Консультация для родителей Речевое развитие детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза»

Составила воспитатель Суворина Галина Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 43 «Яблонька» города Тамбова



Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово. Консультация для родителей Речевое развитие детей

Когда ребенок учился дифференцировать звуки речи, распознавать и этом возрастном этапе надо закрепить и углубить их. Вначале с помощью картинок объясните ребенку, что такое звук: девочка плачет: «А!» - она произносит звук [А], самолет летит: «У» - он издает звук [У]; у мишки болит зуб, он стонет: «О!» - он издает звук [О]. Затем научите ребенка вычленять гласные звуки в начале слов (Ударение должно падать на этот гласный звук). Понадобится зеркало, чтобы увидеть артикуляцию и схематичные изображения звуков на карточка (рекомендую использовать: Ткаченко и Т.А.Формирование навыков звукового анализа синтеза: Рабочая тетрадь. М., ГНОМ и Д, 2005).

Какие слова можно предложить ребенку для анализа?

[А] - Алеша, астры, август; [О] - ослик, осень, окна; [У] - улица, утка, улей; [И] - игла, ива, иней.

Далее предлагаем слова, в которых эти звуки стоят в конце: [А] - оса, лиса, река; [О] - окно, ведро, седло; [У] - качу, верчу, гляжу; [И] - коньки, васильки, петухи.

Затем предлагаем найти гласные звуки в односложных словах из трех - четырех звуков: [А] - мак, кран, шарф; [О] - кот, слон, мост; [У] - дуб, труд, куст; [И] - пир, приз, бинт.

При выполнении этих заданий обязательно проговариваем с ребенком, где именно «спрятался» звук, и далее предлагаем схему, с помощью которой он сможет указывать местоположение звука: начало слова - середина слова - конец слова.

Схему можно обыграть: сделать домик, в котором живут звуки, выдвижную линейку, красное окошко-сигнал, паровозик из трех вагончиков и др. Все зависит от вашей фантазии.

При изучении согласных звуков проводится аналогичная работа, только в иной последовательности: выделять согласный в конце (если он не звонкий), в начале слов со стечением согласных (звук [М] - мрак, [Т]- трап), в начале без стечения согласных ([М] - мак; [Т] - ток), в середине слова со стечением согласных и без стечения ([М] - компот, комок, [Т]- утро, вата).

Когда ребенок научится правильно выделять звуки в слове, можно предложить ему определить последовательность звуков в словах.

Дополнительно следует научить ребенка отхлопывать слоги, вначале на простых ритмических структурах (ма - один хлопок, ма-ма - два хлопка, ма-ма-ма - три хлопка) затем на материале слов.

Чтобы научить ребенка составлять слова из звуков, предложите ему внимательно послушать слово, которое вы произнесете, повторить его: [Д] -[О] -[М] - дом; [М] -[А] -[К] - мак. Пауза между звуками не должна составлять более 3 секунд, а слова должны быть хорошо знакомы ребенку. В дальнейшем, когда он будет легко синтезировать звуки в слова, можно увеличить паузу до 5 секунд и давать слова более сложной слоговой структуры и менее знакомые.

© 2010-2022