- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Образцы речевых карт с ФФН и ОНР
Образцы речевых карт с ФФН и ОНР
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Арнюдаева Л.С. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Речевая карта
Обследование ребенка с фонетико-фонематическим нарушением речи
1.Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________
Дата рождения, возраст ___________________________________________________________
Дата обследования _______________________________________________________________
Домашний адрес, телефон ________________________________________________________
Дата поступления в группу ________________________________________________________
Поступил(а) из __________________________________________________________________
Заключение МППК ______________________________________________________________
Протокол № ____________________________________________________________________
2.Сведения о семье
Мать ___________________________________________________________________________
Отец ___________________________________________________________________________
Профессия, место работы матери ___________________________________________________
Профессия, место работы отца _____________________________________________________
Жалобы родителей _______________________________________________________________
3.Анамнез
1. Возраст матери при рождении ребенка ____________________________________________
Возраст отца при рождении ребенка ________________________________________________
Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка, наличие наследственных заболеваний ________________________________________________________________________________
2. Протекание беременности:
от которой по счету беременности ребенок ___________________________________________
характер беременности:
токсикоз (1, 2 половины беременности) _____________________________________________
хронические заболевания матери ___________________________________________________
простудные и инфекционные заболевания (1, 2 половина беременности) __________________
применение медикаментозных средств во время беременности (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты) _____________________________________________
влияние химических веществ _____________________________________________________
повышенный фон радиационного излучения ________________________________________
употребление алкоголя, никотина, наркотиков _______________________________________
психические и физические травмы матери (1, 2 половина беременности) ________________________________________________________________________________
3. Протекание, характер родов:
нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные) ________________________________
слабость родовой деятельности матери ______________________________________________
применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов, кесарево сечение _____________________________
травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка) _______________________________________________________________
резус-фактор (совместимость, отрицательный) _______________________________________
вес и рост ребенка при рождении ___________________________________________________
когда выписались из роддома ______________________________________________________
если задержались, то почему ______________________________________________________
4. Ранее постнатальное развитие ребенка:
вскармливание (когда принесли кормить) ____________________________________________
характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания) _______________________________________________
до какого времени осуществлялось грудное вскармливание _____________________________
последующее вскармливание (смешанное, искусственное) _____________________________
характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный, ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна) ________________________________________________________________________________
5. Раннее психомоторное развитие ребенка:
держит голову (в норме с 1,5 мес.) _________ сидит (в норме с 6 мес.) ________________ стоит __________________________________ ходит (в норме с 11-12 мес.) ______________
первые зубы (в норме с 6-8 мес.) __________ к году зубов ____________________________
6. Перенесенные заболевания:
до года _________________________________________________________________________
после года ______________________________________________________________________
ушибы, травмы головы ___________________________________________________________
инфекции ______________________________________________________________________
судороги при высокой температуре _________________________________________________
наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов и др.) ________________________________________________________
7. Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха, зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты) ________________________________________________________________________________
8. Речевое развитие ребенка:
гуление (в норме 2-3 мес.) _________________ лепет (в норме от 4 до 8 мес.) _____________
характер лепета _________________________________________________________________
первые слова (в норме около года) ____________________________________________ первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет) ______________________________________________
прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _________________________________
использование жестов ____________________________________________________________
речевая среда ___________________________________________________________________
занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________________________
результаты логопедической работы _________________________________________________
4. Логопедическое обследование
1.Психологические особенности ребенка: контактность _______________________________
особенности поведения ___________________________________________________________
2.Состояние слуховой функции:
слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек
- Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармошка?________________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) _______________________
восприятие речи:
- Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами (ряд подобных заданий) _______________________________________________
беседа с ребенком ________________________________________________________________
3.Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:
а) подбор картинок к цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий ________________________
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ________________________________________________________________________________
б) показ основных цветов _________________________________________________________
в) 4-7 лет - показать правую, левую руку, правую, левую ногу __________________________
5-7 лет - показать правый, левый глаз, правое, левое ухо _______________________________
6-7 лет - правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо ____________________
г) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади ______
д) складывание разрезных картинок:
из 2-4 частей (от 4 до 5 лет) _______________ из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) ________________
е) складывание фигур из палочек:
по образцу _____________________________ по памяти ______________________________
4.Состояние моторной сферы:
общая моторика:
а) естественные движения _________________________________________________________
б) выполнение заданий:
прыжки на двух ногах ____________________________________________________________
прыжки попеременно на правой, левой ноге __________________________________________
действия с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать) _______
Вывод:
Объем выполняемых движений - полный, неполный. Темп - нормальный, быстрый, медленный. Активность - нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство. Координация движений - нормальная, некоординированность.
ручная моторика:
а) кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы):
одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук _____
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук ___
положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот) _________________________________________
соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем) __________________________________________________________
б) кинетическая основа движений пальцев:
поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца ________________________________________________________________________
«здороваются пальчики правой и левой руки» _______________________________________
«здороваются пальчики только правой, только левой руки» ____________________________
5-7 лет: «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1) ___________________
кулак-ладонь-ребро (правой, затем левой рукой) ______________________________________
чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука - кулак, далее наоборот __________
Вывод:
Объем выполняемых движений - полный, неполный. Темп - нормальный, быстрый, медленный. Активность - нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство. Координация движений - нормальная, некоординированность. Наличие, отсутствие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре. Наличие, отсутствие способности к переключению движений.
артикуляционная моторика:
выполнение движений:
а) для нижней челюсти:
открыть, закрыть рот ____________ попеременно открыть - закрыть рот ________________
движения нижней челюстью из стороны в сторону ____________________________________
б) для губ:
«улыбка» с оскалом резцов_______ «улыбка» - «хоботок» попеременно _________________
в) для языка:
высунуть язык, удержать по средней линии __________________________________________
сделать язык широким - «лопаткой»______ сделать язык узким - «иголочкой» ___________
попеременно широким - узким ____________________________________________________
поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние ___________________________
узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта ______________________
г) для мягкого неба:
покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе) ___________________________________
произнести звук [а] с широко открытым ртом ________________________________________
работа мышц лицевой мускулатуры:
выполнение движений:
надуть щеки («толстячок») ______________ втянуть щеки («худышка») _________________
поднять брови («удивиться»)_____________ нахмурить брови («рассердиться») ___________
зажмурить глаза _______________________ наморщить нос ___________________________
поднять верхнюю губу ___________________________________________________________
Вывод:
Наличие, отсутствие движения. Объем движений - полный, неполный. Точность выполнения - точно, неточно. Активность - нормальная, заторможенность, расторможенность. Мышечный тонус - нормальный, повышенный, пониженный. Темп выполнения - нормальный, быстрый, медленный. Замена одного движения другими. Наличие, отсутствие синкенезий. Наличие, отсутствие способности к переключению одного движения на другое. Тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы. Увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании. Слюнотечение. Отклонение маленького язычка в сторону. Сглаженность носогубных складок. Замедленность движений глазных яблок. Односторонний птоз.
5.Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата:
губы (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя) _____________________________________________
зубы (отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность) ________________________________________________________
прикус (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый, односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения) __________________________________
язык (макроглоссия, микроглоссия, короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка) ______________________________________________________________
твердое и мягкое небо (высокое или готическое, низкое, расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкойглотки; увеличение глоточной непарной миндалины)
6. Состояние звукопроизношения:
Отметить характер нарушения произношения согласных и гласных звуков: назализованность ротовых и ненализованность носовых звуков, отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з - межзубное, ув. - увулярное и т.д.
звуки
Произношение звуков изолированно
Произношение звуков в словах
Произношение звуков во фразах
[с]
[с ]
[з]
[з ]
[ц]
[ш]
[ж]
[щ]
[ч]
[л]
[л ]
[р]
[р ]
Гласные звуки
Йотированные звуки
Другие звуки
7. Состояние дыхательной и голосовой функции:
а) речевое дыхание - по результатам произнесения фразы:
из 3-4 слов (для детей 5 лет)________________________________________________________
из 4-6 слов (для детей 6-7 лет) _____________________________________________________
б) характеристика голоса:
громкость - нормальный, тихий, чрезмерно громкий; наличие или отсутствие носового оттенка; модуляция голоса - наличие или отсутствие монотонности.
8. Состояние просодических компонентов речи:
темп - нормальный, ускоренный, замедленный; ритм - нормальный, дисритмия;
паузация - правильность расстановки пауз в речевом потоке ____________________________
интонация - способность употребления основных видов интонации _____________________
9. Состояние фонематических функций:
а) способность к фонематическому анализу:
при выделении ударного гласного в начале слов: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней ___________________________________________________________________________
при выделении звука из слов:
звук [c]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата ______________________
звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш __________________
звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор ______________
звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол _____________________
при определении первого, последнего звука в словах: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец ___________________________________________________________________________
при определении последовательности и количества звуков в словах: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец __________________________________________________________
при составлении слов из последовательно названных звуков: н,о,с; л,у,ж,а; т,а,п,к,а______
б) дифференциация звуков:
слухо-произносительная дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении: почка - бочка; мошка - ножка; банка - банька; мышка - мишка; корка - горка (на материале слов-квазиомонимов) _________________________________________________________________
слухо-произносительная дифферециация звуков, смешиваемых в произношении: рак - лак; гроза - глаза; угорь - уголь; суп - зуб; коса - коза; лиса - лица; Луша - лужа; кочка - кошка; миска - мишка; речка - редька (на материале картинок слов-квазиомонимов) ________________________________________________________________________________
слухо-произносительная дифференциация звуков при повторении серий слогов: та - да, ба - ма, да - га, ва - та, ня - на, ка - га, фа - фя, ма - ка, ба - на - ба, ка - ка - га, на - ня - на, са - та - са, за - за - жа, ца - са - ца _______________________________________________
в) фонематические представления:
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук _________________________
подбор слов с заданным звуком ____________________________________________________
Вывод:
возможности слухо-произносительной дифференциации звуков _________________________
наличие, отсутствие способности к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
уровень развития фонематических представлений ____________________________________
10. Состояние лексики:
а) состояние словаря существительных:
называние предметных картинок по лексическим темам _______________________________
обобщение картинок одним словом _________________________________________________
называние целого предмета и его частей:
стул - ножки, сиденье, спинка _____________________________________________________
машина - кабина, фары, колеса, кузов _______________________________________________
рубашка - рукав, воротник, пуговицы _______________________________________________
рука - плечо, локоть, кисть, пальцы _________________________________________________
лицо - брови, ресницы, подбородок, лоб _____________________________________________
б) состояние глагольного словаря:
называние действий по картинкам или по демонстрации:
птица - летает, рыба - плавает, змея - ползает, заяц - прыгает, самолет - летает, лодка - плывет, собака - лает, кусает, спит, грызет, ест, играет _____________________________
называние профессиональных действий:
врач - лечит, учитель - учит, строитель - строит, повар - варит, художник - рисует, музыкант - играет, балерина - танцует, маляр - красит ______________________________
в)состояние словаря прилагательных:
называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый _____________________________________________________________________
подбор определений к слову:
еж - колючий; роза - … ___________________________________________________________
подбор антонимов (с 6 лет):
большой _______________________________ открывать _____________________________
широкий ________________________________ опускать _____________________________
длинный ________________________________ добро ________________________________
грязный ________________________________ далеко ______________________________
молодой _______________________________ радость _______________________________
Вывод:
объем словаря ___________________________________________________________________
соответствие объема словаря возрасту _______________________________________________
замены слов по различным признакам _______________________________________________
11. Состояние грамматического строя речи; особенности связной речи:
изменение имен существительных по числам:
стол - столы; книга ___________________
жук _______________________________ табуретка _________________________________
рот _________________________________ ухо _________________________________ окно _______________________________ лента ____________________________________
стул _______________________________ колесо ___________________________________
рука ______________________________ дерево ____________________________________
кукла _____________________________ перо _____________________________________
изменение имен существительных по падежам:
У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую) ____________________________
У меня нет _______________________ Я говорю о _________________________________
употребление формы родительного падежа множественного числа:
Много чего?
дом - домов кофта _____________________________________
ключ ____________________________ ручка ______________________________________
стакан ___________________________ платье ______________________________________
день ____________________________ блюдце ____________________________________
книга____________________________ дерево ___________________________________
вилка ___________________________ окно _______________________________________
употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия _______________________________________________________________________
согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):
шар - красный, кофта - красная, небо - красное ______________________________________
согласование имен существительных с числительными два и пять:
гриб - два гриба - пять грибов;
ночь _____________________________ окно _______________________________________
образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ключ - ключик ведро ______________________________________
тетрадь __________________________ лист ________________________________________
кукла ___________________________ ухо _________________________________________
дом _____________________________ ложка ______________________________________
береза ___________________________ шкаф ______________________________________
образование относительных прилагательных от существительных:
стакан из стекла - стеклянный
мяч из резины _____________________ варенье из яблок _____________________________
коробка из картона _________________ сумка из кожи _______________________________
одеяло из шерсти ________________________________________________________________яло из шерсти _________ ____________________________________
образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):
книга дедушки - дедушкина
хвост зайца ______________________ платок мамы ________________________________
уши лисы _______________________ зубы волка ___________________________________
образование приставочных глаголов:
летает - улетает, пролетает, подлетает; ходит _______________________________________
пересказ рассказа (для детей 4-5 лет) ______________________________________________
составление рассказа по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет) __________________
Вывод:
наличие и характер аграмматизмов _________________________________________________
уровень развития связной речи ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
-
Группа нарушения речи по симптоматической (психолого-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).
-
Вид нарушения речи по клинико-педагогической классификации (механическая или функциональная (моторная, сенсорная смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ___________________________ Логопед ____________________________________
Консультации врачей-специалистов:
ЛОР ________________________________________________________________________
Окулист _____________________________________________________________________
Невропатолог ________________________________________________________________
Психоневролог _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Результаты исправления речи
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решением МППК от ___________________________________________________________
выпускается с ____________________________________________________________ речью
в _____________________________________________________________________________
(вид школы, дошкольного учреждения)
Ответственный за выпуск _______________________________________________________
Члены МППК _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Речевая карта
Обследование ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________
Дата рождения, возраст ___________________________________________________________
Дата обследования _______________________________________________________________
Домашний адрес, телефон ________________________________________________________
Дата поступления в группу ________________________________________________________
Поступил(а) из __________________________________________________________________
Заключение МППК ______________________________________________________________
Протокол № ____________________________________________________________________
Принят на срок __________________________________________________________________
Сведения о семье
Мать ___________________________________________________________________________
Отец ___________________________________________________________________________
Профессия, место работы матери ___________________________________________________
Профессия, место работы отца _____________________________________________________
Жалобы родителей _______________________________________________________________
Анамнез
1. Возраст матери при рождении ребенка ____________________________________________
Возраст отца при рождении ребенка ________________________________________________
Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка, наличие наследственных заболеваний ________________________________________________________________________________
2. Протекание беременности:
от которой по счету беременности ребенок __________________________________________
характер беременности:
токсикоз (1, 2 половины беременности) ____________________________________________
хронические заболевания матери, простудные и инфекционные заболевания (1, 2 половина беременности) _________________________________________________________________
применение медикаментозных средств во время беременности (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты) _____________________________________________
влияние химических веществ ______________________________________________________
повышенный фон радиационного излучения _________________________________________
употребление алкоголя, никотина, наркотиков _______________________________________
психические и физические травмы матери (1, 2 половина беременности) _________________
3. Протекание, характер родов:
нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные) ________________________________
слабость родовой деятельности матери ______________________________________________
применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов, кесарево сечение___ __________________________
травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка) _______________________________________________________________
резус-фактор (совместимость, отрицательный) _______________________________________
вес и рост ребенка при рождении ___________________________________________________
когда выписались из роддома ______________________________________________________
если задержались, то почему ______________________________________________________
4. Ранее постнатальное развитие ребенка:
вскармливание (когда принесли кормить) _________________________________________
характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания) ______________________________________________
до какого времени осуществлялось грудное вскармливание ____________________________
последующее вскармливание (смешанное, искусственное) _____________________________
характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный, ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна) __________
5. Раннее психомоторное развитие ребенка:
держит голову (в норме с 1,5 мес.) __________________________________________________
сидит (в норме с 6 мес.) __________________ стоит ___________________________________
ходит (в норме с 11-12 мес.) _______________________________________________________
первые зубы (в норме с 6-8 мес.) ___________________________________________________
к году зубов _____________________________________________________________________
6. Перенесенные заболевания:
до года _________________________________________________________________________
после года ______________________________________________________________________
ушибы, травмы головы ___________________________________________________________
инфекции _________________________________________________________________ судороги при высокой температуре _________________________________________________
наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов и др.) _________________________________________________________
7. Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха, зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты) ________________________________________________________________________________
8. Речевое развитие ребенка:
гуление (в норме 2-3 мес.) _________________________________________________________
лепет (в норме от 4 до 8 мес.) ______________________________________________________
характер лепета __________________________________________________________________
первые слова (в норме около года) __________________________________________________
первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет) ______________________________________________
прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _________________________________
использование жестов ____________________________________________________________
отмечались ли грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет ________________________________________________________________________________
грубые аграмматизмы после 3 лет __________________________________________________
какие звуки долго произносились ребенком неправильно ______________________________
речевая среда ____________________________________________________________________
занимались ли с логопедом, с какого возраста ________________________________________
результаты логопедической работы _________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек
- Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармошка?________________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) _______________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма:
от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - - . . ; - . . - ; . . - - ; - . . . ; . . . - ;
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): - - . . - ; - . . - - ; - - . . . ; . . . - - ;
3. Зрительное восприятие:
а) подбор картинок к цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий _________________________
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ________________________________________________________________________________
б) показ основных цветов _________________________________________________________
4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет - показать правую, левую руку, правую, левую ногу __________________________
5-7 лет - показать правый, левый глаз, правое, левое ухо _______________________________
6-7 лет - правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо ____________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади ________________________________________________________________________________
в) складывание разрезных картинок:
из 2-4 частей (от 4 до 5 лет) ________________ из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) _______________
г) складывание фигур из палочек:
по образцу _____________________ по памяти _______________________________________
5. Состояние общей моторики:
а) естественные движения _________________________________________________________
б) выполнение заданий:
прыжки на двух ногах ____________________________________________________________
прыжки попеременно на правой, левой ноге _________________________________________
действия с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать) ________
Вывод:
объем выполняемых движений (полный, неполный), темп (нормальный, быстрый, медленный), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координация движений (нормальная, некоординированность), сила движений, точность движений, переключение от одного движения к другому ______________________________
6. Состояние ручной моторики:
а) кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы):
одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук ________________________________________________________________________________
одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук ________________________________________________________________________________
положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот) _________________________________________
соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем) __________________________________________________________
б) кинетическая основа движений пальцев:
поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца ________________________________________________________________________
«здороваются пальчики правой и левой руки» ________________________________________
«здороваются пальчики только правой, только левой руки» _____________________________
5-7 лет: «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1)____________________
кулак-ладонь-ребро (правой, затем левой рукой) ______________________________________
чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука - кулак, далее наоборот _________
мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание _________________
Вывод:
объем выполняемых движений (полный, неполный), точность движений, темп (нормальный, быстрый, медленный), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений _________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
звуки
Произношение звуков изолированно
Произношение звуков в словах
Произношение звуков во фразах
[б]
[п]
[м]
[в]
[ф]
[д]
[г]
[н]
[г]
[к]
[н]
[й]
[с]
[с ]
[з]
[з ]
[ц]
[ш]
[ж]
[щ]
[ч]
[л ]
[л]
[р ]
[р]
[а]
[о]
[у]
[ы]
[и]
[э]
[я]
[е]
[ё]
[ю]
Отметить характер нарушения произношения согласных и гласных звуков: назализованность ротовых и ненализованность носовых звуков, отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з - межзубное, ув. - увулярное и т.д.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата
а) губы (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя, шрамы) ______________________________________
б) зубы (отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность) ____________________________________________
в) прикус (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый, односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения) __________________________________
г) язык (макроглоссия, микроглоссия, короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка) ______________________________________________________________
д) твердое и мягкое небо (высокое или готическое, низкое, расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины) ____________________________________________________________
Речевая моторика
1. Состояние артикуляторной моторики:
а) для нижней челюсти: открыть, закрыть рот ________________________________________
попеременно открыть - закрыть рот ________________________________________________
движения нижней челюстью из стороны в сторону ____________________________________
б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов_______ «улыбка» - «хоботок» попеременно _________
(под счет до трех - до 5 лет, до пяти - с 5 лет)
Вывод:
наличие или отсутствие движения __________________________________________________
объем движений (полный, неполный) _______________________________________________
точность выполнения (точно, неточно) ______________________________________________
активность (нормальная, заторможенность, расторможенность) _________________________
мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный) ___________________________
темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный) _________________________________
замена одного движения другими __________________________________________________
наличие синкенезий (добавочных и мелких движений) ________________________________
способность к переключению одного движения на другое ______________________________
длительность выполнения движений _______________________________________________
в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии ____________________________
сделать язык широким - «лопаткой» _________ сделать язык узким - «иголочкой» _________
попеременно широким - узким _____________________________________________________
поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние ___________________________
поднять широкий язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю _________________________
узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта _______________________
пощелкать языком _______________________________________________________________
Вывод:
наличие или отсутствие движения ___________ объем движений (полный, неполный) _____
точность выполнения (точно, неточно) ______________________________________________
активность (нормальная, заторможенность, расторможенность) _________________________
мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный) ____________________________
темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный) _________________________________
замена одного движения другими __________________________________________________
наличие синкенезий ____ способность к переключению одного движения на другое _______
тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы _____________________
увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании _________ слюнотечение _________________
г) для мягкого неба:
покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе) ___________________________________
произнести звук [а] с широко открытым ртом ________________________________________
(отметить те же параметры движений, отклонение маленького язычка в сторону, тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный) _______________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Состояние мимической мускулатуры:
выполнение движений:
надуть щеки («толстячок») ________________________________________________________
втянуть щеки («худышка») ________________________________________________________
поднять брови («удивиться») ______________________________________________________
нахмурить брови («рассердиться») __________________________________________________
зажмурить глаза _________________________________________________________________
наморщить нос __________________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функции
а) тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) _____________________________________________________________________
б) речевое дыхание - по результатам произнесения фразы
из 3-4 слов (для детей 5 лет)________________________________________________________
из 4-6 слов (для детей 6-7 лет) _____________________________________________________
в) характеристика голоса:
громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) __________________________________
наличие или отсутствие носового оттенка ____________________________________________
модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) _____________________________
Особенности динамической стороны речи
темп (нормальный, ускоренный, замедленный) _______________________________________
ритм (нормальный, дисритмия) ____________________________________________________
паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ____________________________
интонация (способность употребления основных видов интонации - повествовательной, вопросительной, побудительной) __________________________________________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
1. Изолированные слова:
с 4 до 5 лет:
дом мостик снег каша крыша хлеб кошка капуста помидоры
с 5 лет:
помидоры милиционер сквозняк аквариум сковорода
лекарство температура простокваша свисток подснежник
скворечник
2.Предложения (с 5 лет): Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
Вывод: _________________________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па - ба на - га
ба - на та - на
ва - та га - да
та - да ка - га
мя - ма ба - ма
с 6 лет:
ба - ба - па са - ша - са
та - да - та жа - за - жа
га - ка - га ча - ша - ча
ба - бя - ба за - са - за
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Показать картинки:
мишка - мышка бочка - почка
уточка - удочка трава - дрова
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска - мишка цветик - Светик
крыса - крыша вечер - ветер
речка - редька косы - козы
челка - щелка
Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4 лет:
1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
С 5 лет:
2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.
С 6 лет:
3. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой первый звук в слове?»): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
4. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
5. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
Вывод:
возможности слухо-произносительной дифференциации звуков ________________________
________________________________________________________________________________
способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза ________________________________________________________________________________
уровень развития фонематических представлений ____________________________________
Исследование понимания речи
Исследование лексики
и грамматического строя экспрессивной речи
1. Активный словарь.
1.1. Конкретные существительные:
назвать предметные картинки по лексическим темам в соответствии с Программой детского сада ___________________________________________________________________________
1.2. Обобщающие понятия:
назвать одним словом группу предметов ____________________________________________
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов:
с 5 лет:
части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ________
части предметов мебели: стул - ножки, сиденье, спинка _______________
части автомобиля: машина - дверца, руль, колеса, кабина ______________
части одежды: рубашка - рукав, воротник, пуговицы _________________
с 6 лет:
части тела: плечо, локоть, пальцы, ноготь, колено ____________________
части предметов одежды: воротник, манжета, петля __________________
части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор _______________________
части окна: рама, подоконник, стекло _______________________________
1.4. Название профессий __________________________________________
1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет:
Что ты делаешь днем? ____________________________________________
Кто как передвигается? ___________________________________________
Кто как кричит? _________________________________________________
________________________________________________________________
С 6 лет:
Кто какие звуки издает? __________________________________________
Кто что делает (с использованием названий профессий)?
врач - лечит учитель _____________________________
строитель ________________ повар _______________________________
художник ________________ музыкант ____________________________
балерина ________________ маляр _______________________________
1.6. Прилагательные.
Называние цветов:
с 4 лет: красный, синий, зеленый, белый, черный ______________________
с 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый ____________________
Называние формы:
с 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный _________
1.7. Подбор антонимов (с 6 лет):
большой ______________________ открывать ______________________
широкий ______________________ опускать _______________________
длинный ______________________ добро __________________________
грязный ______________________ далеко ________________________
молодой ______________________ радость ________________________
Вывод:
объем словаря ___________________________________________________
соответствие объема словаря возрасту _______________________________
замены слов по различным признакам _______________________________
_________________________________________________________________
2. Состояние словоизменения.
2.1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
с 4 лет:
стол - столы книга ____________________________
жук _______________________ табуретка ________________________
рот ________________________ ухо _______________________________
пень _______________________ окно _____________________________
стул _______________________ колесо ____________________________
рука _______________________ дерево ____________________________
кукла ______________________ перо _____________________________
лист _______________________
2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую) ___________________
У меня нет __________________ Папа пишет _______________________
2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
с 5 лет:
Много чего?
дом - домов стул _____________________________
ключ ________________________ чашка ___________________________
стакан _______________________ платье ___________________________
стол _________________________ блюдце _________________________
книга ________________________ дерево __________________________
карандаш _____________________ лист ____________________________
2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около) ____________________________________________________________________
2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов:
шар - красный, кофта - красная, небо - красное ___________________________________
2.6. Согласование существительных с числительными два и пять:
гриб - два гриба - пять грибов кукла _________________________
дом ___________________________ жук __________________________
с 6 лет:
карандаш - два карандаша, пять карандашей
ключ __________________________ озеро _________________________
лев ___________________________ дверь _________________________
Вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Состояние словообразования.
3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
с 5 лет: ключ - ключик миска _________________
мяч __________________________ лист __________________________
кукла __________________________ ухо ___________________________
дом ___________________________ ложка _________________________
береза _________________________ шкаф _________________________
стол ___________________________
с 6 лет: гриб ___________________________ воробей ________________
лиса ___________________________ одеяло ________________________
окно ___________________________
3.2. Образование названий детенышей животных:
с 4 лет: у кошки _________________ у гуся _________________________
у утки _________________________ у лисы ________________________
с 5 лет: у зайца __________________ у медведя ______________________
у белки ________________________ у волка _______________________
с 6 лет: у коровы _________________ у лошади ______________________
у собаки ________________________
3.3. Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):
а) относительных (из чего сделано):
дерево - деревянный
бумага __________________________ солома _______________________
мех _____________________________ пух __________________________
кирпич __________________________ резина _______________________
металл __________________________ снег _________________________
брусника ________________________ черника _____________________
шерсть __________________________
б) притяжательных (чей? чья? чье?)
книга дедушки - дедушкина
газета папы ______________________ сумка мамы __________________
хвост зайца ______________________ лапа медведя _________________
уши лисы _______________________ зубы волка ___________________
3.4. Образование приставочных глаголов (с 6 лет):
назвать действия:
летает - улетает, пролетает, подлетает;
ходит __________________________________________________________
3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):
рисовал - нарисовал
читал ____________________________ делал _______________________
Вывод: ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Состояние связной речи
1.Составление рассказа по сюжетной картине (с 6 лет)
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М., 1989. Серия VI № 17 «Кот» или другой материал по выбору логопеда)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Составление рассказа по серии сюжетных картин (с 5 лет)
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М., 1989. Серия VIII Ж № 1-3 «Нашли ежа» или другой материал по выбору логопеда) ______________________________
________________________________________________________________________________
3.Пересказ (с 4-5 лет)
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М., 1989. Серия VI № 18-20 «Шалун» или другой материал по выбору логопеда)
________________________________________________________________________________
4.Рассказ-описание (с 6 лет)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ___________________________ Логопед ____________________________________
Консультации врачей-специалистов:
ЛОР ________________________________________________________________________
Окулист _____________________________________________________________________
Невропатолог ________________________________________________________________
Психоневролог _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Результаты исправления речи
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решением МППК от _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
выпускается с _____________________________________________________________ речью
в ______________________________________________________________________________
(вид школы, дошкольного учреждения)
Ответственный за выпуск _________________________________________________________
Члены МППК ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________