Опыт работы: Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В истории дошкольного воспитания, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Нас тоже заинтересовала эта деятельность, и мы решили применять ее в своей работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Детей этого возраста следует учить самостоятельно играть в разные игры (дидактические, сюжетные, подвижные). Для этого используются занятия, которые являются частью общей программы сенсорного воспитания, построенной на основе современных дидактических принципов.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении. Таким образом, происходит не только традиционное ознакомление малышей с цветом, формой, величиной предметов, но и осуществляется совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности, что обеспечивает углубление и конкуренцию педагогической работы и позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значения в решении важных жизненных задач.

Третьим принципом теории сенсорного воспитания предполагается сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов и явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются эталоном образования любого предмета. Таким образом, ребенок должен уметь соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.

Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети начинают быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах и движениях, они показывают предмет, приносят его по просьбе взрослого. Следовательно, от одного занятия к другому усложняются и требования воспитателя к детям: необходимо уже правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Постепенно у детей развиваются восприятие, речь, накапливаются знания об окружающем.

Успешное выполнение программы требует повторности занятий. Также важно, чтобы намеченные задачи были освоены всеми детьми из группы. Опыт показывает, что высокий результат усвоения знаний не может быть достигнут на одном занятии, так как одни дети быстро реагируют на внешнее воздействие, а другим для этого требуется более длительный срок.

Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточится только на чем-то одном.

Выполнение указанных в программе сенсорного воспитания задач может быть обеспечено при условии продуманного планирования всей воспитательной работы с детьми, в том числе и занятий. При составлении плана следует соблюдать необходимую повторность программного содержания. Это способствует своевременному усвоению детьми требуемых программой знаний и умений, дает возможность воспитателю постепенно переводить детей от овладения простыми сведениями и умениями к усвоению более сложных.

Кроме того, анализ практического воспитания детей раннего дошкольного возраста показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой. Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно ими манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал. Способы решения практических задач в данном случае - это применение различных игровых действий с обязательным использованием жестов, слов.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, мы нередко замечали, что в свободное от занятий время, без побуждения к деятельности со стороны взрослого, дети повторяют какое-нибудь действие или движение, усвоенное ими ранее на занятии. При этом данное действие может осуществляться неоднократно, с удовольствием, не обнаруживая признаков утомления или снижения интереса. Поэтому мы считаем, что стремление детей к самостоятельной деятельности, выражающейся в многократных повторениях, следует поощрять, так как ребенок именно таким образом упражняется в умениях, которые он получает от взрослого.

Также нами было отмечено, что успехи детей в усвоении получаемой информации напрямую зависят от того, интересно им или нет само содержание занятия. Отсюда следует, что правильно поступают те воспитатели, которые различными способами поддерживают заинтересованность детей, стремятся вызвать у них положительные эмоции.

Руководство детьми требует от нас, воспитателей, знания особенностей каждого ребенка, понимания его поведения, изучения интересов и особенностей.

В нашей группе все дети разные: общительные или замкнутые, активные или молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные, или наоборот, - спокойные и дисциплинированные. Именно поэтому при планировании воспитательного процесса мы учли работу с детьми, имеющими различные типы характера и уровни развития познавательных и эмоциональных способностей.

Наши наблюдения и результаты проведенной работы показывают, что индивидуальный подход к каждому ребенку обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формированию положительных взаимоотношений и всестороннему развитию личности дошкольника.

В процессе работы мы стараемся создать вокруг детей атмосферу радости, окружить их вниманием и любовью, что, в свою очередь, рождает в малышах ответное чувство любви и признательности, психологической и физической защищенности, надежности. Особый акцент мы делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастающие познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.


© 2010-2022