Проект дошкольной академии Братство народов - богатство Югры

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект дошкольной академии Братство народов - богатство Югры

Резюме проекта

Для развития гражданского самосознания и воспитания чувства толерантности у детей с особыми возможностями здоровья, необходимы специальные педагогические условия. Данная категория воспитанников имеет ряд психофизиологических особенностей: у них ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, трудности в формировании эмоционально-волевой, мотивационной сфер и высших психических функций, затруднено осознание себя и окружающего мира. Поэтому особое место в организации патриотического воспитания у детей с ОВЗ отводится системно-деятельностному подходу, который обеспечивает построение воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья воспитанников.

Проект дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» позволит обеспечить комплексный подход к патриотическому воспитанию детей с особенностями развития путем реализации системы мероприятий по изучению культурных традиций и обычаев народов Лангепаса в следующих блоках:

  • «Свирель» - знакомство с национальной музыкальной культурой, танцами, особенностями проведения народных праздников;

  • «Лукоморье» - знакомство с устным народным творчеством;

  • «Мастерская народных ремесел» - декоративно-прикладное творчество народов России и Югры;

  • «Тропинки истории» - изучение особенностей национальной культуры и быта.

Таким образом, ребёнок, ставший участником проекта дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры», реализует свои возможности в разных видах деятельности.

Целевая аудитория проекта - воспитанники групп компенсирующей направленности и их родители.

Реализация мероприятий дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» будет осуществляться согласно плану в течение учебного года, каждый месяц которого посвящен изучению культуры и традиций народов, проживающих на территории города Лангепаса: русских, украинцев, беларусов, татаро-башкирского народа, хантов, казахов, народов Кавказа. Курс дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» завершает многонациональный фестиваль «Дружат дети всей Земли».

Предполагается, что в качестве пилотной площадки по реализации основных мероприятий проекта выступит ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка». В последствии возможно тиражирование и распространение опыта реализации проекта в других дошкольных учреждениях.

Предполагаемыми результатами реализации проекта дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» станет формирование у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья интереса к жизни людей других наций, их культуре, обычаям и национальному искусству, представлений о том, что должно объединять людей различных национальностей, развитие желания проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений. Все это будет способствовать созданию в детском саду атмосферы дружбы, развитию добрых чувств, бытующих в отношениях людей различных национальностей .

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлен комплексный подход к воспитанию патриотизма и толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизиологических особенностей, разработана система мероприятий, позволяющая наиболее полно узнать о традициях и обычаях народов Лангепаса.

Особенностью реализации проекта дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» является организация тесного сетевого взаимодействия с центром военно-спортивной и патриотической подготовки «Патриот», Центром национальных культур ЛГ МАУ «Фортуна», ЛГ МАУ ДОД «Радуга», Музейно-выставочным центром, городским Казачьим обществом.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в различных возрастных группах детского сада, в том числе общеразвивающей направленности, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Мы надеемся, что реализуемый проект поможет воспитанникам групп компенсирующей направленности развить чувства общности, дружбы и единства с представителями различных национальностей, проживающих в городе Лангепасе.

Цель проекта: развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чувств толерантности и национального единства посредством реализации комплекса мероприятий дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры».

Задачи проекта:

- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

- приобщать к истокам народной культуры.

- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории Югры и города Лангепаса;

- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

- способствовать формированию у детей интереса к народам России;

- познакомить воспитанников с особенностями разных народных культур, с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками.

Актуальность проекта:

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.

Проблема патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями состоит в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.

В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувства гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате реализации проекта детской академии «Братство народов - богатство Югры» у детей с ограниченными возможностями будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Этапы реализации проекта


Этап

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Подготовительный

1. Первичный опрос воспитанников групп компенсирующей направленности «Что я знаю о России»

15.09.2015

Воспитатели группы

2. Заключение и обновление соглашений о взаимодействии и взаимном сотрудничестве с учреждениями и организациями города, разработка плана совместной работы по реализации мероприятий проекта

1.07.2015 - 1.09.2015

Заместитель заведующего

3. Методическое обеспечение проекта: разработка программы, календарного планирования, музыкального материала

1.09.2015- 1.10.2015

Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель

4. Оснащение проекта: закупка необходимых материалов

1.09.2015 - 1.10.2015

Завхоз

5. Проведение рекламной кампании

Заместитель заведующего

Основной

1.Реализация основных мероприятий в рамках проекта

1.10.2015 - 1.05.2016

Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель

2. Освещение мероприятий проекта в СМИ

1.10.2015 - 1.05.2016

Заместитель заведующего

Заключительный

1. Контрольный опрос воспитанников, анализ результатов

15.05.2016

Воспитатели группы

2. Проведение экспертизы эффективности реализации проекта

20.05.2016

Заместитель заведующего

3. Трансляция опыта реализации проекта на городском уровне

С 1.06.2016

Заместитель заведующего, Воспитатели группы, музыкальный руководитель





























Механизм реализации проекта

«Свирель»

Знакомство с музыкальными традициями народов, особенностями проведения праздников

Проведение национальных праздников и развлечений

Национальные танцы

Национальные песни

Национальная музыка


«Лукоморье»

«Мастерская народных ремесел»

«Тропинки истории»

Изучение национальной культуры через устное народное творчество

Сказки народов России

Потешки, басни, стихотворения

Театрализация национальных сказок

Беседы о национальных костюмах

Знакомство с особенностями национального декоративно-прикладного творчества

Изготовление и роспись национальных игрушек, поделок

Знакомство с национальными орнаментами

Знакомство с видами художественной росписи

Знакомство с историей, изучение особенностей национального быта и культуры

Экскурсии

Мастер-классы

Совместные мероприятия

Реализация проекта детской академии «Братство народов - богатство Югры»

Реализация проекта дошкольной академии «Братство народов - богатство Югры» включает в себя следующие ключевые направления - блоки.

Календарный план реализации основного этапа проекта

Для повышения эффективности реализации мероприятий основного этапа проекта, а также обеспечения возможности трансляции опыта реализации проекта детской академии «Братство народов - богатство Югры» разработан сборник сценариев мероприятий согласно календарного плана (Приложение 1), а также подборка музыкального материала (Приложение 2).

№ п/п

Период

Название

Блок

Содержание

1.

Октябрь

Месяц татаро-башкирской культуры

Блок «Свирель»

Развлечение ко Дню пожилого человека «Живи в века, мой Татарстан»

Блок «Лукоморье»

Чтение сказок «Гульчечек», «Тюляк, сын Сари - Маркаса»

Блок «Мастерская народных ремесел»

Национальная роспись «Сапожки башкирской девушки»

Рисование «Татарский головной убор и жилет»

Блок «Тропинки истории»

Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)

2.

Ноябрь

Месяц культуры народов ханты и манси

Блок «Свирель»

Хантыйский осенний праздник «Проводы лебедя»

Блок «Лукоморье»

Чтение сказок: чтение сказок «Айога», «Как собака друга искала»

Блок «Мастерская народных ремесел»

Изготовление хантыйского оберега

Мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы

Блок «Тропинки истории»

Знакомство с национальным костюмом

экскурсия в Музейно-выставочный центр «Быт хантыйской семьи»,

3.

Декабрь

Месяц славянской культуры

Блок «Свирель»

Праздник «День дружбы и единения славян»

Блок «Лукоморье»

Чтение сказок: «Аленка», «Котик-золотой лобик», «Ивасик Телесик», «Летучий корабль»

Блок «Мастерская народных ремесел»

Рисование национального белорусского орнамента «Купалинка», рисование «Украинская вышиванка»

Блок «Тропинки истории»

Знакомство с национальным костюмом,

Мероприятие «Казачьи забавы» (совместно с городским казачьим обществом)

4.

Январь

Месяц русской культуры


Блок «Свирель»

Праздник «Колядки»

Блок «Лукоморье»

Чтение сказок «Самое дорогое», «Лиса и журавль».

Театрализация русских народных сказок

Блок «Мастерская народных ремесел»

Знакомство с видами росписи

Роспись дымковской игрушки

Блок «Тропинки истории»

Экскурсия в Музейно-выставочный центр «Русская изба»

5.

Февраль

Месяц кавказской культуры

Блок «Свирель»

Праздник «Игры народов Кавказа»

Блок «Лукоморье»

Чтение сказок: «Синяя птица», «Лиса и перепелка»

Блок «Мастерская народных ремесел»

Рисование «Дагестанский костюм»

Блок «Тропинки истории»

Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)

4.

Март

Месяц казахской культуры

Блок «Свирель»

Праздник «Наурыз мейрамы»

Блок «Лукоморье»

Чтение сказки: «Смелый Наурыз и красавица Коктем»

Театрализация сказки «Жадный Бай и Алдар Косе»

Блок «Тропинки истории»

Знакомство с национальным костюмом (Центр национальных культур)

8.

Апрель

Месяц дружбы

Блок «Свирель»

Фестиваль национальных культур и выставка детских работ «Дружат дети всей Земли»

Блок «Лукоморье»

Изучение энциклопедии народов России

Блок «Мастерская народных ремесел»

Рисование «Дружный хоровод»

Блок «Тропинки истории»

Организация фото-выставки «Лица России»

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Воспитание личности ребенка с активной социальной позицией, обладающей нравственными качествами;

  • Систематизация работы по развитию гражданского самосознания детей с ОВЗ;

  • Повышение качества организации педагогической деятельности по развитию патриотического самосознания детей с ОВЗ;

  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества;

  • Проявление внимания и уважения к людям разных национальностей;

  • Укрепление материально-технической базы учреждения.



© 2010-2022