Программа Художественно-эстетическое развитие направление Музыка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принято: Утверждено:

Протокол №__от______20___г. Приказ №__от_______20__г.

заседанием Педагогического совета заведующий МДОУ детский сад №5

МДОУ детский сад №5 комбинированного вида г. Валуйки

комбинированного вида Белгородской области

г. Валуйки Белгородской области ______________М.В. Линиченко



Рабочая программа

музыкального руководителя по реализации основной общеобразовательной программы МДОУ д/с № 5 комбинированного вида г.Валуйки Белгородской области в первой младшей группе образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление « Музыка».

2015- 2016 учебный год


Музыкальный руководитель:

Жерлицина И.В

























Валуйки

2015


№п/п

Содержание

Стр.

I

Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

7

1.3.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

9

2.

Планируемые результаты освоения Программы

11

II

Содержательный раздел

1.

Содержание психолого-педагогической деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»

14

2.

Описание вариативных формы, способов, методов и средства реализации программы

14

3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

17

4.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

18

III

Организационный раздел

1.

Описание условий реализации Программы

39

2.

Режим работы учреждения и режим дня группы

46

3.

Особенности традиционных событий, праздников,

мероприятий

47

IV

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.

Краткая презентация Программы

48

Приложения

1.

Режим пребывания воспитанников возрастных групп

2.

Расписание НОД

3.

Календарно-тематическое планирование













1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 комбинированного вида г.Валуйки Белгородской области (далее Программа) является управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» с детьми от 2 до3 лет.

Рабочая программа построена на основе учета конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.

Рабочая программа разработана на основании следующего нормативно - правового обеспечения:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный и определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Содержание образовательного процесса выстроено с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;

- создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и

творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая

развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания осуществляется при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи художественно-эстетического развития «Музыкально-художественная деятельность»:

  • приобщение к музыкальному искусству;

  • формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;

  • развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального

слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса;

  • воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности,

совершенствование умений в этом виде деятельности;

  • развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей;

  • удовлетворение потребности в самовыражении.


  1. Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе заложены следующие основные принципы:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

(амплификация) детского развития в основе;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей;

10) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

11) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия

взрослых и детей;

12) уважение личности ребенка;

Принципы, выражающие специфические закономерности музыкального воспитания:

  • уважение личности ребенка;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка в музыкальной деятельности, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего

образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в музыкальных видах деятельности;

  • сотрудничество с семьей в ходе освоения детьми;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, музыкальным традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах музыкальной деятельности;

В Программе учитываются следующие подходы:

Деятельностный подход: организация образовательного процесса строится

на основе ведущих видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

Индивидуально-дифференцированный подход: все воспитательные мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Обучение и воспитание соматически ослабленных детей в образовательно-воспитательном процессе ДОУ имеют реабилитационную направленность. Педагоги владеют информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребенка.

Компетентностный подход позволяет педагогам МДОУ структурировать

содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами воспитанников.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к

структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в

различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечиваются

следующие психолого-педагогические условия:

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,

формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в

собственных возможностях и способностях;

● использование в образовательном процессе форм и методов работы с

детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого

ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических

для них видах деятельности;

● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

● поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста

Характеристики возрастных особенностей музыкального развития детей от 2 до 3 лет

Художественно-эстетическое развитие

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Режим работы дошкольного образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида города Валуйки белгородской области функционирует в режиме 10, 5 -часового пребывания воспитанников в период с 7-00 до 17-30, дежурная группа с 1,5 - часовым пребыванием с 17.30 до 19.00 при 5-дневной рабочей неделе.

Национально - культурные особенности: Этнический состав воспитанников - русские, но есть дети, переехавшие с родителями с Украины. Национально-культурные особенности осуществления образовательного процесса:

а) образовательный процесс осуществляется на русском языке;

б) в образовательной деятельности уделяется большое внимание произведениям устного творчества, хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству русского народа, одновременно у детей воспитывается уважение к другим народам, интерес к мировому сообществу;

в) в образовательном процессе учитываются культурные традиции жителей Белгородской области, Валуйского района. Реализация данного компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Белгородчины. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.

Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона: умеренно континентальный климат, т.е. холодный период: учебный год (сентябрь- май), составляется определенный режим дня и расписание непосредственно - образовательной деятельности, летний период (июнь-август), для которого

составляется другой режим дня и всевозможные мероприятия в игровой и развлекательной форме.

В связи с этим, в Программе представлено два варианта режима дня.

В образовательном процессе максимально используются возможности социального окружения.

Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья. Педагоги создают на занятиях и в других формах обучения эмоционально-насыщенную атмосферу, преодолевая учебно-дисциплинарные приемы. Занятия в основном проводятся по подгруппам и индивидуально. Чтобы избежать перегруженности режима учебной деятельности, в практику работы внедряются комплексные формы проведения занятий.

2. Планируемые результаты освоения Программы


Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Целевые ориентиры образования в младшем дошкольном возрасте

Образовательные

области

Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст (от 2-3 лет)

Художественно-эстетическое

развитие

Музыкальное развитие:

  • интересуется звучащими предметами и активно действует с ними;

  • эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры,

  • стремится проявлять настойчивость в достижении

  • результата;

  • проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку;

  • эмоционально откликается на различные произведения музыкальной культуры и искусства;



  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.Содержание психолого-педагогической деятельности по реализации

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира

природы.

2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5)Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

6)Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Направление художественно-эстетического развития:

  1. Музыкальная деятельность

Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность соответствует разделу Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (М: Мозаика - Синтез, 2014 г.)

Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет четкое построение.

Приветствие

Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия.

Одновременно решаются педагогические задачи - воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки.

В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально - ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики.

Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.

Развитие чувства ритма. Игра на музыкальных инструментах.

Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен видеть название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы, а-у-у-у-и; ы, а-у-у-е - мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу, гу-гим; гы, га-гу-гу-гем - мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дети, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

Слушание музыки.

Слушание музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов - «Слушание музыки» - является у детей любимым.

Распевание, пение.

Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки- распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты (несколько детей), припев - все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

Пляски, игры, хороводы.

Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей - это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания.

Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения.

Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений.

Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.

Основные задачи реализации образовательной деятельности по основным видам деятельности:

Вторая группа раннего возраста (2-3 года)

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности - уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое - тихое, высокие - низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности - основная задача воспитания детей этого возраста.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности.

В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему.

Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание.

Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности

психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным.

Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность. Необходимо органично использовать на занятиях такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый. Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в совершено другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная деятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тесная работа музыкального руководителя и воспитателя. В определенные моменты воспитатель имеет возможность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ладошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимными моментами и ситуациями (умывание, одевание, сборы на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкальные минутки, используя интересные аранжировки материала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогащает эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспитанию.

В этот возрастной период детей приучают слушать, запоминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, изменять движения с изменением характера мелодии, эмоционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое - тихое, высокое - низкое, быстрое - медленное). Вырабатывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать ножками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музыкально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бубен, погремушка, колокольчик и др.).

Воспитатель на занятии сам должен быть очень активным, эмоциональным, уметь во время игры взять на себя ведущую роль. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель и воспитатель на музыкальных занятиях были партнерами детям. Совместная деятельность взрослого и малыша, способствует формированию положительных эмоциональных отношений.

В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны различия в умениях.

Это связано, прежде всего, с особенностями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреждение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что естественно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правильно организованной музыкальной деятельности является ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.

Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методически грамотно и исходить, прежде всего, от их педагогической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить праздничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в которой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполняют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций. Не должно быть переизбытка материала, чтобы малыши эмоционально не устали. Важно учитывать психологические и физические возможности детей.

Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнакомых людей рядом всегда стресс. Замечено, что после таких мероприятий дети заболевают. Педагоги в первую очередь должны думать только о психологически комфортном состоянии детей.

Младшая группа.

Музыкально-ритмические движения.

Задачи:

  1. Реагировать на звучание музыки, выполнять движения по показу педагога.

  2. Ориентироваться в пространстве.

  3. Выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога.

  4. Легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка».

  5. Маршировать, останавливаться с концом музыки.

  6. Неторопливо, спокойно кружиться.

  7. Менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики.

  8. Выполнять притопы.

  9. Различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие

(марш и бег).

  1. Выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т.д.)

.

Пляски, игры, хороводы.

Задачи:

  1. Изменять движения со сменой частей музыки.

  2. Запоминать и выполнять простейшие танцевальные движения.

  3. Исполнять солирующие роли (кошечка, петушок, собачка и др.).

  4. Исполнять пляски по показу педагога.

  5. Передавать в движении игровые образы.


Примерный музыкальный репертуар представлен в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации Программы


Программа реализует модель образовательного процесса по музыкальной деятельности, в которой представлены современные походы к организации всех видов детской деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников. Модель построена с учетом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи:

  • образовательные области;

  • группы воспитательных задач;

  • сквозные механизмы развития ребенка;

  • приоритетные виды детской деятельности и активности;

  • формы организации детских видов деятельности (в том числе в рамках организации непосредственно образовательной деятельности (далее -НОД)).

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности, специфических для каждого возраста (ФГОС ДО п.2.7.).

Для детей первой младшей группы - это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Для детей младшей - это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира), а также восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Музыкально-художественная деятельность

Специфические

задачи

  • развитие музыкально-художественной деятельности;

  • приобщение к музыкальному искусству.

Виды

образовательной

деятельности

Музыкальные занятия.

Слушание народной, классической, детской музыки. Игра на детских музыкальных инструментах. Шумовой оркестр Экспериментирование со звуками.

Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.

Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен. Драматизация песен.

Музыкальные и музыкально-дидактические игры Концерты-импровизации.

Упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса. Беседы по содержанию песни.

Реализация образовательного процесса через образовательную деятельность и культурные практики.

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).

Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый

взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

3. Способы и направления поддержки детской инициативы


Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей.

Возможность проявления инициативы в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Образовательная деятельность в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности

Образовательная

Самостоятельная деятельность детей

Художественно-

эстетическое

развитие.

Музыкальные игры в группе.

Музыкально-дидактические игры.

Самостоятельное музицирование, игра на детских

музыкальных инструментах.

Слушание музыки.

Пальчиковые игры.

Желание детей выступать перед родителями и сверстниками.







В развитии детской инициативы и самостоятельности важно соблюдать ряд общих требований:

  • развивать активный интерес детей к музыкальной деятельности, стремление к получению новых знаний и умений;

  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

  • постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

  • своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих

небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

  • дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

  1. Особенности взаимодействия музыкального работника с семьями воспитанников.

Создание условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания это ведущие цели взаимодействия с семьей.

Образовательная деятельность в процессе взаимодействии с семьями детей, направлена на:

  • создание условий для вовлечения родителей в образовательный процесс,

  • педагогическое просвещение родителей по вопросам развивающего взаимодействия с детьми дома.

Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие

личности ребенка, детско-родительских отношений. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты).

Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Содержание работы с семьей по направлениям развития ребенка



Образовательная

Образовательный потенциал семьи

Художественно-

эстетическое

развитие.

Участие в праздниках, концертах, утренниках, развлечениях

Совместная с детьми творческая деятельность Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях).

Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в детском саду и учреждениях дополнительного образования и культуры.





Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-

аналитические

Выявление интересов,

потребностей, запросов

родителей, уровня их

педагогической грамотности

Проведение социологических

опросов

Анкеты

Индивидуальные беседы

Познавательные

Ознакомление родителей с

возрастными и психоло-

гическими особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических навыков

воспитания детей

Проведение собраний,

консультаций в нетрадиционной

форме

Мини-собрания

Досуговые

Установление эмоционального

контакта между педагогами,

родителями, детьми

Совместные досуги, праздники

Выставки работ родителей и детей

Мастер-классы

Наглядно-

информационные:

информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с

работой дошкольного

учреждения, особенностями

воспитания детей. Формирование

у родителей знаний о воспитании

и развитии детей

Буклеты

Дни (недели) открытых дверей

Открытые просмотры занятий и

других видов деятельности детей

Выпуск стенгазет

Задачи построения взаимодействия с семьей:

  • обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе согласования целей, задач развития художественно-эстетической сферы детей дошкольного возраста;

  • обеспечить единство форм содержания образования детей через партнерское взаимодействие всех специалистов ДОУ, семьи через детско-взрослую музыкально-творческую совместную деятельность

Условия успешной работы с родителями:

- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- доброжелательность и открытость.

Сотрудничество с родителями строится на основе следующих принципов:

-осознание, что только общими усилиями семьи и образовательного

учреждения можно помочь ребенку;

- принятие каждого ребенка как уникальной личности;

- воспитание в детях уважительного отношения к родителям и педагогам;

- учет пожеланий и предложений родителей (высоко ценить их участие в жизни группы);

- с уважением относится к тому, что создается самим ребенком;

- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;

- проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей

Основные формы взаимодействия с семьей

1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

3. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, семейных праздник.

III. Организационный раздел

1. Описание условий реализации Программы

Психолого-педагогические условия реализации Программы

Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных

возможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей, результаты которой используются для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

В целях эффективной реализации Программы в учреждении созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и

родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Для успешной реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в каждой группе детского сада созданы центры изобразительного искусства; стенды для выставок детских работ, аудиотека; дидактический материал для музыкального развития.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и

воспитания

Содержание образовательной деятельности в МДОУ определяется реализацией образовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе:

п/п

Используемые программы

Срок реализации

1

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учебно-методическим комплектом.

5 лет

(с 1,5 до 7 лет)

Детское художественное творчество

Новоскольцева

И.А., Каплунова И.М.

Е.Н. Арсенина.

Н.Витлугина, И. Дзержинская, Л.Комиссарова.

"Ясельки" - первая младшая группа.

Музыкальные занятия по программе « От рождения до школы» первая младшая группа.

« Музыка в детском саду». Первая младшая группа.


2

И.А. Новоскольцева «Ясельки». - 1 мл. группа.

2-3 года

3.

И.М. Каплунова Музыкальные занятия по программе « От рождения до школы» 1 млад. Группа.

2-3 года

4.

Н. Витлугина, И.Дзержинская, Я .Комиссарова « Музыка в детском саду».1 мл. группа.

2-3 года.

5.

Журнал « Дошкольное воспитание».№8 1989г.

2-3 года

6.

Журнал « Дошкольное воспитание» №11 1993г.

2-3 года

Созданная в учреждении развивающая предметно-пространственная

среда обеспечивается наличием в учреждении средств обучения и воспитания (в том числе технических), материалов. Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды отражает логику развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Примерный перечень предметно-развивающей среды музыкального зала можно условно разделить на 4 группы:

1. - атрибуты и костюмы для игр и танцев;

2. - детские музыкальные инструменты и игрушки;

3. - музыкально-дидактические игры и пособия;

4. - CD-визуальные и мультимедийные средства музыкального развития.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (художественно-эстетическое развитие)

Атрибуты и костюмы для игр, танцев и театрализованных представлений

Детские музыкальные инструменты и игрушки

Музыкально-дидактические игры и учебно-наглядные пособия


Аудиовизуальные и

мультимедийные средства развития, информационные и

ТСО, мебель

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:

- мягкие игрушки,

- иллюстрации,

- пособия типа лото;

- маски и шапочки (звери,

сказочные персонажи, фрукты/овощи, грибы)

2. Атрибуты к танцевальным импровизациям:

- ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, цветы, листики, снежинки (по сезону);

- элементы костюмов к знакомым танцам (косынки, веночки, шляпы);

3. Атрибуты к театрализованным представления:

- ширмы: настольная и по росту детей;

- кукольный театр;

- костюмы для детей;

4. Атрибуты к играм:

- флажки, снежки, конфетки;

5. Декорации напольные и

настенные:

- цветы, гирлянды, растяжки к праздникам, новогодние игрушки.

1. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

- бутафорские музыкальные инструменты (балалайки);

- с хроматическим рядом, диатоническим, пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, ксилофон, свирели);

- с фиксированной мелодией (шарманка, органчик);

- с одним фиксированным звуком (свистульки, дудки, набор треугольников):

- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики, молоточки, ложки, кастаньеты, трещетки);

- музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр)

1.Восприятие:

- графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

- портреты композиторов;

- иллюстрации по теме «Времена года»;

- альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»;

- геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения;

2. Учебно-наглядные пособия:

- нотное лото;

- нотный стан;

- музыкальная лесенка;

3. Музыкально-дидактические игры:


Музыкально-слуховые представления

Младший дошкольный возраст

«Птица и птенчики»

«Мишка и мышка»

«Чудесный мешочек»

«Курица и цыплята»

«Петушок большой и маленький»

«Угадай-ка»

«Кто как идет?»

«Музыкальное лото»

«До, ре, ми» «Лестница»

«Угадай колокольчик» «Три поросенка»

«На чем играю?» «Громкая и тихая музыка»

«Узнай какой инструмент»

Ладовое чувство

Младший дошкольный возраст

«Колпачки»

«Солнышко и тучка»

«Грустно-весело»

Чувство ритма

Младший дошкольный возраст

«Колпачки»

«Солнышко и тучка»

«Грустно-весело»

- картотека музыкально-дидактических игр;

Баян

Фортепиано;

Музыкальный центр;

Микрофон;

Фонотека



Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014

Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» (занятия, игры, упражнения), Волгоград, 2011

А.С.Кленов. «Там, где музыка живет».- М.:Педагогика, 1985.

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Мозаика - Синтез, 2010. Руссских Г.А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. /Методист/.- 2002.

Образцова Т.Н. «Музыкальные игры для детей». Москва «Этрол ЛАДА»2005г

Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением «Праздник каждый день, младшая группа» И.Каплунова, И. Новоскольцева. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» 2010

Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Спб., Композитор, 2004.

Журналы:

«Справочник музыкального руководителя»

«Музыкальный руководитель»

«Музыкальная палитра»

«Дошкольное воспитание»

2. Режим работы учреждения и режим дня групп

Режим работы МДОУ:

- пятидневная рабочая неделя,

- 10,5-часовое пребывание детей (время работы: с 7.00 до 17.30),

- выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.

Режим дня в дошкольном образовательном учреждении - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Организация режима дня и воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОО 2.4.1.3049-13.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, посещающих учреждение, а также с учетом климатических особенностей региона.

Режим дня определяет продолжительность непрерывной образовательной деятельности, количество и продолжительность прогулок, время, отведенное на дневной сон и на самостоятельную деятельность детей, а также на организацию приема пищи.

Занятия проходит 2 раза в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (СапПиН 2.4.1.1249-03).

Режим пребывания воспитанников (Приложение № 1)

Расписание организованной двигательной деятельности (Приложение №2)



3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Цель: построение воспитательно-образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

  • явлениям нравственной жизни ребенка

  • окружающей природе

  • миру искусства и литературы

  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)

  • сезонным явлениям

  • народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывая приоритет дошкольного учреждения. Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Одной теме уделяется не менее 2-х недель. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

График праздников (обязательная часть)

Ноябрь - «Осень»

Декабрь - «Новый год»

Март - «Международный женский день»

Июнь - «Летний праздник»

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.Краткая презентация программы


  1. Категории детей, на которых ориентирована Программа

Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного, организационного) и дополнительного раздела - краткой презентации Программы. Каждый из трех основных разделов Программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению «Художественно-эстетическое развитие» (обязательная часть) «Музыкальная деятельность». Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В части, формируемой участниками образовательного процесса, отражается приоритетное направление деятельности дошкольного образовательного учреждения - познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса,

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитании. Детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании

образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствия

давления предметного обучения.

Содержание Программы построено с учетом следующих методологических подходов.

Деятельностный подход: организация образовательного процесса строится на основе ведущих видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

Индивидуально-дифференцированный подход: все воспитательные мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Обучение и воспитание соматически ослабленных детей в образовательно-воспитательном процессе ДОУ имеют реабилитационную направленность. Педагоги владеют информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребенка.

Компетентный подход позволяет педагогам МДОУ структурировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами воспитанников.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Используемые Примерные программы:

Обязательная часть программы полностью соответствует ПООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанной в соответствии с ФГОС ДО. («ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.

Задачи программы: подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений; заложить основы гармоничного развития (музыкальный слух, внимание, чувство ритма и красоты мелодии, движение и индивидуальных музыкальных способностей); приобщить к русской народно-традиционной мировой музыкальной культуре; подготовить к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями; развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров в доступной форме.

2. Расписание образовательной деятельности

I младшая группа 2015 - 2016 учебный год

Дни недели

Образовательная

область

Вид организованной

деятельности

Понедельник

9.00-9.10

«Художественно- эстетическое развитие.»

9.20-9.40.

«Физическое развитие».

Продуктивная ( рисование)

Двигательная (физическое развитие).

Вторник

9.00-9.10 .

«Речевое развитие»

9.20-9.40.

«Художественно-эстетическое развитие».

Коммуникативная (развитие речи).

Музыкально-художественная (Музыка).

Среда

9.00-9.10. «Познавательное развитие».


9.20-9.30.

«Физическое развитие».

Познавательная деятельность (ФЭМП/Развитие познавательно- исследовательской деятельности/Приобщение к социокультурным ценностям/ Ознакомление с миром природы).

Двигательная ( Физическая культура)

Четверг

9.00-9.10.

« Речевое развитие».

9.20-9.30.

« Художественно-эстетическое развитие).

Коммуникативная ( развитие речи).

Музыкально- художественная деятельность ( Музыка).

Пятница

9.00-9.10.

«Художественно- эстетическое развитие».

9.20-9.40.

Физическая культура

Продуктивная деятельность ( Лепка).

Двигательная деятельность на свежем воздухе( Физическая культура).


3. Режим дня в первой младшей группе

на 2015-2016 учебный год.

Режим дня

I младшая группа

Холодный период

Теплый период

Прием и осмотр детей, самостоятельная деятельность.

7.00.-8.00.

7.00.-8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30.

8.00.-8.30.

Игры, самостоятельная ,деятельность.

8.30.-9.00

8.30.-9.00.

Организованная образовательная деятельность

9.00-9.10.

9.20.-9.30.

9.00-9.30.

Второй завтрак.

9.30.-9.45.

9.45-9.55

Прогулка

9.45.-11.30.

9.00-11.20.

Возращение с прогулки, игры

11.30.-11.55.

11.20-1150.

Подготовка к обеду, обед

11.55.-12.30.

1150.-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30.-15.00

12.30-15.00

Подъем, воздушные процедуры

15.00-15.15

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.25.

15.15-15.25

Игры, самостоятельная деятельность.

15.25.-16.15.

15.25-16.10

Чтение художественной литературы

16.00-16.15.

16.10-16.15

Подготовка к прогулке, прогулка

16.15-17.30.

16.15-17.30

Уход детей домой.

17.30

17.30-19.00


© 2010-2022