- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект дошкольной академии Братство народов - богатство Югры
Проект дошкольной академии Братство народов - богатство Югры
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стародубцева М.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Резюме проекта
Для развития гражданского самосознания и воспитания чувства толерантности у детей с особыми возможностями здоровья, необходимы специальные педагогические условия. Данная категория воспитанников имеет ряд психофизиологических особенностей: у них ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, трудности в формировании эмоционально-волевой, мотивационной сфер и высших психических функций, затруднено осознание себя и окружающего мира. Поэтому особое место в организации патриотического воспитания у детей с ОВЗ отводится системно-деятельностному подходу, который обеспечивает построение воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья воспитанников.
Проект дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» позволит обеспечить комплексный подход к патриотическому воспитанию детей с особенностями развития путем реализации системы мероприятий по изучению культурных традиций и обычаев народов Лангепаса в следующих блоках:
-
«Свирель» - знакомство с национальной музыкальной культурой, танцами, особенностями проведения народных праздников;
-
«Лукоморье» - знакомство с устным народным творчеством;
-
«Мастерская народных ремесел» - декоративно-прикладное творчество народов России и Югры;
-
«Тропинки истории» - изучение особенностей национальной культуры и быта.
Таким образом, ребёнок, ставший участником проекта дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры», реализует свои возможности в разных видах деятельности.
Целевая аудитория проекта - воспитанники групп компенсирующей направленности и их родители.
Реализация мероприятий дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» будет осуществляться согласно плану в течение учебного года, каждый месяц которого посвящен изучению культуры и традиций народов, проживающих на территории города Лангепаса: русских, украинцев, беларусов, татаро-башкирского народа, хантов, казахов, народов Кавказа. Курс дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» завершает многонациональный фестиваль «Дружат дети всей Земли».
Предполагается, что в качестве пилотной площадки по реализации основных мероприятий проекта выступит ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка». В последствии возможно тиражирование и распространение опыта реализации проекта в других дошкольных учреждениях.
Предполагаемыми результатами реализации проекта дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» станет формирование у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья интереса к жизни людей других наций, их культуре, обычаям и национальному искусству, представлений о том, что должно объединять людей различных национальностей, развитие желания проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений. Все это будет способствовать созданию в детском саду атмосферы дружбы, развитию добрых чувств, бытующих в отношениях людей различных национальностей .
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлен комплексный подход к воспитанию патриотизма и толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизиологических особенностей, разработана система мероприятий, позволяющая наиболее полно узнать о традициях и обычаях народов Лангепаса.
Особенностью реализации проекта дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» является организация тесного сетевого взаимодействия с центром военно-спортивной и патриотической подготовки «Патриот», Центром национальных культур ЛГ МАУ «Фортуна», ЛГ МАУ ДОД «Радуга», Музейно-выставочным центром, городским Казачьим обществом.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в различных возрастных группах детского сада, в том числе общеразвивающей направленности, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Мы надеемся, что реализуемый проект поможет воспитанникам групп компенсирующей направленности развить чувства общности, дружбы и единства с представителями различных национальностей, проживающих в городе Лангепасе.
Цель проекта: развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чувств толерантности и национального единства посредством реализации комплекса мероприятий дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры».
Задачи проекта:
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- приобщать к истокам народной культуры.
- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории Югры и города Лангепаса;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- способствовать формированию у детей интереса к народам России;
- познакомить воспитанников с особенностями разных народных культур, с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками.
Актуальность проекта:
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.
Проблема патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями состоит в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувства гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате реализации проекта детской академии «Братство народов - богатство Югры» у детей с ограниченными возможностями будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Этапы реализации проекта
Этап
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
Подготовительный
1. Первичный опрос воспитанников групп компенсирующей направленности «Что я знаю о России»
15.09.2015
Воспитатели группы
2. Заключение и обновление соглашений о взаимодействии и взаимном сотрудничестве с учреждениями и организациями города, разработка плана совместной работы по реализации мероприятий проекта
1.07.2015 - 1.09.2015
Заместитель заведующего
3. Методическое обеспечение проекта: разработка программы, календарного планирования, музыкального материала
1.09.2015- 1.10.2015
Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель
4. Оснащение проекта: закупка необходимых материалов
1.09.2015 - 1.10.2015
Завхоз
5. Проведение рекламной кампании
Заместитель заведующего
Основной
1.Реализация основных мероприятий в рамках проекта
1.10.2015 - 1.05.2016
Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель
2. Освещение мероприятий проекта в СМИ
1.10.2015 - 1.05.2016
Заместитель заведующего
Заключительный
1. Контрольный опрос воспитанников, анализ результатов
15.05.2016
Воспитатели группы
2. Проведение экспертизы эффективности реализации проекта
20.05.2016
Заместитель заведующего
3. Трансляция опыта реализации проекта на городском уровне
С 1.06.2016
Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель
Механизм реализации проекта
«Свирель»
Знакомство с музыкальными традициями народов, особенностями проведения праздников
Проведение национальных праздников и развлечений
Национальные танцы
Национальные песни
Национальная музыка
«Лукоморье»
«Мастерская народных ремесел»
«Тропинки истории»
Изучение национальной культуры через устное народное творчество
Сказки народов России
Потешки, басни, стихотворения
Театрализация национальных сказок
Беседы о национальных костюмах
Знакомство с особенностями национального декоративно-прикладного творчества
Изготовление и роспись национальных игрушек, поделок
Знакомство с национальными орнаментами
Знакомство с видами художественной росписи
Знакомство с историей, изучение особенностей национального быта и культуры
Экскурсии
Мастер-классы
Совместные мероприятия
Реализация проекта детской академии «Братство народов - богатство Югры»
Реализация проекта дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» включает в себя следующие ключевые направления - блоки.
Календарный план реализации основного этапа проекта
Для повышения эффективности реализации мероприятий основного этапа проекта, а также обеспечения возможности трансляции опыта реализации проекта детской академии «Братство народов - богатство Югры» разработан сборник сценариев мероприятий согласно календарного плана (Приложение 1), а также подборка музыкального материала (Приложение 2).
№ п/п
Период
Название
Блок
Содержание
1.
Октябрь
Месяц татаро-башкирской культуры
Блок «Свирель»
Развлечение ко Дню пожилого человека «Живи в века, мой Татарстан»
Блок «Лукоморье»
Чтение сказок «Гульчечек», «Тюляк, сын Сари - Маркаса»
Блок «Мастерская народных ремесел»
Национальная роспись «Сапожки башкирской девушки»
Рисование «Татарский головной убор и жилет»
Блок «Тропинки истории»
Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)
2.
Ноябрь
Месяц культуры народов ханты и манси
Блок «Свирель»
Хантыйский осенний праздник «Проводы лебедя»
Блок «Лукоморье»
Чтение сказок: чтение сказок «Айога», «Как собака друга искала»
Блок «Мастерская народных ремесел»
Изготовление хантыйского оберега
Мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы
Блок «Тропинки истории»
Знакомство с национальным костюмом
экскурсия в Музейно-выставочный центр «Быт хантыйской семьи»,
3.
Декабрь
Месяц славянской культуры
Блок «Свирель»
Праздник «День дружбы и единения славян»
Блок «Лукоморье»
Чтение сказок: «Аленка», «Котик-золотой лобик», «Ивасик Телесик», «Летучий корабль»
Блок «Мастерская народных ремесел»
Рисование национального белорусского орнамента «Купалинка», рисование «Украинская вышиванка»
Блок «Тропинки истории»
Знакомство с национальным костюмом,
Мероприятие «Казачьи забавы» (совместно с городским казачьим обществом)
4.
Январь
Месяц русской культуры
Блок «Свирель»
Праздник «Колядки»
Блок «Лукоморье»
Чтение сказок «Самое дорогое», «Лиса и журавль».
Театрализация русских народных сказок
Блок «Мастерская народных ремесел»
Знакомство с видами росписи
Роспись дымковской игрушки
Блок «Тропинки истории»
Экскурсия в Музейно-выставочный центр «Русская изба»
5.
Февраль
Месяц кавказской культуры
Блок «Свирель»
Праздник «Игры народов Кавказа»
Блок «Лукоморье»
Чтение сказок: «Синяя птица», «Лиса и перепелка»
Блок «Мастерская народных ремесел»
Рисование «Дагестанский костюм»
Блок «Тропинки истории»
Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)
4.
Март
Месяц казахской культуры
Блок «Свирель»
Праздник «Наурыз мейрамы»
Блок «Лукоморье»
Чтение сказки: «Смелый Наурыз и красавица Коктем»
Театрализация сказки «Жадный Бай и Алдар Косе»
Блок «Тропинки истории»
Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)
8.
Апрель
Месяц дружбы
Блок «Свирель»
Фестиваль национальных культур и выставка детских работ «Дружат дети всей Земли»
Блок «Лукоморье»
Изучение энциклопедии народов России
Блок «Мастерская народных ремесел»
Рисование «Дружный хоровод»
Блок «Тропинки истории»
Организация фото-выставки «Лица России»
Ожидаемые результаты реализации проекта
-
Воспитание личности ребенка с активной социальной позицией, обладающей нравственными качествами;
-
Систематизация работы по развитию гражданского самосознания детей с ОВЗ;
-
Повышение качества организации педагогической деятельности по развитию патриотического самосознания детей с ОВЗ;
-
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества;
-
Проявление внимания и уважения к людям разных национальностей;
-
Укрепление материально-технической базы учреждения.