• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Тема выступления: «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности»

Тема выступления: «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»


Якупова Наталья Яковлевна, воспитатель группы компенсирующей направленности

Тема выступления: «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности»

Обучение, воспитание и развитие в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ставит педагога перед выбором дальнейшего пути развития профессиональной деятельности.

Один путь - продолжать следовать известным стереотипам, воспринимая присутствие в группе такого ребенка как помеху «нормальному» обучению и воспитанию других детей.

Другой путь - принять изменения. Если педагог выбирает этот путь, то ему предстоит пересмотреть не только профессиональные, но и личностные ценности и установки. При этом основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок способен развиваться при создании тех или иных специальных условий.

Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребенку не на словах, а на деле.

Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ - достаточно сложная задача для одного воспитателя.

Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами.

Привлечение к этой работе узких специалистов ДОУ: педагога-психолога, учителя-логопеда и - что очень важно - родителей является необходимым для достижения поставленной цели.

Немаловажную роль в качестве дополнительного ресурса для профессионального роста, методической и психологической поддержки педагога играет возможность тесно сотрудничать со специалистами ресурсного центра или методического центра.

Педагогу необходимо осваивать новые подходы к оценке достижений своих воспитанников.

Разрабатывая индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, команда специалистов определяет, какие показатели будут являться критериями его достижений. При этом используются уже разработанные показатели динамики развития и освоения образовательной программы для всех детей, обучающихся на той или иной ступени.

Например, целевые ориентиры.

А исходя из возможностей воспитанников, формулируются критерии индивидуального продвижения каждого ребенка - как в освоении основной образовательной программы, так и в формировании навыков, необходимых для успешной социализации.

Структура индивидуальной образовательной программы

Основная цель ИОП - построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Этапы и особенности работы над индивидуальной образовательной программой:

  1. Диагностика

На данном этапе осуществляется:

1 организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения;

2 подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у навыков самообслуживания, специфики взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основные задачи комплексной диагностики заключаются в определении образовательных потребностей ребенка и его возможностей, на которые можно опереться в первую очередь; а также выяснении актуальных направлений деятельности воспитателя и специалистов.

  1. Разработка ИОП

Данный этап включает:

1 проектирование необходимых структурных составляющих программы;

2 формулирование ее цели (совместно с родителями!);

3 определение круга задач в рамках реализации программы;

4 определение содержания коррекционного, образовательного компонентов;

5 планирование форм реализации разделов программы;

6 определение временных границ реализации ИОП;

7 определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности;

8 определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы.

  1. Реализация

Этот этап направлен на:

  1. организацию деятельности воспитателей и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;

  2. планирование и проведение занятий с учетом задач ИОП;

  3. адаптацию содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов;

  4. введение различных форм взаимодействия на занятии с использованием поддерживающих стратегий;

  5. организацию мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;

  6. организацию мониторинга эффективности коррекционной работы.

Индивидуальный образовательный план для ребенка с _______________, обучающегося в МБДОУ «Д/с «__________»


  1. Общие сведения:

Ф. И.О. ребенка:

Возраст:

МБДОУ «Д/с «___________»

Группа: «Звездочки»

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога ( воспитателя):

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Социальный педагог

Тьютор

Инструктор ЛФК

Заключение

и рекомендации

ПМПК

Основная цель

на текущий период

в направлении

развития

и социализации

ребенка

(учебный год)

Общие задачи

на период

реализации ИОП

Режим пребывания

ребенка в ОУ

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

Потребности ребенка - компенсация способностей: контролировать свое поведение, к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы.

Направления

деятельности

по созданию

безбарьерной среды

Задачи на период

(возможные)

Ресурсы для

решения и

ответственный

Сроки

выполнения

Построение

комфортной среды:

изменения в

помещениях (классная

комната; рекреация и

т.д.)

Создание сенсорно обогащенной среды


Материалы для

нормализации тонуса

При наблюдаемой утомляемости к концу занятий возможно посещение сенсомоторной комнаты


Визуальная

поддержка

алгоритмы деятельности

в картинках


Обеспечение

специализированным

учебным оборудованием


Обеспечение

помещений ДОУ

специализированным

оборудованием и

приспособлениями

Приспособления для ориентации слабовидящего

ребенка - метки-маркеры


Учебные пособия,

дидактические

материалы


III. Психолого-педагогическое сопровождение

Основное

направление

деятельности

Конкретные задачи

на период

Режим и формы

работы

Необходимый

специалист

Показатели

достижений

Формы оценки результатов

работы (динамика развития

ребенка, самоанализ

деятельности специалиста)

Развитие зритель-

ной ориентировки

в пространстве

Различение лево-право,

верх-низ, над-под-за-

перед-на

1 раз в неделю

индивидуально

после уроков -

развивающие игры,

работа с картинка-

ми и телом

Педагог-

психолог

Правильная ориентировка

на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве

Включенное наблюдение в ходе занятий

Беседа с другими специалистами

Проверочные задания в виде игры (расположение фигурок в пространстве, игра в прятки)

Развитие познавательных процессов

Развитие концентрации

внимания, памяти

2 раза в неделю

Учитель-

дефектолог

Умение удерживать внимание в продолжение15 минут; запоминание 7 слов из 10

Наблюдение за ходом занятия;

срезовая диагностика («10 отличий», «Лабиринт»)

Освоение правил

Поведения в детском саду

Сопровождение на занятиях

Тьютор

Придерживается правил

поведения в детском саду,

действует в соответствии с требованиями воспитателя

наравне с одногруппниками

Наблюдение на занятиях

Беседа с воспитателем и другими

специалистами


© 2010-2022