- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конвенция о правах ребенка
Конвенция о правах ребенка
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Томаева З.Х. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конвенция о правах ребенка
Педагоги часто упоминают этот документ, называя статьи, определяющие право ребенка на жизнь, образование, защиту, игру.
Мы обращаем внимание на статьи, которые педагогами никогда не упоминаются: ст. 12 и ст. 13.
Несмотря на тесную связь между статьями 12 и 13, в них разрабатываются разные права. Свобода выражения мнения (ст. 13) связана с правом иметь и выражать свои мнения, а также запрашивать и получать информацию по любым каналам. Таким образом, на государство-участника налагается обязательство не препятствовать выражению мнений детей или доступу к информации, а также защищать право детей на доступ к средствам связи и публичному диалогу. В свою очередь статья 12 связана с правом выражать мнения непосредственно по вопросам, которые затрагивают ребенка, и правом участвовать в процессах и решениях, влияющих на его жизнь. В соответствии со статьей 12, государства-участники обязаны создавать необходимую правовую базу и механизмы для облегчения активного участия ребенка во всех затрагивающих его действиях и в процессе принятия решений, а также выполнять требование уделять должное внимание выраженным таким образом взглядам. Однако создание обстановки уважения детей, способствующей выражению ими своих мнений в соответствии со статьей 12, также способствует расширению возможностей детей для осуществления своего права на свободу выражения мнений.
Для создания благоприятных условий осуществления статьи 12 нужна готовность к изменению ошибочных представлений о способностях детей и созданию таких условий, в которых дети могли бы развивать и проявлять свои способности. Также необходима готовность к выделению ресурсов и обеспечению подготовки кадров.
Развитие процесса участия детей - одна из самых сложных проблем для всех стран вне зависимости от истории демократии. Помимо субъективных стереотипов и мифов о возможности участия детей разных возрастных групп, существуют свои объективные особенности и трудности.
Педагоги ссылаются на:
- недостаточный уровень развития детей,
- уязвимость позиции детей,
- подверженность влиянию старших,
- особый юридический статус (дети - граждане в процессе становления),
- коммуникативный барьер между взрослыми и детьми из-за психологических, ценностных различий, возможностей для самовыражения.