Доклад «Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о насекомых»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кocтанайский Государственный Педагогический Институт

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольного, начального и специального образования





Доклад

«Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о насекомых»





Подготовила: Королёва Анжелика,

спец. ДОиВ 2 курс

Научный руководитель: Бекмурзина Ж.М.





Костанай 2014 г.

Формирование у старших дошкольников различного отношения к насекомых.

В начале ХХI века человечество переживает бурное развитие, которое сопровождается великими открытиями в самых разных областях естественных наук с одной стороны. А с другой, люди стали отдалятся от природы, от того, откуда человечество берет свое естественное начало, это начало теперь становится чуждым и непонятнымдля нас.

Из-за интенсивной хозяйственной денятельности человека в современном мире антропогенные факторы всё больше и больше приобретают характер глобального воздействия. В этих условия человек часто сам приобретает себе "врагов" в лице насекомых.

Бесспорно то, что насекомые самые многочисленные и вездесущие существа в мире. Человек вынужден постоянно делить с ними быт, жилище, результаты труда и продукты питания, отстаивать неприкасаемость своего тела. Переоценить роль насекомых в жизни человека весьма сложно. Чего только стоит роль насекомых в размножении цветковых растений и в почвообразовании. Но при всём этом история знает и случаи отрицательного влияния насекомых на жизнь людей. К примеру, массовая гибель людей от малярии, переносчиком которой является малярийный комар, или случаи голода после нападения саранчи. Вездесущность насекомых связана с их видовым разнообразием, способностью почти к повсеместному распространению и утилизации чуть ли не любых органических веществ.

Однако не следовало бы, конечно, вдаваться в глобальные столкновения людей и насекомых. Любой самый обычный человек практически каждый день встречается с различными представителями этого класса. И если взрослый в силу своего возраста и жизненного опыта просто пройдет мимо, то ребенок в силу своей пытливости и любознательности обязательно начнет задаваться вопросами: «А муж стрекозы - это стрекозел, а бабочка - это бабушка куколки, а муха - дальняя родственница коровы, как и божья коровка.» И, увидев маленького жука, они восклицают: «Смотри, какая жукашечка ползет!». Какой ребенок уже к четвертому году не приставал к своей маме с вопросами, в которых заключается самая строгая и даже придирчивая критика "взрослой" ненаблюдательности: « Почему сверчок зовется сверчком? Он что сверкает?»

На сегодняшний день актуальной является одна из важнейших проблем экологической психологии, - проблема субъективного восприятия мира природы. Детальный анализ данной проблемы и другие важнейшие вопросы экологической психологии и педагогики подняты в работах русских учёных С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвина.

Цель нашей работы: проследить динамику формирования субъективного отношения к насекомым.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. Выявить закономерности формирования различного отношения к насекомым на разных возрастных этапах;

  2. Определить роль дошкольного детства в формировании определенного типа отношения к насекомым как к части природы.

Природные объекты в действительности по своей сути не являются субъектами. Эти объекты могут восприниматься как субъекты только тогда, когда воспринимающий их человек моделирует и конструирует их субъектность. Субъективное отношение к природе характеризуется по следующим базовым параметрам: модальность, широта, осознанность, интенсивность.

Под модальность субъективного отношения к природе понимается его качественно-содержательная характеристика. Модальность имеет две характеристики: она может быть прагматической или непрагматической; вторая характеристика модальности связана с вопросом определения субъектности или объектности природных объектов во взаимоотношениях с человеком. И, следовательно, соединив эти характеристики, можно получить четыре типа отношения к природе, в нашем случае к насекомым: объектно-прагматический; объектно-непрагматический; субъектно-прагматический; субъектно-непрагматический.

Параметр осознанности, характеризуется тем, что люди в разной степени осознают свою привязанность к насекомым. Одни не понимают своих увлечений насекомыми, другие в свою очередь становятся энтомологами, посвятив потом насекомым всю свою жизнь.

Параметр широты субъективного отношения к насекомым подразумевает тот факт, что кому-то нравятся только какие-то определенные виды насекомых: красивые дневные бабочки, блестящие жуки, трудолюбивые пчелки, а другому насекомые нравятся вообще как часть природы.

Параметр интенсивности показывает степень и форму проявления отношений через разные виды деятельности. В структуре параметра интенсивности условно принято выделять четыре компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин в своих исследованиях анализируют механизмы формирования отношения к отдельным природным объектам, определяя каналы (пути), по которым достигается поставленная цель деятельности. Эти каналы напрямую связаны с параметром интенсивности субъективного отношения к природным объектам.

Перцептивно-аффективный канал основан на чувственном и эстетическом освоении насекомых, то есть на восприятии формы, цвета, величины, рисунка, динамики, звуковых зхарактеристик, поведенческих форм, Которые позволяют установить определённый параллелизм с человеком (строит дом, ухаживает за потомством и т.д). Важнейшую роль здесь играют релизеры сенсорного канала: визуальные, аудиальные, тактильные, поведенческие. Следует отметить, что, исследуя поведение животных, К.Лоренц установил: из всех стимулов, получаемых животными из мира природы, выделяется особая группа ключевых стимулов, которые он назвал психологическими релизерами. Животное, в том числе и человек, дает на них ту или иную генетически обусловленную реакцию, даже встречаясь с ними впервые. К примеру, человек отрицательно реагирует на особую форму головы насекомых, очертания тела и характерный блеск.

Когнитивный канал характеризуется уровнем познавательной активности по отношению к насекомым, готовностью и стремлением получить и переработать информацию о них. По когнитивному каналу субъективное отношение к насекомым формируется под влиянием двух групп релизеров: социально-психологических и экологических фактов.

Экологические факты - это вербальная информация экологического характера типа: «самый - самый», «похож на человека», «опасный - безопасный» и т.д.. Экологические факты, связанные с социальным поведением насекомых в природе, оказывают наибольшее влияние на формирование субъективного отношения к насекомым.

Социально-психологические релизеры имеют прямую связь со второй сигнальной системой, они определяют слова и словосочетания, которые несут в себе определенную эмоционально-окрашенную положительную или отрицательную оценку. От выбора каких-либо слов в большой мере зависит формирование определенного отношения к насекомым.

Практический канал характеризуется непосредственным взаимодействие с насекомым. Функцию психологических релизеров здесь выполняют поведенческие "ответы" природного объекта на активность личности.

Высшей ступенькой на практическом канале будет являться поступок, который характеризует поступочный параметр интенсивности субъективного отношения к природным объектам. В исследованиях С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина определено: «Поступок - это «демонстрация» личностью своего отношения».

В своих исследования С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин определили закономерности формирования положительного и отрицательного отношения к насекомым. Согласно их исследования, положительное отношение формируется:

1. По практическому каналу под воздействием антропоморфных и поведенческих «ответов».

2. По когнитивному каналу под воздействием социально-психологических релизеров, экологических фактов «самый-самый».

Отрицательное же отношение формируется:

1. По когнитивному каналу под воздействиемэкологических фактов об опасности и «вредности» животных.

2. По перцептивному каналу под воздействие тактильных, визуальных аудиальных, поведенческих релизеров.

Особо следует подчеркнуть роль дошкольного детства в формировании экологической культуры личности, частью которой и является определенный тип отношения к насекомым как к части природы.

Самоценность дошкольного детства в общем развитии очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Практически невозможно переоценить значение дошкольного детства в процессе формирования и становления экологической культуры личности. Также сложно переоценить и роль природы в умственном, физическом, нравственном, эстетическом воспитании детей.

Маленький ребенок изначально не питает никакого, ни отрицательного, ни положительного отношения к представителям класса насекомых. Это отношение формируется у него в дальнейшем сначала под воздействием слов и эмоций взрослых по отношению к насекомым, потом под воздействием и собственного негативного или положительного опыта в общении с насекомыми. В дошкольном детстве закладываются основы определенного типа отношений к животным. Так, например, страх перед насекомыми во взрослой жизни зачастую обусловлен тем, что в раннем детстве ребенок имел негативный опыт общения с каким-либо отдельным насекомым. Изначально же ребенка интересуют насекомые как нечто неизвестное, как интересный и необычный объект их изучения.

В требования государственных программ «Алғашқы қадам», «Зерек бала» и «Біз мектепке барамыз» описано как должно происходить формирование у детей представлений и определённого отношения к объектом природы, в том числе и к насекомым. Дети знакомятся с насекомыми постепенно, начиная уже с 1,6 лет. До трёх лет дети различают насекомых, живущих с ними рядом, учатся называть некоторых из них. В средней группе дети уже знают особенности жизни различных насекомых, пользу и вред, которые они приносят людям. Старшие же дошкольники уже учатся понимать то, что всё в природе взаимосвязано, что от насекомых зависит раст цветов, к примеру, жизнь самих людей и других животных.

Для того, чтобы проследить динамику формирования различного отношения людей к насекомым нами были проведены методики «Эзоп» и «Альтернатива», предложенные В.А.Ясвиным и С.Д.Дерябо. Методики проводились среди детей старшего дошкольного возраста, среди учащихся 4 и 9 классов, а также среди студентов 2 курса КГПИ.

Диагностические методики «Альтернатива» и «Эзоп» по своей сути являются методиками на определение ведущего типа мотивации и установки личности по отношению к природе (в нашем случае к насекомым). По данным методикам можно проследить динамику формирования отношения к насекомым на разных возрастных этапах.

Анализ результатов данных методик показал, что уже к концу дошкольного детства у детей формируется определённый тип мотивационной установки в отношении к насекомым. Формирование ведущего типа мотивации зависит как от субъективных факторов, так и от объективных.

Как показали результаты проведенных методик, у детей дошкольного возраста преобладает эстетическая мотивационная установка. Она является ведущей у 77,8% детей. Так как у дошкольников еще не достаточно опыта общения с насекомыми и знаний о них, то своё отношение к ним они формируют на основе внешнего вида насекомого. Как говорят «встречают по одёжке».

В младшем школьном возрасте у детей преобладает когнитивный (44,4%), а на втором месте стоит эстетический тип мотивации (33,4%). Это можно объяснить тем, что в этом возрасте у детей наиболее активно развивются умственные способности и стремление к познанию. Дети в этом возрасте наиболее склонны к получению новых знаний.

Уже в старшем школьном возрасте начинает преобладать прагматический тип мотивации в отношении к насекомым (55,6%),ч то можно объяснить спецификой подросткового возраста.

И в конечном итоге было выявлено, что в возрасте 19-20 лет преобладает эстетический тип мотивационной установки в отношении к насекомым как к части живой природы.

Из результатов методик можно заметить, что дошкольное детство является важнейшим периодом в формировании личности и личностных установок. Прививать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую культуру личности следует начинать с самого рождения. Так как к концу дошкольного детства формируются многие личностные установки и позиции. Даже на примере формирования ведущего типа мотивационной установки к насекомым можно проследить, что тип мотивационной установки в отношении насекомых к концу дошкольного детства является уже сформированным. А с возрастом он просто совершенствуется. Видно, что уже к более взрослому возрасту отношение к насекомым, и ко всем объектам природы остается в своей основе таким, каким было заложено в период самого его формирования.

Литература

  1. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  2. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.

  3. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста «Алғашқы қадам» / Астана-2009.

  4. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» / Астана 2009.

  5. Программа обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» / Астана-2009.

  6. Чуковский К. От 2-х до 5-ти. - М.: "Детская литература",1968.

  7. Эйнштейн М. Этюды о природе. - М.: "Знание". //Человек и природа. - 1989. - № 11.


© 2010-2022