Формы и методы активного обучения педагогов

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы и методы активного обучения педагогов

Практика показала, что конечный результат любого мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Выбор последних для каждого конкретного методического мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингента педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в данном учреждении по проблеме.

Виды ситуаций:

- в ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение;

- ситуации-упражнения нужно решать, выполнив некоторые задания (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела «Программы «Предшкольная пора» и др.);

- в ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его;

- ситуации-проблемы - наиболее сложный метод активизации, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить; в помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалог - это беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

При обсуждении двух противоположных точек зрения руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения в педагогике на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям очень эффективно, но его надо заранее готовить, продумывая, кто из педагогов будет его проводить. По продолжительности этот метод должен занимать незначительную часть от общего времени (до 5 мин). Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

При использовании же метода имитации рабочего дня педагога предшкольного образования педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые надо решить, и им предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует положительное и недостатки.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания педагогов по конкретной теме, развивает педагогический кругозор, а значит - влияет на качество работы с детьми. Их можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.

ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

  1. Глубоко изучить тематику проекта.

  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

  7. соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

  8. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.д.

Формы работы в образовательном учреждении

Планируя работу с педагогами ДОУ, ст.воспитатель может использовать следующие формы:



  • Групповые (семинары, практикумы, консультации, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, и т.д.).

  • Индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

Групповые формы работы

Семинар. Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.

Ежегодно в годовой работе тьютор обязательно планирует семинары и семинары-практикумы, которые являются наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов ПО. В начале учебного года тьютор составляет подробные планы семинаров, которые могут включать одно или несколько занятий. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые педагоги хотели бы получить ответ.

Семинар может быть постоянно действующим (ПДС) и временным (например, в течение учебного года организуется изучение новой программы или технологии).

Руководителем семинара может быть тьютор, опытный педагог ПО, приглашенные специалисты. В проведении его участвуют педагог и другие специалисты, работающие с детьми старшего дошкольного возраста. Семинар может состоять из нескольких занятий, где сочетаются обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом.

Семинар-практикум. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением.

В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем тьютора.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому тьютор может обучить педагога ПО приемам организации семинара-практикума для родителей. В свою очередь, педагог может привлечь к проведению семинара-практикума разных специалистов (педагога-психолога, музыкального руководителя и т.д.). Можно рекомендовать педагогу устроить вечер игр детей и взрослых (игровой час), а руководитель семинара будет внимательным наблюдателем и советчиком. О своих наблюдениях он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные советы о методах индивидуального общения с ребенком. Такая работа будет полезна и родителям, и детям, и образовательному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет.

Важный вопрос - место проведения семинара. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната, музей, выставочный зал, сквер и т.д. в зависимости от тех задач, которые должны решать участники семинара.

Если семинар рассчитан на несколько занятий, то необходимо подготовить памятку его участникам. В ней следует указать тему, место и порядок проведения каждого занятия, перечень вопросов, список литературы, с которой полезно предварительно ознакомиться. Важно продумать способы включения всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, ведется работа с нормативными документами, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ.

Творческие микрогруппы. Возникают в результате поиска новых, более эффективных форм деятельности тьютора ПО; создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею; объединяются несколько педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов. В группе могут быть один-два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов.

Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуются взаимопосещение занятий, обсуждение лучших приемов и способов. При необходимости проводится совместное изучение дополнительной литературы. Главное внимание уделяется поисковой, исследовательской деятельности. Совместное творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. Как только поставленная цель достигнута, микрогруппа распадается. С результатами работы знакомятся все педагоги ПО района.

Подготовка и проведение консультаций для педагогов. Индивидуальные и групповые консультации проводятся по основным направлениям работы педагогов ПО, актуальным проблемам педагогики и психологии, по заявкам педагогов предшкольного образования и т.д.

Любая консультация требует от тьютора профессиональной компетентности. Знакомство с новейшими достижениями педагогической и психологической науки, новинками методик и технологий образования детей дошкольного возраста, изучение периодической печати, составление тематических каталогов - все это должно быть постоянным в рамках самообразования.

Основные консультации планируются на год. По мере необходимости в этот план вносятся изменения.

Подготовка к проведению консультации предполагает:

- составление плана изложения материала;

- продумывание советов и рекомендаций по каждому вопросу;

- подбор методической литературы и описанного педагогического опыта.

Возможно использование вопросов к педагогам для коллективного обсуждения; всевозможных заданий по ходу консультации.

Следует прибегать к различным методам проведения консультаций.

При проблемном изложении материала формулируется проблема и показывается путь ее решения. При использовании поискового метода педагоги активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения, обладающий рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание педагогов и побуждать их следовать за логикой изложения, тьютору, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, которые помогут педагогам осмыслить свой опыт, высказать свои соображения, сформулировать выводы.

Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель - показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Брифинг. Семинар-брифинг отличается от других форм методической работы в дошкольном учреждении тем, что позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки к семинару, так и на самом семинаре. Брифинг - это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает; организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

Показ - панорама - моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Эту форму работы можно проводить и с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или с взрослыми, исполняющими роли детей. Например: показ приёмов руководства игровой деятельностью с позиции программы «Детство» и технологии «Детский сад - дом радости», занятие по изобразительной деятельности по традиционной методике обучения навыкам и по методике развития творческих способностей Лыковой С.

При обмене опытом между педагогами может использоваться эвристическая беседа, в ходе которой более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по вопросам, в большей мере интересующим педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации.

Эффективность этого метода будет достигнута при соблюдении определенных условий:

  • предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, требующий всестороннего рассмотрения;

  • необходимо, чтобы педагоги обладали достаточным запасом теоретических знаний и профессионализмом.

  • Ст. воспитатель, должен составить обоснованный план, позволяющий четко представить, какие новые знания получат специалисты и к каким выводам они придут;

  • целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих педагогов.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта (далее ППО) педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста организуется тьютором и опытными педагогами на базе своих образовательных учрежде­ний, из числа опытных педагогов района. Если в процессе планового изучения работы тьютор отметил высокие результаты в реализации программы по какому-то разделу, значи­тельные достижения в образовании детей старшего дошкольного возраста, он намечает систему посещений для изучения опыта работы данного педагога, чтобы убедиться, что эти успехи являются результатом определенной системы использования интересных эффективных приемов, т. е. эти положительные результаты не случайны и ста­бильны.

Безусловно, не в каждом образовательном учреждении, есть специалисты, которые могут быть включены в данный проект в силу отсутствия опыта работы по данному направлению, поэтому, важным моментом, в работе тьютора является планомерное, целенаправленное создание ППО, исходя из запросов практики и актуальности задач.

Этапы работы по созданию опыта

1. Определение темы и четкая постановка задачи о накоплении опыта перед педагогом или коллективом группы педагогов.

2. Составление характеристики группы с позиции темы опыта (зна­ния, умения, навыки педагогов, их отношение к проблеме и т. д.).

3. Составление перспективного плана работы по теме (условия, ко­торые нужно создать, содержание и методика работы - занятия, беседы и т. д.).

4. Оформление выставки «В помощь за­нимающимся накоплением опыта работы» (рекомендации по на­коплению опыта, опыт по аналогичной проблеме, тематические каталоги).

5. Систематическое наблюдение за работой педагога со стороны тьютора, оказание помощи в ана­лизе результатов, подборе материалов, отражающих опыт (ау­дио- и видеозаписи, фотографии и пр.).

6. Определение путей распространения опыта (выступление на семинарах, проведение круглых столов, творческих, экспериментальных мастерских, «деловых игр», представление практических материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных приемов или системы работы).

Виды обобщения опыта

1. Показ или открытый просмотр предполагает непосредственный контакт, возможность задать вопросы, проникнуть в творческую лабораторию педагога. При его проведении тьютору необходимо четко сформулировать цель просмотра, дать конкретные установки к наблюдению.

2. Рассказ - «живое» описание опыта. Используют при выступле­ниях на консультации, семинаре, «круглом столе». В рассказе дают концентрированную информацию об опыте, приводят примеры, вскрывают проблемы, причины, без которых невозможно овла­деть технологией опыта.

3. Описание - предполагает более аналитический уровень обобще­ния, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его ста­новления. Но описание не может так же ярко, как рассказ, выра­зить непосредственную позицию автора опыта и его отношение к проблеме.

Примерная схема описания опыта

1. Вступление, обоснование актуальности темы и причины, побу­дившие педагога обратиться к ней.

2. Задачи.

3. Характеристика детей с позиции выбранной темы.

4. Раскрытие путей и средств решения поставленных задач.

5. Выводы, результаты, перспективы.

Распространение ППО осуществляется в виде:

• выступления на семинаре, «круглом столе», творческой мастерской, с использованием ИКТ и может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидакти­ческие игры и т. п.);

• коллективного просмотра (см. выше);

• школы передового опыта (ШПО), которую организует тьютор, совместно с педагогом, имеющего систему работы по определенному вопросу образования детей старшего дошкольного возраста, и которая предполагает несколько просмотров, после чего педагог ШЛО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руко­водствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задание: использовать в своей педагогической практике тот или иной прием, способ организации и т. д. Перед началом следую­щего просмотра проводится беседа о том, что удалось использо­вать и каковы результаты, а в конце года тьютор посещает своих слушателей и анализирует внедрение материала. Количе­ство слушателей не должно превышать З-х-4-х человек;

• творческого отчета, в процессе которого проходит показ фраг­ментов работы педагога-мастера - отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, раз­работанных педагогом-новатором. Это своеобразный педагоги­ческий праздник, который проводится в течение длительного времени;

• мастер-класса - одной из форм распространения опыта, предполагающего рассказ педагога о своей творческой лабора­тории и показ на детях или моделирование на взрослых исполь­зования отдельных инновационных приемов и способов органи­зации детей;

• деловой игры «Эстафета передового опыта»;

• показа-панорамы - моделирования различных подходов к реше­нию одной и той же или сходных образовательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это можно проводить с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или со взрослыми, исполняющими роли детей.

• представления материалов, что также является формой распространения опыта. Это могут быть кон­спекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы.

Опыт отдельного педагога может быть представлен в следующем виде:

- фотография педагога, представляющего опыт работы;

- основные данные его биографии;

- основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;

- доклад, представленный на объединении тьюторов;

- детские работы;

- конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;

- перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;

- высказывания детей;

- вопросы к беседам;

- фотографии деятельности детей;

- сценарии праздничных утренников и развлечений;

- видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;

- рекомендации по использованию опыта другими педагогами.

Интересный опыт работы педагогов других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики, рекомендуется представить с им нотацией и рекомендациями по его использованию: что этом опыте интересного, нового, что можно взять для работы педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику.

Список литературы:

  1. Пенькова Л. Стремление дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности. / Дошкольное воспитание, №10 2008.

  2. Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. / Управление ДОУ, № 1, 2008

  3. Зебзеева В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2008.

  4. учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.

  5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.

  6. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном

  7. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2005

  8. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий

  9. центр «Сфера», М., 2004.

  10. Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006

11

© 2010-2022