вопросы педагога;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры с музыкальным сопровождением и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказы детей о своих впечатлениях;

• разбор житейских ситуаций.

План совместной деятельности детей, родителей по реализации проекта:

познавательно-коммуникативная деятельность:

-чтение «Преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской», из серии: «Православная Русь»;

-чтение отрывка из «Жития Сергия» о детстве Преподобного Сергия Радонежского;

-чтение рассказа Н.М. Соловьева «Сергий Радонежский»;

-чтение отрывка «Старость Преподобного Сергия» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»;

-чтение повести «О Сергии Радонежском» С. Романовский;

-беседа по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»;

-беседа-рассуждение «Для чего нужно делать добро людям», «Что значит быть милосердным?», чтение рассказов из книги «Добрые сказки»;

-беседа «Святой Сергий Радонежский»;

-беседа по картине М.В. Нестерова «Труды Преподобного Сергия»;

-разучивание пальчиковой гимнастики «Хочу быть православным…», «В гости к святому»;

-загадывание загадок из серии «Загадки о душевных неполадках»;

-разгадывание пиктограммы «Значение имени Сергий»;

-динамическая пауза: «Храм»;

-дидактические игры: «Собери пословицы», «Что в начале, что потом»; «Подбери пословицу, стихотворение», «Какой храм».

Художественно-эстетическая деятельность:

-рассматривание иконы Преподобного Сергия Радонежского;

-рассматривание старинных книг: «Евангелие», «Библии», Старославянской азбуки;

-рассматривание репродукции с картины М.В.Нестерова «Юность Преподобного Сергия»;

-рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Труды Преподобного Сергия»;

-рассматривание репродукции с картины Н. Рерих «Сергий строитель»;

-рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Напутствие Сергия Радонежского князю Дмитрию Ивановичу»;

-рассматривание репродукции с иконы «Пророческое видение птиц Преподобному Сергию»;

-слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о Сергии Радонежском»;

-слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о Сергии Радонежском»;

-слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о детстве Сергия Радонежского»;

-презентация «Сергий Радонежский глазами художника М.В. Нестерова»;

-презентация «Образ Сергия Радонежского в русской живописи»;

-просмотр видео слайдов с изображением Свято-Троицкого монастыря;

-просмотр видео фильма: «Труды Сергия»;

-рассматривание видео слайдов «Древнеславянская книга».

Продуктивная деятельность:

-коллективная работа: «Цветы для Сергия» (коллаж из сухих листьев, открыток); Объемная аппликация;

-украшение иконы Преподобного Сергия;

-«Золотые купола» - рисование (гуашь);

-конструктивные игры: «Колокола для храма» - чеканка из фольги, «Украшение заглавных старославянских букв азбуки»;

-раскрашивание иллюстраций из книжки - раскраски «Русь православная»;

-раскрашивание иллюстраций (книжка-раскраска из серии: православная Русь;

-выставка детского творчества;

-выставка детских рисунков;

-альбом детского творчества;

-творческие работы по теме проекта;

-создание альбома «Иконы Сергий Радонежский»;

-презентация «Сергий Радонежский глазами художника М.В. Нестерова»;

-презентация «Образ Сергия Радонежского в русской живописи»;

-«Образ Сергия Радонежского в художественной литературе»;

-дидактические игры, пособия, кроссворды, пословицы;

-православная газета для родителей, посвященная 700-летию памяти Сергия Радонежского.

Работа с родителями:

-экскурсия выходного дня: «Всей семьей в храм»;

- встреча с настоятелем Бутурлинского храма отцом Николаем

-совместное творчество: аппликация «Построим храм»;

-совместно с детьми оформить альбом пословиц и поговорок о почитании родителей;

-посещение православной библиотеки при храме: совместное чтение о житие Преподобного Сергия Радонежского;

-помощь в подборе художественной литературы о святом Сергиеи Радонежском;

-составление кроссворда «Труды Преподобного Сергия»; Составление кроссвордов о житие Сергия Радонежского;

-чтение отрывка «Труды Сергия» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»; Заучивание понравившегося отрывка из поэмы;

-изготовления альбома пословиц и поговорок о труде;

-оформление альбома: «Сергий Радонежский - игумен земли русской»;

-помощь в подготовке выставки;

-анкета по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей.

Список используемой литературы:

  1. Бахметева А.Н. «Житие святых для детей», 74 с.

  2. Гладких Л.П. Основы православной культуры, Мир - прекрасное творенье: научно-методическое пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008. -324 с.

  3. Детский православный журнал «Свечечка» 2005-2012.

  4. Еженедельник Воскресная школа «Осень золотая» под ред. Монаха Киприана (Ященко). - Москва, 2000.- 236 с.

  5. Запесоцкая Р. Книжка для детей «Житие святого Преподобного Сергия Радонежского»

  6. Потаповская О.М. Самые главные праздники: сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. - М.: Планета 2000, 2004. -208 с.

  7. Православный журнал для детей и родителей «Отрок» №2. - 2001г.

  8. Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 96 с.

  9. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. - М.: Прометей; Книголюб, 2005. - 128 с.



© 2010-2022