- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект по краеведению
Проект по краеведению
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Доронина О.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект по краеведению
Тема: «Наш край мы - гордимся тобой»
Автор проекта: Доронина Оксана Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6
Поэт Симонов в стихотворении "Родина" пишет:
"Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал"
Актуальность темы:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
-
к 6-7 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
-
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
-
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
-
40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
-
Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
-
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
-
Расширить знания детей о флоре и фауне Ивановской области
-
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
-
Познакомить с культурой и традициями Ивановской области
-
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности:
-
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
-
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
-
Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный
Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, театр «Корноватки» ,музыкальный руководитель.
Сроки реализации: с декабря 2012 по апрель 2013
Основной раздел программы: познавательное развитие
-
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром. , музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
-
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
-
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
-
Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: "Город -Иваново прощлое и настоящее «, «Край мой родной мы гордимся тобой»
Показ спектакля театром «Корноватка» «Николин день»
Оформление альбомов "Достопримечательности моего города", "Красная книга Ивановской области", «Хлеб - всему голова!», «Птицы и Животные Ивановской области»
Словотворчество с родителями «Придумай рассказ про Иваново»
Оформление дидактических игр по краеведению:
"Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «, «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Рисование Родной мой город»
Экскурсии и фото экскурсии по городу
Разучивание стихов песен о Иваново.
Оформление выставки детского рисунка
Посещение Краеведческого музея
Открытое занятие "Край мой родной мы гордимся тобой "
III. Презентационно - завершающий
Открытое мероприятие «Тема: Край родной мы гордимся тобой.
»(конец апреля)
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа "Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?"
Необходимые условия реализации проекта:
-
интерес детей и родителей;
-
методические разработки,
-
интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
-
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
-
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
-
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
-
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
-
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Методы проекта:
-
Наблюдение,
-
совместные игры,
-
анкетирование,
-
познавательные игровые занятия,
-
беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления в работе над проектом. Посещение краеведческого музея дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей.)
Достигнутые результаты:
-
рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
-
анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ,
-
высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса Солнечный лучик», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города,
-
повышение активности родителей в делах группы.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании продолжению реализации данного проекта в рамках мероприятия с днем рождения город.
И рекомендации родителям продолжить изучать историю родного края.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
-
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
-
И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
-
Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
-
Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
-
М.Д.Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
-
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
-
И.В.Жирякова «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
-
З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
-
Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
-
подбор исторической литературы,
-
подбор произведений русского народного творчества,
-
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
-
подготовка разного вида бросового материала
-
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
-
дидактические игры,
-
выставки книг, рисунков