- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа мастер-класса «Экологическое образование
Программа мастер-класса «Экологическое образование
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пищальникова М.Л. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа мастер-класса
«Экологическое образование-это образование человека, гражданина Вселенной который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире»
Н. А. Рыжова
Цель мастер-класса - презентация педагогического опыта ,оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экспериментирование.
Задачи:
-совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической культуры дошкольников;
-помочь коллегам овладеть представленной технологией и оценить представленный материал.
- развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к " рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.
Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего
мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно - новый продукт.
Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
Раздаточный материал: Материалы: кружечки с водой (холодной и горячей), краска, палочки для размешивания ,воронки , салфетки, таблетки активированного угля, вата,бинт.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Ожидаемые результаты
В процессе экспериментирования учимся:
1. видеть и выделять проблему;
2. принимать и ставить цель;
3. решать проблему;
4. анализировать объект или явление;
5. выделять существенные признаки и связи;
6. сопоставлять различные факты;
7. выдвигать гипотезы, предположения;
8. отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
9. осуществлять эксперимент;
10. делать выводы;
Ход мастер - класса:
-
Вводная часть
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить от взрослого человека.
II.Основная часть
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вспомнить некоторые свойства воды: вода может быть холодной и горячей, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше красящего вещества, тем интенсивнее цвет, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Познакомить с процессом превращения пара в капельки воды.
Вода - это жидкость. Она не имеет формы, цвета, запаха. Её можно фильтровать. Вода нужна всем: людям, птицам, животным, насекомым, растениям.
Теперь берите пакетики с заваркой, и опускайте их в кружечки.
В кружечках налита холодная вода.
Как вы поняли, что чай не заваривается, что с водой должно произойти?
-Вода должна окраситься.
-Почему наша вода не окрасилась?
-Вода холодная.
-теперь это повторим с горячей водой .
В горячей воде быстрее растворилась заварка и вода окрасилась.
Чай будет вкуснее, если он немного настоится. Давайте кружечки накроем сверху блюдечками, а сами пройдем в нашу лабораторию и посмотрим как другие вещества растворяются в воде.
Проводят опыт.
В стаканы с холодной и горячей водой кладут по кусочку сухой краски, рассматривают. Дети делают вывод, что в стакане с горячей водой краска растворилась быстрее.
А как окрасится вода, если красителя будет больше?
-Вода станет более окрашенной.
Ачто это на блюдечке за капельки воды? Откуда они появились, ведь блюдечки были сухие?
-Это пар превратился в капельки воды.
Вот плакат здесь нарисовано то, где можно в природе встретить пар и капельки воды. «Круговорот воды в природе».
Загадка: Белый камень в воде тает. (сахар).
Давайте проверим, положим сахар и в холодный и в горячий чай где он быстрее растворится?
Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Одна чистая, другая - грязная.
- Сейчас мы тоже попробуем очистить воду с помощью фильтра. Посмотрите - я для этого возьму воронку, вложу в неё бумажную салфетку, слой ваты, несколько таблеток активированного угля, слой бинта и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
-Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Но помните, самая чистая - это кипячёная вода.
-
Заключительная часть.
Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего
мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно - новый продукт.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Уважаемые коллеги!
Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы!