- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дмитриева Г.Н. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: Работа с предложением. Звуковой анализ слов.
Задачи:
-продолжать учить делить предложения на слова, определять количество слов и называть их по порядку;
-закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания букв и определением ударного гласного звука;
-учить называть слова с определённым ударным гласным звуком;
-развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, фонематический слух;
- способствовать формированию навыков самостоятельности, сотрудничества.
Материал раздаточный: карточки для разбора слов; красные, синие, зелёные фишки, указка, игрушки в сумке «ёлочке».
Методические приёмы:
Музыкальное сопровождение.
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки, игрушки).
Игровой (Д/и «Придумай слова со звуком», «Назови слова с ударным звуком»).
Практический (упражнения по разбору слов).
Наблюдение за работой детей, советы.
Ход занятия:
I.Вводная часть.
- Ребята, у нас сегодня гости. Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. Покажем, что умеем? Тогда вперёд.
Для начала позовём царицу Грамоту:
1,2,3,4,5
Я зову тебя опять.
Ну - ка, грамота приди,
И всему нас научи.
II.Основная часть.
1.Повторение.
-Что такое речь?
-Какая бывает речь?
-Какую речь мы называем устной?
-Какую речь мы называем письменной?
-Какие звуки речи называем гласными. Почему? В каких домиках живут гласные на ленте букв?
-Какие звуки речи называем согласными? Почему? В каких домиках живут согласные?
-Назовём хором все гласные, которые выучили.
-Назовём хором все согласные (Эль, эм, эн, эр).
-Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
2.Сюрпризный момент.
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу.
Зима в лесу!
Заходим в лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот ёлочка стоит,
а под ней, что - то лежит. (Письмо лежит под ёлкой, а игрушки внутри).
-Посмотрю? Ой, здесь разные игрушки и письмо.
Почитаем: «Дорогие ребята, хотим с вами поиграть и посмотреть, что вы умеете и знаете. Мы приготовили для вас разные задания. Надеемся, что вы с ними справитесь» .Ваши любимые игрушки.
3. Работа с предложением.
Первое задание от зайца: «Придумайте про него предложение , чтобы в нём было только два слова.».(Дети придумывают)
-Сколько слов?
-Назовите первое….
-Кто составит схему предложения на доске?
-Как вы думаете, почему в предложении, первое слово обозначается не просто полоской, а полоской с чёрточкой впереди?
-Что поставили в конце предложения?
-Ой, ребята, а зайка приготовил для вас ещё какие - то схемы предложений. Кто сможет по схеме - картинке составить про него предложение.
Дети: Заяц любит морковку. Заяц живёт в лесу….
Воспитатель: Прочитаем следующее задание: Ребята я очень красивая игрушка, послушайте песенку и отгадайте, кто я? (Звучит отрывок песни «Про следы»)
Воспитатель: Ребята, что за игрушка спряталась в нашей «ёлочке?
Дети: Маша из мультфильма «Маша и медведь»
Воспитатель: достаёт игрушку «Маша».
Воспитатель: Прочитаем задание от Маши: «Ребята, в моём имени 4 звука. Придумайте имена девочек, в которых, тоже 4 звука.
Дети: Катя, Саша, Вика, Поля….
Воспитатель: Ребята, выполним звуковой анализ слова Саша (Или любое другое слово - имя по желанию детей). Маша посмотрит кто быстрее справиться.
3.Самостоятельная работа по звуковому анализу слова Саша.
4.Разбор слова на доске.
-Выделим первый звук: Ссссаша. (Звук с).
-Какой он? (Согласный, твёрдый)
-Почему? (Воздух встречает преграду. Звук а обозначает твёрдость согласного)
Выделим второй звук Саааша. (Звук а).
-Какой он? Почему?
-Выделим третий звук: Сашшша.(Звук ш)
-Какой? Почему?
-Выделим четвёртый звук : Сашаааа. (Звук а.)
-Какой? Почему?
-Сколько в слове согласных?
-Сколько в слове гласных?
-Прохлопаем слово, сколько слогов? (Два)
-Какое правило знаем? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
-На какой слог падает ударение? Поставьте.
-Ребята, а какое правило вы знаете о том, как пишутся все имена?
Физкультминутка «Мороз»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.
Воспитатель: Прочитаем письмо дальше:
-Ребята, отгадайте, кто я?
Я рыжая плутовка,
Зайцев ловлю ловко?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Ребята, она тоже хочет, чтобы мы сделали звуковой анализ слова лиса.
5.Разбор слова «лиса» самостоятельно и у доски.
-Выделим первый звук «лллиса».(Ль)
-Какой? Почему? Какой фишкой обозначим?
-Выделим второй звук: «лииса» (И).
Какой? Почему? Какой фишкой обозначим?
-Выделим третий звук :»лиссса». (С).
-Какой? Почему? Какой фишкой обозначим?
-Выделим четвёртый звук: «лисаааа».(С.)
-Какой? Почему? Какой фишкой обозначим?
-Сколько слогов?
-Какой ударный?
6. Игра с заданиями.
-Какой первый гласный в слове лиса? (Кто первый скажет, тот забирает фишку с доски)
-Какой второй гласный?
-Назовите мягкий согласный?
-Назовите твёрдый согласный.
-На схему вернётся второй гласный, первый гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный.
Воспитатель: Посмотрим, какая игрушка ещё приготовила для нас задание.
(Достаю - волка). Прочитаем, какое задание приготовил для нас волк: «Ребята, назовите слова, в которых есть ударный звук о».
Дети: Осень, обруч, Оля, корова, дом, сом, молоко, солнце, совок, сон, розы…
III.Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Давайте дочитаем письмо: «Ребята, вы отлично справились со всеми нашими заданиями и за это мы приготовили для вас угощение и медали. Спасибо вам. До встречи.
(Раздача угощения и медалей. Уборка рабочих мест).