Рабочая программа Азбука общения, подготовка к школе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Азбука общения

Возраст: 5-6 лет.

Срок реализации программы: 2014-2015учебный год.

Количество часов в год - 28 часов.

В неделю - 1 часа.

Пояснительная записка

Составитель: учитель начальных классов РябенкоТ.Г.

Тип программы. Программа составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Маленький исследователь», Издательский дом «Федоров», 2010 г.

Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чтобы соответствовать званию "компетентного специалиста" в своей области деятельности необходимо быть творческим человеком. Творчество - это новые идеи, новый опыт, новые перспективы. Без развитого воображения нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности. Слово "творчество" происходит от слова " творить" и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. Исходя из этого, творческая одаренность (креативность) расценивается обычно, как способность порождать оригинальные идеи: выдвигать новые гипотезы, новые комбинации, отказываться от стереотипных способов мышления.

Актуальность программы

Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности. Во все времена государству были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наибольшее внимание в педагогической науке уделяется развитию творческих и интеллектуальных способностей детей. Проблема соотношения интеллектуальных и творческих способностей поднимается во многих исследованиях.

Возрастание разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

Благодаря именно воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие как, например: создание периодической системы элементов Менделеева и теории относительности Энштейна.

«Воображать - это преображать» в каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии.

Именно в дошкольном детстве формируется и характер, и интеллект, и мыслительные способности.

Для развития творческого воображения детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы, которыми без помощи взрослых они овладеть не могут, т. е. необходимо целенаправленное обучение детей. Именно в дошкольном детстве наиболее ярко обнаруживаются предпосылки творчества. В этот период на много легче происходит становление первых творческих способностей.

  • При отборе содержания материала опорой стали системные представления об особенностях развития у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, речевого развития дошкольника.

  • Особое внимание в программе уделяется развитию речи, элементов логического мышления и фонематического слуха.

Цель рабочей программы по курсу «Азбука общения»:

- развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире.
Задачи:

  • развивать потребность познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности;

  • развивать воображение и фантазию;

  • развивать качества творческого мышления старших дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

  • научить детей работать с образным, символическим и семантическим содержанием;

  • развивать у детей способность генерировать идеи в условиях коллективного и индивидуального решения творческой задачи;

  • побуждать самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.

  • обогащать и активизировать словарный запас детей;

  • организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;

Программа создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная подготовка к школе, как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал - дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и пр.

В программе учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы (научности, доступности, наглядности и т. д.), но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку и принципы развития и вариативности, отраженные в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Программа рассчитана на детей в возрасте 5- 6 лет. Продолжительность образовательного процесса - 7 месяцев с октября по апрель. Продолжительность одного занятия - 30 минут. Занятие проводится 1 раз в неделю, всего 28 занятий в год.

Курс предоставляет возможность развития у обучающихся ключевых учебных компетенций: организационных (способность организовать свою деятельность), коммуникативных (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ребенок научится:

  • планировать свои действия: анализировать задания, определять последовательность его выполнения, вслух проговаривать последовательность действий;

  • составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

  • сочинять сказки и истории, применять различные приемы для сочинения, решения творческой задачи.

Ребенок получит возможность:

  • изменять характеристики знакомых объектов, создавать необычный образ через комбинирование разных деталей;

  • создавать идеи в условиях ограничений, заданных инструкцией к выполнению упражнения;

  • изменять характеристики знакомых объектов, создавать необычный образ через комбинирование разных деталей;

  • осуществлять контроль: сравнивать результат с заданием, находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;

  • самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.

Способы проверки ожидаемых результатов

  • диагностика творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста (обследование по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», Тест Торренса (образная и вербальная батарея)

  • анкетирование педагогов и родителей по методике М.А. Араловой «Творческий потенциал»

  • рефлексия по итогам проведения занятий, бесед и других используемых форм работы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки детских работ;

  • открытые занятия для родителей;

  • театрализованная деятельность;

  • беседа с родителями после открытых занятий;

  • проведение родительских собраний;

  • обсуждение с родителями полученных навыков и дальнейшее закрепление их;

  • итоговая диагностика знаний, умений и навыков дошкольников в конце учебного года.

Учебно-тематический план:

п/п

Название раздела, тема

Кол-во часов

Дата или учебная неделя

Ключевые компетенции

Теорети-ческие виды занятий

Практические виды занятий

план

факт

Знакомство. Твои любимые книжки.

1

04.10

коммуникативные

Мир общения.

1

11.10

коммуникативные

Общение без слов Игра: «Подружи буквы».

1

18.10

коммуникативные

Мир общения и жестов. Игра «Полслова за вами».

1

25.11

коммуникативные

Культура общения. Творческая работа «Кляксография».

1

01.11

коммуникативные

Умеешь ли ты понимать? «Путешествие в Фигурный город».

1

08.11

коммуникативные

«Говорящий» мир вещей. Мозговой штурм «Что будет, если…"

1

15.11

исследовательские

Могут ли рисунки помочь в общении? Дорисовывание линий

1

22.12

коммуникативные

Рассказы в картинках. Игра «Магазин»

1

06.12

коммуникативные

Рассказы в картинках. Игра «Чудо-сундучок»

1

13.12

коммуникативные

«Волшебные очки». Игра «На что похоже?»»

1

20.12

коммуникативные

В мире слов. Игра «Найди сходства и различия».

1

27.12

коммуникативные

Изменение привычных отношений между сказочными героями. Игра «Новая сказка»

1

10.01

коммуникативные

В замке доброго волшебника.

1

17.01

коммуникативные

К тайнам звуков и букв. Игра «Чудо-юдо».

1

24.01

коммуникативные

Мир полон звуков. Игра «Чудесные превращения».

1

31.01

коммуникативные

Карнавал слов. Игра «Космические превращения»

1

07.02

коммуникативные

Слова и рисунки. Творческая игра «Ожившая картинка».

1

14.02

коммуникативные

В мире волшебных слов. Игра «Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот».

1

21.02

коммуникативные

Снегопад в Вообразилии

1

28.02

коммуникативные

Поиск общих признаков у случайных объектов.

1

07.03

коммуникативные

Творческая игра «Исключение свойств»

1

14.03

коммуникативные

Большие и маленькие секреты. Игровое упражнение «Исключение свойств».

1

21.03

коммуникативные

Чудеса в стране Слов. Сочинение истории.

1

28.03

коммуникативные

Преодоление стереотипных барьеров.
Игра "Хорошо - Плохо"

1

04.04

коммуникативные

Сравни и подумай. Уменьшение-увеличение

1

11.04

коммуникативные

Обычные и необычные предметы

1

18.04

коммуникативные

Про всё на свете.

1

25.04

коммуникативные

ИТОГО:

2

26


Содержание программы

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

Л.С.Выготский сформулировал три закона развития творческого воображения .

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством. РТВ разрешает все - быть всемогущим волшебником, пренебречь любым законом природы, создать новый закон, распрямить радугу - кроме безнравственного.

Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий, разработанная А. В. Савенковым. Основные формы работы с воспитанниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм с использованием игр, творческих заданий, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Импровизации дают представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие - нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.

Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих.

Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний.

Методическое обеспечение программы.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятелъностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Само «открытие» происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.

Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!

Для решения этой задачи в программу включен материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка.

Дидактические принципы:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного - опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Учебно-методическая литература для учителя.

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

А.И Савенков «Развитие творческого мышления. 5-6 лет: в 2 тетрадях.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.- (Серия «Маленький исследователь»)

«Развитие творческого мышления»

Учебно-методическое пособие

Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Петрозаводск, 2003г.

«Найти идею»

Учебно-методическое пособие

А.И Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.-


Коноваленко С.В. - М., 2010

«Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет»

Учебно-методическое пособие

Учебно-методическая литература для учителя.

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

А.И Савенков «Развитие творческого мышления. 5-6 лет: в 2 тетрадях.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.- (Серия «Маленький исследователь»)

«Развитие творческого мышления»

Учебно-методическое пособие

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун»; « Лиса и кувшин»; «Царевна-лягушка»

Художественная литература

Н.Носов. - М.: Просвещение, 2009.

Рассказы.

Художественная литература

Небылицы. Считалки. Скороговорки. Загадки

Художественная литература


© 2010-2022