Личность ребёнка. Какие условия необходимы для её развития?

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личность ребёнка. Какие условия необходимы для её развития?

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольника. Повышение качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагога.

В начале своей педагогической деятельности я знакомилась и изучала передовой опыт педагогов, повышала свой профессиональный уровень. Мне, как педагогу, многое нужно было осмыслить, освоить, проанализировать, чтобы работать продуктивно и профессионально. Ведь творческий поиск является неотъемлемой частью моей профессии.

Мне всегда интересно расширять свой кругозор в области современной педагогики. Ведь новые условия работы требуют новых подходов. Одной из первой я изучила и считаю основополагающей в своей деятельности - технологию личностно-ориентированного взаимодействия.

По данной технологии я работаю на протяжении большого времени. Известно, что понятие «личностно-ориентированное» рассматривается как взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка. Я придерживаюсь главной идеи данной технологии: личность ребёнка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Отсюда следует, что в центре образовательной системы находится личность ребёнка. Каждому педагогу необходимо обеспечить благоприятные, безопасные условия её развития, помочь каждому ребенку реализовать свой природный потенциал. «С чего начать?»- возник вопрос, на который в первую очередь мне захотелось найти ответ и этот ответ заключается, на мой взгляд, в организации целенаправленной работы по осуществлению процесса формирования и развития необходимых компонентов растущей личности. К ним относятся коммуникативные навыки, интеллектуальные и умственные способности, способность к социальной адаптации, осознанной позиции по отношению к своей жизнедеятельности. Также огромную роль играет создание предметной развивающей среды, способствующей личностному росту ребенка.

Мною разработан план индивидуальной работы с детьми, который позволяет мне максимально решить задачи воспитания и обучения детей в минимальные сроки, зафиксировать положительные результаты, достижения моих воспитанников, облегчить им период адаптации, лучше и быстрее изучить их индивидуальные особенности.

Осуществление индивидуального подхода в воспитании детей - это одна из основ педагогического процесса. Накоплен богатейший опыт передовыми педагогами и психологами, который имеет свою актуальность и в настоящее время, опираясь на который легче строить свою систему работы с детьми в данном направлении.

Из своего опыта работы я знаю, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям без исключения, так как дети по своим индивидуальным характеристикам очень разные. Решение проблемы носит творческий характер, он очень динамичен. От качеств личности самого воспитателя, от его педагогического мастерства и таланта зависит, как будет выстроен процесс индивидуального подхода к ребенку. Необходимыми знаниями и умениями в большой степени, по моему убеждению, должны обладать и родители. Не зря существует истина, что легче воспитать, чем перевоспитывать ребенка. Мои воспитанники приходят в класс уже с определенным стилем поведения, сформировавшимися привычками, особенностями характера. Поэтому весь процесс работы в моем классе направлен на изучение индивидуальных особенностей, выявление причин каких-либо отклонений от общепринятых норм, если таковые наблюдаются, а также способов устранения имеющихся негативных явлений. При организации педагогического процесса очень важно не допускать ошибок. Ведь от того, какие параметры заданы ребенку в дошкольном возрасте, будет зависеть дальнейшее развитие его личности.

Работая с детьми пяти - шестилетнего возраста на протяжении длительного времени, я выработала свою систему наблюдения за ними, определила ряд моментов, которые считаю ведущими для себя в осуществлении личностно- ориентированного подхода. На первом этапе я знакомлюсь с родителями. Стараюсь понять, какие приоритеты они выдвигают на первое место в воспитании своего ребенка. Наблюдаю за тем, как они общаются со своими детьми. Стараюсь понять, какие методы и приемы они используют в воспитании ребенка, как выстраивают взаимоотношения. Так, например, в большинстве случаев родители говорят, что понимают, что допускают ошибки в воспитании детей, что процесс воспитания в семье носит непоследовательный характер, наблюдаются разногласия взрослых членов семьи. Поэтому индивидуальные беседы с родителями, консультации, я использую как способ выработки единых требований, согласованности действий. Практически во всех случаях данные виды работы с родителями имеют положительные результаты. Родители с желанием постигают азы педагогики. Каждый ребенок нуждается во внимании, заинтересованном отношении взрослых к себе, будь то родитель или педагог, или другие люди, окружающие его в жизни. Дети - тонкие, чуткие натуры, способные улавливать отношение взрослых к ним. Они подражают взрослым. И в зависимости от этого у них возникают соответствующие модели поведения. Со своей стороны я всегда стараюсь уважать детское желание быть особенным и поддерживать его. Призываю родителей, бабушек, дедушек, других членов семьи бережно относится к внутреннему миру их ребенка. Быть мудрыми, справедливыми, терпеливыми, любящими, стремиться подавать положительный личный пример. Родители должны понимать необходимость овладевать педагогической культурой общения со своими детьми, выстраивать внутрисемейные отношения таким образом, чтобы повышался их воспитательский авторитет, авторитет других членов семьи, с которыми живет и общается ребенок. Процесс воспитания должен иметь согласованность, требования едиными, что очень важно для ребенка! Моя работа воспитателя класса предшкольной подготовки предусматривает формирование предпосылок становления личности будущего первоклассника, ведь я всегда помню о том, что в скором времени мои воспитанники станут первоклассниками. А это важный и ответственный момент в жизни каждого ребенка. Особенно волнует меня, как пройдет адаптация на первом этапе обучения детей в школе. Все накопленные материалы по индивидуальной работе с детьми за год я передаю учителю первого класса. Делюсь проблемами, которые считаю еще не до конца решенными, обращаю внимание на успехи, достижения каждого воспитанника, отмечаю, какими талантами обладает каждый из них.

Надеюсь, что в совокупности этот материал поможет учителю быстрее установить контакт с каждым ребенком, получить представление о той работе, которая была проделана мной в данном направлении, а именно в осуществлении личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании детей 5-6 лет.

Я люблю свою профессию, иначе быть и не может. Мне очень близко высказывание: "Воспитание - такая работа, которая непременно должна доставлять удовольствие" А.С. Макаренко.

Меняется время, следовательно, нужно успевать меняться всем нам вместе. Все нужно успеть, найти силы, не утратить творческого запала, не утратить жажды поиска и самосовершенствования. Мои воспитанники тоже учат меня, одновременно доверяют и любят. Их оценка самая важная для меня как педагога. Каждый класс - это своя новая, отдельная история, свои проблемы и пути их преодоления, это новые победы, достижения, а главное опыт, который нужно прожить, прочувствовать.


© 2010-2022